Каждый второй заказчик спрашивает нас, почему на всех его мониторах один цвет на одном и том же макете выглядит по-разному? Это особенно актуально для полиграфических макетов и готовой упаковки. Мы рассказываем клиентам о цветовой модели монитора, напечатанной полиграфии, цветопередаче и они всё равно продолжают беспокоиться из-за результата. Хотим детально разъяснить это, а также почему цвет нельзя оценивать на мониторе. Но для начала – немного теории.
Почему один цвет на разных экранах отличается
Начнем с понятия «цветопередачи» – способности передавать цветовой оттенок без какого-либо искажения, так, как глаз воспринимает его в реальности. Если цветопередача вашего монитора далека от идеала, то распечатанное изображение будет выглядеть иначе, не как задумал дизайнер.
Цветопередачу определяет цветовой охват (ЦО), показывающий, насколько экран демонстрирует яркие и сочные оттенки. ЦО не зависит от матрицы, как многие считают, на передаче цвета сказывается подсветка, электроника, преобразующая сигнал с видеокарты на покадровую развертку. Настройки экранов оказывают решающее влияние на воспринимаемый глазом цвет, как технологии, по которым созданы экраны. Можно было бы выполнить их калибровку, но это непростое мероприятие. Этим обычно занимаются типографии.
Важное о цветовых моделях, особенностях CMYK и RGB
Когда информацией о цветах оперирует техоборудование (мониторы, принтеры), описание цветовых оттенков в полиграфии возлагается на специальные модели. Более популярными считаются аппаратно-зависимые. Они выполняют описание цвета в отношении к цветовоспроизводящим устройствам, коими выступают цветовые модели RGB, CMYK. Приведем сравнительную таблицу с их характеристиками.
1. Применение:
RGB — Для демонстрации изображения только на экране (монитора или ТВ).
CMYK — Цветовая модель используется в полиграфии для выполнения качественной полноцветной печати.
2. Основные цвета
RGB — Красный (Bed), зеленый (Green), синий (Blue).
CMYK — Голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow)
Отраженные цвета («вычитательные», которые остаются после вычитания основных – красного, синего и зеленого).
Черный цвет К (blacK)** — «вспомогательный».
3. Описание/формирование цвета
Цветовой оттенок на экране описывается 3-мя числами, которые указывают на яркость красной, зеленой, а также синей составляющей. Используются в диапазоне 0 — 255. Графические программы создают комбинацию нужного цвета, используя разные оттенки из 3-х основных цветов (по 256 на каждый).
Каждое числовое значение, определяющее цвет красящего состава, указывает на процент добавления конкретного цвета.
Так, CMYK 30/45/80/5 обозначает, что тёмно-оранжевый цвет получается, если смешать 30% голуб., 45% пурпурн., 80% жёлт., 5% чёрн.
4. Эффект смешивания
При смешивании 2-х основных цветов получаем более светлый оттенок:
Красный и синий в сочетании с зеленым дают белый. А отсутствие всех 3-х цветов –только черный.
При смешении 2-х цветов готовый цвет становится темнее:
Голубой и пурпурный с желтым создают черный. Если нет всех 3-х цветов, то получается белый
5. Цветовой диапазон
RGB — Описывает более 16 000 000 цветов.
CMYK — CMYK охватывает несколько меньший диапазон.
6. Вид на экране
RGB. Один цвет может заметно отличаться, если его наблюдать на разных экранах.
CMYK. Один цвет воспринимается здесь иначе, чем на изображении RGB***.
7. Печать
RGB. Печать изображения с яркими, насыщенным цветами частично приводит к их потере.
Печать приводит к поглощению основных цветов в RGB. Одно изображение печатается по-разному*.
При смешивании 3-х красок при условии их максимальной насыщенности, мы получаем грязноватый темно-коричневый. Краски в полиграфии далеки от совершенства и не отражают весь диапазон**.https://dzen.ru/a/XoR_oxG_nCynVGtZ» target=»_blank»]dzen.ru[/mask_link]
Как получить желтый цвет – основные цвета, получение чисто желтого цвета и его оттенков
Желтый цвет наряду с другими цветами спектра применяется при оформлении как помещений, так и фасада. Однако чтобы придать плану индивидуальный стиль, требуется несколько изменить цветовую базу. Разберем, как получить желтый цвет различных оттенков, какие вообще естественные цвета бывают и в чем их особенности, где брать чисто желтый цвет и какими доступными способами можно получить его различные модификации.
Естественные цвета – виды, особенности
Профессиональные колористы в своей практике регулярно смешивают различные цвета, чтобы в итоге получить заданные оттенки. Для этого применяются специальные методики. В быту ситуация несколько сложнее, но не безвыходная – по крайней мере любой желающий может потренироваться и на собственном опыте получить нужный или близкий к этому результат.
Однако прежде чем начать эксперименты, необходимо усвоить, что в природе есть 3 базовых неизменных цвета – это:
Поэтому если смешать какие-нибудь другие цвета (как это делается для вторичных оттенков, чтобы создать нужный колорит), получить базовый, в том числе, желтый, уже не удастся. Достать его можно только в изначально готовом виде в специализированном магазине.
На заметку! С вторичными оттенками – фиолетовым, оранжевым, зеленым и другими – ситуация прямо противоположная. Их можно получать путем перемешивания основных цветов. При этом творческий потенциал здесь практически не ограничен.
Чисто желтый
Создание чисто-желтого фона, как результат перемешивания других оттенков, прежде всего, определяется сферой действия:
- В рисовании подмешивание различных акварельных красок может дать некоторый близкий к цели результат.
- В осветительной технике, например, в ТВ-экранах, желтый фон дает смешивание зеленого и красного свечения.
- В лакокрасочных покрытиях чтобы сделать поверхность желтого цвета, потребуется смешать зеленую и оранжевую краски – но при этом получить чистый тон не удастся, а только преимущественно с зеленоватым оттенком.
Путем подмешивания различных составов можно изменить базовый фон. Таким образом, не изменяя главной окраски, поверхности можно придавать различные более темные или напротив светлые оттенки.
Оттенки желтого
Для того чтобы придать базовой окраске заметное изменение, необходимо порциями по 2-5% по объему подливать к ней соответствующий пигмент. Например, к 100 мл краски сначала примешивается 3 мл примеси, затем после тщательного размешивания еще столько же и т. д., пока не будет достигнут результат.
Чтобы получился желтый цвет заданного оттенка, нужно смешать его с составами других цветов по следующим правилам:
Оттенок имеет насыщенную яркость. Из-за этого он также называется лимонным или едким. Алгоритм создания такой:
- Изначально краска разбавляется белящим составом – для просветления.
- Далее в него добавляется капля зеленого.
- После смесь тщательно перемешивается.
При необходимости процедура добавления зеленой примеси повторяется до достижения нужного результата.
Инструкция получения следующая:
- В идеале подбирается краска со слегка перламутровым оттенком.
- В базовый состав добавляется капля красной или коричневой краски.
- Смесь доводится до однородного состояния.
Примешивать пигмент следует малыми порциями. Так как при избытке краска получится грязноватой на вид. Однако если это произойдет, в определенной степени ситуацию можно будет исправить только добавлением осветлителя.
Для того чтобы получить темно-желтый цвет, сначала нужно сделать смесь из зеленого и оранжевого, а затем смешать его небольшую часть с базовой желтой краской. Другой способ предполагает сперва добавление коричневого, а затем красного.
При этом по аналогичной инструкции, когда к базе примешивается определенный пигмент, можно создавать другие оттенки:
- Желто-оранжевый – красный.
- Оливковый – грязновато зеленый.
- Бежевый – коричневый и белый.
- Терракотовый – коричневый и оранжевый.
Совет! Чтобы создать насыщенный ярко-желтый фон, для начала нужно базу слегка разбавить белым, а затем примешать оранжевый или красный. Первое придает цвету легкость, второе – глубину.
Видео описание
Видео о том, как изменить цвет лакокрасочного материала:
Коротко о главном
В природе есть только 3 базовых цвета – красный, синий и желтый. Все остальные оттенки – это смеси различных тонов в разных пропорциях. При этом чисто желтый цвет нельзя получить при смешивании из различных красок, его можно только добыть в изначальном виде.
Однако в разных сферах желтый фон все же делается путем перемешивания компонентов другого тона. На бытовом же уровне чисто желтой краске можно придать различные оттенки:
- Кислотный.
- Золотистый.
- Темно-желтый и другие.
Для этого требуется в соответствии с инструкцией примешивать к базе заданные пигменты.
Источник: m-strana.ru
Цветовой круг Шавреля
Мише́ль Эже́н Шеврёль (фр. Michel Eugène Chevreul; 31 августа 1786—9 апреля 1889) — французский химик-органик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853); один из творцов научного метода анализа органической химии.
Одним из первых исследовал строение растительных и животных жиров, объяснил их омыление, открыл креатин (1835), ряд растительных пигментов, выделил некоторые жирные кислоты. Большой интерес представляют также его работы над органическими красками и исследования цветовых контрастов («Loi du contraste simultané des couleurs», 1839).
Высшее образование получил в Париже. С 1809 г. состоял ассистентом профессора Сорбонны Вокелена, в 1813—30 гг. — профессор в лицее Карла Великого, с 1824 г. — директор гобеленовой мануфактуры, с 1826 г. — член французского Института; с 1830 г. занимал кафедру прикладной химии в естественно-историческом музее в Париже.
Главнейшие работы посвящены жирным кислотам. Он дал (1813) почти верный процентный состав глицерина и доказал, что растительные мыла (миндальное, льняное, сурепное и др.) и животные жиры по их химическому характеру можно считать кислотными эфирами глицерина, и таким образом он расчистил путь для синтеза Бертло, получившего в 1853 г. искусственно жиры нагреванием глицерина с жирными кислотами.
Работы над жирными кислотами привели Шеврёля, вместе с Ж. Гей-Люссаком, к открытию способа получения твердых жирных кислот (стеарина); в 1825 г. Шеврёль взял в Англии патент на производство стеариновых свечей.
Ему принадлежат также открытие (1834) креатина в мясном соке.
Дожив до 103 лет, он создал обширную школу учеников, среди которых пользовался огромной популярностью.
72-частный цветовой круг, базирующийся на трех основных цветах: желтом, красном, синем. Различные оттенки цвета и их гармонии определены с помощью отношений между числами. Цвета представлены в виде двунаправленного цветового круга (2D). Чёрная ось полусферы становится указателем, направляющая на определенный уровень шкалы. Нумерация предусматривает пропорции цвета, например, 9B/1C означает, что 9/10 черного и 1/10 от соответствующего цвета составляет данный оттенок.
Цветовой круг Шевреля.
Цветовая модель Шевреля.
Хотя он не имел никакого интереса в понимании или рассмотрении цветов как художники, маловероятно, что любой другой химик повлиял на развитие искусства так, как француз Мишэль Южен Шеврель (1786-1889). Шеврель в 1824 был назначен как директор Гобелена, известного изготовителя ковров. Здесь, он сконцентрировался на проблемах окрашивания.
Часто был не в состоянии достигнуть желательного эффекта. Это было вызвано не пигментами, а влиянием соседних цветовых тонов. Шеврель решил исследовать вопрос на научном основании, и в 1839 издал работу в которой предложил цветовую систему, всестороннюю попытку обеспечения систематического основания к наблюдению цветов. Работа имела дело с так называемым «одновременным контрастом» цветов, и содержала известный закон Шевреля: «Два смежных цвета, будут казаться настолько несходными насколько возможно».
Работа Шевреля повлияла на движения в искусстве, известные как импрессионизм, неоимпрессионизм и кубизм.
В работе 1839 года было продемонстрировано, что цвет предоставит его смежному цвету дополнительный оттенок.
Законы цветового контраста занимали Шевреля в течение его поиска адекватной организации цветов, как требуется для изготовления текстиля. Для этой цели, он разработал круг из 72 доль. Круг определяет цветовые оттенки на основе различных изменений, которым цвет подвергается в направлении белого (более высокая интенсивность) или черного (более низкая интенсивность).
Стоит отметить, что в цветовом круге, Шеврель размещает каждый из насыщаемых цветов на изменяющемся радиусе в пределах его связанной доли. Чистый желтый лежит ближе к центру чем чистый синий.
В цветовом круге мы находим три вторичных цвета (первичный оранжевый, зеленый и фиолетовый) рядом с тремя отнимающими первичными цветами (красными, желтыми и синими), так же как шестью вторичными смесями. Доли, возникающие этим способом таким образом разделены на шесть зон, и каждый радиус разделен на 20 секций в форме лестницы, чтобы определить различные уровни яркости.
С полушарием, Шеврель попытался обеспечивать нас пространственным представлением цветов, появляющихся в его двух размерных цветовых кругах. Размеры цвета, например 9B/1C будут подразумевать, что 9/10 черный и 1/10 соответствующего цветового оттенка присутствуют.
Шеврель был убежден, что много различных цветовых оттенков и их гармония могли быть определены посредством отношений между числами, и он хотел, чтобы его цветовая система стала подходящим инструментом, доступным всем художникам, использующим цветные материалы.
Цветовая модель RGB. «Аддитивное смешение цветов»
В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров.
В художественной практике существует устоявщаяся система цветов, не совпадающая с аддитивной системой Максвела, использующейся в ЭЛТ. В этой системе в качестве основных цветов используются красный, жёлтый и синий.
Использование жёлтого не удивительно, поскольку при смешении красок, в отличие от смешения лучей, светлота и насыщенность полученного цвета получается меньше чем у исходных красок, поэтому получить жёлтый, самый светлый цвет смешением других красок — невозможно. Если в системе RGB в определённых координатах спектр разделён основными цветами на три равные части, то в художественной практике частоты соответствующие основным и дополнительным цветам относятся определённым более сложным образом. Понятия чистых красного и жёлтого цветов здесь примерно совпадают с RGB, но чистый синий здесь более заметно отличается от системы Максвелла, относительно чистого синего которой это оттенок более близкий к голубому. Понятие чистого зелёного цвета также не совпадает с тем, который мы обычно видим при горении только зелёных диодов ЭЛТ. В художественной практике под зелёным понимается самый пассивный цвет, являющийся дополнительным, контрастным самому активному – красному.
Аддитивной она называется потому, что цвета получаются путём добавления (англ. addition) к черному. Иначе говоря, если цвет экрана, освещённого цветным прожектором, обозначается в RGB как (r1, g1, b1), а цвет того же экрана, освещенного другим прожектором, — (r2, g2, b2), то при освещении двумя прожекторами цвет экрана будет обозначаться как (r1+r2, g1+g2, b1+b2).
Изображение в данной цветовой модели состоит из трёх каналов. При смешении основных цветов (основными цветами считаются красный, зелёный и синий) — например, синего (B) и красного (R), мы получаем пурпурный (M magenta), при смешении зеленого (G) и красного (R) — жёлтый (Y yellow), при смешении зеленого (G) и синего (B) — циановый (С cyan). При смешении всех трёх цветовых компонентов мы получаем белый цвет (W).
Аддитивное смешение цветов.
Рисунок иллюстрирует получение аддитивной цветовой смеси на примере цветного монитора Sony Trinitron. Излучения от трех люминофоров красного (R), зеленого (G) и синего цветов (B), спектральные излучения которых показаны на рисунке, суммируются для каждой длины волны, что позволяет получить цветовую смесь, воспроизводящую в зависимости от интенсивности свечения каждого люминофора большое число различных цветов и их оттенков. Обратите внимание, что свечение красного люминофора имеет практически линейчатый спектр, что обусловлено присутствием в его составе редкоземельных элементов
В большинстве случаев, однако, складывать световые потоки трех излучателей для образования цвета не представляется технологически возможным, например, в кино, фотографии, полиграфии, текстильной и лакокрасочной промышленности.
Источник: studopedia.org