Киямова, Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи / Л. У. Киямова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 96-97. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2747/ (дата обращения: 14.05.2023).
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции.
Средства массовой информации не только отражают происходящие в стране процессы, но и оказывают влияние на формирование мировоззрения у молодежи, принимают на себя распространение и создание соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.
Осипов Алексей: Как СМИ влияют на подсознание человека?
Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процессы «размножения» средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап — изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись.
В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно: широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, в настоящие время на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта.
Что заставляет обратиться к СМИ?
- потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,
- потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней,
- потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).
- ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане — социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);
- развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;
- решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.).
- повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).
- Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени — второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
- Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).
- Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).
- Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае – не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
- Бойкова Н.Г., Коньков В.И., Попова Т.И. Устная речь. Л.,1988.
- Борецкий Р. Телевидение на перепутье. – М., 1998.
- Богомолова Н.Н. Социальная психология средств массовой коммуникации. – М., 1989.
- Борецкий Р. Осторожно: телевидение.– М., 2002.
- Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М.,1978.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.,1993.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
- Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) //Русский язык сегодня. – М.,2000. С. 251-259.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
- Голядкин Н. ТВ-информация в США. – М., 1995.
- Гусельникова Н.В. «С улыбкой обо всем» – хорошо, но без ошибок – лучше (обзор материалов «МК») //Журналистика и культура речи. Вып.2. – М., 1997.
- Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1999
- Костомаров Г.В. Языковой вкус эпохи. – М., 1999.
- Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 1996.
- Казаринова Н.В. Деловая беседа//Русский язык и культура речи. – М., 2000. С.152-163.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, молодой человек, средство, вид коммуникации, влияние, информационная связь, массовая коммуникация, потребность, приток информации, психоэмоциональная напряженность.
Вред телевидения. Множество удобств делает человека ни на что не годным! Старец Паисий Святогорец.
Похожие статьи
Средства воздействия СМИ на общественное сознание.
Влияние средств массовой коммуникации на формирование. Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и.
Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа
В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска.
Полярность психологического воздействия средств массовой.
Влияние средств массовой коммуникации на формирование. Средства массовой информации влияют как на поведение, так и на самосознание человека. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи.
Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога
Влияние средств массовой коммуникации на формирование. Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения.
Место средств массовой информации в процессе.
Говоря о влиянии средств массовой информации на межкультурную коммуникацию на микроуровне, следует отметить, что общей чертой всех типов является неосведомленность культурных различий ее участников (кроме элиты).
Проблемы интернет-коммуникации в условиях системы.
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ. Интернет является наиболее мощным и прогрессивным средством массовой коммуникации, так как он обладает. Информационная перегрузка человека связана с патологической вовлеченностью его в.
Влияние СМИ на формирование общественного мнения
Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства [1].
Коммуникативная специфика интернет-пространства
Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а также инструментом для сотрудничества и общения людей Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации.
Психологическое воздействие средств массовой информации.
С середины ХХ века некоторые развитые страны, конкретнее, США, в целях влияния на другие государства, широко используют неправительственные, некоммерческие и международные организации, а также средства массовой информации.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Влияние телевизора на мироощущение человека
Информации в современном обществе, как показывает анализ литературы, отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса 1 . Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс.
Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, — массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу — субъекта-носителя массового сознания 2 .
Способности СМИ существенно влиять на массовое сознание были подмечены давно. Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое легковерно и без труда поддается влиянию 3 . Масса не имеет собственного мнения, поскольку она неприспособленна к теоретическому мышлению, поэтому в результате любое мнение в нее приходится втискивать извне и под давлением 4 , а умелое манипулирование информацией делает возможности внушения масс со стороны СМИ практически безграничными.
В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ.
На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу — сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.
Широкое разнообразие СМИ (телевидение, пресса, радио, Интернет), казалось бы, должно вести к индивидуализации характера, деятельности и сознания человека, давать ему возможность выбора: смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал или программу, читать или не читать прессу, слушать или не слушать радиопередачи. Но, на наш взгляд, это только иллюзия, у человека нет выбора. Подавляющее число людей смотрит телевизор, те же каналы, программы и в том порядке, который утвержден регламентом программы передач. Они читают те же статьи в журналах и газетах, которые читает большинство других людей, слушает те же радиоспектакли и информационные выпуски, спеша по своим делам или отдыхая дома.
Сложившаяся ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в тоже время за их развитием стоит фактор, собственно манипулирующий сознанием масс. Именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций.
Однажды Уинстон Черчилль сказал, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что тот, кто контролирует СМИ, способен активно влиять на воззрения людей, их поведение и в целом на массовое сознание в обществе.
- 1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994.
- 2. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
- 3. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969.
- 4. Ortega у Gasset J. Der Aufstan der Massen. В.: Folk Verlag, 1959.
Источник: fundamental-research.ru
Влияние СМИ на современное общество
В данной статье идет речь об основных функциях средств массовой информации в современном мире, а также о влиянии современных СМИ на общество. Автор приходит к выводу о том, что разнообразие источников информации должно заставить слушателя более избирательно относиться к информации, которая преподносится нам через СМИ.
Ключевые слова
Средства массовой информации, информация, радио, телевидение, Интернет, социальные сети, мессенджеры, влияние, функции СМИ, мнение.
Статья
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Выполнила студентка 2 курса педиатрического факультета Гайсенова О.В.
Научный руководитель- Доцент
Кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Кузнецова М.Н.
Влияние СМИ на современное общество
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Выполнила студентка 2 курса педиатрического факультета Гайсенова О.В.
Научный руководитель- Доцент
Кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Кузнецова М.Н.
Влияние СМИ на современное общество
В современном обществе все большую роль играет информация. Известное выражение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» с каждым годом становится все более актуальным.
Возрастает и количество каналов информации – устное распространение информации сменялось письменным, постепенно в нашу жизнь пришло радио и телевидение, а в последние десятилетия важную рол стал играть Интернет. Многообразие источников информации приводит к тому, что они зачастую противоречат друг другу.
Если еще несколько десятилетий назад управление всеми источниками информации – радио, печатными СМИ, телевидением, – находилось в одних руках и подвергалось жёсткой цензуре со стороны государства. Поэтому привычка советских людей верить тому, что говорят по радио, и пишут в газетах, долгое время полностью себя оправдывала.
В современном мире, в эпоху коммерциализации и демократизации СМИ управление различными источниками информации находится в разных руках, он децентрализовано, большую роль в том, какую информацию преподносит средство массовой информации, играет основной источник его финансирования. Поэтому мы нередко становимся свидетелями так называемых «информационных войн», которые ведутся путем распространения заведомо ложной информации о каком-то лице, компании или событии.
Прежде чем рассматривать конкретное влияние средств массовой информации на общество, нужно определить основные функции СМИ. Вслед за А.М. Михеевой [1; 137] мы выделим следующие функции: информационно-новостную, развлекательную и образовательную. Все ли эти функции достаточно реализованы в современных средствах массовой информации?
Информационно-новостная функция хорошо реализована во всех видах средств массовой информации. Мы смотрим новости и аналитические передачи по телевизору, слушаем их по радио, читаем статьи, посвященные актуальным событиям месяца, в газетах, пролистываем публикации в интернете, прислушиваемся к мнению блогеров, которые дают свою, субъективную оценку происходящему в мире.
Развлекательная функция СМИ является еще одной функцией СМИ. Это различные шоу, трансляции игр и концертных программ, юмористические программы. В большом потоке серьезной информации человеку просто необходимо отдохнуть, отвлечься, посмотреть на происходящие события через призму смеха. Именно в этих случаях реализуется развлекательная функция СМИ.
Эта же функция реализуется в настоящее время в различных мессенджерах и социальных сетях, функция которых, в первую очередь, рекреационная. Образовательная функция СМИ в настоящее время представлена, на наш взгляд, недостаточно.
Безусловно, на телевидении существуют образовательные программы, посвященные изучению стран мира или жизни дикой природы; на многих телевизионных каналах транслируются игры-викторины, однако, в настоящее время эту функцию практически полностью взяли на себя интернет-СМИ. Большое количество образовательных каналов и блогов, посвященных различным темам: от разъяснения школьного курса математики до изучения узкопрофессиональных тем, – пользуются популярностью у интернет-аудитории.
Таким образом, мы можем говорить о том, что СМИ вошли в нашу жизнь достаточно прочно, а значит, должны оказывать на нас влияние. Мы доверяем СМИ, считая их «четвертой властью». Это подтверждает тот факт, что влияние средств массовой информации на каждого из нас достаточно велико.
Средства массовой информации делают миллиарды долларов на рекламе, которой мы подвергаемся каждый день. Как отмечает А.М. Михеева в своей статье «Влияние средств массовой информации на современное общество», мы покупаем то, что нам сказали купить в средствах массовой информации [1; 137].
СМИ навязывают нам представления о моде, о том, как должны выглядеть мы, наш дом, какие отношения должны быть в наших семьях. Интересно, что даже такая область жизни как медицина оказывает влияние на СМИ. Существует даже отдельное направление в журналистике – медицинская журналистика.
Роль ее заключается в том, что она занимается проблемами современной медицины, привлечением населения к участию в профилактических мероприятиях, пропагандой здорового образа жизни и повышением санитарной грамотности читателей. В своём роде эта функция информационно-просветительская. С.П.
Суворова отмечает, что среди публикаций, связанных с медициной, в неспециализированных СМИ можно отметить следующие темы: правильное питание, здоровье и красота, окружающая среда и ее влияние на здоровье, психология, физкультура и фитнес [2; 172]. Есть и обратная, негативная сторона медицинской журналистики.
Часто в погоне за сенсацией журналисты публикуют статьи с кричащими заголовками о победе над неизлечимыми болезнями, которые не соответствуют ни самому содержанию статьи, ни реальной действительности. В таких статьях идет речь лишь о разработках и прогнозах, но не о конкретных введенных в практику способах борьбы с болезнями.
Подобные явления в СМИ могут приводить к снижению уровня доверия к конкретному изданию. СМИ является своего рода законодателем мнений современного общества. Мы формируем свои взгляды на различные события, основываясь на информации, полученной нами из различных источников. Некоторые темы, в особенности тема здоровья, всегда требовала особого, щепетильного подхода [3; 86]. Именно поэтому так важно уметь не только воспринимать информацию, которую нам преподносят средства массовой информации, но и анализировать ее, сравнивать, проверять, ведь информация в современном мире – это достаточно сильный инструмент воздействия на общество.
Литература
Список используемых источников:
1. Михеева, А.М. Влияние средств массовой информации на современное общество/ А.М. Михеева// Научный журнал, 2016. № 6 (7). С. 137-138.
2. Суворова С.П. Медицинская проблематика в российских печатных СМИ/ С.П. Суворова// Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2014. № 12 (42). — С. 165-172.
3. Чукаева Н.А. Врачи и журналисты: упорное противостояние или добровольная коалиция (опыт немецких СМИ)/ Н.А. Чукаева// Лечебное дело, 2010. № 2. – С. 83-88.
Источник: medconfer.com