В первой половине XX века к созданию телевидения шли очень многие. Русский инженер Владимир Зворыкин, несмотря на все сложности, сумел создать его основу. Правда, под конец жизни изобретение уже не радовало своего создателя – Зворыкин возмущался тем, во что превратилось телевидение за несколько десятилетий. Но обо всем по порядку.
От механики к электронике
Сегодня телевидение стало обыденностью: в каждом доме есть телевизор, а то и несколько, и телезрителям доступны сотни разнообразных каналов. А ведь всего 100 лет назад дела обстояли совсем иначе.
Уже появилось механическое телевидение, позволяющее за счет движущегося механизма и фотоэлемента выводить на экран изображение, но его низкое качество и сложности при воспроизведении заставляли искать другие варианты. Одним из тех, кто занялся этой проблемой, стал уроженец Мурома Владимир Зворыкин (1888–1982). Будучи сыном купца, Зворыкин получил образование, проявив интерес к физике еще в реальном училище, а во время поездок на пароходах вместе с отцом он помогал чинить неисправности в электросети судов. Зворыкин продолжил учебу в Петербургском технологическом институте, где впервые познакомился с «электронной телескопией», став ассистентом Бориса Розинга, уже давно работавшего над передачей изображения на расстоянии. Опыты Розинга определили дальнейшую сферу интересов Зворыкина и положили начало его собственной работе по созданию электронного телевидения.
Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке
«Более полезное применение»
Первая четверть XX века стала крайне неспокойным временем для России: на нее пришлись три революции, Первая мировая, а затем Гражданская война. Вряд ли эти условия можно считать подходящими для научных изысканий. Зворыкин уехал в Омск, где поступил на службу в правительство Колчака, и в статусе торгового агента предпринял две поездки в США – там его задачей было договориться о поставках машин и оборудования.
Когда Зворыкин приехал в Штаты во второй раз, правительство Колчака пало, и русский ученый принял решение остаться в Америке – его не смущало ни незнание английского языка, ни отсутствие средств. Его приняли на работу в компанию Westinghouse, специализирующейся на разработках в области радиоэлектроники, и Зворыкин предложил свои идеи там. Правда, отклика у руководства они не встретили. Вице-президент компании, узнав о том, что русский сотрудник работает над телеприемником, заявил: «Судя по всему, парень толковый, а занимается ерундой. Найдите ему более полезное для фирмы применение».
К сожалению, он никак не мог прогнозировать, какой фурор произведет изобретение его сотрудника через какой-нибудь десяток лет.
Тем не менее Зворыкин смог совмещать пресловутые «более полезные» дела и движение к своей цели.
В 1923 году он запатентовал полностью электрическую систему телевидения, а двумя годами позднее – технологию передачи цветного изображения.
Открытия века: изобретатель телевизора Зворыкин и лампочки накаливания Ладыгин | RATV
Вопрос на 100 тысяч долларов
В 1928 году вице-президент компании RCA Давид Сарнов, эмигрировавший в США из Минска, предложил Зворыкину поработать над устройством, которое позволило бы создать сеть телевещания в масштабах всей страны. И результатом этой работы стал иконоскоп – электронно-лучевая трубка, позволяющая превратить изображение в электрический сигнал и передать его с накоплением заряда. Качество такого изображения было значительно лучше, чем при использовании оптико-механической технологии.
В 1954 году, провожая Зворыкина на заслуженный отдых, Сарнов вспоминал:
27 или 28 лет назад я в первый раз встретился с этим молодым человеком, который говорил с тем же самым ужасным акцентом, что и сегодня. Он с увлечением рассказывал мне об изобретенной им электронно-лучевой трубке, о больших перспективах и возможностях ее использования на практике – о создании электронного телевидения… Признаюсь, я почти ничего не понял из того первого рассказа о его изобретении, но я был очень впечатлен этим человеком… просто очарован его убедительностью.
Я спросил: «Принимая во внимание все, что вы говорите, скажите, сколько нужно выделить средств, чтобы воплотить ваши идеи на практике? Сколько нужно потратить денег, чтобы появилась реально работающая телевизионная система?» Он хитро посмотрел на меня, глубоко вздохнул и ответил очень уверенно: «Я думаю, 100 тысяч долларов хватило бы». Я уже тогда понимал, что работающая телевизионная система, конечно, стоит 100 тысяч. То, насколько он был прав, стало понятно только теперь.
Как признался Сарнов, потребовались куда большие вложения: прежде чем инвестиции стали окупаться, пришлось потратить более 50 миллионов долларов, но дело того стоило.
Зворыкин был не единственным, кто разработал такое устройство. Одним из его конкурентов был Фило Фарнсворт, который изобрел диссектор, уступающий иконоскопу в чувствительности и оттого проигравший. Более опасным соперником был венгерский изобретатель Кальман Тиханьи, но запатентовать свой прибор он не смог, так как между ним и Зворыкиным возник спор относительно первенства. Патент в итоге не получил никто, но в пользу Зворыкина сыграла география – в Венгрии изобретение оказалось невостребованным, а иконоскоп, популяризации которого способствовала RCA, начал свое победное шествие по миру. В 1930-х годах во многих странах появилось регулярное телевещание.
Не только телевидение
Зворыкин не ограничился изобретением телевидения. Перед началом Второй мировой войны он сосредоточился на использовании своих разработок в военной области. В частности, изобретатель работал над телевизионной наводкой бомб и определением расстояния при помощи СВЧ-излучения. Еще одно ноу-хау того времени, прибор ночного видения, тоже не обошлось без Зворыкина.
Ему удалось создать электронно-лучевую трубку, которая работала в инфракрасном диапазоне, и ночные прицелы. Также ученый приложил руку к разработке бортовых ТВ-систем и приборов наведения.
Во время войны ученый, до этого не состоявший ни в каких эмигрантских организациях, не смог остаться равнодушным к борьбе СССР против нацистской Германии и в 1943 году стал одним из руководителей нью-йоркского отделения Фонда помощи жертвам войны в Советском Союзе. Из-за этого американские власти на некоторое время изъяли у изобретателя загранпаспорт, хотя в довоенные годы он свободно путешествовал, приезжая со своими лекциями в том числе и в СССР.
Удалившись на пенсию, Зворыкин возглавил Центр медицинской электроники при институте Рокфеллера в Нью-Йорке. И даже здесь ему удается совершить прорыв. Ученый создал уникальный микроскоп, позволяющий исследовать химические реакции внутри живых клеток, причем изображение воспроизводилось в цветном варианте на телевизионном экране.
Еще одной областью медицины, к которой он приложил руку, стало эндоскопирование. Он вместе с коллегами придумал миниатюрную таблетку-радиопередатчик, которая позволяет собрать всю информацию о ЖКТ пациента с минимальными неудобствами. Зворыкин стал, по сути, основателем такого направления, как биоинженерия.
Телевизионная лихорадка
Появление телевидения стало важнейшим событием в жизни общества. В телеэфир «переехали» выступления политиков и спортивные матчи, концерты и новостные выпуски и, конечно, развлекательные передачи и мыльные оперы.
Телевидение оказало колоссальное влияние на массовую культуру, стало задавать тренды и формировать взгляды общества, причем куда эффективнее, чем радио. В дополнение к имеющемуся контенту эфир наполнили ток-шоу, способные вознести человека на вершину успеха или, напротив, бесповоротно испортить его репутацию, а вслед за ними на телевидение прорвалась и реклама, без которой сейчас трудно представить любые СМИ.
Изобретение нашего соотечественника Зворыкина дало старт развитию телевидения во всем мире. Со временем появилось кабельное ТВ, затем спутниковое, цифровое и интерактивное. В последние 20 лет своей жизни Зворыкин преимущественно пожинал заслуженные лавры своих трудов, принимая почетные награды и премии, выступая с лекциями на авторитетных кафедрах и участвуя в творческих научных вечерах.
С одной стороны, изобретатель отзывался о своем детище довольно скептически.
Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают. Лучшая деталь в телевизоре – это выключатель.
Впрочем, такая позиция вовсе не мешала ему испытывать гордость. Свое последнее интервью Зворыкин дал всего за несколько часов до смерти – он поговорил с журналистами по телефону, вспомнив о самых ярких событиях своей жизни, среди которых, разумеется, было изобретение телевизора, открывшее человечеству новую эпоху.
Источник: xn—-7sbmrazicodma9j.xn--p1ai
Иконоскоп телевидения
Владимир Зворыкин родился 28 июля 1888 года, был седьмым ребёнком из восьми. Отец надеялся, что именно он станет его опорой в коммерческих делах, но после реального училища Владимир изъявил желание продолжить учёбу в Петербургском технологическом институте. Не добрав баллов, Владимир был к величайшей своей радости зачислен в Санкт-Петербургский университет.
Тогда его отец, считавший, что учиться следует только чему-то прикладному, самолично явился в приёмную комиссию, поговорил с кем надо, пожертвовал некоторую сумму на оснащение институтских лабораторий, и Владимира зачислили во второй приёмный список. Уже на первых курсах его как подающего надежды студента отметил профессор Борис Розинг.
Розинг родился в Петербурге, с золотой медалью окончил гимназию и в дальнейшем получал медали только такого достоинства. В частности, ему как автору первых опытов по электронному телевидению Русское техническое общество присвоило золотую медаль.
В 1907 году Розинг запатентовал электронно-лучевую трубку, прообраз кинескопа, а в 1911-м впервые в мире принял изображения круга и треугольника, которые передавал из соседней комнаты Владимир Зворыкин. Эти опыты были прерваны мировой войной, и Зворыкин в звании прапорщика начал службу на радиостанции в Гродно.
В его обязанности входило обеспечение связи между частями Русской армии и перехват переговоров противника. Для этой цели Зворыкин сконструировал мощный радиоприёмник, но – инициатива всегда наказуема! – чуть было не попал под трибунал. Начальство потребовало объяснить: куда уходит вся энергия от передвижной электростанции?
Подозрения во вредительстве были сняты лишь тогда, когда Зворыкин продемонстрировал изумлённым офицерам радиоперехват переговоров германского командования в самом Берлине. Гражданская война заставила Зворыкина переезжать с места на место.
Оставив в Москве жену – ещё в Гродно Владимир женился на медсестре Татьяне Васильевой, через Екатеринбург, где его арестовала ЧК и от расстрела спасли лишь вошедшие в город чешские легионеры, он добрался до Омска. «Два года и сто тысяч долларов!» Поступив на службу Временному Сибирскому правительству, почти полтора года Зворыкин провёл в командировках.
Сибирское правительство послало его в США для закупки радиотехники. Оба пути, и западный, и восточный, были закрыты. Пришлось плыть по Иртышу и Оби до Ледовитого океана, далее, с заходом в Норвегию, добираться до Лондона, только оттуда – в Нью-Йорк. По-английски Зворыкин говорил плохо, но выручало знание предмета.
Когда он вернулся в Омск, там уже располагалась ставка Верховного правителя России Колчака. Зворыкину предлагали командные должности, но участвовать в Гражданской войне он не желал, и вновь, с аналогичным заданием, отправился в США, только теперь через Владивосток и Японию. Когда же узнал о расстреле Колчака, то понял – возвращаться нет никакого смысла.
Американские дипломаты помогли выяснить, что Татьяна уехала из Москвы в Берлин. Зворыкин занял денег, устроил переезд жены в США, и в 1920 году у Владимира и Татьяны родилась первая дочь, Нина. Более года Зворыкин перебивался случайными заработками. Консультировал маленькие компании, потом получил место в компании «Вестингауз».
В 1921 году Зворыкин первым в мире предложил ставить в автомобили радиоприёмники. Вот только полиция Питтсбурга, где требовалось зарегистрировать эту новацию, отказала: там посчитали, что включённое радио будет отвлекать водителей и вести к повышению аварийности. В 1923 году Зворыкин получил патент на электронное передающее устройство, которое назвал иконоскопом.
Теперь, обладая построенным на основе идей Розинга кинескопом и иконоскопом (US Patent (патент США. – Ред.) 2141059 от 20.12.1938), Зворыкин имел все основания для продвижения электронного телевидения. Вот только в «Вестингаузе» его замыслы не вызвали восторга. Более того – руководство посоветовало «этому русскому парню» не тратить время на бесполезные «игрушки».
И Зворыкин же, видя, что работа на «Вестингауз» – это тупик, настойчиво искал того, кто мог бы не только понять значимость его открытий, но и выступил бы в качестве спонсора. Таким человеком оказался Дэвид Сарнов. Уроженец Минской губернии, Сарнов был не только талантливым инженером, но и выдающимся администратором. Поступив на работу в «Компанию беспроводного телеграфа Маркони», именно Сарнов был первым, кто принял телеграмму о крушении «Титаника», и тем, кто трое суток поддерживал связь со спасателями. В 1931 году Сарнов был уже президентом RCA, (Радио-
вещательной корпорации Америки), и отвечал за все перспективные разработки. Встретившись со Зворыкиным, Сарнов поинтересовался – что нужно, чтобы довести телевидение до ума? – и получил ответ: «Два года и сто тысяч долларов!
Советский телевизор ТК-1, изготовленный в 1938-м, поражал своими размерами и красотой Фото: WIKIPEDIA.ORG Борьба за приоритет Наивно даже предполагать, что Зворыкин был единственным, кто занимался проблемой электронного телевидения. В попытках представить Зворыкина как изолированного гения, самостоятельно творящего новый мир, значительно больше дурно понимаемого патриотизма, чем подлинного отражения реального положения вещей.
Среди тех, кто вплотную подошёл к реализации принципов электронного телевидения, были и два отечественных изобретателя. Во-первых, 26 июля 1928 года в помещении Ташкентского трамвайного треста инженер Борис Грабовский провёл опыты со своим собственными телепередатчиком и телеприёмником, который Грабовский, по примеру Полумордвинова также назвал «телефотом».
Опыты Грабовского высоко оценил профессор Розинг, но многочисленные комиссии сочли «телефот» не заслуживающим внимания. Во-вторых, патентная заявка на иконоскоп была подана на полтора месяца раньше Зворыкина советским инженером Семёном Катаевым (Авторское свидетельство СССР № 29.865 от 30 апреля 1933 года).
Однако Зворыкин, за которым стояла мощная структура RCA, обошёл бывших соотечественников, так как смог создать действующий образец раньше. В Соединённых Штатах тем, кто, так сказать, шёл со Зворыкиным ноздря в ноздрю, был выдающийся инженер и изобретатель Фило Фарнсуорт.
Фарнсуорт подал в патентное бюро США заявку на телевизионную электронную систему в 1927 году, почти одновременно со Зворыкиным. Они почти одновременно продемонстрировали и свои системы, но инвесторы, финансировавшие работы Фарнсуорта, требовали мелочных отчётов по расходам и в первую очередь стремились получить обратно вложенные средства, в то время как RCA, благодаря протекции Сарнова, создавало для Зворыкина приоритетные условия.
Оба инженера относились друг к другу с уважением и были выше возни финансистов. Зворыкин посещал лабораторию Фарнсуорта, тот делал ответные визиты.
Фарнсуорт признавал, что иконоскоп Зворыкина по всем показателям превосходит его передающие устройства, а Владимир Козьмич говорил, что если бы он мог использовать некоторые наработки Фарнсуорта, то телевидение возникло бы и раньше, и было бы явно качественнее. Как бы то ни было, кредиторы вынудили Фарнсуорта продать права на использование своего изобретения.
Правообладателями стали сразу несколько компаний, в первую очередь RCA, и таким образом «иконоскоп» Владимира Зворыкина вышел победителем. Back in USSR Пока Фарнсуорт все ещё демонстрировал свою систему в лабораторных условиях, Зворыкин, в 1931 году, установил иконоскоп на небоскрёбе Эмпайр-стейт-билдинг.
Всего в США тогда было три кинескопа, но RCA в спешном порядке приступило к производству телевизоров, и в 1933 году их было уже более 10 тысяч штук. Зворыкин быстро превратился во всемирно известного изобретателя.
На него посыпались приглашения выступить с лекциями о телевидении, и Владимир Козьмич с удовольствием принял приглашение из СССР, где представители властей вели со Зворыкиным беседы о том, что как было бы здорово, если бы он вернулся. Зворыкину говорили, что в СССР ему создадут выгодные условия, дадут лабораторию, прекрасную квартиру.
Владимир Козьмич начал колебаться, но посоветовавшись с оставшимися на родине родственниками, решил вернуться в США: помимо прочего, Зворыкин узнал о печальной судьбе учителя, Борис Розинга, арестованного в 1931 году по сфабрикованному делу «контрреволюционеров-академиков» и умершего в ссылке. Правда, благодаря советам Зворыкина RCA заключила с СССР договор, по которому в 1938 году в Москве была построена первая передающая станция электронного телевидения, а также было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.
Охота на ведьм В конце 1930-х годов брак Зворыкина распался, а в 1939 году Владимир Козьмич встретил Екатерину Полевицкую. Полевицкая была замужем, встречи их были эпизодическими, и только через десять лет, в 1949 году, после смерти мужа Полевицкой, она и Зворыкин поженились. В 1940 году телевидение отметило важный рубеж. Теперь это было не только средство передачи новостей. Продюсер Джек Голден при поддержке RCA провёл телетрансляцию из бродвейского театра, и телевидение окончательно было связано с именем Владимира Козьмича Зворыкина
Однако в Европе уже полыхала новая война, заставшая Зворыкина во Франции. Он решил вернуться в США, пока ещё в войну не вступившие. Через Атлантику он должен был плыть на теплоходе «Афиния», но не поднялся на борт: часть его багажа ещё не прибыла в порт, там был вечерний костюм, без которого он как пассажир первого класса не мог ужинать в кают-компании.
Зворыкин отплыл следующим кораблём, и в Нью-Йорке узнал, что «Афиния» затонула со всеми пассажирами, торпедированная германской подводной лодкой. С началом войны Владимир Козьмич, как и подавляющее большинство инженеров, был привлечён к военным разработкам. У него уже были неплохие идеи, в реализации которых он продвинулся дальше других.
Например, приборы ночного видения, системы радаров, системы наведения на цель авиационных бомб по направленной радиоволне. За заслуги перед США Зворыкину было присвоено звание полковника, но вскоре после окончания войны он был лишён допуска к военным проектам и даже был вынужден сдать паспорт, без которого не мог выехать в Европу, куда его вновь звали читать лекции.
В атмосфере шпиономании, начавшейся «охоты на ведьм», Зворыкину не могли забыть того, что он во время войны входил в комитет по сбору средств для Советского Союза. Сам же он считал, что сыграло свою роль и то, что он сам был русским. Тут Зворыкину вновь помог Дэвид Сарнов. Получивший во время войны чин бригадного генерала, Сарнов входил в ближний круг президента Гарри Трумэна.
Допуск и паспорт были возвращены. Аппарат ужасов В 1954 году Зворыкин решил уйти в отставку с поста директора лаборатории RCA, но как приглашённый специалист занимался усовершенствованием электронного микроскопа, запатентовал эндорадиозонд, миниатюрный радиопередатчик, позволяющий получать данные о состоянии внутренних органов.
Человек старой, купеческой закалки, Владимир Зворыкин был крайне недоволен тем, как развивается его главное детище, телевидение. Он даже говорил, что его любимая кнопка на телевизоре – кнопка выключения, и совершенно искренне возмущался: «Зачем они показывают такое по всем программам? Всё время секс, ужасы, драки и убийства! Даже порнография!
Я бы не позволил своим детям и близко подходить к этому аппарату!» Обладатель более чем 120 патентов, Зворыкин жил тихо, работал в специально созданной для него лаборатории. Вместе с женой много путешествовал, только в СССР побывав шесть раз.
В один из последних приездов тайно посетил родной Муром: будучи в «интуристовской» гостинице во Владимире, Зворыкин взял такси и вместе с женой приехал поклониться могилам предков у Николо-Набережной церкви над Окой. Он посетил и отцовский дом, в котором располагался краеведческий музей, и там, отбросив конспирацию, оставил в книге отзывов запись: «Приятно видеть, что дом, в котором я родился, так заботливо реставрируется для музея».
Вернувшись в США продолжил размеренную жизнь. До последних дней любил водить машину, бродил по окрестным лесам с ружьём и радушно принимал гостей. Для них всегда имелась правильно охлаждённая русская водка и солёные грибы, которые подавал на стол живший в семье более сорока лет чернокожий слуга Линн. Зворыкин любил порассуждать о том, добро или зло принесли его изобретения, часто сожалея, что уже не успевает следить за бурным развитием электроники. 29 июля 1982 года выдающийся «американский изобретатель с русскими корнями» завершил свою земную жизнь. По завещанию Владимира Козьмича Зворыкина его прах был развеян над озером Тонтон, на берегах которого он любил посидеть с удочкой, по-«старорежимному»: окунув босые ноги в воду, в мятой соломенной шляпе…
Источник: www.sovsekretno.ru
Отец телевидения. В.К. Зворыкин
25 июля 1907 года в Петербурге была подана заявка на «Способ электрической передачи изображений на расстояние». Изобретение было запатентовано в 1910 году, а ещё ранее, в 1908 и 1909 годах, открытие нового способа приёма изображения в телевидении подтвердили патенты, выданные в Англии и Германии. В 1911 году русское чудо запатентовали в США.
В том же году, 9 мая, в стенах Технологического института удалось впервые передать с помощью кинескопа изображений простейших фигур на расстояние 100 м. Автором прообраза будущего телевизора стал русский учёный голландского происхождения Борис Львович Розинг, профессор Технологического института. А помогал ему в работе любимый ученик, студент Владимир Козьмич Зворыкин. Судьба Бориса Львовича, «дедушки» телевидения, сложится трагически. В 1933 году его репрессируют по «академическому делу», и в возрасте 63 лет он погибнет в ссылке. Судьба же продолжателя его дела, «отца» телевидения, походит на увлекательный роман с нечастым в горьком для русских людей ХХ веке счастливым концом.
Владимир Козьмич родился в Муроме в семье купца 1-й гильдии. Его отец, Козьма Алексеевич, торговал зерном, заседал в городской думе, был главой Муромского общественного банка и владел пароходством на Оке. О своём детстве Зворыкин вспоминал, как о времени счастливом и безоблачном: «В феврале у русских принято праздновать масляницу. Это всегда были яркие и веселые дни.
За столом, уставленном едой, оказывались и священники, и родственники, и друзья. Мы ели блины со сметаной, кроме того подавались соленые закуски, такие как икра, селедка и тому подобное. После этого мы шли на городской каток, где местный оркестр играл вальсы. Во второй половине дня на главных улицах города устраивалось гулянье, проезжали сани, заряженные отличными рысаками, люди были в праздничных нарядах, дорогих мехах. Молодежь каталась на санках и коньках, затевала игры, сталкивая друг друга в сугробы».
С отрочества мальчик обнаружил талант к точным наукам, к технике. В гимназии он ассистировал на уроке учителю физики, а, сопровождая отца в деловых поездках по Волге, успешно ремонтировал поломки в судовых и иных механизмах. Отец тем не менее желал, чтобы Владимир по окончании института вернулся домой и продолжил семейное дело.
Однако, юноша, ставший соучастником чуда рождения будущего телевидения, уже вполне сознавал своё призвание и не мог отступить от него. По рекомендации Розинга он едет на стажировку во Францию, затем в Германию. Здесь его застаёт начало войны, и он спешно возвращается в Россию, где вступает на военную службу.
Конечно, талантливого технолога в окопы не отправили. Полгода он служил в войсках связи в Гродно, а затем был определён преподавателем в офицерскую школу в Петрограде. На это должности его застала февральская революция, и какой-то солдат не замедлил подать жалобу в трибунал, что «ихнее благородие» издевался над ним, заставляя повторять цифры в какую-то трубочку (микрофон). Трибунал для офицера в ту пору мог закончится расстрелом, но обвинение было столь смехотворным, что Зворыкина отпустили.
Оставаться в революционной столице Владимир Козьмич не захотел и отправился в Действующую армию. Но армия уже стремительно разлагалась под действием смертоносного микроба революции. Вместе с отступающими войсками Зворыкин оказался в Киеве, где уже расцветала «комедия» гетманщины. Следом в Киев вошли немцы, на штыки которых опиралось правительство Скоропадского. Фронта больше не было, и Владимир Козьмич подал в отставку и отправился в Москву.
Железные дороги полностью находились во власти большевиков и шаек дезертиров. В поезде, в котором ехал Зворыкин, стали арестовывать и разоружать офицеров. Прослышав, что творится в соседних вагонах, ждать расправы он не стал, а на полном ходу выпрыгнул из поезда. Вслед ему раздались выстрелы, но пули его не задели.
Переодевшись в штатское и добравшись до столицы, Зворыкин узнал о кончине отца. Но этим горем не исчерпывалась трагедия, обрушившаяся на семью с приходом к власти большевиков. В Муроме Владимира Козьмича встречали не одна, а три могилы. Тётку убили при ограблении её дома – злодеи позарились на коллекцию икон.
Дядя-конезаводчик застрелился сам, когда «народная власть» реквизировала его завод. Дом Зворыкиных также перешёл в собственность местному «совету».
Простившись с дорогими могилами и окончательно убедившись, что прежняя жизнь погибла безвозвратно, Владимир Козьмич устремился в Сибирь, но по дороге был арестован и «для проверки личности» помещён в екатеринбургскую тюрьму. Был июль в 1918 года. Неподалёку, в доме Ипатьева, в ночь на 17 число расстреляли Императорскую семью… Могли расстрелять и Зворыкина, но не успели: Екатеринбург освободили белые войска…
Вторично спасшись от гибели, он добрался до Омска и вновь поступил на службу – в войска Колчака. Здесь талантливого изобретателя также не стали отправлять на передовую, но послали в командировку в США. Добираться пришлось долго: сперва реками и морем до острова Вайгач, затем – уже по льду, на ледоколе – до Архангельска, и лишь оттуда к новому берегу…
Исполнив поручение, Зворыкин вернулся в Омск. Вернулся, когда столица Белой Сибири уже доживала последние дни… Борьба за Россию была проиграна, и Владимир Козьмич вновь уехал в США, дабы, наконец, посвятить себя мечте – созданию телевидения.
Он не знал английского языка, но всё же был принят на работу в компанию «Вестингауз» – американцы умели ценить русских гениев и использовать их таланты для процветания своей державы. Правда, проект телевидения они оценили не сразу. Затрат и времени на него требовалось много, а что получится на выходе… Одной зворыкинской уверенности для прожжённых коммерсантов было мало.
Поэтому первоначально Владимир Козьмич занимался теми проектами, которые ему поручали. Занимался успешно, обретя благодаря им известность и авторитет. Параллельно, в свободное от основной работы время, он продолжал совершенствовать свое изобретение со звучным названием «иконоскоп».
Всё решила судьбоносная встреча с Дэвидом Сарновым, чья семья эмигрировала из Белоруссии ещё в начале века. Сарнов, вице-президент фирмы «Рэдио корпорейшн оф Америка», не побоялся рискнуть и поверить мечте русского гения.
В итоге в 1933 году в США родилось телевидение… Десятилетия спустя, на склоне лет, в своих выступлениях его создатель будет ругать своё детище за «секс, ужасы, драки и убийства», заполонившие эфир. Но тогда, в 33-м году, он по праву чувствовал себя триумфатором. На Зворыкина обрушилась мировая известность. Он ездил с докладами по всему свету, в 1934-м побывал и на конференции в СССР.
В России оставались его сестры, брат, племянники, и Владимиру Козьмичу очень хотелось вновь увидеть их. На Родине он много общался с коллегами, знакомился с их наработками, делился своими идеями. Так как американцем сын муромского купца так и не стал и явственно сознавал, что стать не сможет, то явилась отчаянная мысль – вернуться! Пусть на осоветченную, но всё-таки Родину!
К русским людям, на русскую землю… Однако, суровым приговором прозвучали слова мужа сестры, академика Наливкина: это сейчас ты, со своим американским паспортом и всемирной славой, фигура неприкосновенная, а что станешь с паспортом советским? Сын купца 1-й гильдии! Белый офицер! Бывший американский подданный с порочащими завязями заграницей! Да одного только из этих пунктов довольно будет, чтобы услать тебя далеко-далеко от тех лабораторий и привилегий, которые сулят тебе сейчас… Напомнил Наливкин и дело Промпартии, посулив, что оно – только первая ласточка…
Зворыкин успел побывать в СССР вновь, но остаться не решился. Словно в подтверждение предостережения шурина загремели один за другим массовые процессы над учёными, инженерами… Был арестован и брат Зворыкина, Николай. Правда, его довольно скоро амнистировали.
В годы войны Владимир Козьмич работал на оборонку, занимался разработкой приборов ночного видения и авиабомб с телевизионной наводкой, участвовал в Фонде помощи жертвам войны в России. Позже, с началом войны «холодной», последний факт едва не привёл Зворыкина под молох репрессий уже на новой родине. Его, как неблагонадёжного, отстранили от всех исследований, запретили покидать страну. Лишь заступничество ставшего к тому времени генералом Сарнова через год «реабилитировало» изобретателя. В конце 50-х он вновь смог посетить СССР, но вернуться так и не решился. К тому же, теперь он был не один…
С первой женой, уехавшей следом за ним из России и родившей ему двоих детей, Зворыкин расстался ещё на заре своего американского пути. С той поры он жил только работой. Правда, когда ему был за сорок, Владимир Козьмич встретил женщину, которую полюбил на всю жизнь, Екатерину Андреевну Полевицкую. Однако, она была замужем.
Через 20 лет, когда избранница овдовела, Зворыкин женился на ней. И хотя обоим было за 60, но жили они долго и счастливо. Он скончался в возрасте 93 лет, она – через год после него.
Екатерина Андреевна была врачом, и последние десятилетия жизни Зворыкин посвятил изобретениям в сфере медицинских технологий. В 1957 году он запатентовал прибор, который в ультрафиолетовом излучении дает цветное изображение живых клеток на экране, что открыло новые возможности биологических исследований.
Всего Владимиру Козьмичу принадлежит более 120 патентов на изобретения. Он был отмечен многочисленными наградами, как в США, так и в мире. В США его называли «подарком американскому континенту». Ныне память русского гения возрождается и в России. В чудом сохранившимся доме, некогда отнятом у семьи Зворыкиных, ныне размещается музей Владимира Козьмича.
Е.Фёдорова
Русская Стратегия
Источник: www.chitalnya.ru