Патология телевизора. Влияние телевизора на человека
В этих элементах находит себе объяснение, конечно, патология телевизора, о которой в последнее время писалось сравнительно много (как об одном из самых новых аспектов патологии современной цивилизации). Теперь хорошо известен факт, что телевизор может развязать эпилептические припадки, у предрасположенных особей, светочувствительных (Гасто, Думермут, Маудслей, Паллис, Шмидт, Симма, Нахтсгейм, Манцини, Фораннди и др.).
Это результат игры света и тени („рефлекторного света»), плохо переносимого некоторыми организмами, способного выявить определенные эпилептогенные церебральные поражения (Штейман, Вальса), скрытые до некоей точки, не проявляющиеся.
Телевизор может иной раз определить, у некоторых лиц, более или менее предрасположенных, и другие проявления: смутные, банальные, путанные страдания, как головная боль, мигрень, нервозность, хроническое утомление, брюшные боли, неспокойный сон, отсутствие аппетита и даже тошноты, конвульсии, неясные нервные кризы -— необъяснимые, таинственные. Подобные симптомы были сигнализированы особенно у детей, часто злоупотребляющих и теряющих многие часы перед малым экраном.
Психиатры Петербурга: чтобы не страдала психика, выключите телевизор
Они задали много работы врачам, чтобы их объяснить и только после продолжительных исследований (которые должны были быть проведены со тщательностью и кропотливостью сыщика) дошли до выявления действительных причин. Электроэнцефалографические исследования показали, что некий процент телезрителей, представляющих небольшие нервные расстройства, путь-кривая ЭЭГ подвергается патологическим изменениям после 2—3 часов, проведенных перед экраном. Даже желудочная кислотность может претерпеть модуляции в одном или другом направлении, в зависимости от психологических и нервных реакций, перед экраном телевизора (Демлинг).
Не будем уж говорить об отрицательных результатах, оказываемых определенными телевизионными спектаклями на поведение, особенно молодежи, заканчивающимся импульсивными, насильственными, правонарушенческими действиями или самоубийствами (факт, заставивший саму Всемирную Организацию Здравоохранения заняться исследованием этого вопроса). Не указывая уже на последствия, эвентуально, претерпеваемых некоторыми недостаточными организмами: флебопатии, сосудистые иктусы и пр. у стариков, сигнализированные всё чаще за последнее время (Найде, Юнг и др.).
Со слов моего коллега известен случай женщины около 60-ти лет, внезапно скончавшейся перед экраном телевизора, при сцене из одного фильма, когда мать выплескивает в глаза своего ребенка кипящее масло.
Знаю еще (подобно всем врачам, внимательным к человеческим реакциям) невровегетативную и нервную дизреакцию, иногда с болезненными аспектами, требующую вмешательства врача, определенных лиц, после более продолжительного просмотра телепередачи, в особенности, если он сопровождался и отрицательными психическими реакциями („дискомфортные или невртотические состояния понедельничного утра», в особенности после спортивных состязаний).
Влияние телевизора (Как телевидение влияет на мозг?) — Роман Головин
По этой причине и это орудие современной цивилизации, интенсивно действующее на наши чувства и нервную систему вообще, не только с положительным, но и с отрицательным следствием, должно быть в нашем сознании, когда мы ищем причину необъяснимых, непонятных симптомов, трудно включаемых в нозологическом отношении.
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Источник: meduniver.com
Статьи
Влияние телевидения и компьютерных игр на психологическое здоровье дошкольников
Ануй С.В. – педагог-психолог ППМС – Центра Василеостровского района
Одним из современных средств, облегчающим родительскую заботу о детях в последнее время стал экран. Компьютер и телевизор прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это безобидное занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей.
Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это безопасное занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много) но и для его психического развития.
В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. Это могут быть: скованность, сильная агрессивность, демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится: кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и выполнять неприличные жесты. Одним словом, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так вести себя нельзя.
Вспомним «Покемонов» (в переводе с англ. «карманный монстр»). Эти существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Явное сходство с забавами для взрослых – петушиные и собачьи бои. Наблюдая за смертельной схваткой животных, взрослый переходит грань, позволяя себе испытывать удовольствие от того, что видит. Что переживает ребенок, смотря такой мультфильм?
Естественно он идентифицирует себя с его героями, усваивая агрессивные модели поведения. Вы скажете, что в отечественных мультфильмах есть борьба со злом. Да. Богатыри побеждают драконов, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, но победив его, они не получает удовольствия от его гибели.
Существует большое отличие традиционных сказочных мультфильмов от западных мультфильмов нового поколения. Почему происходит фиксация на агрессии?
К сожалению, в каждом человеке в скрытом виде есть садомазохистский комплекс. И современные западные мультфильмы его эксплуатируют, заставляя ребенка переживать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом.
Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения. Дети просто повторяют то, что видят на экране. Конечно, герои мультфильмов не застенчивы, нет, это природа ребенка. Многие дети по натуре застенчивы. А поскольку герои мультфильмов ведут себя демонстративно, то чтобы подражать им, ребенку приходится переламывать себя и он идти вразнос.
Авторы детской передачи «Телепузики» говорят, что использовали какие-то чрезвычайно передовые технологии, развивающие маленьких детей. Но на самом деле это не так. Смысл ярких вставок совсем в другом – в приучении детей к экрану. Причем к приучению страшному, гипнотическому. Ведь экран светится, его мерцание ребенок воспринимает помимо своей воли.
Подобранный ритм, мерцание, шум действуют гипнотически на психику. В результате маленький человек впадает в транс и притягивается к экрану всё больше и больше, заглатывая зачастую ненужную информацию. Если взрослые или подростки могут критично оценивать то, что показывают, могут переключить канал или просто выключить телевизор, то малыши смотрят всё, что показывают.
Сам ребенок не может оторваться от экрана, а когда родители пытаются выключить телевизор, впадает в бешенство, истошно кричит, кидается в драку. Эта зависимость сродни наркотической! В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей» последствия такого воспитания становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире.
Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.
Родители! Обращайте внимание на игры ваших детей, на тот поток информации, который льётся с экрана телевизора или компьютера. Необходимо, прежде всего, Вам ввести цензуру на просмотр телепередач и компьютерных игр. Не оставляйте ребенка одного в этом сложном мире информации.
Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Источник: pms-centr.spb.ru
Влияние телевидения на восприятие и поведение человека
Глава I. Психологические аспекты влияния телевидения на человека
1.1 Сми как специфическое явление жизни общества
История средств массовой информации – насчитывает не одно столетие, каждое СМИ имеет свое назначение и каналы воздействия на аудиторию. Так, европейская пресса ведет отсчет времени лишь с 17 века, когда впервые появилась коммерческая газета, а появление массовой газеты в США относится к 1833 году.
Радио как средство массовой информации имеет 75-летнюю историю, телевидение – 50-летнюю. При этом именно так называемые «электронные средства массовой информации» приобретают все более важное значение в современном обществе. СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию.
Любопытно, что в недрах технологического процесса созревает противоположная тенденция, которая направлена на то, чтобы сделать эффективной не столько массовую, сколько межличностную и даже внутриличностную. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовывать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы.
Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получить информацию, заложенную в компьютер, и даже осуществить обратную связь с другими получателями информации. Эти нововведения видоизменяют природу СМИ и расширяют их функции в следующих направлениях.
Во-первых, это создание условий, когда выбор программы зависит в большей степени от потребителя; во-вторых, увеличение объема информационных программ ; в-третьих, возможность интерактивности – взаимодействие через обратную связь для обмена информацией. Важным условием функционирования массовой коммуникации является социальная значимость передаваемой информации.
Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. 1 Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Это ожидание объясняется тем, что СМИ, как социальные институты, имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет доверие.
Истинность смысловой информации трудно проверить, может быть, поэтому аудитория столь чутко прислушивается к оценочной информации, которая отражает преобладающие мнения в обществе. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна.
Известно, что информация, которая тиражируется при помощи СМИ, находящихся либо под контролем государства, либо во владении частных хозяев, отражают интересы владельцев и их мировоззрение. Влияние СМИ на общество не однозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования порождает дурной вкус у потребителей массовой культуры.Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение и т.п. Средства массовой информации – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории.
Источник: studfile.net