В данной статье рассмотрены вопросы влияния телевидения на развитие речи. Выбранная тема исследования является достаточно интересной, актуальной. На основе анализа автор выявляет особенности и специфические тенденции влияния телевидения на развитие речи.
Сегодня роль средств массовой информации сложно недооценить: нельзя представить ни одну сферу нашего существования без каких-либо информационных отношений. Общение сегодня происходит не только в самом обществе, как межличностная беседа, но и посредством интернета, телевидения, радио, газет, журналов и других средств коммуникации. Сегодня в сети можно не только найти необходимую информацию и прочитать о последних событиях, но и найти более полезные для себя вещи, например, пройти тест на уровень знания языка.При этом средства массовой информации значительно влияют и на формирование сознания людей, именно поэтому электронные и печатные СМИ являются значительной частичкой культурной и духовной жизни социума. Из этих источников массовой информации люди черпают знания, которые всегда актуальны и значимы для общества.
Как тело влияет на речь
Все большей популярность приобретают телевидение и электронные виды СМИ. Именно онлайн-ресурсы, порталы и службы являются одними из самых быстрореагирующих видов средств массовой информации сегодня.Вторая половина ХХ – начало ХХI века характеризуются стремительным ростом массовой коммуникации и новых информационных технологий.
Динамичное развитие традиционных СМИ – печати, радио, телевидения, появление и распространение Всемирной Паутины Интернета привели к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды, образованной совокупностью множества медиапотоков. Всѐ это не могло не сказаться на процессах производства и распространения слова, на особенностях речеупотребления и характере языковых изменений.
Основной объѐм речепользования приходится сегодня именно на сферу массовой коммуникации. Тексты массовой информации, или медиатексты, являются одной из самых распространѐнных форм современного бытования языка, а их совокупная протяженность намного превышает общий объѐм речи в прочих сферах человеческой деятельности. Возникают новые радиостанции, появляются новые газеты и журналы, рассчитанные как на широкую аудиторию, так и на удовлетворение интересов самых различных возрастных, профессиональных и социальных групп. Огромный вклад в постоянное наращивание массива медиаречи вносит коммуникация в мировой сети Интернет (World Wide Web).
Распространение сетевых версий печатных изданий, появление онлайновых публикаций – всѐ это способствует увеличению общего числа текстов, функционирующих в мировом информационном пространстве, которое рассматривается исследователями как особая сфера речеупотребления, обладающая своими признаками и особенностями.Взять например влияние телевидения на развитие речи.Мультфильмы оказывают сильное влияние на развитие речи. Мы начинаем смотреть их ,когда только начинаем учиться разговаривать , когда формируется наша речь.
Как просмотр телевизора тормозит развитие речи
Сейчас современное телевидение заполнено зарубежными мультфильмами, фильмами ,сериалами, передачами ,которые не развивают нашу речь, а больше засоряют. Телевидение показывает фильмы и мультфильмы о насилии,жестокости,не контролируется речь героев.Их просмотр ничему не учат,а больше появляется негативных явлении.Следует отметить, возрастающее влияние телевидения на речь современной молодежи. Таким образом, можно заключить, что роль, которую играют масс медиа в динамике языкового развития, огромна. Превратившись в одну из основных сфер речепользования, средства массовой информации сегодня во многом определяют характер и свойства современного состояния языка. Отражение этих процессов в академической науке выразилось, в частности, в становлении и закреплении понятия «язык СМИ».
Использованная литература:
- 1.Луман Н.Реальность массмедиа // Отечественные записки. – 2000. – № 4. – С. 431.
- 2.Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик.Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 136 с
- 3.Киприянова А.А. Влияние средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций молодежи в современном мире // Сб. мат-лов Х междунар. практ. конф. «Человек в системе коммуникации». Нижний Новгород. 2011 г. – Н. Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2011. – С. 199–203.
- 4.Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному.II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.Национальный исследовательский Томский политехнический университет.Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
Источник: articlekz.com
Насколько влияет телевизор на речевое развитие у малышей
Задержка развития речи у детей и просмотр телевизора — тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора.
Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, и мысли малыша.
За последние 20 лет технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или старших братьев и сестер.
Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.
Негативное влияние телевизора на ребенка 3 лет не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом, если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться.
Из-за длительного сидения перед телевизором, дети мало двигаются, что отрицательно сказывается на их физическом развитии и ведет к избыточному весу. А неправильная нагрузка на глаза может вызвать потерю остроты зрения.
Значит ли все сказанное, что телевизор надо исключить из жизни ребенка раз и навсегда? Конечно же, нет. Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека, также как телефон и другие технические чудеса. Но мамам и папам надо контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит.
Тем более, что всегда можно найти, чем занять ребенка без помощи телевизора. Да и самим родителям стоит задуматься, что для них важнее – посмотреть очередной сериал или вырастить всесторонне развитого ребенка.
Источник: www.vospitaj.com
Влияние телевидения на речь дошкольников
Понятие «дошкольники» охватывает возрастной период развития детей от 3 до 7 лет. Данный период неоднороден, поэтому в нём можно выделить свои этапы:
- 3-4 года — младший дошкольный возраст.
- 4-5 лет — средний дошкольный возраст.
- 5-7 лет — старший дошкольный возраст.
Замечание 1
Для каждого этапа характерны свои особенности речевого развития, которые систематизированы А.Н. Гвоздевым в работе «Вопросы изучения детской речи».
Рассмотрим более подробно, как протекает речевое развитие ребёнка в указанный период.
- Период с 3 до 4 лет: 1) фонетические особенности: активному усвоению артикуляционных законов родного языка сопутствует поиск правильных артикуляционных укладов, что ведёт к заменам при произнесении аффрикат, шипящих и вибранта [р], а также к перестановке звуков и слогов; 2) в области словообразования появляются суффиксы субъективной оценки (мамочка, стульчик); 3) происходит значительный количественно-качественный прирост словаря как субстантивного, так и глагольного; 4) в области грамматики в процессе речи усваиваются система родовых отношений, особенности склонения и согласования слов, при этом частотны случаи смешения окончаний существительных (с бабушком, с папом); 5) в синтаксисе появляются многословные предложения, происходит освоение сочинительных союзов, появляются первые сложные конструкции.
- Возраст 4-5 лет отличается тем, что: 1) в области фонетики происходит окончательное становление фонетической системы русского языка и овладение артикуляционным укладом практически всех звуков; 2) усвоение разнообразных словообразовательных моделей, период активного словотворчества, исследованный К.И. Чуковским в книге «От двух до пяти» («отпугивать пальто» — расстёгивать, «паукан» — паук и таракан, «намакаронился» — наелся макарон); 3) в области лексики ребёнку доступны парадигматические связи слов (синонимические, антонимические отношения), усвоение обобщающие слова; 4) наблюдаются аграмматизмы, связанные с неверным образованием родовых пар существительных и видовых глагольных, употреблением степеней сравнения, склонением числительных (пьяница (женщина) — пьяниц (мужчина), «набегиваться» (вместо «набегаться»), с двумямами тётями — с двумя и проч.); 5) синтаксис значительно усложняется, появляются разные типы сложных предложений, ребёнок активно пересказывает услышанные сказки, рассказы, может составить рассказ по иллюстрации, придумать сюжетную историю, описать предмет.
- Период 5-7 лет характеризуется почти полным становлением устной речи: дети овладевают артикуляционной базой родного языка, его словообразовательными возможностями, значительно расширяют словарный состав, понимают абстрактную и многозначную лексику, значение общеизвестных устойчивых выражений, лежащие в основе загадок метафорические уподобления и сравнения, практически полностью усваивают грамматические и синтаксические законы языка. В дальнейшем речь ребенка с началом обучения в школе приобретает письменную форму и всё больше усложняется в грамматическом и стилистическом планах.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Указанные особенности характерны для условно возрастной нормы и не касаются тех случаев, когда наблюдается отклонение в речевом развитии.
Влияние телевидения на речь дошкольников
Основными факторами становления нормальной речи в дошкольном возрасте являются:
- Межличностная коммуникация в семье.
- Бытовое общение.
- Коллектив дошкольного учреждения.
- Произведения устного народного творчества и художественной литературы.
- Телевидение, интернет.
Речь усваивается ребёнком по подражанию в процессе непосредственного контакта со взрослыми. Наблюдая за артикуляцией взрослого, особенностями употребления грамматических конструкций и лексем, ребёнок интуитивно усваивает систему родного языка. Уменьшение доли живого, непосредственного общения и замена его различными интерактивными формами (просмотр телепередач, мультфильмов, компьютерные игры) значительно ухудшает качество речи дошкольника.
«Влияние телевидения на речь дошкольников»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Большинство исследователей детской речи склонны считать влиянием телевидения на процесс речевого развития негативным:
Несмотря на обилие негативных моментов, связанных с влиянием телевидения на речевое развития дошкольников, совсем отказаться от него нельзя, поскольку мультимедийная среда стала частью жизни современного человека. Поэтому необходимо сочетать просмотр телепередач и мультфильмов с живым общением в семье, занятиями творчеством и чтением книг. Нужно смотреть телевизионный контент вместе с ребёнком, обязательно обсуждать увиденное, побуждая его делиться собственными впечатлениями и мыслями. Необходимо также помнить о вреде длительного нахождения перед телевизором для зрения, осанки, нервной системы ребёнка и ограничивать просмотр до 20 минут в день.
Источник: spravochnick.ru