В развитии и формировании человека большую роль играет среда. Очень важный компонент внешней среды – родители и другие близкие ребенку люди. Их роль в развитии и становлении его личности неоспорима и неоценима. Роль семьи в воспитании ребенка значительна, но дети не могут ограничиться домом и стремятся заглянуть за его рамки.
Чем старше они становятся, тем более хотят узнать таинственные, неизведанные стороны жизни. Жажду нового они могут вполне удовлетворить, не прилагая больших усилий, усевшись перед экраном телевизора. Но доступность любой информации для детской аудитории не всегда благо, поскольку ребенок «впитывает» ее без анализа и критики. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую душу настолько велико, что навсегда остается в памяти. Родителям нужно обладать большим авторитетом, чтобы их дети устояли перед напором экрана, которого, к сожалению, они иногда видят чаще, чем близких людей.
Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, на общение с родителями у ребенка остается мало часов. Что можно сделать за это небольшое время? Можно побеседовать с ребенком о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, прогуляться по улице города…
«Открытый эфир» о специальной военной операции в Донбассе. День 448
Чем же занят ребенок? Утро – сборы в детский сад. Очень часто в этот период времени дети успевают посмотреть по телевизору мультфильмы и телепередачи. Вечером, ничем не занятый ребенок, не даст сделать никаких дел. Родители находят оптимальный вариант – телевизор. В принципе, считают родители, это не так уж и страшно.
Получается, что часто телевизор становится воспитателем наших детей. Телепередачи динамичные, красочные, эмоциональные, несомненно, привлекательны для детей. Возможно, и не было бы поводов для беспокойства, если бы все вечерние программы были рассчитаны на детскую аудиторию, если бы «теленяни» не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. А дети, с их еще не сформировавшейся психикой, особенно остро повержены воздействию телевидения.
Восприятие в дошкольном возрасте еще не сформировано полностью. Одним из свойств такого несформированного восприятия является его наивно – реалистический характер. Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телевизионным героям, происходит своеобразное кодирование, причем не обязательно прямое, а опосредованное: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления.
Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. Детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию, снимая стрессы.
А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое может привести к психическим расстройствам, иногда весьма серьезным. Многие научные исследования показывают, что дети подражают увиденной на экране жестокости. Их игры становятся более агрессивными.
Ребенок может легко причинить вред окружающим, находя оправдание своего поведения в характере любимого телевизионного героя. Такое подражание увиденной картинке на экране специалисты объясняют неспособностью ребенка отличить реальность от телевизионного вымысла. Несформированность телевизионной культуры у детей не дает им возможности сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, сделать вывод. Правильному восприятию телеискусства нужно учить так же, как и восприятию музыки и живописи.
Остро стоит проблема содержания телевизионной продукции. Продукция детского телевидения очень часто содержит элементы телевидения взрослого. Поток информации, идущей с экрана, значительно превышает возможности ребенка. Он просто не в состоянии воспринять его и самостоятельно переработать, поэтому выхватывает то одно, то другое.
Дети часто не могут установить для себя связь между изображением и текстом. Дети способны адекватно воспринимать информацию при постоянной помощи и контроле со стороны взрослых. Небольшого объяснения бывает достаточно, чтобы ребенок начал вычленять главные идеи сюжета. Родителям необходимо просматривать программу телевидения, отбирать те передачи, которые интересно и полезно посмотреть ребенку.
Правила подхода к выбору телевизионных передач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста :
Выбирайте вместе с ребенком те телевизионные передачи и мультипликационные фильмы, которые были бы ему интересны и полезны и которые бы вы хотели посмотреть на следующей неделе;
Старайтесь заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных вами передачах, мультфильмах;
При выборе телевизионных передач и мультипликационных фильмов необходимо учитывать, чтобы они были предназначены именно для возраста вашего ребенка;
Для просмотра подойдут мультфильмы с сюжетами про друзей, про отношения со сверстниками, не должно быть непонятных ребенку образов и отношений. То, что сложно понять, будет пугать и, возможно, травмировать;
Каждый раз обсуждайте с ребенком то, что он посмотрел. После просмотра полезно лепить и рисовать положительных персонажей, разыгрывать ситуации из мультфильма, придумать другое окончание или его продолжение;
Никогда не переключайтесь с канала на канал во время рекламы, так как ребенку это мешает правильно воспринимать информацию;
Общее время просмотра телевизионных передач детьми дошкольного возраста не должно превышать 6 – 7 часов в неделю, не чаще 2 раз в день;
Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд. Дети 3 – 5 лет не более 20 мин., 5 – 7 лет не более 30 мин. ;
Телевизор необходимо смотреть в ярко освещенной комнате. Для просмотра телевизионных передач желательно использовать телевизоры с размером экрана по диагонали 59 – 69 см. Детей располагать на расстоянии не ближе 2 – 3 м и не дальше 5 – 5,5 м от экрана. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка.
Не разрешайте ребенку смотреть телевизионные программы во время приема пищи или лежа;
Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.
Помните, телевидение может стать вашим союзником и активным помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое вы сами впустили в свою жизнь!
Зверева, О. Л. «Родительские собрания в ДОУ» : методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2011.
Прохорова, Г. А. «Взаимодействие с родителями в детском саду» : практическое пособие / Г. А. Прохорова. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2011.
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Как правильно одевать детей зимой» Консультация для родителей Как правильно одевать ребенка зимой? Любая мама знает простую истину – чтобы ребенок был здоровым, нужно чтобы.
Консультация для родителей «Как правильно критиковать ребенка» Как правильно критиковать ребенка С ребенком нужно вести себя не так, как с взрослым, и критиковать по определенным правилам. Времена, когда.
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ею заниматься» Консультация для родителей. “Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ею заниматься. ” В нашей группе третья часть детей имеют.
Консультация для родителей «Как правильно играть с матрешкой» В последнее время русская матрёшка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрёшки продаются иностранцам как своеобразный.
Консультация для родителей «Как правильно закаляться, чтобы не заболеть» Консультация для родителей «Как правильно закаляться, чтобы не заболеть» Закаленный человек – сильный, не боится ни холода, ни жары, и.
Консультация для воспитателей «Как правильно организовать проект с детьми дошкольного возраста» Совсем не каждую совместную организованную деятельность, имеющей свою тему, можно считать проектом. В нашем понимании проект это целая система,.
Консультация для родителей «Как правильно читать детям» 1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на.
Рекомендации для родителей детей раннего возраста «Как правильно одеть ребенка в осенний период» Как правильно одеть ребенка в осенний период! Осенью погода может быть очень неустойчивой и меняться довольно быстро. Сегодня вполне тепло,.
Рекомендации для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста» Многие родители, к сожалению, не знают что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. Покупают все хаотично. Хотелось бы посоветовать,.
Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком правильно» Первый этап-ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова. Второй этап-с ребенком.
Источник: www.maam.ru
Спокойная ночь с Айтишей. Что показывают детям по телевизору
Неожиданно в отпуске начала смотреть телевизор. Детский канал. «Спокойной ночи, малыши», например. Мало того, что Хрюша и Степаша с мобильными телефонами, так там ещё появился новый (может, правда, уже не новый, просто я не курсе) персонаж — Айтиша.
Большую часть времени плюшевые товарищи обсуждали безопасность кредитных карт, чем ввергли меня в пучину тревоги. Это так важно знать детям?
Первого сентября, кстати, передаче исполнилось 57 лет. Ведущей единственной в то время детской программы стала Нина Кондратова. Потом ведущих стало больше: Валентина Леонтьева (тетя Валя), Владимир Ухин (дядя Володя), Светлана Жильцова, Татьяна Веденеева (тетя Таня), Ангелина Вовк (тетя Лина), Татьяна Судец (тетя Таня), Юрий Григорьев (дядя Юра), Юрий Николаев (дядя Юра), Юлия Пустовойтова, Дмитрий Хаустов.
Вначале никаких кукол там не было. Первым в 1968 году появился Филя, затем к нему присоединился Степашка, после добавился Хрюша. Потом кот Цап-царапыч и Каркуша, иногда Мишутка.
Лично мне нравился больше всех Степашка. После небольшой интермедии показывали мультик, он обрывался на самом интересном месте, что раздражало. Но очень нравилась пластилиновая заставка, которую в 1981 году нарисовал Александр Татарский. Особенно, жираф на куче подушек.
Одно время, помню, заставка поменялась. И песенка тоже. Но старая мне нравилась больше.
Надо сказать, что мало передач так долго живут. И вообще, я задумалась, что сейчас интересует ребёнка и что может замотивировать его смотреть странную кукольную историю, которая так радовала нас в детстве. Может, рядом с Хрюшей должен сидеть Даня Милохин или, на худой конец, Моргенштерн?
И вообще, какие Хрюши, Фили и Степашки? Надо кого-то с суперспособностями! Или под выборы продать. А что? Степашка с Милоновым против гей-пропаганды, Хрюша с Четырбоком про бары и уличных музыкантов трёт. И малыши в курсе жизни города и родители в повестке новостной. Словом, весело и самоокупаемо.
И аудитория целевая.
А то Айтиша, блин! Немного скучаю по детству…
Источник: dzen.ru
С какого возраста можно показывать малышу телевизионные программы для детей?
О вреде телевизора говорят много, и часто опасность сильно преувеличивается. Справедливо одно – нет ни одного исследования, которое бы доказывало его полезность. Для многих родителей телевизионные программы для детей – это верный метод нейтрализации ребенка, возможность немного от него отдохнуть. Но это верный путь навредить его здоровью.
В каком возрасте и сколько можно смотреть телевизор?
Научные исследования по всей планете были изучены специалистами Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которые сделали обобщающий вывод. По их мнению, ежедневно телевизор можно смотреть дозировано, в зависимости от возраста:
- От 3 до 7 лет – 20–30 минут.
- До 10 лет – не более 50 минут.
- До 18 лет – не более 3 часов, но лучше сократить это время до 1–1,5 часа.
Важно знать! Детям в возрасте до 3 лет смотреть телевизор запрещено.
Объясняется запрет тем, что до этого возраста идет основное формирование творческих способностей, всех видов мышления. Если вместо правильного развития предоставить малышу телевизор, то его всестороннее развитие начнет отставать.
Например, механизм недоразвитой речи, которая наблюдается у таких детей, заключается в следующем:
- Для развития речи требуется, чтобы ребенок сам принимал участие в диалоге, научился правильно формулировать мысли. Вначале это дается с трудом, но регулярные тренировки делают свое дело.
- Находясь перед телевизором, ребенок исключается из процесса формирования мыслей и диалога – ему уже предоставляются шаблоны речи.
- Усугубляет проблему пассивное восприятие картинки с экрана, которая не заставляет малыша отвечать или что-то рассказывать.
Родители, которые своим чадам в избытке давали телевизионные передачи для детей в возрасте 1–2 года, могли отметить, что с разговорной речью были объективные трудности: небольшое количество слов, практически не использовались предложения. Но все кардинально менялось, как только ребенок попадал в детский сад. Его буквально прорывало, он начинал за считаные недели, и даже дни выдавать десятки новых слов и связывать их в предложения. Все именно потому, что ему приходится ежедневно активно участвовать в диалоге.
Психологи не совсем согласны с мнением специалистов ВОЗ и считают, что запрет должен касаться, в том числе, четырехлетних малышей. Именно до этого возраста происходит созревание основных структур мозга.
Негативное влияние
Специалистами ВОЗ кроме недоразвитой речи были отмечены другие частые нарушения, которые следуют за просмотром телевизора в раннем возрасте:
- В корковых отделах мозга наблюдается недоразвитость.
- Дети испытывают трудности с моторикой, как крупной, так и мелкой.
- Появляются проблемы со зрением, нарушается зрительное восприятие.
- Отмечается недоразвитость в мышцах.
Кроме того, ребенок становится агрессивным и гиперактивным, у него отмечается синдром дефицита внимания.
Какие телевизионные программы для детей рекомендуется использовать?
Рекомендации и опасения врачей понятны и обоснованы.
Но исследования показывают, что 19 из 20 детей в возрасте 3–5 лет проводят возле экранов до 4 часов и больше. У школьников ситуация еще хуже – трое из четырех ребят находятся у телевизора все свободное время. Картина, когда годовалый ребенок уже смотрит мультик, – это не исключение, а вполне обыденная практика.
В этом случае родителям необходимо подобрать список передач, которые развивают ребенка, заставляют его принимать активное участие в самом процессе, а не просто пассивно воспринимать данные с экрана. Обучающий эффект от них незначителен, поэтому не стоит ожидать от малыша, что он станет «гением» или у него появятся новые навыки, знания.
Важно знать! Мнение о том, что ребенку нужно отдохнуть в конце дня за просмотром телевизора, также ошибочно. Мерцающий экран, чтобы он не показывал, нагружает мозг, заставляет его трудиться. Поэтому эффект получается обратный – ребенок устает еще больше.
Воздействие фильмов и передач
- · Губка Боб;
- · Злюки бобры;
- · Симпсоны;
- · Телепузики.
Их настолько часто показывают по телевизору, что создается впечатление, будто детям намеренно хотят нанести вред. Следует исключить из просмотра всю японскую анимацию – анимэ. После их просмотра у детей растет агрессивность, они испытывают трудности с общением со сверстниками. Агрессивные цвета провоцируют головные боли и неврозы.
Важно знать! В европейских странах по достоинству оценили негативное влияние японской анимации и запретили их показ.
Возможна ли альтернатива?
Лучшие передачи для детей – это общение с родителями, близкими людьми, сверстниками, чтение книг, творчество и занятие спортом. Когда ребенок увлечен всем этим, у него не возникает интереса к голубому экрану. У него нет на это времени.
Проблема в другом: нельзя убедить детей поменять телевизор на книги и спорт, рисование и игру на музыкальных инструментах, если сами родители по вечерам и выходным находятся у экранов. Только личный пример и соответствующий образ жизни мам и пап, дедушек и бабушек (если они живут рядом) может привить ребенку правильные стереотипы и формировать адекватное поведение. В противном случае телевизор будет иметь большее значение для малыша, чем его близкие люди, а это опасно.
Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.
Источник: best-mother.ru