Влияние телевидения и компьютера на развитии ребенка.
(консультация для родителей)
Мы живем в эпоху активного развития средств массовой информации, которые значительно изменяют, преображают психологию человека. Многим родителям просто удобно – дети чем-то заняты, не пристают, ничего не просят, не мешают и не докучают своими вопросами, родители спокойно могут сделать все свои дела или просто могут отдохнуть после тяжелого трудового дня, а для кого-то отдых превращается в стиль жизни.
Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь многих детей, начиная с первых лет, а то и раньше. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном. И этот экран все больше и больше начинает заменять бабушкины сказки, мамины колыбельные песни, разговоры с папой. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.
Порою, родители практически не разговаривают со своими детьми. В общении с ними используют простые, односложные слова: поставь, отойди, молодец, не трогай, нельзя, уйди и т. п. Но при этом, от своих детей каждый родитель ждет, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе и т. п. А между тем, все больше и больше родителей придерживаются принципа: чтобы ребенка было видно, но не слышно!
Влияние телевизора и интернета на детей
Ребенок готов часами играть в игры или смотреть мультики, телевизионные передачи различной тематики. И если по началу родителей радует, что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, развивает воображение, память, мышление, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность, агрессивность.
Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность, эмоциональную плоскость — он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность».
Без сомнения, в телевидении и компьютерах есть свои плюсы. Существуют полезные телевизионные программы, которые позитивно влияют на становление мировосприятия ребенка. Есть некоторые телевизионные программы, которые помогают детям понять важность правильного питания, здоровья и физических упражнений. Кроме того, дети также узнают много вещей, которые пригодятся для образования и будущей жизни.
Если мы, взрослые, фильтруем ту информацию, которые получаем с «голубых» экранов, то дети, в силу своей неопытности, не делают этого, а будут верить всему, что там говорят и, как губка, впитывать всякую информацию. Как раз в период раннего детства закладывается фундамент моральных убеждений, совести, характера, очень важно не упустить этот момент. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать.
Тем не менее, при всех неоспоримых плюсах, отмечаются такие же неоспоримые минусы. Наряду с положительными эффектами, телевизионные программы и компьютерные игры также могут оказать и негативное воздействие на детей. Телевизионные программы влияют на поведение ребенка. Большинство детей любят смотреть зарубежные мультфильмы. Часто они настолько увлечены ими, что начинают использовать диалоги и модель поведения их любимых героев.
Влияние телевизора на психическое и физическое развитие ребёнка. Воспитание детей. Мамина школа
Подмечено вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном или монитором компьютера приводит к развитию близорукости, нарушению обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т. д. Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.
Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию. Трудно представить, чтобы самая современная компьютерная программа могла заменить общение взрослого с ребенком.
Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
Дети повторяют то, что видят на экранах, и воспринимают это как эталон поведения. Идентифицируя себя с существом, отклоняющееся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения
Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, немотивированной жестокости у детей.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, на-стоящих эмоций и чувств, общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.
Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной пери-од, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.
Что же делать, чтобы компьютер и телевизор не заняли важное место в жизни малыша и вызывали беспокойство у родителей?
• Детям до трех лет телевизор смотреть не следует (в идеале).
• Стоит оценить, сколько времени проводит Ваш ребенок перед телевизором в настоящее время и составить план семейных просмотров. Четко оговорить временную квоту затраченную на просмотр мультиков или игры на компьютере;
Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизора 15 мин., 5-6 летние дети — 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
• Необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
• Первое, что Вы должны сделать, это поставить перед собой реальную цель, например, в день раз-решается посмотреть два-три мультфильма.
• Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите — дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном».
• Контролируйте громкость звучания, т. к дети в последствии не воспринимают спокойную, тихую речь взрослого, нарушается восприятие окружающего мира людей, природы, что является обязательной основой умственного развития ребенка;
• Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.
• Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.
• До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
• Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером :
– повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;
– расстройство сна, нарушение памяти и внимания;
– рост аллергических реакций организма;
– изменение в костно-мышечной системе;
– специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой;
– развитие близорукости.
На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир. Наша с вами задача: сохранить физическое и психическое здоровье детей.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Детская психология / Собр. соч. в 6 т. – М. : Просвещение, 1984. – Т 4. – 486 с.
2. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3.
3. Змановский Ю. Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. – 2007. – №2.
4. Коломинский П. Я., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М. : Педагогика, 2004.- 356 с.
5. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М. : Педагогика, 2007. – 452 с.
Публикации по теме:
Оригами и его влияние на развитие ребёнка Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас.
Влияние телевидения и гаджетов на развитие ребенка Жизнь современного общества без гаджетов невозможна. И многие родители с раннего возраста приучают детей невольно или специально к взаимодействию.
«Влияние телевидения и компьютера на развитие ребенка» Влияние телевидения и компьютера на развитии ребенка. (консультация для родителей) Мы живем в эпоху активного развития средств массовой.
Консультация для родителей «Влияние компьютера на дошкольника» Консультация для родителей на тему: «Влияние компьютера на дошкольника» г. Старый Оскол МБДОУ №24 «Березка» Воспитатель: Полякова Елена.
Консультация для родителей «Влияние лепки на развитие ребёнка» Консультация для родителей. 1. Влияние лепки на развитие ребёнка. Задача дошкольного воспитания – подготовить ребёнка к школьному обучению.
Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех.
Консультация для родителей «Влияние компьютера на ребенка» Зачастую родители, сами того не понимая, приучают детей к компьютеру. Причины возникновения зависимости могут быть совершенно разные. Недостаток.
Влияние современного телевидения на психическое здоровье дошкольника Влияние современного телевидения на психическое здоровье дошкольника. Трудно представить жизнь современной семьи без телевизора. Телевидение.
Влияние телевидения на психику детей Влияние телевидения на психику детей. ТЕЛЕВИДЕНИЕ сегодня вполне способно соперничать с родителями и педагогами в качестве источника.
Консультация «Влияние телевидения на развитие ребенка» По данным Госкомстата, на воспитание детей российские родители затрачивают в среднем 37 минут в день с учетом выходных, праздников и отпусков.
Источник: www.maam.ru
Влияние теле и видеоинформации на здоровье детей.
Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к компьютеру и телевизору. Конечно, удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел. Конечно же, никто не отрицает значение телевизионных передач и для развлечения, и для
расширения кругозора наших детей. Естественно, что нет никакого вреда от того, что ваш ребенок обучающую программу, но если он сидит полдня, не отходя от телевизора или компьютера, то ничего, кроме вреда это принести, не может, даже если сами по себе передачи и полезные. Телевизор приучает нас к пассивному восприятию информации. Некоторые дети отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы и сказки, говоря, что это им
неинтересно. Современное западное искусство деформирует психику ребенка. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения. И первое, что хотелось бы отметить, это агрессивность героев.
Главные герои мультфильмов или компьютерных игр калечат или убивают других персонажей, причем подробности детально раскрываются и многократно повторяются. Что переживает ребенок, просматривая такой мультфильм? Последствиями просмотров акого мультфильма и компьютерных игр могут стать жестокость, безжалостность ребенка в реальной жизни.
«Воспитательный эффект» таких мультфильмов не заставит себя ждать, и первыми его почувствуют родители – в форме циничных высказываний, неприличных жестов, грубости и безжалостности. Дети, которые смотрят подряд все телевизионные передачи, особенно не предназначенные для их восприятия, например, телесериалы, Недостаток творческой активности отмечается не только в игре, но и на занятиях. Родителям необходимо помнить о том, что смысл ярких вставок в транслируемых мультфильмах совсем в другом – в гипнотическом приучении детей к экрану. Подобранный ритм,
мерцание, шум действуют на психику, маленький человек притягивается к экрану, «заглатывая» зачастую ненужную информацию. Сам ребенок не может оторваться от него, а когда родители пытаются выключить «ящик», истошно кричит. За последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них.
В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а живой учитель, которого он и не способны услышать, а значит и понять. Дети так устроены, что лучше всего познают мир именно с помощью игр.
Игра – источник удовольствия и вполне естественное времяпрепровождение для малыша. Компьютер в данном случае – чудесная возможность совместить приятное с полезным. Ведь существует масса специальных игр, направленных на развитие интеллекта, памяти, моторики. Дети, проводящие по полчаса в результате имеют более устойчивую психику и лучше приспособлены к учебному процессу.
Поэтому нерационально отказываться от благ цивилизации, полностью отгораживая ребенка от компьютерных игр. Дело в том, что дети с трудом различают реальную жизнь и виртуальную. Регулярно играя в различные стрелялки», ребенок становится агрессивным и может считать насилие нормальной моделью поведения и даже способом решения проблем. Конечно, гангстерские игры наиболее деструктивно влияют на тех детей, которые и без того имеют склонность к агрессии. Но и для остальных детей пользы от них немного. Кроме того, что родители должны следить за тем, в
какие игры играет ребенок, они еще должны контролировать время, которое посвящается этому занятию. Даже в развивающие игры лучше не играть дольше часа в день. Кроме того, длительное пребывание перед монитором негативно сказывается на многих функциях организма — зрении, костно-мышечном аппарате, высшей нервной деятельности и т.д.
И тем не менее чрезмерное увлечение играми все же сказывается на психике – игроманы эмоционально неустойчивы, чрезмерно раздражительны и вспыльчивы. Им сложно адаптироваться в реальной жизни, окружающий мир становится скучным и неинтересным, а это становится причиной для ухудшения настроения и самочувствия. У детей появляются проблемы с учебой. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к тому, что дети перестают фантазировать. Они с трудом обобщают и анализируют информацию, хуже работают некоторые виды памяти. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правильно подобранные компьютерные игры в умеренных количествах не приносят никакого вреда, а могут
оказаться полезными для развития важных навыков у ребенка – внимательности, усидчивости, сообразительности. Хотелось бы обратиться с большой просьбой к родителям. Пожалуйста, обращайте внимание на игры ваших детей. Помните: не все мультфильмы и компьютерные игры рассчитаны на них. Не оставляйте ребенка одного в этом сложном мире информации.
Интересуйтесь, какие игры ему нравятся и почему? Помните, что предупредить эмоциональные нарушения ребенка гораздо легче, чем их потом исправить!
Источник: mcoip.ru
Влияние телевизора на здоровье ребенка
Влияние телевизора на здоровье детей. Сколько можно смотреть телевизор ребенку?
Телевизор стал «членом» каждой семьи, едва переступив порог дома, мы спешим включить заветный ящик. Постоянно включенный телевизор стал во многих семьях обычным делом, его и не смотрят, но и не выключают. Лавина чужих мыслей и ненужной информации врывается в дом через телевизор, который имеется на кухне, в зале, а у некоторых даже в спальне и детской.
К сожалению, зависимость от голубого экрана накрыла не только взрослых, но и детей. Занятые домашними делами взрослые не очень сильно страдают от шума телевизора, они привыкли фильтровать информацию. А детей крайне трудно оторвать от экрана, они стараются увидеть и услышать все, что вещают. Как известно, ребенок впитывает все, как губка.
Зря родители думают, что их малыш, которому нет еще и года, играет и совершенно не обращает внимания на включенный телевизор. Постоянно работающий телевизор в комнате, где находится маленький ребенок, крайне вредно для его здоровья, ведь он не глухой и все слышит. Непрекращающийся фоновый шум приводит к раздражительности ребенка и является главной причиной плохого сна и капризов маленьких детей.
В последние годы намечается положительная тенденция — на просмотр телевизора у взрослых катастрофически не хватает времени. Сегодня многие заняты работой и домашними делами, поэтому новости Нижнего Новгорода они читают в Интернете или слушают по радио по пути на работу. Тем временем дети остаются без родительского контроля дома и подсиживаются на телевизор с того возраста, когда его начинают оставлять одного. Вот тут-то озабоченные родители и начинают бить тревогу и задаваться вопросами: «Почему ребенок не хочет играть, читать книги и не интересуется ничем, кроме телевизора?» и «Сколько можно ребенку смотреть телевизор?».
Появление вредной привычки у ребенка все свободное время просиживать у телевизора напрямую зависит от отношения самих родителей к просмотру телепередач. Если в семьи серьезно относятся к здоровью членов семьи и включают телевизор только при необходимости, то проблема отучения ребенка от постоянного просмотра телевизора отпадет сама собой. Чтобы воспитать у ребенка правильное отношение к телевидению, с самого раннего возраста установите режим и не допускайте нахождения ребенка в комнате, где работает телевизор больше того времени, которое установлено специалистами.
А это: детям до 2-х лет разрешается смотреть телевизор не более 15 минут, от 3-х до 6-ти лет не более 40 минут, с 7-ми лет до 90 минут в день с перерывами 5-10 минут. Обязательно соблюдайте требования к просмотру телевизора детьми. Запрещайте смотреть телевизор с расстояния ближе 2-х метров и не выключайте свет в комнате во время просмотра. Постоянно работающий телевизор оказывает отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Доказано, что для того, чтобы годовалый ребенок пришел в возбужденное состояние достаточно держать его 20 минут в комнате, где идет эмоциональная реклама, телешоу или фильм по телевизору.
Многие родители сажают маленьких детей за просмотр мультиков, начиная с одного года, лишь для того, чтобы он не мешал им заняться своими делами. Таким образом, сами того не желая, родители способствуют нарушению зрения и деятельности нервной системы малыша. Дело в том, что у маленьких детей мелькание экрана очень быстро переутомляет зрение, а порция негатива и насилия, которые выплескиваются с экрана, возбуждает и перенапрягает работу детского мозга.
Разрешайте детям смотреть мультфильмы, только начиная с 3-х летнего возраста, при этом выбирайте только те, в которых присутствуют положительные персонажи и поступки. Избегайте просмотра мультфильмов без звука, в противном случае задержки речи ребенка вам не избежать. Телевизор не может заменить ребенку общения с родителями и сверстниками. Если включаете телевизор, старайтесь присутствовать рядом с ребенком и комментировать увиденное на телеэкране. Это очень важно, чтобы малыш правильно воспринимал и усваивал передаваемую по телевизору информацию.
Не вызывает у педиатров сомнение и то, что резкое увеличение за последние десять лет количества детей, страдающих ожирением, напрямую связано их зависимостью от телевизора. Это объясняется следующими факторами:
— по телевизору постоянно рекламируют чипсы, фаст-фуды, пиццу, газированные напитки и другие высококалорийные продукты;
— во время просмотра телевизора ребенок не двигается;
— благодаря дурному примеру родителей, многие дети имеют вредную привычку принимать пищу и закусывать перед телевизором, что приводит к регулярному перееданию.
Особенно усугубляет проблему с весом просмотр телевизора у детей малоактивных и склонных к полноте. Как известно, дети с лишним весом предпочитают занятия, требующие наименьшей физической активности, такие, как просмотр телевизора и игры за компьютером, особенно любят они во время этого перекусывать.
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка счастливым и здоровым человеком, а это невозможно без приложения усилий. Ради здоровья вашего ребенка откажитесь от вредной привычки включать телевизор без надобности, не смотрите его в присутствии ребенка больше того времени, которое ему разрешают врачи. Сходите, погуляйте с ребенком по парку, поиграйте с ним в настольные игры, пригласите друзей в гости с детьми или сами сходите к ним. Воспитать здорового и жизнерадостного ребенка невозможно, если вы после работы спешите лечь на диван и включаете телевизор. Совместный просмотр книжки или игры намного важнее для правильного развития ребенка, чем семейный просмотр телевизора.
Видео о влиянии мультфильмов на ребенка
— Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний»
Источник: meduniver.com