Влияние телевизора на агрессивность ребенка

Телевидение все более активно и даже агрессивно проникает не только в нашу жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музыцирование и т.п. Перед этим наступлением наиболее беззащитными и зависимыми являются совсем маленькие дети и дети младшего школьного возраста.

Если взрослые или подростки способны критически оценить то, что показывают, могут переключиться на другой канал или просто выключить телевизор, то младшие школьники смотрят все, что показывают. Причем они не, просто смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные ребенку) формируют душу ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи, которые смотрят дети. Они не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания.

Как окружающая среда влияет на агрессивность ребенка? — Эксперимент

Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными .

Здесь важно заметить, что число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло.

. Как отмечает Смирнова Е.О., поражают не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей»

Отсюда ясно, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения факторов, психологических условий, вызывающих эти опасные явления, на что и указывает Смирнова Е.О.

Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится на стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Результаты и особенности влияния такого мощного средства массовой коммуникации, как телевидение, на жизненную среду человека в настоящее время практически не изучаются, или изучаются чрезвычайно мало. Американская академия педиатрии не так давно выпустила предупреждение: не демонстрируйте телепередачи детям до 2-х лет. Многие зададутся вопросом: что может быть опасного в просмотре, например, мультипликационных фильмов? Понятно, что для старших детей некоторые телепередачи могут быть нежелательными с точки зрения воспитания и морали. Обследования показали, что американские дети, сидя перед телевизором в среднем 3 часа в день, за год успевают увидеть около 14 тысяч сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы – около 8 тысяч убийств (у нас, пожалуй, и больше).

Что то произошло, что у нас у всех изменилась чАстота

Для детей моложе 2-х лет, утверждают американские педиатры, опасность просмотра телевизора может быть чисто физической. В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человека все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте 18 месяцев у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, но не посредством телевизора.

«Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка, — таково мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения. – Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка – тихое общение с матерью или отцом» .

Как отмечает, Кизилова К.: «н екоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному – новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство специалистов говорят, что это не так. В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу «Улица Сезам».

Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой, же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека.

Кроме того, указывает доктор Джонсон, телевизор – точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемны, идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять направление на источник звука. Сегодня и в нашей стране телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребенок научиться сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка».

Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает.

Еще по теме:  Когда по телевизору покажут красавица и чудовище

Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений.

Однако, самое явное свидетельство вредного влияния телепередач – рост уровня детской жестокости и агрессивности.

Чем больше и бесконтрольнее ребенок проводит время у телевизора, тем активнее он усваивает нормы агрессивности. Воспитатели и родители детей, активно просматривающих телепередачи, говорят о том, что для этих детей характерны: тенденция к непослушанию, проявление агрессивных форм поведения, выражающихся в:

— отрицательных отзывах о своих сверстниках;

— выражении отрицательных эмоции (недовольство, недоверие, брань);

— высказывании мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий, оскорблений, обидных шуток;

— простом крике, реве (без речевого выражения).

Также эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы, конфликтны. Свою правоту предпочитают доказывать дракой.

Для таких детей характерны: долгое засыпание, беспокойный тревожный сон, вскрикивания, плач во сне. Все это свидетельствует о нарушениях психики. Таким образом, налицо тот факт, что телевизор оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Сажая младшего школьника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основной закон развития психики ребенка, открытый еще Л.С. Выготским. Суть его в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребенка – интересы, переживания, представления, образы — первоначально существуют не внутри него самого, а в пространстве между ним и взрослым, то есть имеют совместную форму.

При этом взрослый не навязывает ребенку свои представления или ценности, а вместе с ним строит свой внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать они живые, что им бывает больно или холодно. Можно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые, можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов.

Полноценное человеческое развитие ребёнка младшего школьного возраста возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в младшем школьном возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребенка – пустым.

Итак, сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это будет бессмысленно и невозможно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами.

Вывод: Коррекционная программа по снижению уровня агрессивности детей младшего школьного возраста

Что можно посоветовать, чтобы уменьшить отрицательное воздействие телевидения на детей младшего школьного возраста. Прежде всего, ограничить время для просмотра телепередач — не более одного часа в день. Кроме ограничения времени, родители должны ограничивать количество передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.

Хочется подчеркнуть, что особенно вреден телевизор для детей младшего школьного возраста. Конечно, нельзя запрещать детям вообще смотреть телевизионные передачи. Но можно все-таки снизить уровень отрицательного влияния телевидения.

Намного полезнее, если вместо семейного просмотра бесконечных телесериалов, родители организуют вечера чтения какой-либо интересной сказки или истории, при этом положительных эмоций и пользы будет намного больше.

Конечно, нельзя выключить сразу все телевизоры или запретить детям смотреть телепередачи. Но надо следить, чтобы телевизор не являлся единственным источником развлечений, а тем более способом отдыха.

Источник: nsportal.ru

2.3 Влияние телевидения на агрессивность подростков

Агрессия как модель поведения ежедневно приходит к нам через телеэкран. ТВ легко формирует сильные установки, непроизвольное стремление к повторению однажды пережитых состояний.

Когда что-то делается легко и приятно, у многих формируется потребность повторять это действие. Даже одиночное переживание определенной цепочки информационно-эстетического воздействия (сюжета) формирует предрасположенность к повторному переживанию идентичного состояния.

Зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, а порождаемые им ассоциативные образы – определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система, особенно у детей, будучи не в состоянии выдержать такую интенсивную нагрузку, уже спустя 15-20 минут формирует тормозную реакцию в виде трансового (гипноидного) состояния, резко ограничивающего восприятие и интеллектуальную обработку информации, но интенсифицирующего процессы ее фиксации и программирования поведения.

То, что раньше отвергалось как совершенно недопустимое или осуждалось, сегодня восхваляется, смакуется, рекламируется (нетрадиционные формы сексуального поведения, азартные игры, проституция, наркомания, коррупция и пр.). Создается впечатление естественности, неизбежности и даже прогрессивности происходящего, что оказывает чрезвычайно негативное влияние на подростковую и юношескую психику.

Если в 70-е годы тема убийства была темой публицистики «О подлости» Р.Рождественского: «Убили парня. Ни за что. За просто так. Спокойно как в игре», то сейчас это мотив для дискотеки: «Убили негра».

Еще по теме:  Как папу поздравляли из телевизора

Наблюдение за взрослыми и подростками показало, что люди, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у ТВ 2 часа и меньше.

Исследования, проведенные в США в 1988 г . показали, что средний 10-летний ребенок проводит перед телевизором больше времени, чем в классе. Отчет Национального института психического здоровья (1982) свидетельствует, что к 16-летнему возрасту, средний телезритель уже видел около 13 тыс. убийств и множество других актов насилия.[8]

Интересны данные исследования психологов г. Энгельс (Саратовская область), проведенного среди учащихся 7-9 классов в 2002 году:

«Исследование показало, что более 80% детей регулярно встречаются с фактами насилия в различных его проявлениях со стороны ровесников и взрослых. При этом повысилось количество подростков (27% опрошенных), принимающих и оправдывающих подобное поведение, хотя и с оговоркой на «определенные обстоятельства». Каждый седьмой старшеклассник уверенно заявляет, что фильмы с обилием сцен насилия учат его ровесников тому, как добиваться своих целей в жизни. Усваивая уроки жестокости реальной жизни сегодняшнего кризиса нашего общества, в отсутствие должных общественных институтов, дети и подростки учатся социальной агрессивности с помощью телевидения, фильмов, компьютерных игр, современной русской поп-музыки и т.д.». [3]

В настоящее время социальная ответственность за подрастающее поколение фактически полностью переложена на родителей.

Школа реально способна действовать организованно в данном направлении, например, создавая и внедряя психолого-педагогические программы, способные:

подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям рекламы, фильмов, телепередач и т.д.;

помочь осознать детям их цели, потребности и способы их удовлетворения с помощью телевидения (развлечение, снятие стресса, познания и другие);

формировать визуальную грамотность с учетом того, что большая часть сообщений масс-медиа не может быть должным образом воспринята и понята детьми (формирования навыков критического телесмотрения и зрительской самостоятельности)…

Источник: studfile.net

Родительское собрание в старшей группе «Роль телевидения в развитии агрессии у дошкольников»

Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.

• определение роли телевидения в формировании агрессии у детей дошкольного возраста.

• проведение сравнительной линии между советскими и современными мультфильмами,

Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Роль телевидения в развитии агрессии у дошкольников“» размещена в разделах

  • Агрессивный ребенок. Консультации
  • Агрессия, детская агрессивность
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Родительские собрания в детском саду
  • Старшая группа
  • Телевизор и ребенок. Консультации
  • Темочки

• составление списка популярных мультфильмов, фильмов и передач среди детей младшего школьного возраста.

• проследить за тем, как эти мультфильмы влияют на развитие агрессии, на поведение ребят.

Актуальность выбранной темы

«Телевизор» — обязательный домашний питомец в каждом доме. Телевизор и телевидение заняли прочное первое место во времяпровождении наших детей. Место, которое раньше по праву принадлежало подвижным играм дома и на улице. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами.

Телевидение фактически отгораживает детей от внешнего мира. Понаблюдав за общением между детьми подготовительной группы нашего детского сада, за их поведением, играми, сделав определенные выводы – я решила подготовить и провести родительское собрание на тему «Роль телевидения в развитии агрессии детей старшего дошкольного возраста». Надеюсь, совместное мероприятие поможет родителям более внимательно и серьезно относиться к воспитанию детей.

Форма проведения: родительское собрание.

Участники: педагог-психолог, воспитатель, родители, старшая медицинская сестра.

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Введение в проблему.

3. Факты и комментарии.

4. Обсуждение результатов микроисследования.

5. Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.

6. Выступление старшей медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».

7. Самостоятельная работа родителей в группах.

8. Заключительная часть.

1. Оформление приглашения на родительское собрания, рисование с детьми на тему: «Я смотрю телевизор».

2. Выполнение родителями домашнего задания (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок у телевизора, какими телепередачами интересуется, понаблюдать за поведением ребенка после телепросмотра, обратить внимание, в какие игры он играет).

3. Рисование с детьми на тему «Я смотрю телевизор».

4. Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение», подготовка памятки «Просмотр передач».

1. Подготвлено необходимое оборудование для просмотра презентации, телевизор, диски с мультфильмами, доска с маркерами, бумага для записей, ручки.

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить роль телевидения в развитии агрессии у детей дошкольного возраста. Отличительная черта времени, в котором мы живем, — стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На тему «Дети и телевизор» написано огромное количество психологических статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. Результаты опроса показали, как только ребенок переступают порог дома, телевизор становится его полноправным хозяином.

Как известно, дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Они живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, — всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. И на этом этапе развития очень много зависит от окружения, что будет ребенку предъявляться как эталон сопереживания: добрый герой или злодей-пришелец? Эмоциональный мир детства необыкновенно чуток к информационному окружению, к тому, что видит ребенок на экранах телевизора.

Взрослые часто не придают большого значения картинкам или текстам современных детских мультфильмов. В результате ребенок остается с потоком информации ОДИН.

Еще по теме:  Телевизор LG 20lc1r схема блока питания

Есть ли причины для переживания по этому поводу? Давайте постараемся вместе разобраться в следующих вопросах:

— Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?

-Сколько и что должны смотреть дети?

-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?

2. Разминка. Введение в проблему.

Педагог-психолог: Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький-вред. Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.

Педагог-психолог: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей). Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое.

В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на занятиях, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми и наконец, агрессивными. И все потому, что сцены насилия, которых изобилие в сегодняшних зарубежных мультфильмах, наносят непоправимый вред детской психике. Вот как кандидат педагогических наук, Книжникова С. В., проанализировала несколько медиа – «продуктов» в своей статье под названем «Девиантологический анализ продукции средств массовой информации».

(Просмотр презентации (Приложение 1)

Вывод: поскольку зарубежные мультфильмы имеют в своем содержании немало сцен насилия и ребенок регулярно видит, как персонажи выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, малыш вспоминает, какие агрессивные действия выбирали герои, чтобы справиться с той или иной ситуацией. И если семейные отношения или его общение со сверстниками будут играть роль негативного подкрепления, агрессивное поведение может стать привычкой. Результирующая агрессивность в межличностных отношениях, скорее всего, будет мешать ему достичь успехов на социальной сфере, порождая нарушения коммуникации, конфликтную самооценку, и как следствие проблемы в формировании личности ребенка. Поскольку его интеллектуальный потенциал ограничен в силу возрастных особенностей, простые решения, предполагающие агрессивные действия, которые он увидит по телевизору, легко станут частью его поведенческого репертуара.

3. Факты и комментарии.

Педагог-психолог: А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости (Приложение 2).

Я хочу познакомить вас с интересными фактами из области статистики:

— 2/3 наших детей в возрасте от 5до10 лет смотрят телевизор ежедневно.

-Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.

-50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.

-25% детей в возрасте от 5до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.

-38% ребят в возрасте от 5 до10 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время,на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.

4. Обсуждение результатов микроисследования.

Педагог-психолог: Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей вашей группы (Приложение 3).

А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей (психолог приводит данные анализа анкетирования родителей) (Приложение 4).

5. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.

Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.

Педагог-психолог: В нашей группе существуют разные взгляды и мнения. Выступление родителей (Приложение 5).

6. Выступление старшей медсестры на тему :

«Требования к просмотру детьми телепередач» (Приложение 6)

7. Самостоятельная работа родителей в группах.

Задание 1: определить время и количество телепередач для просмотра детьми.

Задание 2: определить наименования мультфильмов и передач не вредных для психического здоровья детей.

Задание 3: просмотреть фрагмент мультфильма и составить план беседы с ребенком об увиденном.

В заключении родителям выдается памятка «Просмотр телепередач» (приложение 7) и правила для родителей (приложение 8).

8. Заключительная часть.

1. Рефлексия «Пирамида знаний».

Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.

Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

2. Решение текущих вопросов. Индивидуальные консультации (приложение 9).

Список используемой литературы:

1) С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

2) Г. Пархомчук «Дети и телевизор : пути решения проблемы».

Публикации по теме:

Игра как ведущий вид деятельности в формировании личности ребенка в дошкольном возрасте Достаточно актуальная тема сегодня это правильное и полноценное развитие детей. Хотелось бы поделиться с вами простой, но очень доступной.

Система работы по опытно-экспериментальной деятельности в дошкольной организации Методическая система работы. Несколько лет я работаю в дошкольном учреждении и отмечаю, что дошкольники с интересом относятся к экспериментированию.

  • Агрессивный ребенок. Консультации
  • Агрессия, детская агрессивность
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Родительские собрания в детском саду
  • Старшая группа
  • Телевизор и ребенок. Консультации
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Оцените статью
Добавить комментарий