Здесь вы можете читать онлайн рассказ «Критики» Василия Шукшина, о том как внук и дед очень любили кино и часто вместе ходили в кинотеатр. Однажды, вернувшись домой, они застали в гостях городских родственников, которые вместе с родителями мальчика смотрели по телевизору фильм на крестьянскую тему. Данная тема была близка деду и он с трепетом к ней относился.
Фильм пожилому зрителю не понравился, он увидел в нём фальш, родственники не приняли его критику всерьёз, чем обидели старика. Внук пытался успокоить деда, но у него не получилось. Дед взял деньги и ушёл, вернулся домой пьяный, кричал, дебоширил и разбил телевизор. Тётка мальчика вызвала участкового милиционера и нарушителя порядка забрали в вытрезвитель. Мальчик долго плакал.
Критики
Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, — тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили.
Краткий пересказ В.Шукшин «Критики»
Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты. Обычно, подсчитав к концу месяца деньги, дед горько и весело объявлял Петьке:
— Ухайдакали мы с тобой пять рубликов!
Петька для приличия делал удивленное лицо.
— Ничего, прокормит, — говорил дед (имелись в виду отец и мать Петьки. Дед Петьке доводился по отцу). — А нам с тобой это для пользы.
Садились всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал. Но все равно половину слов он не разбирал, а догадывался по губам актеров. Иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал хохотать. А в зале никто не смеялся. Петька толкал его в бок и сердито шипел:
— Ты чего? Как дурак.
— А как он тут сказал? -» спрашивал дед.
Петька шепотом пересказывал деду в самое ухо:
— Не снижая темпов.
— Хе-хе-хе, — негромко смеялся дед уже над собой. — А мне не так показалось.
Иногда дед плакал, когда кого-нибудь убивали невинного.
— Эх вы. люди! — горько шептал он и сморкался в платок. Вообще он любил высказаться по поводу того, что видел на экране. Когда там горячо целовались, например, он усмехался и шептал:
— От черти. Ты гляди, гляди. Хэх!
Если дрались, дед, вцепившись руками в стул, напряженно и внимательно следил за дракой (в молодости, говорят, он охотник был подраться. И умел).
— Нет, вон тот не. это. слабый. А этот ничего, верткий.
Впрочем, фальшь чуял.
— Ну-у, — обиженно говорил он, — это они понарошке.
— Так кровь же идет, — возражал Петька.
— Та-а. кровь. Ну и что? Нос, он же слабый: дай потихоньку, и то кровь пойдет. Это не в том дело,
— Ничего себе не в том!
— Конечно, не в том.
На них шикали сзади, и они умолкали.
Спор основной начинался, когда выходили из клуба. Особенно в отношении деревенских фильмов дед был категоричен до жестокости.
— Хреновина, — заявлял он. — Так не бывает.
— Почему не бывает?
— А что, тебе разве этот парень глянется?
— Какой парень?
— С гармошкой-то. Который в окно-то лазил.
— Он не лазил в окно, — поправлял Петька; он точно помнил все, что происходило в фильме, а дед путал, и это раздражало Петьку, — Он только к окну лез, чтобы спеть песню.
— Ну, лез. Я вон один раз, помню, полез было.
— А что, он тебе не глянется?
— Кто?
— Кто-кто. Ну парень-то, который лез-то. Сам же заговорил про него.
— Ни вот на столько, — дед показывал кончик мизинца. — Ваня-дурачок какой-то. Поет и поет ходит. У нас Ваня-дурачок такой был — все пел ходил.
— Так он же любит! — начинал нервничать Петька.
— Ну и что, что любит?
— Ну и поет.
— А?
— Ну и поет, говорю!
— Да его бы давно на смех подняли, такого! Ему бы проходу не было. Он любит. Когда любят, то стыдятся. А этот трезвонит ходит по всей деревне. Какая же дура пойдет за него!
Он же несурьезный парень. Мы вон, помню: поглянется девка, так ты ее за две улицы обходишь — потому что совестно. Любит. Ну и люби на здоровье, но зачем же.
— Чего — зачем?
— Зачем же людей-то смешить? Мы вон, помню.
— Опять «мы, мы». Сейчас же люди-то другие стали!
— Чего это они другие-то стали? Всегда люди одинаковые. Ты у нас много видел таких дурачков?
— Это же кино все-таки. Нельзя же сравнивать.
— Я и не сравниваю. Я говорю, что парень непохожий, вот и все, — стоял на своем дед.
— Так всем же глянется! Смеялись же! Я даже и то смеялся.
— Ты маленький ишо, поэтому тебе все смешно. Я вот небось не засмеюсь где попало.
Со взрослыми дед редко спорил об искусстве — не умел. Начинал сразу нервничать, обзывался.
Один раз только крепко схлестнулся он со взрослыми, и этот-то единственный раз и навлек на его голову беду.
Дело было так.
Посмотрели они с Петькой картину — комедию, вышли из клуба и дружно разложили ее по косточкам.
— И ведь что обидно: сами ржут, черти (актеры), а тут сидишь — хоть бы хны, даже усмешки нету! — горько возмущался дед. — У тебя была усмешка?
— Нет, — признался Петька. — Один раз только, когда они с машиной перевернулись.
— Ну вот! А ведь мы же деньги заплатили — два рубля по-старому! А они сами посмеялись и все.
— Главное, пишут «Комедия».
— Комедия. По зубам за такую комедию надавать.
Пришли домой злые.
А дома в это время смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину. К ним в гости приехала Петькина тетя, сестра матери Петьки. С мужем. Из города. И вот все сидят и смотрят телевизор. (Дед и Петька не переваривали телевизор. «Это я, когда еще холостым был, а брат, Микита, женился, так вот я любил к ним в горницу через щелочку подглядывать. Так и телевизор ихний: все вроде как подглядываешь», — сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи.)
Вот, значит, сидят все, смотрят,
Петька сразу ушел в прихожую учить уроки, а дед остановился за всеми, посмотрел минут пять на телевизорную мельтешню и заявил:
— Хреновина. Так не бывает.
Отец Петьки обиделся:
— Помолчи, тять, не мешай.
— Нет, это любопытно, — сказал городской вежливый мужчина. — Почему так не бывает, дедушка? Как не бывает?
— А?
— Он недослышит у нас, — пояснил Петькин отец.
— Я спросил: почему так не бывает? А как бывает? — громко повторил городской мужчина, заранее почему-то улыбаясь.
Дед презрительно посмотрел на него:
— Вот так и не бывает. Ты вот смотришь и думаешь, что он правда плотник, а я, когда глянул, сразу вижу: никакой он не плотник. Он даже топор правильно держать не умеет.
— Они у нас критики с Петькой, — сказал Петькин отец, желая немного смягчить резкий дедов тон.
— Любопытно, — опять заговорил городской. — А почему вы решили, что он топор неправильно держит?
— Да потому, что я сам всю жизнь плотничал. «Почему решили?»
— Дедушка, — встряла в разговор Петькина тетя, — а разве в этом дело?
— В чем?
— А мне вот гораздо интереснее сам человек. Понимаете? Я знаю, что это не настоящий плотник — это актер, но мне инте. мне гораздо интереснее.
— Вот такие и пишут на студии, — опять с улыбкой сказал муж Петькиной тети.
Они были очень умные и все знали — Петькина тетя и ее муж. Они улыбались, когда разговаривали с дедом. Деда это обозлило.
— Тебе не важно, а мне важно, — отрезал он, — Тебя им надуть — пара пустяков, а меня не надуют,
— Ха-ха-ха, — засмеялся городской человек. — Получила?
Петькина тетя тоже усмехнулась,
Петькиному отцу и Петькиной матери было очень неудобно за деда.
— Тебе ведь трудно угодить, тять, — сказал Петькин отец. — Иди лучше к Петьке, помоги ему. — Склонился к городскому человеку и негромко пояснил: — Помогает моему сыну уроки учить, а сам — ни в зуб ногой. Спорят друг с другом. Умора!
— Любопытный старик, — согласился городской человек.
Все опять стали смотреть картину, про деда забыли. Он стоял сзади как оплеванный. Постоял еще немного и пошел к Петьке.
— Смеются, — сказал он Петьке.
— Кто?
— Вон. — Дед кивнул в сторону горницы. — Ничего, говорят, ты не понимаешь, старый хрен. А они понимают!
— Не обращай внимания, — посоветовал Петька.
Дед присел к столу, помолчал. Потом опять заговорил.
— Ты, говорят, дурак, из ума выжил.
— Что, так и сказали’
— А?
— Так и сказали на тебя — дурак?
— Усмехаются сидят. Они шибко много понимают! — Дед постепенно «заводился», как выражался Петька.
— Не обращай внимания, — опять посоветовал Петька.
— Приехали. Грамотеи! — Дед встал, покопался у себя в сундуке, взял деньги и ушел.
Пришел через час пьяный.
— О-о! — удивился Петька (дед редко пил). — Ты чего это?
— Смотрют? — спросил дед,
— Смотрют. Не ходи к ним. Давай я тебя раздену. Зачем напился-то?
Дед грузно опустился на лавку.
— Они понимают, а мы с тобой не понимаем! — громко заговорил он. — Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не понимаешь. А они понимают! Денег много?! — Дед уже кричал. — Если и много, то не подымай нос! А я честно всю жизнь горбатился. И я же теперь сиди помалкивай.
А ты сроду топора в руках не держал! — Дед разговаривал с дверью, за которой смотрели телевизор.
Петька растерялся.
— Не надо, не надо, — успокаивал он деда. — Давай я тебя разую. Ну их.
— Нет, постой, я ему скажу. — Дед хотел встать, но Петька удержал его:
— Не надо, деда!
— Финтифлюшки городские. — Дед как будто успокоился, притих.
Петька снял с него один сапог.
Но тут дед опять чего-то вскинул голову.
— Ты мне усмешечки строишь? — Опять глаза его безрассудно заблестели. — А я тебе одно слово могу сказать. — Взял сапог и пошел в горницу. Петька не сумел удержать его.
Вошел дед в горницу, размахнулся и запустил сапогом в телевизор:
— Вот вам. И плотникам вашим!
Экран — вдребезги.
Все повскакали с мест. Петькина тетя даже взвизгнула.
— Усмешечки строить! — закричал дед. — А ты когда-нибудь топор держал в руках?!
Отец Петькин хотел взять деда в охапку, но тот оказал сопротивление. С грохотом полетели стулья. Петькина тетя опять взвизгнула и вылетела на улицу.
Петькин отец все-таки одолел деда, заломил ему руки назад и стал связывать полотенцем.
— Удосужил ты меня, удосужил, родитель, — зло говорил он, накрепко стягивая руки деда. — Спасибо тебе.
Петька перепугался насмерть, смотрел на все это широко открытыми глазами. Городской человек стоял в сторонке и изредка покачивал головой. Мать Петьки подбирала с пола стекла.
— Удосужил ты меня. — все приговаривал отец Петьки и нехорошо скалился.
Дед лежал на полу вниз лицом, терся бородой о крашеную половицу и кричал:
— Ты мне усмешечки, а я тебе — одно слово. Слово скажу тебе, и ты замолкнешь. Если я дурак, как ты говоришь.
— Да разве я так говорил? — спросил городской мужчина.
— Не говорите вы с ним, — сказала мать Петьки. — Он сейчас совсем оглох. Бессовестный.
— Вы меня с собой за стол сажать не хочете — ладно! Но ты мне. Это — ладно, пускай! — кричал дед. — Но ты мне тогда скажи: ты хоть один сруб срубил за свою жизнь? А-а. А ты мне же говоришь, что я в плотниках не понимаю!
А я половину этой деревни своими руками построил.
— Удосужил, родимчик тебя возьми, удосужил, — приговаривал отец Петьки.
И тут вошли Петькина тетя и милиционер, здешний мужик, Ермолай Кибяков.
— Ого-го! — воскликнул Еромолай, широко улыбаясь. — Ты чего это, дядя Тимофей? А?
— Удосужил меня на радостях-то, — сказал отец Петьки, поднимаясь.
Милиционер хмыкнул, почесал ладонью подбородок и посмотрел на отца Петьки. Тот согласно кивнул головой и сказал:
— Надо. Пусть там переночует.
Ермолай снял фуражку, аккуратно повесил ее на гвоздик, достал из планшета лист бумаги, карандаш и присел к столу.
Дед притих.
Отец Петьки стал рассказывать, как все было. Ермолай пригладил заскорузлой темной ладонью жидкие волосы на большой голове, кашлянул и стал писать, навалившись грудью на стол и наклонив голову влево.
«Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч, одна тысяча. »
— Он с какого года рождения?
— С девяностого.
«. Одна тысяча девяностого года рождения, плотник в бывшем, сейчас сидит на пенсии. Особых примет нету.
Вышеуказанный Тимофей двадцать пятого сентября сего года заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. И гости еще были. »
— Как кинофильм назывался?
— Не знаю. Мы включили, когда там уже шло, — пояснил отец. — Про колхоз. «. Заглавие фильма не помнят, Знают одно: про колхоз.
Тимофей тоже стал смотреть телевизор. Потом он сказал: «Таких плотников не бывает». Все попросили Тимофея оправиться. Но он продолжал возбужденное состояние. Опять сказал, что таких плотников не бывает, вранье, дескать. «Руки, говорит, у плотников совсем не такие».
И стал совать свои руки, Его еще раз попросили оправиться. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43-45, яловый) и произвел удар по телевизору.
Само собой, вышиб все на свете, то есть там, где обычно бывает видно.
Старший сержант милиции КИБЯКОВ».
Ермолай встал, сложил протокол вдвое, спрятал в планшет.
— Пошли, дядя Тимофей!
Петька до последнего момента не понимал, что происходит. Но когда Кибяков и отец стали поднимать деда, он понял, что деда сейчас поведут в каталажку. Он громко заплакал и кинулся защищать его:
— Куда вы его?! Деда, куда они тебя. Не надо, тять, не давай.
Отец оттолкнул Петьку, а Кибяков засмеялся:
— Жалко дедушку-то? Сча-ас мы его в тюрьму посадим. Сча-ас.
Петька заплакал еще громче.
Мать увела его в уголок и стала уговаривать:
— Ничего не будет с ним, что ты плачешь-то? Переночует там ночь и придет. А завтра стыдно будет. Не плачь, сынок,
Деда обули и повели из избы. Петька заплакал навзрыд. Городская тетя подошла к ним и тоже стала уговаривать Петьку:
— Что ты, Петенька? В отрезвитель ведь его повели-то, в отрезвитель! Он же придет скоро, У нас в Москве знаешь сколько водят в отрезвитель.
Петька вспомнил, что это она, тетя, привела милиционера, грубо оттолкнул ее от себя, залез на печку и там долго еще горько плакал, уткнувшись лицом в подушку.
Источник: detskiy-site.ru
Рассказ «Критики» впервые был опубликован в 1964 году в журнале под названием «Искусство кино». Как и многие другие работы автора, входящего в топ 100 самых популярных писателей, произведение рассказывает о жизни простых людей и обращает внимание читателей на семейные ценности. Рассказ Шукшина «Критики» входит во множество сборников писателя («Рассказы и повести», «До третьих петухов», «В профиль и в анфас» и т.д.).
Основные персонажи
Несмотря на маленький объем рассказа, Василий Шукшин смог удачно описать определенный момент из повседневной жизни старика и его внука. Автор показал их непростые характеры и донес тайный смысл до читателей. Главными героями рассказа «Критики» являются:
- Тимофей Новоскольцев — нервный дедушка, который страдает глухотой;
- Петька — внук старика, упрямый и самостоятельный мальчишка;
- родители Петра — спокойные и интеллигентные люди;
- родственники из Москвы — тетя, мамина сестра с мужем, которые были образованными городскими жителями.
Часто люди пытаются доказать свою точку зрения до тех пор, пока не испортят отношения с окружающими. Писатель высмеивает доморощенных критиков, уверенных, что знают, как необходимо снимать фильмы.
В описании старика он раскрывает многочисленных знатоков в определенной сфере, к которой они не имеют отношения. Такие персоны сидят около экрана телевизора и надоедают близким своими комментариями.
Герои произведения
В рассказе «Критики» два главных героя. Автор дает им такое описание:
- Тимофей Макарович Новоскольцев — 73-летний старик, это высохший, нервный и наполовину глухой человек, он всю свою жизнь проработал плотником. В силу возраста он не всегда слышит и понимает, что происходит в сюжете, поэтому частенько смеется в невпопад. С другой стороны, он очень сердечный и жалостливый, так как может заплакать, если на экране кто-то умирает или страдает.
- Петька — тринадцатилетний внук главного героя, он отличается самостоятельным и упрямым характером. Долговязый подросток любит поспорить со стариком насчет фильма, пытаясь высказать собственную мысль, мнение, объяснить смысл просмотренной картины, но всегда делает это с уважением к старости.
Помимо главных героев, в рассказе «Критики» есть второстепенные персонажи. Их немного, но они важны для развития сюжета. Вот кратко о каждом:
- Родители Петьки — вежливые люди, отец мальчика явно стыдится старика, он считает его обузой, это видно из слов деда, что они не хотят его сажать за свой стол. Мать полностью разделяет мнение супруга, считая пожилого человека бессовестными. Они не могут понять и простить Тимофея Митрофановича за поступок.
- Московские родственники — городские жители абсолютно равнодушные люди. Им чужды амбиции, волнения и переживания старика. Родственники с легкостью вызывают милицию, чтобы избавиться от шумного дебошира и проблемы в целом.
Еще в произведении упоминается участковый милиционер, для него в приоритете сухие цифры и факты. Он, не разобравшись в ситуации, забирает деда, пугает того тюрьмой, не пожалев даже расстроенного ребенка.
Походы в кино
Тимофей был пенсионером, всю жизнь проработавшим в селе плотником. Он жил с собственным сыном и его семьей. Новоскольцев находился в хороших отношениях с Петькой, поэтому они везде были вместе. Любимым занятием старика и внука были походы в кинотеатр, на которые дед тратил большую половину пенсии.
Новоскольцев относился к происходящему на экране серьезно. Деду нравились романтические фильмы и комедийные истории. Но самыми любимыми были киноленты, в которых демонстрировались будни сельских жителей и работа обычных людей. Внук, наблюдая за таким поведением старика, часто удивлялся, почему тот настолько принимает близко к сердцу происходящие в кино события.
Тимофей часто был серьезным, когда остальные смеялись, рассматривал мелкие детали и сильно злился, если эти мелочи смотрелись нереалистично. Когда кинолента не оправдывала ожиданий старика и его внука, то они приходили домой неудовлетворенными и раздраженными.
После скучной комедии Петр с Новоскольцевым вернулись домой, где их ждали родственники из Москвы по маминой линии. Они смотрели телевизор. Старик редко сидел перед ним, так как полагал, что это приравнивается к подглядыванию за личной жизнью незнакомых людей. Однако на этот раз он тоже сел посмотреть киноленту про колхоз. Через несколько минут в сюжете фильма появился плотник.
Тимофей очень разозлился из-за того, что актер не умел правильно держать в руках топор.
Предпосылки инцидента
Повествование начинается со знакомства с Петькой и его дедушкой Тимофеем Макаровичем. Они были очень дружны и имели общий интерес, родственники обожали кино. Ровно половина пенсии старика тратилась на билеты. Но деду никогда не было жаль потраченных денег, к тому же ему казалось, что совместный просмотр хороших кинолент идет им обоим на пользу.
Родственники всегда выбирали первый ряд, так как там дешевые места, да и слышимость была лучше, так как у деда слух был уже плохой. Тимофей Макарович был всегда настроен серьезно, он внимательно следил за тем, что происходит на экране, а после высказывал собственное мнение об актерской игре и сюжете.
Старику прекрасно удавалось почувствовать фальшь, он всегда категорично высказывался по этому поводу. Особенно доставалось так называемым деревенским фильмам. Он начинал вспоминать свои молодые годы, когда жил в деревне, трудился в плотницкой. Но внук ему объяснял, что те времена прошли, и люди давно поменялись. Но строгий дед на это говорил, что «люди одинаковые всегда».
С внуком старик всегда вел степенные разговоры касательно кинематографа, но если рядом появлялись взрослые, то он начинал стесняться и не вступал в споры. И на то была своя веская причина.
Однажды родственники вернулись домой с очередного просмотра фильма. Настроение у Тимофея Макаровича было какое-то подпорченное и взвинченное. Оказалось, они попали на комедийную киноленту, которая совсем не произвела на них впечатления. В это время у них гостили тетка с супругом. Вся компания смотрела по телевизору «деревенскую картину».
Притом и родители, и гости были крайне увлечены и заинтригованы сюжетной линией.
Домашний скандал
Дед стал доказывать, показывая собственные руки и приводя различные доводы, что происходящее на экране является обычным надувательством. Родственники из Москвы сначала относились к его комментариям довольно спокойно, но по мере того, как Тимофей распылялся со своими доказательствами и гневом, отношение близких становилось пренебрежительным. Старика отправили помогать внуку делать домашнее задание.
Еще долго Новоскольцев не мог успокоиться и просто ушел. Через некоторое время он вернулся в нетрезвом состоянии. Внук это заметил и попытался отправить деда спать, но ему это не удалось. Тимофей побежал доказывать родственникам, которые считали себя всезнайками, что они в этом случае неправы. Он снял сапог, швырнул его в телевизор и разбил устройство.
Сын попробовал угомонить и связать старика, а тетя мальчика привела участкового. Тот оформил протокол и отправил мужчину в вытрезвитель.
Когда внук понял, что его любимого дедушку увезли, то начал истерически рыдать. Тетя по фамилии Китик пробовала его успокоить, но мальчик был очень зол на нее, потому что она привела участкового. Петька грубо оттолкнул женщину и продолжил истерику. В этот момент мальчик ощущал:
- сильный гнев;
- ненависть к тете;
- тоску по деду.
Произведение «Критики», как и многие другие повествования Шукшина, пронизано темой любви к окружающим, терпения и уважения к ближнему.
Чтобы более точно понять основную мысль автора и сделать собственный анализ поступков героев, стоит после ознакомления с кратким пересказом прочитать книгу полностью.
Петька был очень дружен со своим дедом, Тимофеем Макаровичем. Их объединяла одна страсть – любовь к кино. Она была настолько велика, что «половина дедовой пенсии уходила на билеты». Однако дед никогда не жалел потраченных денег – он жил в семье своего сына, и считал, что совместные с внуком походы в кино – «это для пользы».
Тимофей Макарович всегда выбирал места в первом ряду – так дешевле, да и для его слабого слуха получше. Он чрезвычайно серьезно относился к увиденному, и «любил высказаться по поводу того, что видел на экране». Несмотря на возраст, дед очень остро чувствовал фальшь, и был весьма категоричен в суждениях, «особенно в отношении деревенских фильмов». В таких случаях он неизменно вспоминал свою молодость, жизнь в селе, а Петька ему напоминал, что время изменилось, а вместе с ним – и люди. Дед на это неизменно отвечал, что «всегда люди одинаковые».
Тимофей Макарович всегда спокойно обсуждал кинематограф с Петькой, но в присутствии взрослых стеснялся вступать в спор. И тому была серьезная причина. Однажды Петька с дедом вернулись из кинотеатра не в духе – они смотрели комедию, но она им совершенно не понравилась. Тем временем в доме, где гостила петькина тетя с мужем, все смотрели «по телевизору какую-то деревенскую картину».
Петька отправился учить уроки, а дед присоединился к родственникам. Но уже через несколько минут начал возмущаться тем, что показывают по телевизору. Супруг петькиной тети поинтересовался причиной возмущения, и дед ответил, что таких плотников, как в кино, в жизни не бывает. Он «сам всю жизнь плотничал» и видит, что актер даже «даже топор правильно держать не умеет».
Московские родственники отнеслись довольно снисходительно к замечаниям Тимофея Макаровича, но тем самым еще больше раззадорили старика. Он отправился в петькину комнату, но и там продолжал себя накручивать.
Раздраженный, дед взял деньги и вышел из дома. «Пришел через час пьяный», и продолжил изливать потоки возмущения на внука. Петька попытался было его уложить спать, но безуспешно. Дед вошел в комнату, «размахнулся и запустил сапогом в телевизор».
Пьяный Тимофей Макарович принялся кричать, дебоширить, чем очень испугал московских родственников. Петькина тетя привела участкового милиционера, и тот отвел строптивца в вытрезвитель.
Петька долго не понимал, что происходит. Когда же деда собрались уводить в участок, он «громко заплакал и кинулся защищать» его. Мать и тетя попытались успокоить мальчика, но тот еще долго плакал, жалея любимого деда.
Заключение Рассказ «Критики», как и большинство других произведений Шукшина, пронизан идеями любви к ближнему, терпения, всепрощения, уважения к старшим.
Для более полного понимания творчества писателя рекомендуем после ознакомления с кратким пересказом «Критики» прочесть рассказ полностью.
Возникновение конфликта
Сюжет и композиция
Рассказ начинается с описания привычных занятий деда и внука, любивших критиковать фильмы. Средняя часть рассказа – единственная серьёзная стычка деда со взрослыми. Они критикуют деда, с его точки зрения, несправедливо. Кончается рассказ приходом милиционера, который составляет протокол, представляющий собой смесь официально-делового стиля с просторечными и малограмотными выражениями: «Он продолжал возбуждённое состояние», «вышиб всё на свете, то есть там, где бывает видно».
Критиками являются все герои, каждый из них видит недостатки другого, но бревна в своём глазу не замечает.
Отец
Источник: ozhegova-slovar.ru
Кратко «Критики» В. Шукшин
Смешной и в то же время грустный рассказ «Критики» поднимает тему взаимоотношений поколений. Его полезно прочитать не только детям, но и взрослым, всем, кто порой забывает, что близких нужно ценить, понимать и уважать.
Очень краткий пересказ рассказа «Критики»
Дед и внук обожают ходить в кино. Потом долго могут обсуждать просмотренный фильм, особенно его «несовершенства». Петька не всегда согласен с мнением дедушки, они часто спорят. А вот со взрослыми по поводу искусства дед спорить не умеет, начинает нервничать. Один такой «взрослый» спор закончился скандалом, из-за которого деда забрал участковый.
Эта ситуация очень огорчила Петю.
Главные герои и их характеристика:
- Новоскольцев Тимофей Макарыч – глуховатый старичок 73-х лет. Живёт в доме сына. С удовольствием водится с внуком Петькой: водит в кино, помогает с уроками. Только с ним и чувствует себя нужным. Для сына и невестки он обуза. Любимое занятие деда: критиковать кинокартины за их неправдоподобность. Когда-то Тимофей Макарыч был отличным плотником, полдеревни их его руками построено.
- Петька – мальчишка, 13 лет. Достаточно самостоятельный паренек, имеет своё мнение, любит дедушку. Упрямый, но добрый ребенок. С радостью обсуждает фильмы с дедом, спорит с ним, но всегда уважительно. Объясняет непонятные пожилому человеку моменты, ценит его мнение.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Отец Петьки – сын Тимофея Макарыча. Относится к отцу как к несмышленому ребенку, стыдится его перед гостями. Не понимает старости, не проявляет должного уважения к родителю. Позволяет себе «скрутить» разбуянившегося деда, без зазрения совести сдаёт милиционеру.
- Мать Петьки – разделяет позицию мужа. Осуждает поведение свёкра, стыдится его.
- Тетя Петьки – сестра мамы Петьки. Приехала в гости из Москвы. Позвала милиционера, когда дед разбил телевизор. Никакого сочувствия к пожилому человеку не испытывала.
- Муж тети – городской человек, образованный. Ситуация с «критикой» стариком телевизионной постановки кажется ему забавной. Из любопытства затевает разговор с дедом, проявляя явное неуважение к человеку в преклонном возрасте.
- Ермолай Кибяков – милиционер, составивший протокол на дедушку Петьки.
Дед Тимофей и внук Петька очень любят кино. Полпенсии тратят на билеты, но расстраиваться по этому поводу нет причин: оба живут в доме родителей Пети, голодать не придётся.
Просто совместным просмотром походы в кино не заканчиваются, дед и внук горячо обсуждают увиденное. Тимофей Макарыч смотрит кино эмоционально и шумно. Порой споры начинаются ещё в кинотеатре, что смущает Петю, ведь замечания деда мешают другим зрителям. А после просмотра, по дороге домой, можно разобрать фильм по косточкам, ни в чём себе не отказывая.
Деду Тимофею достаточно одной неправдоподобной сцены, чтобы раскритиковать весь фильм. Его любимая фраза «так не бывает». Особенно в этом плане достаётся фильмам о деревне. Внук часто встаёт на защиту создателей кино, ведь время другое, теперь всякое бывает. Но деда переубедить очень сложно.
Телевизор дед смотреть не любит, у него создаётся впечатление «подглядывания». А ещё он не спорит об искусстве со взрослыми, плохо получается, нервы не выдерживают. Однажды именно такой «взрослый» спор довёл до беды.
Внук и дед вернулись домой злые: им не понравилась комедия. Несмешной оказалась совсем. Дома были гости: сестра матери и её муж, городские, образованные люди. И родители, и гости смотрели фильм про деревню. Петя отправился к себе в комнату, а дед негативно высказался о происходящем на экране.
Взрослые не восприняли его серьёзно. Тетя и дядя снисходительно улыбались, отец Петьки посоветовал Тимофею Макарычу пойти к внуку, с уроками помочь. Пара минут и на деда вообще перестали обращать внимание. Он обиделся и ушёл. Пожаловался Петьке, что его дураком старым считают, взял деньги и покинул дом, а чуть позже вернулся выпившим.
Алкоголь в крови ещё больше раззадорил «критика». Петька почувствовал неладное, пытался успокоить деда, удержать его. Но Тимофей Макарыч направился в комнату к взрослым и швырнул в ненавистный телевизор сапог. Экран разбился. Взрослые переполошились.
В результате потасовки Петькин отец уложил деда на пол, вниз лицом и скрутил ему руки полотенцем. Деду это не мешало продолжать возмущаться. Тетя сбегала за милицейским. Петька испуганно наблюдал за всем этим.
Милиционер выслушал присутствующих, составил протокол и, с согласия отца Петьки, куда-то увёл деда. Мальчик ужасно перепугался, что дедушку в тюрьму забрали, сильно расплакался. Его пыталась успокоить тетя, мол, в вытрезвитель просто Тимофея Макарыча отведут, вернётся скоро. Но Петька грубо оттолкнул её, она ведь придумала милиционера позвать, а потом ещё долго на печке рыдал в подушку.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ был написан в 1964 году. Василий Шукшин выбрал тему критики для рассказа неслучайно: ему приходилось на себе испытывать едкие замечания по поводу его творчества. На что он весьма болезненно реагировал. По мнению Шукшина, прежде чем оценивать кого-то, вешать ярлык или критиковать, полезно взглянуть на самого себя.
Источник: book-briefly.ru