Для слабовидящего ребенка рекомендуемое расстояние от глаз до монитора компьютера составляет

ОБЩАЯ МЕДИЦИНА
г. Симферополь, ул. Фрунзе, 35

Семейная СТОМАТОЛОГИЯ
г. Симферополь, ул. Лермонтова, 11а
Пн — Пт: 9:00 — 19:00, Сб: 9:00 — 14:00

Дорогие родители, только Вы, как никто другой можете позаботиться о здоровом формировании зрения у Ваших деток!

Тельнова Ирина Юрьевна — врач-офтальмолог нашего центра расскажет Вам о вредном влиянии современных электроустройств на детское зрение!

«В нашу жизнь постоянно входят все новые и новые электронные устройства, помогающие нам в быту, развивающие, служащие для отдыха и развлечений. Для того, чтобы они приносили только пользу и не наносили вреда зрению наших деток, надо знать, как ими правильно пользоваться.

Самым вредным для детского зрения считается экран мобильного телефона, на втором месте планшет, затем компьютер и только потом экран телевизора.

Это связано с тем, что на не сформировавшееся детское зрение оказывает пагубное влияние просмотр мелких изображений, близкое расстояние от экрана, неправильное положение головы, часто просмотр в темноте. Это все приводит к снижению зрения, появлению спазмов аккомодации, близорукости.

Зрительный режим, близорукость, чтение в транспорте, лежа, сухой глаз, комп. синдром, зрение детей

К сожалению все чаще у детей в более раннем возрасте выявляются нарушения зрения. В немалой степени это связано с длительным просмотром изображений на экране мобильного телефона, планшета и т.д. Поэтому используя эти устройства необходимо соблюдать простые, но важные правила:

— детям до 2 лет не желательно смотреть телевизор. Максимум просмотр телевизора для ребенка 1-2 лет – мультфильм длительностью 7-10 минут.;
— детям 2-3 лет просмотр телевизора не более 30 минут в день. С 3 до 7 лет максимум час с перерывами;
— дети 7-10 лет могут проводить время у голубого экрана до полутора-двух часов в день с перерывами;
— просмотр телевизора должен быть не ближе чем 3 – 3,5 метра.
— вечером необходимо создать дополнительное освещение в комнате, а днем избавить экран от бликов. Нельзя смотреть телевизор лежа! Сидеть надо по центру экрана, а не сбоку.

При работе за компьютером необходимое расстояние от глаз до монитора должно быть 50-70 см, верхний экран должен находиться на уровне глаз или чуть ниже. Освещение – естественный свет, падающий слева. Вечером приглушенный рассеянный свет. Ступни ног должны твердо стоять на полу. Бедра располагаться в горизонтальной плоскости, а позвоночник в вертикальной.

Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов.

Локти под углом 70 – 90 градусов к вертикали, запястья согнуты под углом 20 град. к вертикали. Наклон головы 15-20 град. к вертикали. Кресло должно иметь удобные подлокотники. Следует выбирать кресло которое может вращаться, передвигаться , имеет возможность изменения высоты и угла наклона спинки.

Время работы(игры) за монитором для первоклассников 10 минут, 2-4 класс 15 минут, 6-7 класс 20-25 минут, 8-9 класс один час в день. Старшеклассникам не более полтора часа с перерывами (но не более 30 минут непрерывной работы за монитором).

Компьютерный зрительный синдром. Влияние гаджета на зрение

После просмотра телевизора или компьютера важно, чтобы ваш ребенок не «пошел отдыхать» за планшет или телефон, а занялся другими занятиями, не связанными с напряжением глаз. Очень хорошо после зрительной нагрузки делать гимнастику для глаз:

Варианты упражнений для глаз.

Вы можете выбрать наиболее понравившейся вариант, вот некоторые из них:

Зажмуриваемся!

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. Сядьте на стул, крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем откройте их на это же время. Повторите 6–8 раз.

Моргаем!

Это упражнение тоже улучает кровообращение. Быстро поморгайте глазами в течение 1–2 минуты.

Следим за пальцем!

Встаньте со стула, посмотрите прямо перед собой 2–3 секунды, затем вытяните вперед правую руку на расстояние 25–30 см на уровне глаз и посмотрите на указательный палец 3–5 секунд, опустите руку.

Повторите упражнение 10–12 раз. Это упражнение позволит снизить утомление глаз.

Другой вариант этого упражнения тоже делается стоя. Вытяните руку вперед, посмотрите на указательный палец, после чего медленно приближайте его к глазам до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.

Повторите 6–8 раз.

Массаж!

Снова сядьте на стул, закройте глаза и помассируйте веки, несильно нажимая пальцем. Это расслабит мышцы и улучшит кровообращение.

В стороны!

Упражнение для укрепления мышц глаза горизонтального действия и улучшения их координации. Стоя отведите правую руку в сторону, а затем медленно двигайте ее налево и обратно — направо. За указательным пальцем руки проследите глазами, не поворачивая голову. Так же проследите и за левой рукой.
Повторить упражнение 10–12 раз.

Легкий нажим!

Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. Сядьте на стул, тремя пальцами руки слегка нажмите на верхнее веко закрытого глаза на 1–2 секунды.
Снимите пальцы с век, повторите нажатие 3–4 раза.

Упражнение с меткой на стекле!

Это простое, но эффективное упражнение поможет снять напряжение в течение рабочего дня. Переведите взгляд на отдаленный предмет за окном. Рассмотрите его внимательно, во всех деталях, в течение 10-15 секунд. Затем переведите взгляд на какой-нибудь предмет, находящийся перед вами, задержите взгляд на такое же время.

Можно нарисовать маркером точку на оконном стекле диаметром 1 см, желательно зеленого цвета, и переводить взгляд с этой точки на предметы за окном. Но стоять надо в 1 метре от окна.»

С заботой о здоровье Ваших малышей, центр семейной медицины «ДЕМ-АРК»

Источник: demark.com.ru

Оптимальное расстояние до рабочего монитора vs экрана телевизора (мультимедийного монитора)

В последние годы технические параметры экранов мониторов и телевизоров существенно сблизились — и те, и другие часто имеют одинаковое разрешение 4k, одинаковые пропорции 16:9, одинаковые видеоинтерфейсы HDMI, диагонали мониторов непрерывно растут, догоняя телевизионные (в результате некоторые из них могут иметь одинаковые матрицы), а многие телевизоры в свою очередь «научились» выводить изображение пиксель-в-пиксель в цветовом разрешении 4:4:4.

Но все же есть параметр, который существенно разделяет эти два класса устройств, мешая появиться универсальному во всех отношениях «идеальному устройству отображения» (ну, или во всяком случае требуя серьёзных компромиссов) — оптимальное расстояние до экрана, различающееся в каждом из этих случаев.

image

SpaceX Mission and Launch Control Centers
Об этом мы сейчас и поговорим

Что такое хорошо, и что такое плохо

Многие наверняка обращали внимание, что работать (именно работать, а не смотреть видео или играть) комфортнее сидя на относительно небольшом расстоянии от экрана, в то время как смотреть кино лучше всего «на большом экране» находясь на достаточном удалении от него.

Хотя казалось бы «визуальный» (угловой) размер изображения на 12″ планшете в руках на расстоянии 25 см от глаз, на 32″ мониторе в 65 сантиметрах (расстоянии вытянутой руки), на 100″ телевизоре на расстоянии 2-х метров, и на 200″ экране кинотеатра на расстоянии 4-х метров получается практически одинаковый, но ощущения от просмотра фильма, «глубина погружения в просмотр» совершенно разные (качество конкретного фильма оставим за скобками).

В свою очередь работать (писать статью, кодить, чертить, рисовать, считать и т.п.) на 32″ экране на расстоянии вытянутой руки комфортнее, чем на 100″-200″ экране на расстоянии несколько метров (хотя некоторые к этому приспосабливаются, но ИМХО это скорее исключение, чем правило).

Конечно благодаря тому, что наше зрение бинокулярное, человеческий мозг может оценить расстояние до экрана, поэтому мы можем определить, что «визуально одинаковые» экраны на самом деле разные, находящиеся на разном расстоянии.

Еще по теме:  Программа для монитора Philips

Но почему человеческий мозг «требует», чтобы экран был на «правильном» расстоянии от глаз, иначе ему становится некомфортно?

И почему то, что хорошо в одном случае становится плохо в другом (ну и наоборот)?

Во всем виноват Дарвин

Мне понравилось объяснение, которое я встретил давным-давно, ещё в конце прошлого тысячелетия, в доинтернетную эру (когда деревья были большими компьютерные мониторы были маленькие, а 29″ телевизор считался огромным) в каком-то бумажном научно-популярном советском журнале. Что это был за журнал я уже не помню, статью тоже к сожалению не могу назвать (хотя неоднократно пытался потом найти это в интернете).

Дословно статью тоже уже не могу воспроизвести (насколько я помню она касалась не только работы за монитором, но и вообще работы, чтения книг, просмотра видео и т.д), но её основной смысл был в том, что глаза и мозг человека за миллионы лет эволюции приспособились к тому, чтобы пассивно смотреть кино искать «дары природы» на земле и деревьях на расстоянии нескольких метров, выслеживать добычу (и стараться самому не стать добычей) желательно еще подальше, активно охотиться тоже на достаточно большом расстоянии (удара камнем или броска копья), а вот работать за компьютером разделывать добычу, готовить шашлык из мамонтятины, собирать плоды, рубить дерево для древка нового копья, рисовать наскальный рисунок и т.п. сподручнее на расстоянии руки (550-750 мм, в полном соответствии с ГОСТ/ISO/СанПиН). При этом для более мелкой работы, при которой предмет удерживается одной рукой, а обрабатывается другой (например, держать костяной наконечник копья, обрабатывая его кремнёвым рубилом в другой руке, а затем приматывать его к древку с жилой мамонта, чистить апельсин, извлекать косточку из плода, держать в руке планшет, смартфон или книгу, перелистывая другой рукой и тому подобное) эргономичнее на еще более коротком расстоянии 250-400мм. Поэтому например читать книгу, держа её в руках на близком расстоянии удобно, а лежащую на столе на таком же расстоянии уже не комфортно, хочется отодвинуться подальше.

image

Картинка из интернета
Ну, собственно на этом статью можно закончить, основные выводы понятны из зачеркнутых фраз, дальше лишь небольшие пояснения к этому ключевому абзацу.

Рабочий монитор ️

За рабочим монитором мы по сути «работаем руками» — печатаем текст статьи, ищем информацию в интернете, читаем, пишем код, оперируем с цифрами при расчетах, чертим линии, дуги и сплайны в AutoCAD, рисуем в графическом редакторе и т.д. и т.п., и нам удобнее, чтобы результат нашей «ручной работы» отображался на экране на рабочем расстоянии вытянутой руки (550-750 мм), даже если мы на самом деле никогда не касаемся его руками (для меня это вообще табу). Курсор мышки по сути является «представителем» нашей руки на экране, да в общем-то и есть наша «рука» — я думаю многие пробовали согнать муху с экрана с помощью курсора, а некоторые (в т.ч. автор статьи) пытались столкнуть ее курсором с верхней грани монитора.

При этом в процессе работы мы имеем возможность немного наклониться или отодвинуться от монитора на 50-100 миллиметров практически не меняя положения тела. Например, если наше основное рабочее положение в 600-650 см от экрана (верхняя кромка монитора на расстоянии согнутых пальцев), мы можем чуть наклониться до 500-550 мм от экрана (верхняя кромка под запястьем) чтобы рассмотреть какую-то мелкую деталь на изображении, или наоборот, чуть откинуться до 700-750 мм (верхняя кромка до кончиков пальцев) чтобы увидеть всё изображение.
Т.е. небольшим движением, не меняя положения сиденья стула, и рук на столе, мы имеем возможность «изменить масштаб» изображения почти в полтора раза!
При большем расстоянии до экрана это было бы невозможно.

Ну а если экран широкий, то при необходимости мы можем помимо поворота головы оперативно немного отклониться влево или вправо на те же 50-100 мм, сосредоточившись на нужной стороне экрана — это может оказаться особенно актуально, если экран большого монитора не изогнутый, и на его краях происходит заметное отклонение взгляда от нормали.

Работать за компьютером удобнее, когда основное рабочее пространство монитора располагается ниже уровня глаз, что в общем-то тоже логично — мы ведь «работаем руками», а «рабочая зона» обычно располагается ниже уровня глаз.

image

Фотография из интернета
И кстати, такого же рабочего расстояния от нас требует

СанПиН 2.2.2-2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
. 9. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ…
9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 — 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

ГОСТ Р ИСО 9241-5-2009. Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 5. Требования к расположению рабочей станции и осанке оператора
… А.2.12 Расстояние наблюдения и его отклонения
Оптимальное расстояние между видеодисплеем и глазами пользователя зависит от различных факторов. Расстояние наблюдения, предусмотренное конструкцией, т.е. расстояние, определенное изготовителем дисплея, устанавливает размер >400 мм. Оптимальное расстояние наблюдения для офисной работы в положении сидя составляет 600 мм. Однако отдельные пользователи предпочитают расстояния от 450 мм до 750 мм.

Мультимедийный монитор, домашний кинотеатр, телевизор

На нем пользователь aka зритель пассивно наблюдает за событиями, вместе с героями фильма любуется пейзажем, ищет «дары природы», «выслеживает добычу», «обзирает окрестности», «скрывается от врагов» и т.д. и т.п.

Как мы уже отметили всё это комфортнее делать на расстоянии хотя бы несколько метров.

Ну а чтобы при этом не пострадал визуальный размер изображения, то экран при этом должен быть максимально большим исходя из предполагаемого разрешения видеоконтента*

image

  • Имеется в виду реальное разрешение видеоконтента, а не upscale с видео более низкого разрешения, и не «пережатки» с низким битрейтом, которые формально вроде как соответствуют требуемому разрешению, но фактически таковым не являются.

Мне как-то давно встречалась простая наглядная проверка правильности подбора диагонали и расстояния просмотра:

image

  • Еcли при просмотре широкоэкранного видео на экране 16:9 не возникает желание «растянуть» изображение на весь экран, то размер экрана и расстояние просмотра подобраны правильно
  • Если подобное желание подсознательно возникает, то расстояние просмотра великовато (ну, или экран маловат)

image

image

Картинка из интернета

Фотография из интернета

Информационный монитор, игровой монитор, ноутбук, планшет и др. мобильные устройства

Некоторые выводы

Они получились довольно противоречивые…

С одной стороны, для телевизора или мультимедийного монитора мы должны обеспечить достаточно большую дистанцию просмотра, хотя бы 1,5-2 метра — с более близкой все-таки не столь комфортно пассивно наблюдать за событиями, и вместе с героями фильма любоваться пейзажами и искать «дары природы», «обзирать окрестности», «выслеживать добычу», «скрываться от врагов».

Если исходить из этого, то оптимальная диагональ мультимедийного монитора для 4k контента получается порядка 55″-75″ и более (здесь и далее имеется в виду экран 16:9 — для экранов с другими пропорциями цифры будут другие, но логика такая же).

Ну а с другой стороны, как мы уже отметили, работать (именно работать, а не «изредка немного поработать») за таким экраном на расстоянии вытянутой руки будет уже некомфортно.

Впрочем, если не гнаться за идеалом, то можно попытаться найти более-менее приемлемый компромиссный вариант.

Например, 40″ монитор ИМХО вполне можно рассматривать, как неплохой «кабинетный» мультимедийный экран для эгоиста индивидуального просмотра видео с расстояния полутора метров (хотя вдвоем с такого расстояния будет уже не особо комфортно). И в то же время плотность пикселей 40″ 4k экрана ещё довольно высокая — такая же, как на 27″ QHD мониторе (повторяю, что мы говорим о 16:9), при этом такой монитор вполне можно разместить на офисном столе, и работать за ним на расстоянии вытянутой руки.

Ну а на большей диагонали плотность пикселей уже слишком сильно падает. Так, на 50″ 4k экране ppi столько же, как на 25″ Full HD, что для рабочего монитора по нынешним меркам уже пожалуй маловато.

Еще по теме:  Windows 7 как подключить монитор к ноутбуку

С другой стороны, 32″ это наверное минимум миниморум для телевизионного экрана — расстояние просмотра получается чуть более метра.

Рабочее Многофункциональное кресло

Конечно при расстоянии просмотра полтора и менее метра вряд ли удастся разместить обычный диван или кресло для просмотра, поскольку в этом же пространстве должно разместиться и рабочее кресло — и тут уже особо не разгуляешься. Так что придётся смотреть кино из того же офисного кресла, за которым мы работаем. Благо — все современные офисные кресла имеют колесики, и легко отодвинуться на нужное расстояние. Главное чтобы сзади был запас для такого перемещения.

Но тут вылезают «подводные грабли». Даже двое граблей…

— Во первых, посадка в офисном кресле слишком вертикальная, и в таком положении смотреть несколько часов кино будет некомфортно, желательно иметь возможность откинуться назад, развалиться «как в кресле» (а если фильм скучный, то и вздремнуть).

— Во вторых, как мы только что выяснили, пространство экрана рабочего монитора располагается ниже уровня глаз, а для просмотра видео желательно, чтобы центр экрана располагался немного выше уровня глаз.

Хотя все большинство современных офисных кресел имеют регулировку по высоте и наклону сиденья и(ли) спинки, но сбивать привычные выверенные рабочие настройки кресла ради просмотра фильма, чтобы через час-полтора возвращать все на место, несколько минут прыгая на стуле, пытаясь нащупать нужное положение сиденья, бывает лениво. Во всяком случае меня это напрягало.

Конечно существуют кресла с памятью на несколько положений, но цена у них весьма негуманная (во всяком случае по моим меркам). Хотя в данном случае было бы удобно настроить два положения — «рабочее» и «мультимедийное», и переключаться между ними в зависимости от текущих требований.

Но я выбрал более бюджетный вариант решения этой задачи.

Кресло у меня самое обычное, без запоминания регулировок, его спинка была отрегулирована мной под «верхнее» (рабочее) положение, горизонтальное положение сиденья кресла тоже заранее отрегулировано и закрепляется фиксатором сиденья, блокирующим наклон назад (пружина от наклона назад выставлена на минимум, но благодаря этому фиксатору кресло в рабочем положении не откидывается), а для фиксации необходимой высоты сиденья на шток газлифта кресла устанавливается легкосъёмная пластиковая проставка длиной 12см.

image

При необходимости опустить сиденье проставка удаляется также легко, как и устанавливается, фиксатор блокировки наклона освобождается, и кресло получает возможность опуститься вниз и отклониться назад.

  • «Верхнее» — сиденье на высоте около 50-52см, спинка поднята, при этом удобно сидеть за столом, работая за компьютером на расстоянии 55-65см от экрана («вытянутой руки»), верхний край экрана чуть выше уровня глаз, взгляд выше центра экрана, левая рука на дополнительной подушечке перед мышкой (см статью Как защититься от синдрома запястного канала?), а правая на подушечке, лежащей на «подставке», закрепленной на открытой дверце стола.
  • «Нижнее» — сиденье опущено вниз, до высоты около 38-40см и отклонено назад, спинка при этом тоже максимально отклоняется назад — удобно дремать смотреть кино, развалившись в компьютерном кресле на расстоянии около 120-130см от экрана, взгляд чуть ниже его центра. Дополнительно под столом имеется «подвеска» для ног из автомобильного ремня безопасности

image

  • Монитор установлен на «школьном» письменном столе на небольшом подиуме высотой 18 мм. Справа от него полноразмерный Decktop, сверху NUC 5th Gen (на этом фото его не видно), под монитором TV-Box на Android (с часами), cзади за монитором размещены роутер в режиме WiFi-Моста и NAS (на фото не видны).
  • Для освещения используется лампа, размещенная над монитором и направленная назад на стену для создания backlight (питание от удлинителя с управлением по USB, включается вместе с монитором), вторая лампа практически над головой (видна в правом верхнем углу кадра) светит на стол и клавиатуру, общее освещение — люстра посреди комнаты. Подробнее об этом в статье Освещённость рабочего места, backlight, яркость экрана vs усталость глаз
  • Яркость экрана монитора при подключенных компьютерных входах (Decktop и NUC) — 125 cd/m 2
    Яркость экрана монитора при подключенном «мультимедийном» входе (TV-Box) и телевизоре — 300 cd/m 2
    Подробнее о его настройке см статью Простой способ получения ”Flicker-Off”: «отключение» ШИМ мерцания подсветки LCD мониторов и телевизоров

Дополню это описание фотографиями того, как выглядит этот монитор из «рабочего» и «мультимедийного» положений из точки расположения глаз.

На фотографиях ниже показано:

«Рабочее» положение глаз относительно монитора

image

  • Съёмка на камеру смартфона Samsung Galaxy J7 SM-J730F (ЭФР 27 мм), смартфон располагался максимально близко к лицу, практически рядом с глазами, снимок специально сделан со вспышкой, чтобы по её отражению было видно положение глаз относительно экрана монитора.
  • Монитор подключен к «рабочему» компьютерному входу, на его экране отображается рабочий стол Windows 10.
  • Кресло в верхнем «рабочем» положении, глаза на расстоянии 60-65 см от экрана монитора.

По отражению глаз вспышки на фотографии видно, что глаза расположены примерно на 1/5 от его верхней кромки, есть небольшое смещение влево от вертикальной оси экрана (экран монитора не изогнутый, основная рабочая зона ближе к левой части, справа обычно располагается вспомогательная информация и дополнительные меню).

Gamma Shift

Тест Gamma Shift, также иллюстрирующий положение глаз относительно монитора*
(картинка кликабельная, смотреть при 100% масштабе)

  • К сожалению сайт www.mehanik99.ru сейчас не работает из-за смерти его автора Александра Соколова. Скорее всего этот сайт умер вместе с ним, но оставлю ссылку на него как «мемориальную».

«Мультимедийное» положение глаз относительно монитора

image

  • Съёмка на камеру смартфона Samsung Galaxy J7 SM-J730F (ЭФР 27 мм), смартфон располагался максимально близко к лицу, практически рядом с глазами, снимок специально сделан со вспышкой, чтобы по её отражению было видно положение глаз относительно экрана монитора.
  • Монитор подключен к «мультимедийному» входу, на его экране отображается лаунчер TV-Box на Android.
  • Кресло в нижнем «мультимедийном» положении, глаза на расстоянии 120-130 см от экрана.

По отражению глаз вспышки на фотографии видно, что глаза расположены примерно на 1/3 от нижней кромки монитора, практически по вертикальной оси экрана.

Заключение

  • А собственно, зачем это вот всё?
  • Кому это может понадобиться:

Во вторых, в семье, проживающей в доме или многокомнатной квартире, в которой в гостиной имеется большой телевизор (например, как на картинке в середине статьи), а у каждого из членов семьи есть отдельный рабочий кабинет. При этом может оказаться желательно иметь возможность не только поработать в своем кабинете, но и расслабиться и получить удовольствие в одиночестве посмотреть кино на свой вкус, пока в гостиной идет просмотр «Лунтика» (или чего-то на вкус второй половинки).

Ну а для семейного просмотра конечно можно собраться в гостиной, и посмотреть семейное кино на Большом Экране.

Источник: habr.com

Слабовидящие дети и подростки

Как я победила кератоконус

Обнаружить, что у вашего ребенка существуют серьезные проблемы со зрением, граничащие со слепотой, — это тяжелейшее испытание для родителей. Если не учитывать травмы, то эти проблемы, как правило, связаны с врожденными или наследственными дефектами зрения. Врожденные дефекты обычно бывают вызваны вирусной инфекцией во время беременности или употреблением лекарственных препаратов, причем не только запрещенных или нерекомендуемых, но и прописанных вам врачом на законных основаниях.

К наиболее частым детским глазным болезням относятся: альбинизм (недостаток пигмента), кератиты (воспаления роговицы), нистагм (быстрые, подергивающиеся движения глаз), амблиопия, дегенеративная миопия, а также различные травмы глаза.

Сможет ли такой ребенок когда-нибудь вести нормальный образ жизни? Можно ли ему учиться в нормальной школе? На эти вопросы можно вполне квалифицированно ответить «да». Если у ребенка имеется стабильный врожденный дефект зрения, ему вполне можно помочь — так, что он будет видеть лучше и сможет вести вполне нормальную жизнь.

Дети легко приспосабливаются к новым ситуациям и быстро учатся пользоваться разными оптическими приспособлениями. Они даже могут приспособиться видеть так хорошо, что это будет казаться вам странным. Например, дети с плохим зрением вдаль умудряются, причем довольно часто, читать мелкий шрифт, держа текст на расстоянии считанных сантиметров от глаз. Это достигается благодаря хорошей способности молодых глаз к фокусировке. Пользуясь ею, такой ребенок может прекрасно учиться в школе, прибегая к телескопическим очкам только тогда, когда нужно взглянуть на классную доску.

Еще по теме:  Настроить баланс белого на мониторе

В американских школах со слабовидящими детьми работают по-разному. В одних школах их собирают в особые классы для слабовидящих, а в других таких детей группируют в зависимости от их функционального зрения. Идеальными можно считать те случаи, когда дети с нормальным зрением и слабовидящие учатся вместе, в одном классе — тогда они могут больше общаться друг с другом. Прибегая к помощи специального репетитора и используя дополнительный учебный материал, такой ребенок вполне нормально может справляться с школьной программой, учась в самом обычном классе. Мы настоятельно рекомендуем всем школам включать в штат или приглашать с почасовой оплатой преподавателей, специализирующихся на обучении слабовидящих детей, — это даст возможность индивидуально подходить к каждому ребенку.
[banner_centerrs] [/banner_centerrs]

Нужно внимательно отнестись и к выбору парты. Дело не только в том, чтобы ребенок сидел поближе к школьной доске, хотя и этот фактор может иметь значение. Слабовидящий ребенок должен сидеть там, где освещенность лучше всего удовлетворяет его потребности. Некоторым детям требуется сильное освещение, другим же больше подходит слабое.

Например, ребенку с альбинизмом может потребоваться зашторивание окон, чтобы избежать воздействия прямых солнечных лучей, использование затененных линз, специальные боковые щитки на очках или даже козырек, защищающий глаза от верхнего освещения. Другому же ребенку для дополнительного освещения книги или тетради будет необходима хорошая настольная лампа. Отраженный от любых поверхностей свет, мало беспокоящий обычного ребенка, для слабовидящего может стать сильным раздражающим фактором.

Некоторым детям могут также требоваться специальные хорошо разлинованные тетради с четкими линиями, прописи и особые карандаши и авторучки. Поскольку таким детям обычно требуется на выполнение заданий больше времени, учителя должны им его предоставлять. Нужно также поощрять участие слабовидящих детей в различных школьных мероприятиях, однако если у ребенка нормально функционирует только один глаз, то следует избегать занятий контактными видами спорта.

Если вы помните, что острота зрения — это лишь один из показателей работы той сложной системы, которую мы называем зрительной, то вам станет ясно, что просто коррекции зрения может оказаться недостаточно, какой бы важной она ни была. Мы являемся сторонниками того, чтобы слабовидящие дети проходили специальный курс по совершенствованию глазодвигательной активности, по развитию координации «глаз—рука», выполняли упражнения на согласованное движение глаз и так далее. Некоторые упражнения и курсы обучения можно проводить непосредственно в школах под наблюдением учителей и под руководством оптометриста.

Пока что мы обсуждали проблемы ребенка школьного возраста. А что можно сказать о дошкольниках? В этом случае специальные оптические приспособления пригодны постольку, поскольку ребенок понимает, как ими пользоваться. Оптометрист может научить родителей выполнять специальную программу по развитию зрения их ребенка.

Точно так же, как для развития мышц ног вы должны больше ходить, так и глаза нужно стимулировать, чтобы они учились лучше видеть. Если, например, вся проблема заключается во врожденной катаракте, то ее нужно удалить как можно раньше, так, чтобы зрительная система могла научиться видеть. После успешно проведенной операции соответствующим образом подобранные очки или контактные линзы могут значительно улучшить зрение.

Даже самым маленьким детям могут назначаться контактные линзы, что уже с успехом делается, причем мягкие контактные линзы намного безопаснее. Естественно, одевать и снимать их должны взрослые, и именно в этом частном случае удобнее использовать линзы, предназначенные для длительного ношения. Контактные линзы хороши и при повреждениях роговицы, осложненной миопии, а также в тех случаях, когда необходима сильная коррекция.

Контактные линзы — это лишь один пример использования новейших достижений науки. Как показывает практика, некоторые родители склонны разрешать использование всяческих необычных приспособлений — в слабой надежде, что они «восстановят» их ребенку зрение.

Это такой же миф, как и вера в то, что можно «повысить производительность» головного мозга путем запоминания больших объемов информации. Другие же запрещают применять необычно выглядящие оптические приспособления из-за того, что с ними их ребенок слишком сильно выделяется среди других детей. Такие чувства можно понять, однако лишение ребенка зрения — слишком дорогая цена. Если преодолеть свои предрассудки и позволить ребенку видеть, то это даст вам гораздо больше положительных эмоций.

Слабовидящие подростки

Обучение слабовидящих подростков должно быть направлено на предоставление им возможности получить профессиональное образование и специальность. Родителям просто необходимо посоветоваться с офтальмологом, руководителем учебного заведения, профконсультантом и так далее. Нужно учитывать, что слабовидящие часто сталкиваются при приеме на работу с теми же предрассудками, что и полностью слепые.

Учащиеся с относительно небольшими нарушениями зрения, в большинстве случаев сводящимися к плохому зрению вдаль, но обладающие нормальным зрением вблизи, как правило, не испытывают особых проблем с окончанием средней школы. Как и у «нормальных» школьников, успешное окончание школы и поступление в колледж зависят от знаний, мотивации, интересов и склонностей. Если их зрение позволяет читать учебники, то эти студенты вполне могут заниматься в обычных группах — пользуясь, при необходимости, услугами специалистов по работе со слабовидящими (при этом, конечно, зрение вдаль должно корректироваться с помощью телескопических приспособлений). Такие специалисты работают в тесном сотрудничестве с оптометристами, которые определяют пригодность тех или иных приспособлений. Например, если на старших курсах ухудшается способность читать, то могут потребоваться специальные очки для чтения.

У слабовидящих есть одна особенность — обычно наиболее расплывчато они видят на расстоянии от тридцати сантиметров до метра. Это как раз рабочее расстояние при таких видах деятельности, как печатание на машинке (клавиатуре компьютера), чтение информации с монитора компьютера, проведение лабораторных химических и физических опытов, а также работа в мастерских. Студент может или буквально «утыкаться носом» в свою работу, или вообще отказываться ее выполнять. В этих случаях внимательный специалист по работе со слабовидящими назначит специальные приспособления типа минителескопа, лупы или регулируемой подставки, что позволит зрению такого студента практически «воскреснуть».

Гораздо проще планировать образовательное и профессиональное будущее для тех подростков, у кого дефекты зрения стабилизировались. Эта стабильность предполагает не такую частую смену оптических приспособлений, а если дефект зрения проявляется не очень сильно, то он не слишком ограничивает профессиональные возможности. Единственным серьезным ограничением может быть работа, требующая определенного уровня дистанционного зрения — например, профессия водителя автобуса, оператора подъемного крана и так далее. С другой стороны, большинство рабочих и конторских профессий оказываются вполне доступными. Исследование газетных объявлений о приеме на работу показывает, что около 80 процентов из них вполне подходят для слабовидящих (при условии, что удастся преодолеть упоминавшиеся предрассудки работников отделов кадров).

Если же дефект зрения достаточно силен или состояние зрения быстро ухудшается, то окончить учебное заведение становится чрезвычайно трудно. В этом случае приходится прибегать к более сильным и поэтому ограничивающим средствам (учебникам, напечатанным крупным шрифтом, специальным проекторам), включая услуги специально подготовленных чтецов.

Помимо уже упоминавшихся профессиональных ограничений, здесь добавляются и ограничения, связанные с возможностями улучшения зрения вблизи. В этом случае придется смириться с недоступностью многих рабочих и конторских специальностей, но тем не менее овладеть некоторыми профессиями все равно можно. Например, не имеет смысла претендовать на должность банковского кассира или оператора, однако вполне можно стать в том же банке работником кредитного отдела.

Когда человек уже не может воспринимать напечатанный текст или ему грозит скорая слепота, нужно овладеть азбукой Брайля и готовиться к работе, позволяющей опираться лишь на слух и тактильные ощущения. Молодые люди, как правило, без труда учатся читать по Брайлю, и часто сочетают этот навык с использованием своих зрительных приспособлений.

Источник: zreni.ru

Оцените статью
Добавить комментарий