Ответ:
Да.
Объяснение:
Из фотоэлементов составлены солнечные батареи.
Источник: znanija.pro
Электрический ток. Источники электрического тока.
Первую запись хочу посвятить электрическому току. Материал я взял из учебника по физике за 8 класс. Автор А.В. Перышкин. Издательство ДРОФА, Москва 2006.
§ 32 Электрический ток. Источники электрического тока.
Когда говорят об использовании электрической энергии в быту,
на производстве или транспорте, то имеют в виду работу электрического
тока. Электрический ток подводят к потребителю от электростанции
по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут
электрические лампы или прекращается движение электропоездов,
троллейбусов, говорят, что в проводах исчез ток.
Что же такое электрический ток и что необходимо для его возникновения
Условия для существования электрического тока. Видеоурок по физике 10 класса
и существования в течение нужного нам времени?
Слово «ток» означает движение или течение чего-то.
Что может перемещаться в проводах, соединяющих электростанцию
с потребителями электрической энергии?
Мы уже знаем, что в телах имеются электроны, движением которых
объясняются различные электрические явления (см. § 31).
Электроны обладают отрицательным электрическим зарядом. Электрическими
зарядами могут обладать и более крупные частицы вещества — ионы. Следовательно, в проводниках могут перемещаться различные заряженные частицы.
Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле. Под действием этого поля заряженные частицы, которые могут свободно перемещаться в этом проводнике, придут в движение в направлении действия на них электрических сил. Возникнет электрический ток.
Чтобы электрический ток в проводниках существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
Источники тока бывают различные, но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Так называют места, к которым с помощью клемм или зажимов подсоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, другой — отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы в проводнике начнут двигаться в определенном направлении, возникнет электрический ток.
В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-нибудь другой энергии в электрическую. Так, например, в электрофорной машине (рис. 42) в электрическую энергию превращается механическая энергия.
Лекция по электротехнике 1.4 — Источники электрической энергии
Можно осуществить и превращение внутренней энергии в электрическую. Если две проволоки, изготовленные из различных металлов, спаять, а затем нагреть место спая, то в проволоках возникнет электрический ток (рис. 43).
Такой источник тока называется термоэлементом. В нем внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую энергию. При освещении некоторых веществ, например селена, оксида меди (I), кремния, наблюдается потеря отрицательного электрического заряда (рис. 44).
Это явление называется фотоэффектом. На нем основано устройство и действие фотоэлементов. Термоэлементы и фотоэлементы изучают в курсе физики старших классов.
Рассмотрим более подробно устройство и работу двух источников тока
— гальванического элемента и аккумулятора, которые будем использовать в опытах по электричеству.
В гальваническом элементе (рис. 45) происходят химические реакции и внутренняя энергия, выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую.
Изображенный па рисунке 46 элемент состоит из цинкового сосуда (корпуса) Ц. В корпус вставлен угольный стержень У, у которого имеется металлическая крышка М. Стержень помещен в смесь оксида марганца (IV) MnO2 и размельченного углерода С. Пространство между цинковым корпусом и смесью MnO2 с С заполнено желеобразным раствором соли (хлорида аммония NH4Cl) P.
В ходе химической реакции цинка Zn с хлоридом аммония NH4Cl цинковый сосуд становится отрицательно заряженным.
Оксид марганца несет положительный заряд, а вставленный в него угольный стержень используется для передачи положительного заряда.
Между заряженными угольным стержнем и цинковым сосудом, которые называются электродами, возникает электрическое поле. Если угольный стержень и цинковый сосуд соединить проводником, то по всей длине под действием электрического поля свободные электроны придут в упорядоченное движение. Возникнет электрический ток.
Гальванические элементы — самые распространенные в мире источники постоянного тока. Их достоинством является удобство и безопасность в использовании.
В быту часто применяют батарейки, которые можно подзаряжать многократно — аккумуляторы (от лат. слова аккумуляторе — накоплять). Простейший аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), помещенных в раствор серной кислоты.
Чтобы аккумулятор стал источником тока, его надо зарядить. Для зарядки через аккумулятор пропускают постоянный ток от какого-нибудь источника. В процессе зарядки в результате химических реакций один электрод становится положительно заряженным, а другой — отрицательно. Когда аккумулятор зарядится, его можно использовать как самостоятельный источник тока.
Полюсы аккумуляторов обозначены знаками «+» и «-». При зарядке положительный полюс аккумулятора соединяют с положительным полюсом источника тока, отрицательный — с отрицательным полюсом.
Кроме свинцовых, или кислотных, аккумуляторов широко применяют железоникелевые, или щелочные, аккумуляторы. В них используется раствор щелочи, а пластины состоят одна из спрессованного железного порошка, вторая — из пероксида никеля. На рисунке 47 изображена батарея из трех таких аккумуляторов.
Аккумуляторы имеют широкое и разнообразное применение. Они
служат для освещения железнодорожных вагонов, автомобилей, для запуска автомобильного двигателя. Батареи аккумуляторов питают электроэнергией подводную
лодку под водой. Радиопередатчики и научная аппаратура на искусственных спутниках 3емли также получают электропитание от аккумуляторов, установленных на спутнике.
На электростанциях электрический ток получают с помощью генераторов (от лат. слова генератор — создатель, производитель). Этот электрический ток используется в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве.
1. Что такое электрический ток?
2. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток?
3. Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?
4. Как устроен сухой гальванический элемент?
5. Что является положительным и отрицательным полюсами батареи?
6. Как устроен аккумулятор?
7. Где применяются аккумуляторы?
Источник: www.drive2.ru
Электрический ток. Источники электрического тока
Все учащиеся смогут перечислить условия существования электрического тока. Большинство учащихся смогут объяснить преобразование энергии в источниках тока. Некоторые учащиеся смогут перечислить преимущества аккумулятора.
Критерии оценивания
ü перечислить условия существования электрического тока.
ü перечислить виды источников тока
ü описать преобразование энергии в источниках тока.
ü объяснить действия токов.
Языковые цели
Лексика и терминология специфичная для предмета:
заряженные частицы, гальванические элементы, электрофорная машина, фотоэлемент, термоэлемент, аккумулятор.
Полезные выражения для диалогов и письма:
Направленное движение заряженных частиц называется электрическим током.
Для существования тока необходимо:
1) наличие свободных заряженных частиц ;
2) существование внешнего электрического поля ;
3) наличие источника тока — источника сторо нних сил.
4) замкнутая электрическая цепь (состоит преимущественно из проводников).
За направление тока принимают направление движения положительно заряженных частиц.
К источникам постоянного тока относятся …
Электрический ток при воздействии на вещество оказывает различное действие: тепловое, химическое, магнитное.
Источник тока совершает работу по разделению электрического заряда, но без помощи электрических сил.
Привитие ценностей
Формирование уважения к разнообразию культур и мнений
Привитие ценностей осуществляется посредством/через развитие способности анализировать и давать оценку проблеме с различных точек зрения.
Межпредметные связи
Превращение энергии в аккумуляторах (химия)
Предварительные знания
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Вызов : Предположите, что общего и различного у обычной батареи и аккумулятора.
Учащиеся высказывают свои мнения, затем учитель подводит их к правильному ответу.
Проведите несколько заданий и объясните явления учащимся.
Задание 1. К клеммам вольтметра присоедините провода. К концу одного из них прикрепите медную пластину, к концу второго цинковую пластину. Пластины воткните в картофелину. Что произошло с вольтметром? Объясните наблюдаемое явление.
Ответ: раствор минеральных солей, содержащихся, в картофеле, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.
Задание 2. К клеммам вольтметра присоедините провода. К концу одного из них прикрепите медную пластину, к концу второго цинковую пластину. Пластины воткните в лимон. Что произошло с вольтметром? Объясните наблюдаемое явление.
Ответ: фрукты содержат в себе слабые растворы кислот, а разнородные проволоки образуют гальванический элемент.
Задание 3. Возьмем 3-4 картофелина, соединим их медной проволочкой . В одну из них воткнем оцинкованный шуруп , а в другую- кусок медного провода. Медный электрод соединим с положительным контактом светодиода, а оцинкованный шуруп с отрицательным. Светодиод загорится. Объясните эксперимент.
Обсуждение ответов учащихся и подведение итогов (они делают вывод):
— Что вы обнаружили в каждом из опытов?
— Что такое электрический ток?
-Каковы условия существования электрического тока?
— Что было изготовлено в каждом опыте? (гальванический элемент, источник тока)
— Что общего между всеми опытами? (Различные водные растворы проводят электрический ток, в результате химических реакций. В результате химической реакций внутренняя энергия преобразуется в электрическую.)
— Что является носителями заряда в экспериментах? ( ионы + -)
Закрепление материала
Менее способные учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. Являет(-ют)ся ли источником электрического тока стакан лимонного сока?
2. Верно ли утверждение?
В пальчиковой батарейке пульта телевизора в результате химических реакций внутренняя энергия преобразуется в электрическую.
3. В капле бериллия есть свободные электроны, которые непрерывно движутся. Течёт ли по капле бериллия ток в данном случае?
Более способные учащиеся дописывают предложения, представленные ниже:
1. Чтобы в проводнике возник электрический ток, необходимо …
2. Назначение источника тока заключается в том, что …
3. Во всех источниках тока происходит следующий процесс …
4. Полюсы источника тока — это место, где …
5. Источник тока имеет полюса … и …
6. Аккумулятор дает электрический ток только после того, как …
Источник: znanio.ru