Влияние телевизора на подростка

Тема будет актуальна всегда, потому что в современном мире СМИ обхватывает все области. Сегодня СМИ оказывают огромное влияние на подростков. Социальные сети, телевиденье, компьютерные игры, различные сайты в интернете- неотъемлемая часть в жизни любого современного подростка. Эти средства могут оказывать различное влияние на подростка, как положительное, так и отрицательное.

Целью работы является определение, в чем заключается положительное и отрицательное влияние СМИ на подростков: понять, как можно отрегулировать влияние СМИ.

Выше обозначенная цель была реализована через следующие задачи:

  • Поверхностно изучить психологию подростков.
  • Определить место СМИ в жизни подростков.
  • сделать выводы из собственных наблюдений.

Объект исследования: Средства массовой информации как совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Предмет исследования: влияние средств массовой информации на психику подростка.

Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков

Гипотеза: чрезмерное увлечение СМИ, в частности такими, как Интернет и телевидение приводит к негативным последствиям для подростка, например, таким, как агрессивность, конфликтность.

Методы исследования: анализ, синтез, анкетирование, тестирование.

Источник: eee-science.ru

Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черных Наталия Александровна

Cтатья посвящена проблеме влияния телевидения и сети интернет на развитие личности подростка: его поведения, установок, ценностных ориентаций и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черных Наталия Александровна

Насилие на телеэкране глазами молодежи: реальность контента и ее отражение
Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте
Телевизионные предпочтения как предикторы девиантного поведения в подростковом возрасте
Взаимодействия медиа и современной детской и молодежной аудитории: «За» и «Против»

Нравственные аспекты информационного пространства современного телевидения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of TV and Internet on teenager»s personal development

This article is dedicated to the problem of influence of the television and Internet on teenager’s personality development: his or her behaviour, attitudes, system of values and so on.

Текст научной работы на тему «Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка»

УДК 159.922.8; 159.9:316.6

Черных Наталия Александровна

кандидат психологических наук, доцент Борисоглебский государственный педагогический институт

Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА

Cтатья посвящена проблеме влияния телевидения и сети интернет на развитие личности подростка: его поведения, установок, ценностных ориентаций и т.д.

Ключевые слова: телевидение, интернет, формирование личности, подросток, ценностные ориентации.

В настоящее время проблемы, связанные со средствами массовой коммуникации, вызывают особый интерес психологов, педагогов и специалистов из многих других областей науки.

Особая роль в современной системе СМИ принадлежит телевидению и сети интернет. Психологов интересует проблема их влияния на формирование различных структур личности.

Телевидение воздействует на человека сразу по нескольким каналам — зрительному и слуховому. Известно, что информация, поступающая через зрительный канал в сочетании со звучащим словом, особенно хорошо запоминается: человек запоминает 10% прочитанного, в отличие от 20% услышанного и 30% увиденного [1].

Современное телевидение является мощным средством психологического воздействия на личность. В психологии существует теория о том, что телевизионная информация воздействует, прежде всего, на подсознание индивида и способна повлиять на формирование его ценностных ориентаций, установок, мировоззрения (Р. Харрис, Д. Майерс, А.В. Шариков, Ю.А. Шерковин и др.).

Особенно уязвимыми в этом плане являются дети младшего возраста и подростки, что обусловлено незрелостью личности, отсутствием собственной информационной базы. Нестабильность ценностной системы порождает неразборчивость в выборе программ для просмотра, что, в свою очередь, вызывает ещё больший дисбаланс ценностей.

Исследование, проведённое нами в 20092010 годах в одной из общеобразовательных школ города Борисоглебска Воронежской области, выявило, что телепросмотр является для подростков 14-15 лет (общее количество испытуемых — 60 человек) одним из достаточно популярных способов проведения досуга (16% опрошенных в экспериментальной группе). При этом большая часть подростков проводит перед телевизором более 1 часа в сутки (40%), а также 2 часа и более (33%). На вопрос, часто ли они смотрят ТВ с родителями, 43% подростков ответили утвердительно, 37% дали ответ «иногда», 20% ответили «редко».

Еще по теме:  Для чего нужен картридер в телевизоре

В контрольной группе процент любителей «теледосуга» оказался выше — 27%. Подавляющее большинство испытуемых проводит перед ТВ более 2 часов в сутки, что составляет 63%. Только иногда подростки данной группы смотрят телевизор вместе с родителями (50%), а 33% делают это часто. Ограничений в просмотре со стороны родителей и здесь практически нет (70% случаев).

Большинство опрошенных смотрят, в основном, передачи развлекательного характера (43%), а публицистические передачи, художественные фильмы и сериалы привлекают одинаковое количество респондентов — 17%. На долю научно-популярных передач приходится всего 0,6%, а новостные не получили предпочтений вообще.

Среди конкретных последствий негативного влияния телевидения психологи отмечают следующие: агрессивность поведения; снижение физической, интеллектуальной и социальной активности; сомнительные ценности; неумение справляться с проблемами. Учёные подчеркивают, что телевидение оказывает воздействие на процесс социализации подростков, в частности, на процессы ген-дерной социализации и усвоения норм социального поведения. По их мнению, телевидение, безусловно, является одним из побудителей социального насилия. Психиатры, наблюдавшие в течение 20-ти лет за семьюстами детьми и подростками, установили, что дети, смотревшие телевизор более одного часа в день, через несколько лет совершали агрессивные действия против других людей гораздо чаще, чем их сверстники, реже обращавшиеся к телевидению.

Отечественные исследователи отмечают роль телевидения в формировании девиантного поведения, разнообразные формы которого часто демонстрируются по телевидению. В среднем, проводя 20 часов в неделю у экрана, ребенок к 12-ти годам успевает увидеть порядка 18 тысяч убийств, что может привести к развитию неврозов и повышению уровня агрессивности. Американские ученые Уильямс, Забрак и Джой отмечают, что в США ребенок, проводящий у телевизора всего 2 часа, видит за день в среднем свыше 17-ти актов агрессии.

Влияние телеагрессии на поведение и развитие личности изучается и в западной, и в отечественной психологии. Не все ученые считают, что связь

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка

между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением можно установить однозначно. При этом выделяются три основных вида негативных последствий интенсивного потребления подростками экранного насилия:

— снижение чувствительности к экранному изображению насилия и его проявлениям в реальной жизни;

— представление, что насилие — вполне приемлемое средство для разрешения конфликтных ситуаций;

— искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением.

Телевидение демонстрирует разнообразные формы поведения и стереотипы, далеко не всегда социально одобряемые. Обилие агрессии, сексуальных сцен, пропаганды свободных сексуальных отношений («Дом-2»), непристойных шуток («Коме-ди-клаб») приводит к тому, что дети и подростки зачастую бессознательно подражают определенным стилям поведения, которые считают нормой потому, что они демонстрируются по телевидению.

С точки зрения специалистов по педагогике, СМИ формируют модели отношения человека к окружающему миру, «обучают» его, создавая и закрепляя в сознании ассоциативные модели [4].

Кроме того, задачей нашего исследования являлось изучение влияния телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков. Кроме методик М. Рокича и Ш. Шварца для исследования ценностных предпочтений испытуемых нами была использована авторская анкета. В частности, подросткам был задан вопрос о том, какие герои телеэкрана им наиболее симпатичны.

С помощью него мы выясняли ценностные ориентации подростков, выраженные в качествах предпочитаемых личностей. Самыми популярными у испытуемых оказались: Ксения Собчак, Ксения Бородина (ведущие реалити-шоу «Дом-2»), Анфиса Чехова (ведущая передачи «Секс с Анфисой Чеховой»), Виктор Логинов (Геннадий Букин из сериала «Счастливы вместе»), ведущий передачи «Комедии-клаб» Гарик Мартиросян, а также герои реалити-шоу «Дом-2». Гендерные различия в симпатиях практически не наблюдаются.

На вопрос анкеты о том, какие качества привлекают подростков в их любимых телевизионных персонажах, испытуемые в первую очередь назвали «смелость» (в высказываниях, в поведении). Следует отметить, что многие подростки, пытаясь конкретизировать это качество, уточняли, что имеется в виду не просто смелость, а «наглость». Возможно, привлекательность такого поведения объясняется тем, что подростки зачастую неуверенны в себе и поэтому полагают, что людям, обладающим подобным качеством, легче строить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими. Дру-

гим, не менее привлекательным качеством для подростков была указана «находчивость» (ею, по мнению испытуемых, обладают Ксения Собчак, Ксения Бородина, Виктор Логинов, Гарик Мартиросян). При этом испытуемые поясняли, что это «умение из любой ситуации выйти победителем», и не важно, что именно для этого нужно сделать. Безусловно, учитывая такие возрастные особенности подростков, как неуверенность в себе, мнительность, ранимость, привлекательность этого качества становится понятной.

Вызывает симпатию подростков в телегероях и такое качество, как «образованность». Интересно то, что испытуемые считают, что она присуща практически всем перечисленным в анкете лицам (исключение составляет только Геннадий Букин -герой сериала «Счастливы вместе»). Однако при этом респондентов привлекает не уровень интеллекта, а скорее, внешняя атрибутика, названия престижных учебных заведений, которые, как им известно, закончили их «кумиры» (например, Ксения Собчак, закончившая МГИМО). Мы полагаем, что «образованность» в данном случае является для подростков атрибутом столь модной в наше время «гламурности» большинства из персонажей.

Еще по теме:  Игры как разбить телевизор

Подростков также привлекает такие качества: физическая сила (это относится, в основном, к испытуемым мужского пола, выделившим в качестве привлекательно героя Дениса Никифорова (Артем Колчин в фильме «Бой с тенью»); чувство юмора (которым, по их мнению, обладают Гарик Мартиросян, Виктор Логинов, Ксения Собчак).

Кроме перечисленных выше качеств, подростки отмечали такие характеристики, не относящиеся к личностным: красота, «стильность», «гламур-ность», причем у персонажей обоих полов.

Обобщая полученные результаты, можно отметить, что подростки, прежде всего ценящие «смелость» (в данном случае, в значении «наглость»), «находчивость» (в подобном же значении), «физическую силу», невысоко оценивают такие противоположные внутриличностные (душевные) качества, как сдержанность, скромность, воспитанность и ценности межличностного взаимодействия: чуткость, толерантность и т.п. Как видим, выбранные ими образцы такими качествами не обладают. Важная интеллектуальная ценность «образованность» понимается ими совершенно поверхностно, как внешний атрибут «успешности».

Нам кажется, что «творчество» понимается подростками, исходя из внешних проявлений, а не из внутренних качеств личности. Тот факт, что испытуемых привлекают в героях «стильность», «гламур-ность», «красота», свидетельствует о наличии интереса, прежде всего к внешним качествам человека, к материальной стороне жизни, а не к духовной.

Предпочтения телевизионных персонажей говорят о том, что испытуемых привлекают личности,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

Что касается взаимодействия подростков и сети Интернет, что современные психологи всё чаще говорят о проблеме интернет-зависимости или компьютерной зависимости (аддикции). При этом следует отметить, что интернет-зависимость пока не признана официальной медициной психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в её существовании или отрицают вред от этого явления. Однако нельзя игнорировать тот факт, что люди, чрезмерно «привязанные» к интернет, психологически отличаются от других.

Впервые интернет-зависимость как расстройство психики было описано в 1995 году доктором И. Голдбергом. Им были выделены следующие основные симптомы данного расстройства:

— использование интернет вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

— использование интернет причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому и социальному статусу.

Одним из видов интернет-аддикции является зависимость от сетевых компьютерных игр, которая, согласно мнениям психологов, является одной из возможных причин суицидального поведения

подростков. Ролевые компьютерные игры опасны тем, что играющий полностью «погружается» в вымышленный мир и отрешается от реальности. Особенно опасными в этом плане считаются игры типа «Глазами компьютерного героя» и игры «С видом извне» [2].

Проблема заключается в том, что компьютерная реальность может полностью подменять собой окружающий мир. Дети и подростки, погружаясь с мир виртуальности, порой перестают видеть разницу между симуляцией и настоящими действиями, возникают сложности с самоидентификацией.

Учитывая то, что телевидение и интернет становятся всё более популярными и доступными, психологам, педагогам и родителям следует обращать внимание на данные социальные факторы развития личности и не допускать их неконтролируемого потребления [3].

1. Бергер А. Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. — М.: Изд. дом «Ви-льямс», 2005. — 288 с.

2. Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/ netpsy/gameaddict (дата обращения: 14.11.2013).

3. Мартынова О. С. Критерии оценки Интернет-зависимости. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: //www.psyonline. ru/article/dependence/ 69077/ (дата обращения: 10.10.2013).

4. Черников В. СМИ: обучение человека и социума // Народное образование. — 2002. — № 1. -С. 175-183.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Источник: cyberleninka.ru

Влияние телевидения на духовно-нравственное развитие подростков

Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления личностью. Поэтому сегодня как никогда актуально стоит вопрос о влиянии средств массовой информации, и, в первую очередь – телевидения, на духовно-нравственное воспитание подростков. Если провести сравнительный анализ современного телевидения с телевидением при социализме, то можно сказать, что телевидение прошлого выигрывает на фоне нынешнего.

Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно.

В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных» детей, последствия этого становятся все более очевидными. Подростки порой не осознают всего того, что показывают на экране. Например, сцены насилия, которые почти постоянно показывают по телевизору, приводят к тому, что жизнь в глазах человека становится ничтожна, подросток привыкает к тому, что человека можно легко убить, и они не воспринимают окружающую их реальность, они как-будто живут в мире, построенном на основе увиденного на экране. Все это приводит к тому,что увеличивается количество суицидов среди подростков.

Еще по теме:  Cmr что это такое в телевизоре

Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен.

Чтобы выяснить предпочтения, интересы наших воспитанников был проведен опрос среди воспитанников нашего интерната. В опросе участвовали 69 воспитанников. Детям было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Сколько времени вы проводите за просмотром телевизора?

Средняя продолжительность просмотра телевизора 3 часа. Однако согласно исследованиям детям после 7 лет можно смотреть телевизор около полутора часа в день, но с перерывами, учитывая, что это максимум, и достигать его каждый день нежелательно. Но здесь у нас нет больших проблем, так как основная масса детей укладываются в данную норму, а у некоторых детей даже нет времени на просмотр телевизора.

2. Какие каналы на телевидении вы предпочитаете?

Наибольшей популярностью у подростков пользуются такие телеканалы, как ТНТ-46ч., СТС-38ч. Я просмотрела анонс программ этих каналов: Х программ были частично познавательные и Х программы не несли в себе никакой полезной для подростка информации.

К сожалению, дети не назвали телеканалы с высоким ценностным потенциалом. Такие как «Первый канал», «Россия», «Спорт» выбрали единицы. Дети вообще не смотрят такие каналы, как «Animal planet”,”Viasat History”, «Культура», «Discovery А наши дети в это время в очередной раз смотрят какое-нибудь ТНТ. При соответствующей работе педагога телепередачи этих каналов могли бы стать действенным средством воспитания ценностных отношений личности.

3. Какие телепередачи вам наиболее интересны: познавательные или развлекательные?

Большая половина детей выбрала развлекательные передачи-57 чел., и только 27 чел. в качестве предпочитаемых передач указали познавательные. Я не против развлекательных передач, но все должно быть в мер, и лучше было бы,если в репертуаре просматриваемых нашими детьми телепередач преобладали познавательные.

4. Ваши любимые телепередачи?

В основном смотрят фильмы, мультфильмы, сериалы («Универ»,Реальные пацаны»,такие передачи, как «Камеди клаб»,в которых в основном пропагандируется пошлость. Соответстственно, никакого влияния на духовно – нравственное воспитание детей эти передачи не оказывают. Даже современные мультфильмы могут быть причиной нарушения детской психики. Наши дети не смотрят такие полезные передачи как «Умники и умницы», «Своя игра».

5. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть: зарубежные или отечественные?

Подростки почти не смотрят отечественные фильмы, где воспитывается нравственность, патриотизм, любовь к Родине. Дети предпочитают зарубежные фильмы. Жанры: ужасы, боевики. Никто не назвал исторические, биографические фильмы.

6. Обращаете ли вы внимание на возрастные ограничения при просмотре телепередач?

7. Смотрите ли вы информационные новости?

Да-42чел. Нет-13 чел. иногда-18 чел.

С целью снижения негативного влияния телевидения на психику детей, на их духовно -нравственное развитие нам, взрослым, необходимо взять под контроль процесс просмотра детьми телепередач, ненавязчиво направлять интересы детей в области телевидения на передачи патриотической направленности, с духовно- нравственным потенциалом, контролировать возрастные ограничения и приучить детей самостоятельно учитывать их.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников путем педагогического проектирования ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДУХОВНОСТЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДЕТИ» (духовно-нравственное развитие дошкольников через социально-педагогическое.

Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель 1 категории Болькина Вера Петровна Духовно — нравственное.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание. Все начинается с любви Статья о духовно-нравственном развитии детей через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей. В дошкольном учреждении.

Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей» Цель проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам Задачи: • Формировать у детей представление о семье.

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического.

Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач.

Сценарий праздника. Направление: духовно-нравственное развитие. «Праздник Доброты». Для средней группы. Тема: «Праздник Доброты» Идея: Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты! Аудитория: средняя группа.

Музыкальное оформление: песня.

Влияние сказки на нравственное воспитание детей Видео Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных.

Источник: www.maam.ru

Оцените статью
Добавить комментарий