Что такое общество телевизора

Телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное социальное явление, изучать которое можно в разных аспектах. Во-первых, как социальный институт — производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой, связанную со множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс — систему языковой и метаязыковой коммуникации, систему регулярно повторяющихся речевых действий. И если считать, что знанием становятся только те сведения, та информация, которые успешно интериоризируются, безконфликтно вписываются структуру представлений индивида о мире и о себе, то в этой связи телевидение предстает как форма социального знания, как способ производства и накопления обществом знаний о самом себе. Телевидение оказывается существенным элементом, взаимодействующим с когнитивными механизмами восприятия и обработки дискурса, влияющим и вмешивающимся в эти процессы.

Телевидение с момента своего появления как технологии и как социального явления является не только инструментом оповещения и массовой информации. Сегодня это элемент повседневной жизни значительной части людей — наряду с другими их делами и обязанностями, требующими определенных затрат времени: учеба, работа, сон, отдых и т.д. Следовательно, влияние ТВ-потока на индивида в немалой степени зависит как от когнитивных и психологических характеристик индивида, так и от его образа жизни, социальных условий, определяющих повседневную жизнь человека.

Сознание индивида — это сложный «селективный механизм», и селекция зависит не только от знаний и потребностей человека, от его социальных ресурсов, социальной компетентности и т.д., но также от коллективного сознания той группы, в которой он социализировался. Он говорит языком своей группы, мыслит в формах ее мышления, и эти навыки одновременно определяют его подход к окружающему миру и показывают, под каким углом зрения и в какой сфере деятельности объекты окружающего мира были доступны восприятию и использованию индивидом и ассоциированной с ним группой. Люди в своей повседневной жизни, как правило, не задумываются о способах собственного мышления, а также о его социальных корнях, о социально-групповой предопределенности. Социальная стабильность служит основой и гарантией внутреннего единства мировоззрения, а процесс рефлексивного освоения индивидом социального контекста достаточно привычен, рутинен и не принимает вид «вызова».

Изменение способов мышления и осознание их социально-групповой обусловленности происходит в ситуации интенсивных общественных перемен. Индивид начинает сомневаться в верности собственных традиций мышления, возникает скепсис по отношению к традиционным представлениям о мире. Развитие ситуации ставит человека перед необходимостью ре-социализации, научения и нового включения в правила социальных отношений. Неожиданно обнаруживается, что один и тот же мир, одна и та же реальность служит источником различных объяснений и описаний. Многообразие типов мышления начинает восприниматься как конфликтное, а порождаемые и непохожие друг на друга интерпретации мира объясняются столкновением интересов разных социальных групп.

В то же время телевидение потенциально имеет большие возможности для восстановления социальной ткани, действуя через повседневную жизнь человека (поскольку является значимым ее элементом). Его роль в этом может оказаться как безусловно положительной, так и негативной (например, если в отношении ТВ-просмотра станут преобладать эскапистские устремления). Телевидение работает в приватной, интимно-личностной среде, но вместе с тем опирается на целое множество социально предопределенных форм мышления, «картин мира». И его интегрирующая способность как раз и основывается на способности преодолевать социальную разграниченность и специфичность коллективных представлений, способность проникать сквозь границы многообразных форм мышления, всегда существующих в обществе. Поэтому работа телевидения как социального института должна направляться не только профессиональными знаниями, но в том числе и социологическими, ведь сегодня перед ним стоит задача — как отслеживать появление новых форм мышления, новых картин мира и образов общества, как организовывать взаимодействие с ними и как в этом разнообразии все-таки обнаруживать «совместное знание».

Таким образом, предлагается рассматривать телевидение не столько как социальный институт, что означало бы разговор о его — телевидения — проблемах, задачах и перспективах, а как одну из форм социального знания, что позволяет нам изучать общество в его взаимоотношениях с телевидением. Можно выделить три параметра такого взаимоотношения, конституирующих проблемное поле исследования:

  • — сигнификация: создание дискурса, называние событий и формирование отношения к ним;
  • — референция: создание образцов для подражания;
  • — репрезентация: показ типичных для данного общества способов мышления и действий.
Еще по теме:  Не работает телевизор куда позвонить

Представления о функциональных связях телевидения и общества, знания о наиболее важных параметрах, организующих ТВ-поведение людей и укорененных в «жизненном мире» каждого человека, позволяют по-особому взглянуть на социальные задачи и актуальные «вызовы» телевидению. Когда изменяется угол зрения на проблему, тогда появляется возможность не просто оперировать существующим положением вещей и стремиться к обустройству и оптимизации некоего сегмента реальности можно обнаружить непоименованные задачи и проблемы и наметить контуры иной, возможно — более эвристичной парадигмы действия.

Источник: studwood.net

Общество-телевизор

Когда-нибудь вы слышали такие антилозунги — «Обществу не выгодно смотреть телевизор!» или «Телевидение — враг обществу!»? Пока такого не было, по крайней мере, у нас в стране.
Человеческая цивилизация развивается сейчас если не в геометрической, то в арифметической прогрессии, уж точно. Это требует все новых и новых управленческих технологий. Если до недавнего времени мы жили в индустриальном и постиндустриальном обществе, то сейчас, вдруг, со всем миром перескочили в информационное. А оно терзает нас очередными проверками «на вшивость» и профессиональную пригодность.
Помните профессиональную установку древнегреческих скульпторов «Если хочешь создать скульптуру, то возьми глыбу мрамора и отсеки от нее все лишнее и, — получишь шедевр». С каждым новым поворотом, дабы не упасть в кювет, всеприсутствующий стимул человека разумного совершенствования своей жизни и повышения степени ее комфортабельности, влечет нас в дали цивилизационной эволюции. Все отсекаем и отсекаем, не признавая ошибки типа, — «Не чего вы тут не понимаете, не специалисты вы, это стиль у нас такой, сугубо для избранных».
Если в середине прошлого века телевидение было экспериментальной попыткой создания нового коммуникационного канала, то сейчас оно уже неотъемлемый элемент существования человека как вида. Кроме информационно-просветительских функций телик стал в ряде случаев и условий назойливым собеседником, не слушающим ответных доводов.
Как говориться к естественному праву человека получать и распространять информацию добавляется суб-контекст. Он подразумевает то, что за получение информации, естественно, мы платим. Мы платим своим вниманием. Подразумевает он еще и то, что эта информация не бывает в рафинированном состоянии никогда.

Ее упакуют не только нужным «фантиком», но и снабдят обусловленными эмоциями, страстями, стилем мышления, неестественными культурными традициями, осознанными и принятыми. Вот и приходится нам каждый раз открывать “ящики Пандоры”, как только мы у них оказываемся.
Исходя из этого, можно сделать вывод: Телевидение в настоящее время, это лицемерие, скрытая злонамеренность, провокации и саботаж, извращение, обман, фикция. Вместе с тем, оно — мираж, геноцид не корректируемых форм сознания, а также допинг, при отсутствии которого возникает абстиненция. В общем, весь букет «пестрых болезней».
Однако следует вспомнить тех, кого называли «луддитами». Становится ясным, что при активной контр-позиции в таких вопросах, прогресс всегда перемалывает протестующих в своих безжалостных шестернях.
Здесь также нужно сказать, во-первых, «любишь кататься, люби и саночки возить». Во-вторых, — «волка бояться, в лес не ходить». А в-третьих, — «назвался груздем, полезай в кузов». Телевидение для человечества получается и огонь, и вода, и медные трубы.
Если не прошел сквозь огонь, то остаешься статистической единицей целевых и фокусных групп. В такой ситуации для телевидения и всех тех, кто его содержит ты есть «мясо». Если уж добрался до воды, то, не преодолевая ее, тебе, остается осознавать используемые технологии, грандиозность телемонстра и бояться его, превращаясь в законченного параноика. До этого, после первого этапа, доходят лишь немногие.
И уж если получилось так, что тебе удалось справиться со своими фобиями, то ты превратишься в мэтра. Здесь, медные трубы делают свое дело, выпускают из своих объятий единицы. На этом этапе “имплантации телевидения”, “они” — мета-сила, создают эффект бродилки-стрелялки “Red Faction” если играть в нее на самом высоком уровне сложности.
Как Вы знаете, в данной игрушке если у тебя есть навыки, реакция, то это не означает, что твоя «мышь» или «клава» могут превзойти свои физические свойства и одновременно стать естественным продолжением Вас. В общем, все те же законы физики на матушке-Земле. Если их превзойти, — ТЫ ГУРУ или новый вид человека постинформационного общества.
А пока, общие телевизионные вызовы человечеству шепчут интимно, говорят саркастически и кричат истерически «Кто успел, тот и съел» или «Кто не успел, тот опоздал». Тем, кто опоздал смотреть телевизор не выгодно. Может возникнуть ситуация «The Matrix».
07.10.2004
Божий Лекарь

Еще по теме:  Edifier s550 подключение к телевизору

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды

Просмотр ТВ

Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.

Примеры массовой культуры

Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:

  • телевизионная передачи — например, «Пусть говорят», «Давай поженимся»;
  • сериалы и фильмы, которые снимаются для просмотра подавляющим большинством зрителей, например, сериалы «Улицы разбитых фонарей» или более молодежные «Сумерки». Фильмы — «Американский пирог», «Мстители».
  • желтая пресса, например, журнал «Стар-хит», или «Постер. Все звёзды».
  • книги, которые не подразумевают серьезных интеллектуальных усилий для их прочтения, например, детективы Дарьи Донцовой, или книги про фантастику — «Звёздные войны».
  • шоу развлекательного характера, например, «Форд-Боярд».
  • поп-музыка — песни «Верки Сердючки», группы «Блестящие», или более современные и молодёжные исполнители — «Моргенштерн», «Егор Крид».
  • коммерческие спортивные передачи, другие представления, ориентированные на массового зрителя. Например, состязание по боксу между звездами «Король ринга» или «Танцы со звёздами».

Признаки массовой культуры

Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):

  • создатели массовой культуры ориентируются на вкусы и предпочтения основной массы населения, потакают им. Для создания массовой культуры учитываются современные тенденции, во внимание берутся досуги и хобби основной массы населения, условия их общения, темы для обсуждения и т.д;
  • цель массовой культуры – получение прибыли. Массовая культура, как правило «пропитана» деньгами и ориентирована на них;
  • для поп-культуры характерны простота и легкость. Она касается лишь эмоций, событий, которые люди понимают, вызывают у них интерес.
  • массовой культуре характерна недолговечность. Происходит постоянное изменение вкусов и предпочтений людей, а массовая культура «подхватывает» сменяющиеся тенденции, гонится за ними;
  • массовой культура доносится до людей через СМИ, интернет, социальные сети, компьютерные игры;
  • авторами массовой культуры могут быть и простые люди без соответствующего образования, таланта.
Еще по теме:  Режим не поддерживается на телевизоре Samsung как исправить

Как возникает массовая культура?

Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.

Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Почему массовая культура так популярна?

Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии.

Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.

Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление.

Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:

  • позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
  • произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
  • соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.

Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:

  • снижение общего уровня духовной общественной культуры;
  • стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
  • пассивное потребление;
  • формирование стереотипов в сознании человека;
  • создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
  • навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.

Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Источник: dnevnik-znaniy.ru

Оцените статью
Добавить комментарий