Есть семьи, в которых постоянно включенный телевизор — обычное дело: его и не смотрят, но и не выключают. Такого быть не должно, тем более это действительно вредно. Не только дети, но и взрослые вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде. Это ведет к тому, что члены таких семей становятся легко возбудимыми и быстро утомляются, ощущают постоянный дискомфорт, повышенное чувство усталости, вместе с тем возможны нарушения сна. Посторонние звуки мешают сосредоточиться, отвлекают, что само по себе раздражает, и вот уже какая-то мелочь способна вывести человека из равновесия.
Что интересненького?
Бегло изучив ТВ-программу, большинство родителей остаются разочарованы: по их мнению, не так много телевидение может предложить нашим детям сегодня. Тем не менее есть что посмотреть сначала самим, а потом решить, нужно ли показывать это детям. «Вкусные истории», «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Дисней-клуб» и множество других (а если еще «пройтись» по дециметровым и местным телеканалам, количество передач для детей будет исчисляться десятками) — в общем, выбор есть. Очень жаль, что нынешние малыши не смогут увидеть передачи, которые смотрели их родители, будучи детьми, например добрую «В гостях у сказки». Правда, радует, что на телеэкране получила новое рождение передача «КОАПП», которая звучала раньше только в радиоэфире. Но постоянно «на слуху» и «на виду» лишь две передачи, широко раскрученные, поддерживаемые различными товарами заданной тематики, то, что на Западе называют брандом, — «Телепузики» и «Улица Сезам».
Портит ли телевизор зрение человека?
Комментирует психолог. Особенность передач про телепузиков — подчеркнутая простота сюжетов и многочисленные повторы. Но и это может быть неожиданно, а потому интересно для ребенка, уже привыкшего, что сюжет развивается последовательно. В таких передачах сделан акцент на простейших действиях — пошли, взяли, обнялись, спать легли.
Оказывается, про это тоже делают передачи, и быт ребенка, который он узнает в историях про телепузиков, тоже может стать сюжетом для ТВ-программы. А кроха, следовательно, сам будет героем этой передачи! Это льстит детскому самолюбию. Что касается более старших детей, которые уже из телепузиков по определению, — для них в этой программе также есть множество привлекающих элементов.
Необычность внешнего вида персонажей: то ли зверьки, то ли игрушки, то ли инопланетяне, то ли актер у них внутри, то ли сложно управляемая техника — все это интригует. Продуманность мира, среды обитания этих персонажей: есть и что-то знакомое — холмики, кролики, цветы, солнце, а есть и необычное — инопланетный домик, робот- пылесос, главные герои.
Каждая из детских телепрограмм, впрочем, это касается и мультфильмов, и фильмов-сказок, рассчитана на определенный возраст. Поэтому в первую очередь стоит отдавать предпочтение той программе, которая будет понятна именно вашему малышу — исходя из его возраста и индивидуальных особенностей развития. Хотя детям интересны и другие программы, многие из которых предназначены для взрослых. Но и они являются для ребенка бесценным источником информации.
Конечно, не следует смотреть вместе новостной выпуск, где что ни день, то сообщения об агрессии или трагедии, но можно вместе посмотреть сюжет из передачи о природе. В этом отношении телевизор просто незаменим — не в каждом зоопарке живут крокодилы и львы, выйдя на улицу, вряд ли увидите извержение вулкана, а рассказ об океане, где «много воды», не даст ребенку полного представления — в ванне воды тоже немало. Все это увидеть можно только по телевизору. Иногда не стоит полагаться на диктора или ведущего, который якобы все расскажет. Разъяснить так, чтобы малыш действительно понял суть дела, могут толь- ко сами родители.
Враг или союзник?
Мамы и папы могут превратить телевизор в помощника в воспитании малыша, но для этого нужно соблюдать ряд несложных условий.
- Родителям следует четко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако, если просмотр любимого мультика стал частью «засыпательного» ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, — это на пользу. Малыши любят, когда все идет «по плану».
- Всегда сами предварительно просматривайте телепрограммы, которые собираетесь показать ребенку. Попытайтесь встать на место своего малыша, вспомните, что нравилось вам во времена своего детства. Отдайте предпочтение отечественным короткометражным мультфильмам — не столько по задумке мультипликаторов, сколько по причине быстрой детской утомляемости, длятся они не более 10-15 минут.
- Не позволяйте ребенку быть пассивным наблюдателем. Комментируйте то, что смотрите (или только что просмотрели). Узнавайте персонажей, зверей, предметы быта, обсуждайте то, чем занимались герой мультфильма или передачи (пели, танцевали, прыгали:). Предложите малышу заняться тем же, что и участники телевизионного действия — рисованием, лепкой, аппликацией, полейте вместе цветы или отправляйтесь гулять. После просмотра мультфильма про Винни-Пуха прочитайте ребенку историю из жизни плюшевого мишки или, наоборот, посмотрите мультик после того, как он услышал из ваших уст о его приключениях.
- Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении (гулять по крышам и пугать грабителей можно только в сказке). Ребенок должен понять, что в мультфильме возможно все, но не все возможно в реальной жизни.
- После просмотра тех или иных программ наблюдайте внимательно за крохой, отметьте все изменения, происходящие в его поведении.
- Если телевизор является своего рода помощником (например, ребенок сидит спокойно, когда ему подстригают ногти или чистят ушки, только перед ТВ), выбирайте время для нелюбимых малышом процедур, когда по ТВ показывают мультфильмы или детскую программу. Но не злоупотребляйте этим свойством телевизора зачаровывать ребенка и «выключать» его из обычной жизни.
- Бросаться в крайность и запрещать малышу смотреть телевизор не следует, особенно если ребенок уже в курсе, что такое мультфильмы и детские передачи. Нередко это приводит к тому, что кроха становится телеманом — научившись включать ТВ самостоятельно, он в отсутствие родителей будет смотреть все подряд, в том числе и то, что действительно детям видеть не стоит.
- Если же ребенок углядел что-то непонятное для него и обращается с вопросом, например, о том, почему этот дядя обнял тетю, объясните доступно: «Когда взрослые любят друг друга, они обнимаются». При этом, несомненно, следует сделать отличие тех знаков внимания, которые оказывают друг другу взрослые, от проявлений нежности к ребенку, исходящих от родителей или родственников.
Мнение логопеда Ларисы Никитиной
ТВ, несомненно, влияет на словарный запас ребенка. Поэтому особенно важен просмотр передач, соответствующих возрасту. Тогда происходит обогащение словарного запаса, хотя и не такое активное, как из книг. Сегодня в среднестатистической семье у ребенка, лишенного просмотра телевизора, словарный запас меньше.
Поэтому, решив отказаться от просмотра телепередач, вы должны специально заниматься с малышом! Правда, на всех детей ТВ действует по-разному, поэтому важны индивидуальный подход к ребенку, наблюдательность родителей по отношению к тому, как реагирует малыш на просмотр различного рода программ. Не стоит увлекаться сплошь мультфильмами — искаженный язык, сюсюканье портят постановку речи у детей. Малыши иногда перенимают жуткие интонации, неправильно произнесенные звуки, а это потом приходится исправлять с помощью логопеда.
Часто телевизор помогает развить усидчивость у детей с нарушениями концентрации внимания. ТВ для таких малышей является инструментом обучения. Правда, просмотр обучающих программ должен обязательно сопровождаться комментариями взрослого.
Источник: «Лиза. Мой ребенок»
Источник: mamadona.ru
Как сохранить зрение у ребенка
Если 25 лет назад к окончанию школы близорукими становились лишь 10-15% ребят, то сейчас к 15-16 годам диагноз «миопия» ставится половине подростков. Между тем, именно в этом возрасте очень важно не допустить резкого прогрессирования близорукости. Когда годам к 19 формирование организма полностью завершится, шанс развития миопии практически равен нулю.
Как помочь ребенку не «посадить» глаза в самом уязвимом подростковом возрасте? Что делать, если диагноз все-таки поставлен? Какие еще проблемы с глазами могут подстерегать подростка? Рассказывает Андрей Васильевич Картавин, заведующий детским отделением офтальмологической клиники «Прозрение» (Нижний Новгород), детский офтальмолог с 25-летним стажем работы.
— Андрей Васильевич, почему у нынешних ребят зрение стало на порядок хуже, чем в свое время у их родителей?
Каких-то 20-25 лет назад близорукость, диагностированная в 9-10 лет, считалась ранней, а сейчас не редкость миопия и в 6-7 лет. К сожалению, чем раньше она проявляется, тем активнее прогрессирует. Если ухудшение зрения началось в 6 лет, то к окончанию школы степень миопии может достичь 12-15 диоптрий. Такое в нынешней офтальмологической практике довольно распространено.
— В чем же причина нынешней повальной близорукости у школьников?
Наше зрение создавалось природой для «использования» в совершенно иных условиях, чем те, которые мы называем цивилизованными. Наш глаз приспособлен к пространству, не ограниченному какими-либо препятствиями. Сейчас же люди с самого рождения вынуждены нарушать природные законы: замкнутое пространство, а затем и телевизор, книги, компьютеры, сотовый телефон с его «игрушками».
Большой вред неокрепшему зрению ребенка приносит работа на близком расстоянии. У подростков сейчас распространена SMS-мания. Одна юная пациентка рассказала мне, что отправляет в день 50-70 SMS-сообщений. А это два часа работы на близком расстоянии, да еще и с мерцающим экраном телефона.
Многие родители не следят за тем, сколько часов ребенок проводит за компьютером и даже поощряют подобное времяпрепровождение. А уж телевизор нынешние дети вообще смотрят без ограничений. В последние годы прогрессирует негативная тенденция: телевизор — лучшая «нянька». Трехлетку на весь день сажают за просмотр мультфильмов, чтобы он не мешал родителям заниматься своими делами. А то, что от этого страдают глаза и нервная система ребенка — спохватываются лишь тогда, когда проблемы дают о себе знать.
— В чем опасность сотовых телефонов, компьютеров, телевизоров для зрения подростка?
Электронные средства — это, во-первых, непосредственная работа на близком расстоянии. Во-вторых, прямой свет, с которым наш глаз работать не привык. В-третьих, это постоянное мерцание, которое связано с особенностями механизма смены картинки. Поэтому, если ребенок целый день читает — это вредно. Но если он полдня играет на компьютере — это вреднее во много раз.
— В чем заключается профилактика миопии?
Можно много говорить о ценности образования, но с введением обучения шестилеток число близоруких детей выросло вдвое. Поэтому, чем позднее ребенок возьмет в руки книгу и ручку, узнает, что такое компьютер и телевизор, тем лучше для его зрения. Большую часть времени дети должны проводить вне помещения, поскольку смотреть им нужно вдаль, а не в стенку и не в телевизор.
Освещение при чтении и выполнении домашнего задания не должно напоминать прожектор. Лучше, если мощность лампочки не превышает 40-60 Вт. Главное, чтобы свет был незатененный. Одним словом, основной принцип профилактики миопии — ограничение работы на близком расстоянии.
— Наследственность имеет значение?
Не решающее. У каждого человека существует свой предел нагрузки, который он может вынести. Одному для развития близорукости будет достаточно обычной школьной нагрузки. Другому, кроме этого, надо будет еще полдня сидеть у телевизора.
Когда меня спрашивают, почему некоторые дети целыми днями сидят у телевизора, и у них не развивается близорукость, я отвечаю: просто у них высокий предел нагрузки. Но надо понимать: чем меньше возраст ребенка — тем ниже этот предел.
— По каким признакам можно заподозрить, что у ребенка развивается близорукость?
К сожалению, выраженные жалобы появляются уже тогда, когда миопия развилась достаточно сильно. Ее прогрессирование можно сравнить с уменьшением резкости в бинокле, в который мы смотрим. Если резко изменить настройку — мы сразу обратим внимание на ухудшение качества зрения. Если же мы будем сдвигать постепенно — то ухудшение заметим далеко не сразу. Расфокусировка происходит постепенно.
Бывает, родителей настораживает, что ребенок перестал читать бегущую строку в телевизоре. Или не видят показания уличного термометра. Сложнее выявить то, что ребенок не видит написанное на школьное доске. Часто бывает, что он не видит, но никому об этом не говорит. Начинает приносить двойки, родители его ругают.
А проблема в том, что он просто не видит.
Есть ряд признаков, которые должны вас насторожить: ребенок старается максимально приблизить книгу к глазам, садится у телевизора на расстоянии ближе одного метра, низко наклоняется над партой при учебе и приготовлении уроков. Никакие окрики типа «сядь прямо» здесь не помогут. Это не дурная привычка, а вынужденное состояние. Оно свидетельствует о возникновении функциональной близорукости, которая в дальнейшем может перерасти в истинную. Чтобы этого не случилось, проконсультируйтесь с детским офтальмологом.
— За какой партой и в каком ряду лучше посадить ребенка?
Для здорового ребенка это не играет существенной роли. Если близорукость начала развиваться, и ребенок не пользуется очками, в этом случае первая парта менее вредна, чем последняя. Но если школьник пользуется очками, то он может сидеть за любой партой.
— Лечится ли миопия?
Если она уже появилась, значит, будет прогрессировать и дальше. И задача здесь одна — снизить темпы этого прогрессирования. Чтобы к совершеннолетию она была, допустим, минус пять, а не минус десять. Если ничего не делать, зрение, как правило, ухудшается на одну диоптрию в год.
— Каким образом можно замедлить прогрессирование миопии?
Существует консервативное и оперативное лечение миопии. Консервативное — это занятия на специальных аппаратах, «приспосабливающих» глаз к работе на близком расстоянии, физиолечение и массаж шейно-воротниковой зоны. Этот комплекс нужно проводить два раза в год. Такая медпомощь доступна как в частных, так и государственных клиниках.
Этот лечебный комплекс позволяет замедлить темпы развития миопии в два-три раза. В ряде случаев мы рекомендуем оперативное лечение: склеропластику, операцию на мышце глаза. Эти вмешательства могут применяться как по отдельности, так и совместно.
И, конечно, придется ограничить время, проводимое ребенком у телевизора и за компьютером. При этом надо понимать: даже если полностью исключить работу на близком расстоянии (что практически нереально), миопия все равно будет нарастать. Правда, более медленными темпами.
— Делаются ли подросткам лазерные операции по коррекции зрения?
— Эти операции влияют на преломляющие свойства роговицы и делаются лишь тогда, когда близорукость полностью стабилизировалась. Пока этого не произошло (примерно до 18-19 лет), наша задача — сдержать ее прогрессирование. Это важно, поскольку при прогрессировании миопии начинается перерастяжение сетчатки, что чревато развитием таких тяжелых осложнений, как дистрофия и отслойка сетчатки. Подобные случаи нечасты, но очень драматичны.
— Они приводят к необратимой слепоте?
К счастью, это случается не так часто. Но иной раз требуется серьезная операция, которая не всегда гарантированно может исправить ситуацию.
— Если поставлен диагноз «миопия», ношение очков обязательно? Некоторых ребят это пугает.
Коррекция нужна обязательно. Это не только понятие комфорта. Когда ребенку приходится постоянно напрягаться, чтобы что-то рассмотреть, это напряжение является фактором, тоже способствующим росту близорукости.
— Есть такое мнение, что нужно как можно дольше отодвигать момент надевания очков. Иначе глаз «разленится».
Это то же самое, что не соблюдать диету при обострении гастрита, чтобы не «баловать» желудок. Если не проведена коррекция миопии, то это заметно отражается на качестве жизни ребенка. Поэтому очки назначаются при любом уровне близорукости. Не стоит лишать ребенка возможности видеть отчетливо.
— Что делать, если ребенок отказывается носить очки?
Сейчас благодаря популярности Гарри Поттера и Ксении Собчак, очки, в основном, не пугают ребят. Очкарик — это звучит уже не обидно. Один юный пациент рассказал мне, что надел очки первым в классе. А поскольку по натуре он лидер, то стал своего рода законодателем мод. А тем, кто подтрунивал над ним, он сказал: «Вы не носите очки потому, что пока недостойны этого».
В своей практике я наблюдаю и такой феномен. Если старший ребенок ходит в очках, младший начинает жаловаться, что плохо видит. Обследуем, но никакой патологии не находим. Оказывается, он тоже хочет носить очки, как и старший.
Но, безусловно, встречаются случаи, когда дети стесняются очков. Сейчас есть хорошая альтернатива — мягкие контактные линзы. У них перед очками есть существенное преимущество — в линзах можно играть в подвижные игры. У меня есть юные пациенты, которые носят их с 5-6 лет. В этом возрасте линзы им, как правило, надевают родители.
Но у меня наблюдается девочка, которая уже в шесть лет научилась сама надевать линзы.
— Какие проблемы со зрением, помимо миопии, могут быть актуальны для школьников?
Это косоглазие. Бинокулярное (объемное) зрение начинает формироваться с 4-8 месяцев и завершается к двум годам, а полноценным становится годам к пяти. Если этот механизм по какой-то причине дало сбой, необходимо лечение: не столько сложное, сколько упорное и длительное.
Если косоглазие вызвано мышечным дисбалансом, мы устраняем его с помощью операции. Однако к этому лечение косоглазия не сводится. Чтобы закрепить эффект, необходимо заново пройти тот путь, который задуман природой при формировании бинокулярного зрения. Самое сложное — не сделать операцию, а научить ребенка смотреть двумя глазами вместе.
— Косоглазие — всегда очевидная проблема?
Не всегда. Заметно косоглазие окружающим или нет — зависит от его угла. Но нам, офтальмологам, не принципиально, каков угол косоглазия. Если оно есть, его надо лечить. Существует много состояний, пограничных с косоглазием, когда глаз «убегает» время от времени.
В ряде случаев это состояние проходит само, но нередко переходит и в постоянное косоглазие. По статистике, из четырех случае в одном состояние, пограничное с косоглазием, проходит самостоятельно, в трех — переходит в постоянное.
— Чем опасно косоглазие?
Отсутствием бинокулярного зрения, а, значит, ограничением по многим специальностям и видам работ. Плюс иногда это выраженный косметический дефект.
— Любое косоглазие можно вылечить?
Если нет никакой органической патологии, у меня не было случаев, чтобы этого не удавалось. Но необходимо настроиться на довольно длительное лечение. Природа отводит себе на формирование бинокулярного зрения пять лет. Мы стараемся преодолеть этот путь быстрее. Но в любом случае, это вопрос нескольких месяцев, а то и лет.
Поэтому очень важно, чтобы желание лечиться было у самого пациента. Недавно я по причине косоглазия прооперировал 40-летнего мужчину. У него не хватило терпения и желания заниматься профилактической гимнастикой на аппаратах, и он сказал, что ему легче еще раз прооперироваться, если глаз «убежит». Иных пациентов с косоглазием мне приходится оперировать и по 5-6 раз. И это не предел.
Надо понять: пока человек не научиться смотреть двумя глазами, «срывы» могут случаться довольно регулярно.
— Часто школьники, готовя уроки или читая, низко наклоняют голову. Родители всеми силами пытаются отучить их от этой вредной привычки. Действительно ли она так вредна?
Это не вредная привычка. Низкий наклон головы обуславливается анатомо-физиологическими особенностями строения и функционирования зрительного анализатора ребенка. Поэтому бороться с таким явлением замечаниями и попытками усадить ребенка правильно невозможно.
Привычку правильно держать голову можно выработать с помощью методики профессора Поспелова «Управляемый циклопарез». Она позволяет избавить ребенка от низкого наклона головы и, как следствие, снижает риск развития близорукости.
— В чем суть методики?
Ребенок низко наклоняет голову потому, что с большого расстояния ему видеть некомфортно. Поэтому мы закапываем ему капли, при которых, наоборот, становится некомфортно работать вблизи. Ребенок поневоле держит голову высоко. Режим закапывания капель подбирается индвидуально. К сожалению, лишь 20% родителей из тех, кому я разъясняю суть методики, в конечном итоге ее осваивают.
Хотя сложности в этом нет никакой, и эффект очень хороший.
— Как часто надо показывать ребенка офтальмологу?
В один месяц, три месяца, шесть месяцев первого года жизни, далее — раз в год. Даже если ничто не беспокоит. Понятно, что у годовалого ребенка мы зрение не проверим. Но даже в этом возрасте мы в состоянии отследить различные косвенные признаки и других патологий, помимо близорукости.
— Осмотра в школе достаточно?
К сожалению, при массовых осмотрах бывает, что дети не видят, какую букву им показывает доктор, но пользуются подсказками товарищей. Я с этим сталкивался неоднократно. Нужно, чтобы врач индивидуально проверил зрение, посмотрел глазное дно, траекторию движения глаз. Немаловажна и квалификация офтальмолога.
— Многим из нас с детства говорили: «Ешь морковку — будешь хорошо видеть». Правда ли, что некоторые продукты помогают избежать проблем со зрением?
К сожалению, на одну диету уповать нельзя. Можно съедать килограмм моркови в день, но если при этом много сидеть у компьютера. В этом случае развитие близорукости не замедлит ни сливочное масло, ни морковь, ни черника.
Информация, указанная на сайте,
не является публичной офертой.
Источник: persona-detstvo.ru
Что делать, если ребенку диагностировали астигматизм
Астигматизм — это заболевание глаз, которое сопровождается тем, что на сетчатке не формируется четкого изображения. То есть происходит расфокусировка лучей и человек с астигматизмом видит нечеткую картинку. Астигматизм бывает дальнозоркий и близорукий. Самое основное, что отмечают пациенты с астигматизмом, — отсутствие возможности стопроцентного зрения вдаль без очков и неясная картинка.
Корни заболевания
Астигматизм чаще всего является наследственным заболеванием. Но найти цепочку возникновения астигматизма у ребенка бывает сложно, так как родственники могут быть недообследованными. Астигматизм также может быть приобретен, например, после таких-то падений, связанных с изменением формы роговицы. Тактика лечения при приобретенном и врожденном астигматизме несколько отличается.
Как распознать астигматизм
При астигматизме ребенок может смотреть телевизор под определенным углом. То есть ему нужно развернуть голову для того, чтобы четко увидеть картину. Родители могут обратить внимание на это. Иногда им нужно приближать какие-то предметы для того, чтобы их рассмотреть.
Но очень часто астигматизм как раз этим и коварен, что в обычных домашних условиях его почти невозможно диагностировать. Ребенок, по сути, не знает, как он должен видеть, поэтому он не может пойти и пожаловаться, что я что-то плохо вижу. Он думает: раз я так вижу, значит, это нормально, значит, так все видят. С другой стороны, когда у этого ребенка мы диагностируем астигматизм и выписываем правильную очковую коррекцию, то дети с огромным удовольствием носят очки, и это, кстати, помогает понять родителям, правильно ли выписана очковая коррекция. Если ребенок с огромным удовольствием носит очки, так как они позволяют ему видеть совершенно другой мир, который он до этого не мог четко рассматривать, то очковая коррекция подобрана правильно.
Что такое амблиопия
Амблиопия — это состояние, которое связано с тем, что зрительные клетки, сетчатка не получают ясного, четкого сигнала. Это связано с врожденными аномалиями глаза, оптическими дефектами, такими как дальнозоркость, близорукость, астигматизм.
Для того чтобы научить зрительные клетки, сетчатку ребенка, а следовательно, и его головной мозг видеть правильную и красивую картинку, нужно выписать очки и проводить определенные курсы консервативного лечения для поднятия остроты зрения. И в таком случае сначала мы лечим амблиопию в очковой коррекции, потом повышаем зрение без очков и можем уходить на непостоянное ношение очков или снимать их насовсем.
Очень важно проводить диагностику амблиопии с органическими заболеваниями, которые связаны с заболеваниями сетчатки и зрительных путей. Для этого важно проводить такие диагностические исследования, как оптическая когерентная томография, которая показывает все десять слоев сетчатки, показывает, что она хорошая, ровная, никаких изменений со стороны клеток нет. И электрофизиологическое исследование, которое позволяет увидеть, что зрительный нерв хорошо работает без каких-либо изменений, проводя зрительный стимул от сетчатки к головному мозгу. Если мы исключаем органическую патологию, то амблиопию в 9% случаев мы вылечиваем у детей любого возраста достаточно успешно.
Как часто нужно проверяться у офтальмолога
Ребенка должен осмотреть офтальмолог в роддоме после рождения. Это обязательно. Если все хорошо, то на следующий осмотр можно приходить в полгода. Следующий осмотр — в год. И если у ребенка не обнаруживается никаких проблем, то раз в год обязательно нужно водить его к офтальмологу.
Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда у ребенка обнаруживают ту или иную проблему, в том числе астигматизм, перед походом в школу, когда ему шесть-семь лет. Лечение здесь необходимо быстрое, чтобы пойти в школу с хорошим зрением. Конечно, лучше не затягивать с проверкой офтальмолога.
Лазерная коррекция и линзы
- очковая коррекция;
- по показаниям лазерная коррекция.
Для того чтобы делать лазерную коррекцию ребенку, важно изучить параметры глаза и понять, что та степень дальнозоркости и астигматизма, которая есть у ребенка, не изменяется. Наших пациентов, которых мы ведем с трех-четырех лет и, например, до семи-восьми лет, мы можем прооперировать даже в восемь-девять лет, так как у нас есть достаточно обширная динамика их зрительных функций. Те дети, которые приходят к нам впервые — например, в десять лет — с желанием прооперироваться, это тот возраст, когда уже та дальнозоркость, тот астигматизм и форма глазного яблока не не будут подвергаться никаким изменениям. Соответственно, мы можем спокойно делать лазерную коррекцию зрения.
Глаз формируется до семи-восьми лет, но нужно время для того, чтобы отслеживать динамику и исключать любую возможность какого-либо изменения со стороны рефракции глаза.
Вместо очков можно носить и контактные линзы. Но они сопровождаются частыми осложнениями. Например, воспалительные процессы от самих линз или невозможность их использования во время болезни. К тому же ребенку нужно развивать дисциплину, чтобы правильно носить контактные линзы, а это бывает непросто для десятилетнего человека.
Возможно ли консервативное лечение?
Курс консервативного лечения подходит только для детей. Начинается он с очковой коррекции и направлен на то, чтобы научить глаза самостоятельно хорошо работать, четко видеть. Если спустя время острота зрения без очков повышается, то можно переходить на непостоянное ношение очков. Для взрослого пациента этот метод не подходит, так как структура глаза уже сформирована и изменить ее практически невозможно.
Лазерная коррекция и близорукость
Близорукость тоже убирается лазерной коррекцией зрения. Но при данном нарушении зрения очень важно, чтобы в течение трех лет была стабильная близорукость. Часто говорят, что с 18 лет можно делать лазерную коррекцию зрения, но забывают о разной степени прогрессирования близорукости. У кого-то она останавливается в 15 лет, у кого-то в 17, а у кого-то и в 18 продолжает прогрессировать.
Поэтому важно наблюдаться хотя бы раз в год, если у вас есть цель корректировки зрения, и получать одни и те же цифры близорукости в течение трех лет. Тогда можно спокойно делать лазерную коррекцию зрения.
Симптомами астигматизма может быть нечеткая картинка. У ребенка обнаружить астигматизм довольно трудно, но возможно: наблюдайте за ним, и, если он подносит предметы близко к глазам, наклоняет голову, чтобы увидеть что-то вдали, нужно пойти к офтальмологу. Он проведет исследования и поставит диагноз.
Лечение заключается в очковой коррекции в любом возрасте, но для детей существуют консервативные методы лечения, позволяющие в будущем жить без очков. Важно правильное ведение пациента и определенные курсы консервативного лечения.
Лазерная коррекция зрения — еще один распространенный метод лечения и у взрослых, и у детей начиная с десяти лет.
Смотрите полный выпуск программы «Симптомы. Проблемы со зрением»:
В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации
Источник: doc-tv.ru