Влияние телевизора на воспитания

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, в ней воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение.

Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Влияние телевизора на психическое и физическое развитие ребёнка. Воспитание детей. Мамина школа

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, где особую роль играют средства массовой коммуникации.

Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась за последние годы. В нее органично вошли и средства визуальной коммуникации, глубоко проникшие в различные сферы его жизни. Такие факторы современного социума, как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства визуальной коммуникации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числу людей, обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений [А.В. Шариков].

Семья — первичный агент социализации ребенка, институт, который осуществляет глубочайшее воздействие на формирование личности растущего человека. И особенно актуальным остается вопрос о том, какую роль играет современное телевидение в семейном воспитании и какими ресурсами обладает для оказания позитивного влияния на развитие личности ребенка.

Одним из главных достижений современных исследований в педагогической науке является осознание того, что функции телевидения в семье не ограничиваются развлекательной и информационной. Они могут быть разделены на две группы с точки зрения их места и роли в семейном воспитании: структурные и родственные (Д. Лемиш).

Структурные функции связаны с непосредственным использованием телевизора.

Например, когда телевизор является фоном для обычных домашних дел. Телевидение может регулировать распорядок дня семьи, что также является одним из явных способов воздействия на личность ребенка в структуре семейного воспитания. К примеру, мать может уговорить ребенка поспать днем обещанием, что когда он проснется, начнется его любимая передача.

Вред мультиков. 3 секретных механизма. Как мультфильмы негативно воздействует на психику ребенка! 3+

Родственные функции связаны с ролью телевидения во взаимоотношениях всех членов семьи, в частности в общении между ними.

Например, телевидение может давать пример действий, чувств, идей, моделей коммуникации, которые можно использовать на практике в общении с другими членами семьи. Применение на практике образцов социального поведения и знаний, заимствованных из телепрограмм, подтверждает статус телевидения как социально-ролевой модели, которую копируют в реальности, решая с помощью нее свои жизненные проблемы или наоборот, отгораживаясь от них. Это, несомненно, также является значительным средством, оказывающим влияние не только на развитие личности ребенка, но и на личности всех членов семьи в целом, модели коммуникаций и отношений.

Еще по теме:  Приставка для телевизора х96 отзывы

Просмотр телевизора всей семьей также является одним из способов воспитательного воздействия. Просматривая те или иные программы с родителями, ребенок слышит их комментарии по поводу увиденного, оценку демонстрируемых сцен, что не может не повлиять на формирование ценностной сферы и его нравственных качеств в дальнейшем.

Ситуация совместного просмотра телевизора дает семье общий опыт переживаний, который сплачивает ее — в смехе, подозрении, заинтересованности,- и даже дает физическое чувство единения, когда родители обнимают своего ребенка.

С другой стороны, телевизор в семье — это еще и способ избежать взаимодействия. Внимание, которого требует просмотр передач, позволяет зрителям наслаждаться своей уединенностью и уходить от гнетущей обязанности общаться на неприятные темы. Например, ребенок, который хочет отгородиться от взрослых, может достичь этой цели, включив музыкальный канал, используя телевизор для обозначения границ своего личного пространства.

Значительную роль в воспитании и общении в семье занимают и правила просмотра телепередач в семье. Это соглашения и договоренности, поведенческие установки, основанные на общей системе ценностей и норм в семье, например, в семье может существовать правило «никакого телевизора после девяти вечера».

Вмешательство родителей в зрительскую активность детей является немаловажным условием для формирования у детей избирательного отношения к содержанию телепередач и непосредственно связано с различными методами семейного воспитания [М.М. Назаров]. Оно может осуществляться на трех уровнях.

Второй-уровень «контроля», связанный со степенью ограничений родителями объема просмотра, его времени и содержания передач. Он также связан с использованием телевидения как способа поощрения или наказания в воспитании или со степенью контроля над деятельностью, сопутствующей просмотру.

Третий-уровень «поучительного посредничества», характеризующийся степенью и видами активности родителей в разъяснении телевизионного контента — посредством суждений, объяснения, эмоционального отношения, дополнительной информации, критики, то есть прослеживается связь с такими методами воспитания как анализ ситуаций из жизни, использование примера поступков героев телепередач и т.д.

Данные уровни родительского вмешательства в просмотр телепрограмм детьми: осведомленность, контроль и поясняющее посредничество — тесно связаны с собственным отношением родителей к телевидению. Некоторые родители ограждают детей от телевидения, считая, что оно оказывает разрушительное воздействие на жизнь детей и даже способно вызвать определенную форму зависимости и привыкания. Другие видят в нем позитивные стороны, предоставляющие возможности для развлечения, отдыха и получения информации. Поэтому для педагогической науки важен вопрос о поиске способов использования телевидения как ресурса для развития личности ребенка и стратегиях защиты детей от негативной информации, способной отрицательно повлиять на это развитие в дальнейшем, а также разработки рекомендаций для родителей, помогающих наиболее эффективно дополнять методы семейного воспитания возможностями телевидения.

Источник: studfile.net

Воспитание телевизором
статья на тему

Как чаще всего происходит сегодняшнее воспитание? Родители заняты своими делами, а ребенка, чтобы не путался под ногами, усаживают перед телевизором. И смотрит ребенок всё подряд с утра до вечера. А через несколько месяцев дитя уже не может прожить без ежедневной дозы яркой мультипликации. Кроме того, появились телеканалы, которые круглые сутки транслируют мультфильмы.

Конечно, они настроены на определенного потребителя, а это – наши дети в возрасте от 3 до 15 лет. В перерывах между мультфильмами идет реклама фаст-фуда, игрушек-трансформеров и мультипликационных персонажей, жвачки и Кока-Колы. Это, кстати, еще одна проблема, ведь, кроме благосклонности к любимому герою, который зачастую является антигероем, детей подсаживают еще и на вредные для здоровья продукты.

Еще в 70-е годы XX столетия психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют огромную привлекательность. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформированной системой ценностей.

Еще по теме:  Кнопка повер на пульте от телевизора где находится

Поэтому, когда хулиганское или извращенное поведение на экране никак не наказывается и не осуждается, очень высока вероятность, что дети будут ему подражать. Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние экрана на массового зрителя, утверждал, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов. Это было многократно подтверждено экспериментами и жизненной практикой. В следующих разделах на примере мультфильмов мы рассмотрим, какие же установки передают нашим детям и молодежи популярные мультфильмы.

Гипнотическое влияние на подсознание

Известный мультсериал «Телепузики» (Teletubbies) рассчитан на детей до трех лет и включает 365 серий. Главные герои действа – четыре существа с большими пузами, в которых размещены телеэкраны, и антеннами (или поросячьими хвостами) на голове. Имена у телепузиков не менее странные, чем их внешний вид: Тинки-Винки – мальчик, который ходит с женской сумочкой, Дипси, Ляля и Во. Сами телепузики живут якобы весело и беззаботно, не обременяя себя ничем, кроме танцев и еды. При этом постоянно повторяют фразу: «Мы очень-очень счастливые».
Взрослые, которые смотрели этот сериал, обращали внимание на чудачества, которых раньше никогда не было в мультфильмах. Во-первых, некоторые игровые эпизоды идут два раза подряд. А еще есть вставки, которые почему-то повторялись несколько раз в неделю. Например, три корабля медленно, один за другим проплывают по экрану.

Никаких действий при этом не происходит, с сюжетом «заплыв» никак не связан. Корабли просто разрезают носом волну, проходят по кругу и оставляют страну. Или другой пример. На дерево, которое стоит посреди поля, прилетают поочередно пятнадцать (!) птиц. Каждая слегка крутит хвостом, садится на ветку и замирает, полностью повторяя движения предыдущих.

Это растягивается на три-четыре минуты. Для экрана – это очень продолжительное время, а он, как известно, стоит дорого. Зачем выбрасывать деньги на ветер?
Смысл подобных приемов – в приучении детей к экрану. Его мерцающий свет, ритмичность экранного действа и специально подобранные шумы гипнотически влияют на детскую психику. В результате ребенок впадает в состояние, подобное трансу, и некритически воспринимает все, что подается с экрана. Такая зависимость похожа на наркотическую.

Именно поэтому многие дети, особенно со слабой психикой, не могут сами оторваться от телевизора. А когда родители стараются выключить телепере дачу, впадают в истерику.

Это только один из примеров. Давайте задумаемся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему «Телевизор в жизни семьи и первоклассника»

Задачей родительского собрание — обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором. Показать влияние телевизионных просмотров на психику маленького ребёнка.

Влияние телевизора на здоровье младшего школьника

Работа выполнена Дмитрием Рукавишниковым.

Материалы к родительскому собранию на тему «Телевизор:его роль в жизни семьи и первоклассника»

Материал для подготовки к родительскому собранию «Телевидение:его место в жизни семьи и первоклассника».

Родительское собрание «Телевизор в жизни ребенка»

Основными задачами материала являются: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; определить наименование и количество передач для просмотра деть.

Муниципальный творческий конкурс «Телевизор – мой друг, телевизор – мой враг»

Авторское стихотворение ученика Писчасова Никиты.

Родительское собрание. Телевизор, компьютер в жизни первоклассника. Воспитание у ребёнка интереса к чтению.

Конспект родительского собрания в 1 классе. Цель: убедить родителей в необходимости контроля времени проведённого детьми у телевизора или компьютера. Показать важность пр.

Еще по теме:  Сколько обновляется по на телевизоре

Консультация для родителей «Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей»

Консультация для родителей «Ребенок и телевизор или вред телевизора для детейhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/05/14/vospitanie-televizorom» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]

1. Теоретические основы проблемы воспитания подростков под воздействием телевидения

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Воспитание — процесс систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов обществ.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, к нему относятся как социально определенные, направляемые и контролируемые обществом факторы (воспитание, обучение), так и факторы, возникающие стихийно, спонтанно. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

1.2. Телевидение — как фактор социализации подростка

Телевидение. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:

— Усиление воздействия рекламы на воспитание личности.

— Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков.

— Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.

— Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков.

В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Этот термин («телевизионное насилие») давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Сегодня для России особенно необходимо создание специальных каналов и проектов, развивающих подростковые средства массовой информации.

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

— СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»

— Средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;

— СМИ служит для взаимного информирования властей и населения;

— СМИ снимают социальную напряженность.

Такой фактор как телевидение предоставляет разнообразную информацию в наглядном изображении, громадному числу людей и обладает огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий. Оно оказывает неоднозначные влияния на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние «экрана» на школьников в процессе их развития отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями в которые он сам начинает искренне верить, так же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в социализации.

Рассматривая телевидение как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, которые составляют аудиторию.

Источник: studfile.net

Оцените статью
Добавить комментарий