Zx spectrum как подключить к vga монитору

Итак, компьютер собран, начнём его нещадно эксплуатировать.

Ключевые кнопки и клавиши ZXEvo :

· Включение компьютера производится кратковременным нажатием кнопки Power или Reset ;

· Выключение 5-секундным нажатием кнопки « Power » на компьютере или клавиши F 12;

· «Мягкий» сброс системы производится нажатием кнопки « Power » или клавишей F 12; на клавиатуре, полный – удерживанием в течение 5 секунд этих же клавиш.

· Функции «Назад» и «Отмена» выполняет клавиша Ё;

После включения компьютера на экране появляется главное меню системы.

Работа в нем производится клавишами курсора, с использованием горячих клавиш и мышью. Соответствующая горячая клавиша указана перед каждым пунктом меню.

В верхней части экрана указываются текущие версии загрузчика и конфигурации и бесполезные часы.

DSC_8411

В моем случае единственным накопителем является флеш-карта.

Аппаратный VGA для ZX Spectrum часть первая

Основные горячие клавиши:
1. 4 – выбор активного дисковода, V-перебирает по кругу дисководы
Y – перебирает по кругу виртуальные дисководы;
W – смена быстродействия системы 3,5/7/14 МГц;
M – переключение режимов количества оперативной памяти 128/48.

Z – загрузка TR — DOS диска;
F – вызов файлового менеджера FAT устройства ( IDE HDD или флешки);
T – вызов загрузки с ленты (имитация команды LOAD «»);
X – запуск файлового менеджера Perfect commander;
S – сброс в TR — DOS ;
I – сброс в Basic 48;
U – сброс в Basic 128.
R – переход в меню Service ;
H – экранная помощь.

1. Загрузка файлов-образов дисков или аудиокассет с SD -карты.

ZX Evolution поддерживает следующие основные форматы файлов (указаны только наиболее используемые):

TRD – файл образа диска основной дисковой файловой системы TR — DOS ;

SCL – файл образа TR — DOS , отечественный модернизированный аналог TRD ;

TAP — формат для хранения образа аудиокассеты классического ZX .

Итак, Flash карта отформатирована в FAT 32, на неё записаны нужные нам образы разных, указанных выше форматов. Рассмотрим основы работы с каждым из них.

Меню флешки

Работать с ними мы будем из File browser . Запустим его, нажав F или выбрав соответствующий пункт главного меню. Появляется окно с содержимым карты:

Приятная штука – компьютер понимает русский и видит папки, причём содержащие более одного слова в названии. С вложенными папками от также работает. Это очень удобно – теперь можно рассортировать все файлы как вам нужно, названия делать более длинные и понятные, а флеш-карту вообще не вынимать.

Выбор точки монтирования TRD

ZX-Spectrum + ЖК монитор, RGBI-VGA адаптер (конвертер)

1.1. Монтирование TRD файлов
Выбираем необходимый TRD файл, жмём Enter. Система спросит, куда монтировать диск: в один, из четырёх TR-DOS дисководов или в виртуальный Ramdisk. Мы можем одновременно держать 4 разных образа в дисководах A…D.

Смонтируем образ, скажем, в дисковод B. Выбираем нужный пункт, Enter.

DSC_8425

Теперь в Главном меню в списке дисководов отображается сокращённое название смонтированного образа:

DSC_8427

Чтобы запустить диск выбираем пункт Z . TR — DOS boot , но перед этим делаем активным необходимый нам дисковод клавишами 1 – 4 или V .

DSC_8432

Если выбрать дисковод без диска (в данном примере это А, С, В) то появится окно с сообщением об отсутствии диска в указанном приводе.
Выбрали дисковод B, нажали Z и попали в меню диска (если оно есть).

игра

Пункт boot – запускает графическую оболочку диска.
Выбираем его или нужную программу, запускаем и играем!

DSC_8435

Посмотреть содержимое диска и запускать программы можно и через файловый менеджер Perfect Commander (и это далеко не последний способ работы с файлами на реальных или, как в нашем случае, виртуальных дисках).

DSC_8411ц

Демонтируем один или несколько дисков через меню Service. Там выбираем пункт N. Dismount Image и в появившемся окне «вынимаем» ненужные больше образы из дисководов.

1.2. Запуск TAP файлов
В File browser выбираем TAP-образ, жмём Enter. Выбранный файл загружается в память и автоматически запускается.
Запуск загруженного файла можно производить из Бейсика 48 командой LOAD «» или из меню Бейсика 128 опцией «Tape loader».

DSC_8440

1.3. Монтирование SCL файлов
Процедура монтирования SCL образов несложная, но догадаться, как это сделать достаточно непросто. Образы SCL монтируются в Virtual Drive.
Порядок действий:
1.Выбираем клавишами 1- 4 «незанятый» TR-DOS дисковод, если таких нет, освобождаем один (например, С).
2.Нажатием клавиши Y устанавливаем виртуальный диск, с точно такой же буквой как у TR-DOS дисковода пункта 1 (в нашем случае С).
3.Выбираем SCL-файл, нажимаем Enter.
4.Выбираем пункт Z. TR-DOS boot, появляется окно с программами на загруженном SCL диске.

2. Загрузка файлов-образов дисков или аудиокассет с SD -карты.

3. Личное мнение о железе.

3.1. Видео

Качество изображения на компьютерном ЖК мониторе неплохое, хотя имеются некоторые искажения. Как я уже писал, компьютер работает не со всеми моделями ЖК мониторов.

На ЭЛТ мониторе картинка более высокого качества.

ЖК телевизоры формируют изображение, как правило, хуже чем ЖК мониторы, качество варьируется от производителя.

Компьютер можно подключить к SCART -входу телевизора, если таковой у него имеется.

Для желающих NedoPC выпускает RGB кодер видеосигнала, подключаемый к специальному разъёму на плате компьютера. В результате у того появляется композитный RCA видеовыход, с помощью которого можно подключить Speccy практически к любому телевизору, а также S-Video выход, изображение с которого (по сведениям разработчиков) на порядок лучше.

Еще по теме:  Что делать если монитор не подключается к компьютеру

C недавних пор, компьютер поддерживает телевизионную развёртку 60 Гц. Переключение режимов видеовывода осуществляется клавишей « ScrollLock ».

3.2. Звук

Компьютер выдаёт трехканальный AY звук через выведенный на заднюю панель 3,5 мм Jack (на плате также имеется дублирующий разъем). Громкость звука достаточно высокая, на выходе стоит усилитель, по отзывам случаются случаи выхода из строя микросхемы услилителя.

3.3. Периферия.

Компьютер замечетельно работает со стандартной PC -шной клавиатурой. Мышь, на мой взгляд, является здесь больше роскошью, чем нужной вещью.

На плате машины есть разъем для подключения механической стандартной Спектрумовской клавиатуры (у меня, к сожалению, пока нет, а то бы попробовал) джойстиков. Умельцы также подрубают к Evolution джойстики от Денди и матричные принтеры.

Многие подключают Floppy 5 и 3,5 дюймовые дисководы, и жёсткие диски. При этом, судя по отзывам, там есть свои заморочки.

В ZX Evolution есть возможность загрузки программ с аудиокассеты. Вызываемая опция полностью аналогична переходу в Бейсик и подаче команды LOAD «». Перед вызовом загрузки с ленты выставляются соответствующим образом все Бейсик переменные (кроме переменных Бейсик 128) и выставленные режимы памяти и турборежима.

На плате компьютера предусмотрены выводы TAPE IN / OUT , к которым можно подключить соответствующие разъёмы для подключения аудиомагнитофона для загрузки с кассет, или музыкального плеера (смартфона) с mp 3 или wav записями приложений (существуют специальные программы, конвертирующие TAP в wav ).

3.4. Пара советов с сайта hermitlair.ucoz.com

Q: Вдруг убыстрился звук AY8912 в играх и демках. Частота не менялась — 3.5.

A: Вы случайно переключились в режим 60Гц. Переключение 50/60Гц осуществляется Scroll Lock. В этом режиме музыка тоже будет звучать по-другому. Нужно переключиться в 50Гц режим, чтобы все работало так, как нужно.

Q: Игра работает слишком быстро, или сбрасывается сразу после загрузки.

A: Не забудьте устанавливать необходимый режим памяти (48128) и скорость

процессора (3.5714) Например, для игр работающих только в 48 K -режиме режиме, выберите Memory lock=48 и CPU Freq=3,5.

Заключение.

Когда-то я хотел купить старый Спектрум из 90-х годов, чтобы сидя за ним хоть на минуту вернуться в свою юность. Только тогда бы мне пришлось думать, как его подключить к монитору (телевизору), как грузить программы (дискеты и кассеты это конечно хорошо, но так для усиления ностальгии), как запускать вдруг несовместимые программы.

Здесь же представлено готовое решение которое порадует каждого, кто хочет как я вспомнить легендарный Спектрум, убрав лишние проблемы.

Я пока не имел опыта работы с основным аналогом данной машины – SPECCY 2010, которая также, по отзывам очень многих людей, является достойной современной альтернативой советско-российских клонов ZX Spectrum . Хотелось бы потрогать, но пока нет такой возможности. 🙂

Сегодня, возрастающий интерес к этому компьютеру вызывает только чувство радости. Не важно, старенький ли у вас «Скорпион», «Пентагон» или «Ленинград», Современный ZXEVo или Speccy 2007/2010, или современная реплика компьютеров 90-х годов, главное, что ZX Spectrum существует не только в нашей памяти, но и в реальной жизни, при этом активно развиваясь.

Тем же, у кого этот компьютер был когда-то раньше, а сейчас почему-то нет, я предложу: «Идите вместе с нами, это здорово!».

Источник: bellofuturo.livejournal.com

ZX Spectrum

hello marsohod

В начале восьмидесятых годов британская компания Sinclair Research Ltd выпустила домашний компьютер ZX Spectrum 48, главным достоинством которого, как и предыдущих моделей в лице Sinclair ZX80 и Sinclair ZX81 стала невысокая стоимость. Благодаря дешевизне, а также обилию разнообразных систем-клонов, ZX Spectrum обрёл огромную популярность, а на территории бывшего Советского Союза компьютер и вовсе получил культовый статус. Интерес к «Спекки» начал спадать во второй половине девяностых годов, когда пользователи начали массово переходить на более продвинутые персональные компьютеры, однако многие из тех, кто застал период расцвета ZX Spectrum, до сих пор помнят загрузку «полосами» картинки-заставки игр с аудиокассет. Именно игр – хотя ZX Spectrum и не был мощной платформой, а его возможности в плане вывода графики были сильно ограничены, для компьютера было выпущено немало видеоигр, некоторые из которых могли приковать к монитору на долгие часы.

ZX Spectrum original

Вот так выглядел оригинальный ZX Spectrum снаружи.

ZXspectrum mb

В основе ZX Spectrum лежал процессор Zilog Z80 с частотой 3.5 МГц. Впоследствии появлялись модификации компьютера, оснащённые специальной кнопкой, разгонявшей CPU до 7 и даже до 14 МГц. Также оригинальная версия ZX Spectrum могла иметь 16 или 48 Кбайт оперативной памяти, однако позже была выпущена модель с 128 Кбайт памяти. Интересно, что разрядность адресной шины не позволяла Спекки работать напрямую с таким объёмом ОЗУ, и в архитектуре компьютера появились «костыли» в виде страничной адресации.

Кстати говоря, название «Spectrum» выбрано не случайно – это должно было подчеркнуть возможность вывода цветного изображения. В палитру входило 8 цветов: синий, красный, фиолетовый, зелёный, голубой, жёлтый, белый и чёрный.

Каждый цвет мог иметь один из двух уровней яркости (на чёрный это не распространялось), таким образом, всего ZX Spectrum мог воспроизводить до 15 различных цветов и оттенков. В ОЗУ компьютера целых 6912 байт памяти было выделено для видеоданных. Из них 6144 байта предназначались для отрисовки картинки с разрешением 256 х 192 пикселя (плюс «бордюр», который, правда, памяти не занимал), а ещё 768 байт определяли атрибуты «знакоместа» размером 8 на 8 точек – это были цвета «фона» и «рисунка», яркость и мигание. В ПЗУ ZX Spectrum был вшит интерпретатор языка BASIC (точнее говоря, Sinclair BASIC), а также простейшие реализации интерфейсов вывода текста, арифметических вычислений, клавиатуры, магнитофона, принтера и прочей периферии.

Еще по теме:  Как называется ПК в мониторе

Zx-colors

Палитра ZX Spectrum насчитывает всего 15 цветов

Во времена расцвета популярности ZX Spectrum существовало несчётное множество его «клонов» – компьютеров, к оригинальному детищу Sinclair Research Ltd отношения не имеющих, но использующих аналогичную по функциональности элементную базу и, соответственно, программное обеспечение. Некоторые из клонов собирались радиолюбителями из доступных деталей, что приводило к разнообразным упрощениям, другие, напротив, подвергались всякого рода модернизациям, позволявшими расширить возможности работы с памятью или графикой.

zxspectrumplus2complete

Кто сказал, что ZX Spectrum не пригоден для развлечений?

В новом тысячелетии «Спектрум» возродился в разнообразных программных эмуляторах, в последние годы добравшихся до планшетов и смартфонов. Но особняком среди эмуляторов остаются реализации ZX Spectrum на ПЛИС, которых, надо заметить, в природе тоже существует немало. Почему бы не создать свою версию знаменитого компьютера и для платы Марсоход2?

За основу проекта я решил взять оригинальный обучающий материал за авторством Ewgeny7, который простым языком объясняет разнообразные аспекты языка VHDL на примере непосредственно создания ZX Spectrum. Данная реализация отличается простотой и опирается на ядро T80 (воплощение Z80 на языке VHDL), но предполагает использование микросхемы SRAM в качестве ОЗУ. На плате Марсоход2 установлена памяти типа SDRAM, что несколько осложняет задачу портирования, и именно решению этих трудностей будет посвящена вторая часть настоящей статьи.

Из предыдущего материала, который повествует об основных особенностях архитектурного устройства памяти SDRAM, мы знаем, что для этого типа ОЗУ характерны разнообразные задержки, а чтение или запись данных обычно представляет собой целую последовательность действий, которую выполняет специальный контроллер. С задержками я решил бороться путём увеличения тактовой частоты, подаваемой на микросхему памяти, относительно частоты самого «Спектрума»: если последний довольствуется 14 МГц (и это «пиксельклок», используемый для вывода видеоданных, для самого процессора частота в итоге понижается до 3.5 МГц), то память работает на 70 МГц. Это позволяет надеяться, что за время между моментом, когда процессор запросит данные из ОЗУ, и моментом, когда он попытается считать эти данные со своей входной шины, контроллер успеет произвести все необходимые операции и извлечь нужную порцию информации из микросхемы SDRAM.

После необходимой «подмены», компиляции проекта и прошивки его в плату, Марсоход2 порадовал не серым экраном с лаконичной подписью компании-разработчика ZX Spectrum, а безобразной кашицей из цветов всей небогатой палитры этого компьютера. Анализ проблемы показал, что расчёты, выполненные в предыдущем абзаце, не совсем точны: если процессор действительно не замечает задержек, то видеоданные не успевают считываться из памяти даже на высокой частоте. Это связано с тем, что на чтение видеоданых выделяется крайне небольшое по продолжительности «окно», во время которого процессор бездействует и как бы отключается от общей шины памяти. Таким образом, попытки нарастить частоту памяти нужного эффекта не дали, а значит к решению проблемы нужно подходить с другой стороны.

Для начала отвлечёмся и посмотрим, как устроена память ZX Spectrum. Все данные существуют в едином адресном пространстве. Первую его часть – 16384 байта (0000h-4000h) – занимает ПЗУ, следом располагаются 6912 байт памяти видеоданных (4001h-5B00h), а оставшийся диапазон адресов уже используется непосредственно для ОЗУ.

table spectrum memory map

После инициализации ПЗУ в ПЛИС на плате Марсоход2 остаётся ещё достаточно свободной памяти, которую я решил использовать в для размещения видеоданных. Для этого при помощи MegaWizard Plug-In Manager был создан модуль двухпортового ОЗУ на 8192 байта – этого более чем достаточно для размещения всех видеоданных. Основной модуль проекта пришлось расширить новыми выводами, которые будут интерфейсом взаимодействия между «Спектрумом» и видеопамятью. В целом, верхний модуль проекта выглядит так (кликнуть по изображению, чтобы увеличить):

zx topology

Для управления новыми выводами потребовалось добавить немного логики. Так, данные на выходе video_wr_data будут браться с выходной шины процессора только тогда, когда процессор запрашивает запись по адресу из диапазона 4001h-5B00h. При этих же условиях будет активироваться сигнал video_wr_en, разрешающий запись данных в память, и, соответственно, video_wr_adr, отвечающий за передачу адреса данных видеопамяти, будет принимать значение младших 13 бит адресной шины процессора, если она обращается всё к тому же диапазону. Когда потребуется вывести видеоданные на экран, будет активирован сигнал video_rd_en, разрешающий чтение из памяти. Разумеется, сами данные будут браться с входа video_rd_data.

Очередная попытка скомпилировать проект и прошить его в плату, и мы можем наблюдать на экране такую картину:

zx spectrum first start

ZX Spectrum в плате Марсоход2 загрузился и ожидает ввода команд!

Исходные данные этого проекта можно загрузить по ссылке:

Проект ZX Spectrum ( 1725545 bytes )

Кстати говоря, проект обладает потенциалом для дальнейших улучшений: можно попробовать заменить ПЗУ на прошивку от более продвинутой модели «Спектрума» (требуется соответствующий образ с расширением .hex или .mif), что позволит, например, работать с большим объёмом оперативной памяти; добавить вывод звука и возможность загрузки программ с внешних устройств.

Еще по теме:  Как исправить мерцание монитора на компьютере Windows 10

На этом статья подходит к концу. Если материал будет интересен, то я постараюсь вернуться к теме в ближайшее время и реализовать какие-нибудь улучшения для «Спектрума». Как всегда, вопросы, отзывы и пожаления можно оставить в комментариях.

Источник: marsohod.org

emulate_su

В какой-то момент меня окончательно достали россыпи “реалов” в квартире — так на жаргоне любители старых компьютеров называют “настоящее” железо. Они (компьютеры) собирали пыль, старели, у них терялась ликвидность. Многие из них были неремонтопригодны, выбросить было жалко, а использовать полноценно в нашем мире flash — дисков, LCD мониторов и когда телевизор с RGB-входом уже является предметом глубокого поиска — было проблематично. То есть надо было организовывать целый ритуал — достать, подключить, ДОБЫТЬ дискету, перенести туда образ диска и, типа, ностальгировать.
Среди моих залежей были и достойные экспонаты — АТМ Турбо 2+ и ZXM-Phoenix. Разработчики здорово постарались, реализуя в них то, о чем могли только мечтать в 90ых. Ну а Phoenix я еще и дополнил эмулятором дисковода, который был куплен по случаю, что, конечно, здорово облегчало жизнь.

Но, в любом случае, в руках у меня были мощнейшие в своем классе аппараты, мечта многих олдфагов, но то ли я уже старый, то ли еще что-то. Короче, мысль о том, что придется возиться с дискетами, пусть даже виртуальными, меня угнетала. Думаю, многие коллекционеры меня поймут.
Итак, было решено сдать все это перед очередным отпуском. А себе подыскать что-то компактное и созданное для людей, но чтобы доставляло. Сказано — сделано. Железки были пристроены с потерей в стоимости, жизненное пространство освободилось, а проект Speccy 2007, о котором пойдет речь дальше, как раз дорос до некоего состояния, что им могут пользоваться люди, не совсем поехавшие головой на почве любви к Z80 и компании Sinclair Research.
Пару слов о проекте. Speccy 2007 задумывался автором , как клон ZX-Spectrum с 48кб памяти на борту, стандартным ПЗУ, живым Z80, но при этом с элементной базой, упакованной в микросхему Altera. Технические детали можно посмотреть по ссылкам.

Для людей же обычных просто скажу, что родился клон ZX-Spectrum, который не занимал места, использовал обычную PS/2 клавиатуру и загружался со стандартной SD-карточки, причем использовал файлы “из интернета”, то есть TAP и TZX. Чуть позже “коллективный разум” прокачал это изделие до 128к ОЗУ и поддержки TRDOS. Те, кто не в курсе — что это — Beta Disk interface (TR-DOS+контроллер дисковода) получил невообразимое распространение в exUSSR и стал предметом культа любого владельца ZX-Spectrum. В Speccy 2007, как уже говорилось,была “впилена” возможность работы с образами дискет формата TRD и SCL.
Перспектива пайки удручала, да и подключать изделие надо было через SCART или PAL-кодер. Но свято место пусто не бывает и на каждый товар есть свой купец. Нашелся человек, который за не особо большую сумму по нынешним меркам взялся собрать такой аппарат под ключ (сразу отмечу, что это НЕ разработчик Speccy2007, но это совершенно ни на что не влияет). Мало того — установить конвертер сигнала в VGA, а также обеспечить беспроблемное подключение к обычному телевизору через S-Video и “тюльпан” и снабдить это все довольно компактным корпусом и хорошим источником питания.
И вот, железка получена.

Можно изобразить работу с магнитофоном (правда без Tape loading error и подкручивания головки)

А можно подключить образ диска и завести какую-нибудь демку или культовую игру 90ых.

Итак что мы имеем в итоге: нереально доставляющий аппарат, который можно подключить к любому монитору (ну, почти любому из-за особенностей конвертации видеосигнала), отсутствие дискет, компактные размеры, эмуляция джойстика на клавиатуре. Все, что надо для ностальгии мутными осенними вечерами — ЕСТЬ.
У многих, возможно, зародилось желание приобрести себе такое чудо.

Так вот это можно сделать! Вы можете связаться с человеком, который производит такие изделия. Проблема на текущий момент одна — сборка идет не быстро (ручной труд). Но, возможно, это уже не так актуально.

Тем более что на подходе еще один проект — Speccy 2010. Прогресс не обошел и спектрумистов, как они этого и не пытались избежать :-).
(фото одного из прототипов. в финальном варианте провода для исправления ошибок отсутствуют)

Здесь вы не найдете ни живого Z-80, ни музыкального сопроцессора. ВСЕ ВНУТРИ большой микросхемы и реализовано программно.
Цитата с форума:

“Состояние софта на сегодня:
полностью все функции Speccy2007 v1.06 (128k, пентагоновские времянки, эмулятор betadiskа, AY, загрузка tap/tzx/sna).

  • — выход на TV — RGB, s-video, composit
  • — более правильная и быстрая работа со sna (теперь ни один байт дампа не портиться)
  • — турбо (7, 14 и 28 MHz)
  • — безвейтовая клавиатура
  • — все мультикололры и бордереффекты идут четко (как на spectaculatore)
  • VGA в режиме скандаблера
  • режим с времянками фирменного спектрума
  • kempston mouse и gluk rtc
  • разные режимы с расширенной памятью”

Обязательно выиграй DINGOO A320 на летнем конкурсе от emulate_su

Источник: emulate-su.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий