Почему важно общаться с ребенком с первых дней его жизни и как это делать? В каком общении нуждается младенец, а в каком — «почемучка» от 3 до 5 лет? О чем разговаривать со старшим дошкольником, чтобы всем было интересно? О принципах полноценного общения с детьми разного возраста рассказала доцент Новосибирского государственного педагогического университета Татьяна Яковенко в ходе Всероссийской недели родительской компетентности.
Недостаток общения в мире, полном информации
Современные дети, несмотря на то, что они растут в очень насыщенном информационном пространстве, часто испытывают дефицит подлинного, живого общения с самыми близкими людьми — родителями и другими членами семьи. Увы, нередко это оборачивается серьезными трудностями в эмоциональном и личностном развитии ребенка.
Выдающийся отечественный психолог Лев Выготский писал, что без общения со взрослым в принципе невозможно психическое развитие ребенка: все высшие психические функции (произвольное внимание, произвольная память, словесно-логическое мышление, воображение, речь) формируются в процессе общения со взрослыми — проводниками в мир человеческой культуры.
Сколько ребенку можно смотреть телевизор. Воспитание детей. Мамина школа
Общение со взрослым имеет огромное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важны первые 7 лет его жизни, когда закладываются все основы личности.
Первые полгода — в окружении самых близких
В каком общении нуждается самый маленький ребенок, только пришедший в этот мир? По мнению специалистов, он нуждается в особом, интимно-личностном общении с самыми близкими взрослыми — прежде всего, с мамой и папой. Их доброжелательное внимание и любовь нужны ему не меньше, чем хороший уход. Именно общение с самыми близкими взрослыми — ведущая деятельность ребенка этого возраста, определяющая его развитие.
Порой окружающие думают, что младенец еще ничего не понимает. Тем не менее нужно разговаривать с ним так, словно он все понимает, чувствует и переживает. Комментируйте свои собственные действия и действия ребенка, говорите то, что с ним сейчас происходит, что вы чувствуете к нему. При этом разговаривать с малышом нужно по-особому: мягко, ласково, негромко.
Как можно чаще обращайтесь к ребенку по имени. Это позволит младенцу быстрее научиться выделять себя из окружающего мира, что важно для его дальнейшего развития.
Маленький ребенок нуждается в комфортной, теплой атмосфере, поэтому пытайтесь вызвать у него улыбку. А когда в 2–3 месяца он начнет сам активно вам улыбаться, улыбайтесь в ответ. Начнет смеяться — и вы смейтесь с ним, тем самым усиливая положительные эмоции малыша.
Маленькие дети очень чувствительны к прикосновениям, поэтому почаще берите малыша на руки, нежно поглаживая головку. Чувствуя тепло и запах материнского тела, ребенок ощущает себя защищенным.
Укладывая ребенка спать, пойте колыбельную — это давняя и очень мудрая традиция, которая способствует установлению крепкой эмоциональной связи между матерью и ребенком — порой на всю жизнь. А когда малыш просыпается, помогите ему плавно перейти в состояние бодрствования. Улыбнитесь ребенку и ласково спросите: «Проснулся, мой хороший? Давай потянемся!» Можно сделать легкий массаж под народную пестушку или потешку, например, «Потягушечки».
Можно ли малышу возраста до года смотреть телевизор? Школа родителей с доктором Козловой.
Повторяйте звуки, которые произносит малыш. Он начинает их повторять, а это своеобразная подготовка к успешному будущему освоению речи. Ну а если ребенок почему-то заплакал, не оставляйте его без внимания. Обязательно подойдите и выразите свое сопереживание словом, взглядом, мягким поглаживанием.
Не стесняйте движения младенца тугим пеленанием или одеждой. Наоборот — дайте возможность исследовать окружающие предметы, игрушки. При этом постарайтесь обеспечить разнообразие предметов с точки зрения цвета, формы, величины, фактуры и материалов, из которых они изготовлены.
Научно доказано, что самый информативный объект для малыша — лицо близкого взрослого. Поэтому обеспечьте ребенку возможность видеть лицо взрослого во время общения, побуждайте рассматривать лица близких: «Давай-ка посмотрим, какой у нас папа. Где у папы глаза? Где у папы усы?»
Не стоит активно приглашать в дом гостей или бывать с малышом в местах, где много посторонних, пока ему меньше 3 месяцев, — ему вполне достаточно самых близких людей. А вот после 3–4 месяцев круг общения ребенка можно постепенно расширять.
От полугода до года: в мире предметов
После полугода ребенок учится сидеть и начинает изучать свойства предметов окружающего мира. От этого момента и приблизительно до 2–3 лет он нуждается не только в доброжелательном внимании (как в первые 6 месяцев жизни), но и в общении со взрослыми по поводу предметов, находящихся в пределах доступности. Это так называемое ситуативно-деловое общение, связанное только с данной конкретной ситуацией, здесь и сейчас. В итоге ребенок постепенно осваивает предметную деятельность — ведущую в раннем возрасте.
Вначале со всеми предметами малыш обращается, по сути дела, одинаково: скажем, стучит тем, что оказалось у него в руках, по какой-либо поверхности или тянет в рот. Постепенно, благодаря взрослым, которые включаются в это взаимодействие, ребенок начинает осваивать культурные способы обращения с предметами: ложка нужна, чтобы есть, а не стучать ею по полу, расческа — чтобы волосы не путались, и т. д.
Самое важное в этом возрасте — не закрывать все шкафы и ящики в доме на замки, а давать ребенку возможность исследовать окружающий мир: рассматривать, пробовать на вкус, бросать, вкладывать меньшие предметы в большие, собирать и разбирать. Это просто необходимо для познания мира. При этом показывайте ребенку, для чего используется тот или иной предмет. Убедитесь, что ребенок смотрит на него, четко называйте его и объясняйте, для чего он нужен.
Не коверкайте язык и не сюсюкайте с ребенком — в этом нет никакой пользы. Наоборот, выговаривать каждый звук важно, потому что именно после 6–7 месяцев начинается период активного подражания взрослым, в том числе и в произнесении звуков родного языка. Также важно, чтобы ваши глаза были на одном уровне, чтобы малыш лучше мог считывать ваши эмоции, лучше понимал, какую мысль вы хотите до него донести.
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за неловкость, когда он пытается повторять за вами. Напротив, хвалите за такие попытки повторить ваши действия.
От 1 года до 3 лет: «запускаем» речь
На втором году жизни учите ребенка играть в элементарные сюжетные игры, связанные с его жизненным опытом. Можно укачивать куклу, кормить игрушечного мишку, придумывать и вместе разыгрывать с помощью игрушек небольшие спектакли. Например: «Мишка упал и заплакал, давай пожалеем Мишку. Что можно ему сказать?» Со временем усложняйте игры, добавляйте в них новых персонажей и новые ситуации.
Побуждайте ребенка называть предметы и действия, но при этом не будьте слишком назойливыми. Дело в том, что ребенок в 2–2,5 года уже хорошо понимает обращенную к нему речь, а вот активной речи пока еще практически нет, и «запустить» ее через общение — задача взрослых.
Сделать это поможет и совместное чтение. Читайте ребенку прежде всего стихи — дети этого возраста в большей мере чувствительны к стихотворным текстам, в которых явно обнаруживается определенный ритм. Если стих уже знаком ребенку, не спешите сами закончить стихотворную строчку, дайте ему это сделать. Также рассказывайте самые простые сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
Не стоит оставлять ребенка наедине с телевизором или гаджетом — смотрите мультфильмы вместе с ним. При этом обсуждайте увиденное, побуждайте его к диалогу по поводу разных ситуаций и поступков персонажей.
От 3 до 5 лет: возраст «почемучек»
Трехлетки часто пытаются продемонстрировать свои умения: они хотят сами включать пылесос, открывать холодильник или вместе с мамой что-то делать на кухне. Многие предметы окружающего мира к 3 годам уже хорошо знакомы, а активная речь достаточно хорошо развита для познавательного общения с окружающими взрослыми. Ребенок входит в возраст бесконечных «почему».
Малыш спрашивает обо всем на свете: о слонах, которые живут в далекой Индии, о перелетных птицах, которые улетают в теплые края, о том, как возник мир и как в нем появился он сам. Многих детей интересуют прежде всего животные, разнообразные природные явления. Также ребенок активно интересуется устройством разных машин и механизмов — пытается их разобрать и понять, как они работают.
Нам, взрослым, уже недостаточно быть просто внимательными к ребенку, недостаточно играть с ним в игрушки или показывать, как обращаться с тем или иным предметом. Нужно обязательно рассказывать ему о том, чего он еще не знает, расширять его представление о мире. Взрослый теперь интересен ребенку не просто как собеседник, а прежде всего — как источник самой разной информации.
Некоторые вопросы могут показаться нам наивными или странными, но нельзя демонстрировать этого ребенку, ведь для него очень важны и положительная оценка взрослого, и серьезное отношение к его вопросам. Не оставляйте их без внимания, не откладывайте на потом, потому что огонек детской любознательности может угаснуть и это «потом» так и не настанет. Лучше хвалите за интересные вопросы и суждения: «Слушай, как ты интересно мыслишь! Какой же ты вопрос интересный задал!»
Купите хорошую детскую энциклопедию и читайте ее вместе — неторопливо и вдумчиво. Она наверняка даст ответы на многие вопросы — и породит множество новых. При этом побуждайте дошкольника делиться новой для него информацией: с другими детьми и с воспитателями в детском саду, с папой, который вернулся вечером с работы, или с бабушкой, которая пришла в гости. Это будет способствовать укреплению познавательных интересов ребенка.
Ведущий вид деятельности дошкольника в 3–5 лет — сюжетно-ролевая игра: в больницу, в парикмахерскую, в аптеку, в библиотеку и т. д. Важно помочь ребенку взять на себя роль и сконцентрировать его внимание не на действиях с предметами и игрушками, а на диалогах, подходящих для ситуации. Если вы играете с ним дома в разнообразные игры, то и в детском саду ему будет комфортно, ведь он сможет предложить что-то сверстникам, стать для них интересным партнером по играм.
5–7 лет: знакомство с социальным миром и его правилами
В старшем дошкольном возрасте малыш нуждается в особой форме общения, которую специалисты называют ситуативно-личностной. На этом этапе ребенок начинает интересоваться социальным устройством мира людей. Взрослый становится интересен как личность, как человек со своим характером, с собственной историей. Дети стремятся понять мир взаимоотношений между взрослыми, чем они занимаются, когда уходят на работу, как общаются между собой в других ситуациях, почему ведут себя так, а не иначе.
Кроме того, ребенку важно достичь общности взглядов и оценок с самыми близкими взрослыми, ему хочется получить одобрение взрослого. Поэтому старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребенка, для объяснения, что такое хорошо и что такое плохо и почему.
Другие темы, которые интересуют ребенка в этом возрасте, — прошлое, настоящее и будущее в отношении себя самого и в отношении близких взрослых. Он любит рассуждать о том, каким был, когда был маленьким, рассматривать свои фотографии того периода, когда он был младенцем или трехлетним малышом. А еще он любит мечтать о будущем: кем станет, когда вырастет, какая у него будет семья, на ком женится, сколько будет детей, где он будет жить. Эти рассуждения тоже ценны: так он пытается «примерить на себя» мир взрослых и лучше понять его.
Обсуждайте с ребенком нормы поведения в разных социальных ситуациях. При этом старайтесь уйти от назидательных нравоучений свысока — стройте свое общение как дружеский разговор, а может быть, даже диспут. Стремясь донести до малыша какие-то нормы, правила поведения, помните, что дети этого возраста очень наблюдательны. Они любят подсматривать, подслушивать, и поэтому нам, взрослым, нужно достаточно жестко контролировать собственное поведение, чтобы оно не расходилось с теми требованиями, которые мы предъявляем ребенку. Иначе нам просто не поверят.
Когда малыш видит, что вы расстроены, поделитесь с ним своими переживаниями, дайте ему возможность проявить сочувствие и сострадание. В то же время старайтесь отслеживать и его эмоциональное состояние, откликаться на его заботы. Также не забывайте радоваться его успехам и говорить о том, что вы гордитесь им, если ребенку удается то, что раньше не получалось.
Источник: xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai
Что делать, если ребенок не спит ночью?
Зачастую первые месяцы жизни малыша – это бессонные ночи для родителей. Иногда эта ситуация растягивается на годы: даже уже подросший ребенок плохо спит, отказывается отправляться в кровать вечером, часто просыпается по ночам. И если взрослому человеку в среднем требуется 7 часов ночного сна, то ребенку – определенно больше, причем количество сна будет сильно зависеть от возраста.
Полноценный ночной сон в детстве важен для нормального развития, созревания нервной системы. Малыш, который хорошо спит по ночам, меньше капризничает днем, более активен. С ночным сном синхронизирована выработка многих гормонов [9]:
- Полноценный сон способствует нормальной выработке гормона лептина, отвечающего за аппетит.
- Во время ночного сна подавляется выработка кортизола – “гормона стресса”.
- Во время ночного сна резко повышается выработка гормона роста.
- Также при правильном режиме сна нормализуется выработка гормона грелина. Нарушение его продукции способствует ожирению.
- С циклом “сон-бодрствование” синхронизирована продукция мелатонина.
Что же делать, если ребенок сам не спит и всей семье не дает? В первую очередь разобраться в причинах «бессонницы». А дальше помогут полезные советы, которыми педиатры клиники «Наше время» поделятся в этой статье.
Сколько нужно спать ребенку в разном возрасте?
На вопрос о том, сколько спят дети, нет единого ответа. Во-первых, в каждой возрастной группе свои нормы. Во-вторых, каждый малыш индивидуален. Важно ставить вопрос конкретнее: а хватает ли сна моему ребенку?
В таблице представлена средняя продолжительность сна детей разных возрастов до двух лет жизни [4].
Возраст | Общая продолжительность сна в течение суток (часов) | Общая продолжительность ночного сна (часов) | Общая продолжительность дневного сна (часов) |
Новорожденный | 16 | 8-9 | 8 |
1 месяц | 15,5 | 8-9 | 7 |
3 месяца | 15 | 9-10 | 4-5 |
6 месяцев | 14 | 10 | 4 |
9 месяцев | 14 | 11 | 3 |
1 год | 14 | 11 | 3 |
1,5 года | 13,5 | 11 | 2,5 |
2 года | 13 | 11 | 2 |
Обратите внимание, что в таблице — средняя продолжительность сна. Показателем достаточного и качественного сна у ребенка являются: засыпание и просыпание без капризов и слез, активность днем.
Самые частые причины нарушения сна у детей в разном возрасте
Для каждого возраста есть свои самые частые причины нарушения сна ребенка. Нередко сочетаются сразу две или несколько разных. Для родителей важно понять, что именно мешает спать их малышу, и выбрать правильные меры, которые помогут исправить ситуацию.
Наиболее распространенные причины того, почему ребенок перестал спать
- Нарушение самочувствия из-за колик, болей, аллергии или других заболеваний.
- Утомление.
- Дискомфорт из-за внешних факторов: жары, холода, духоты, мокрых подгузников и пр.
- Насыщенный день, переизбыток впечатлений и эмоций.
- Прорезывание зубов.
- Регресс сна – временное состояние, возникающее из-за того, что ребенок развивается эмоционально, обучается новым навыкам и продолжает их совершенствовать в том числе во сне.
- Дискомфорт из-за внешних факторов или каких-либо заболеваний.
- Ночные кошмары.
- Отсутствие навыка самостоятельного засыпания – когда ребенку обязательно нужно, чтобы рядом с ним находился взрослый.
- Ребенок был недостаточно активен в течение дня и не успел устать.
- Отсутствие режима дня.
- Неправильный, некомфортный для ребенка режим дня.
- Дискомфорт из-за внешних факторов или каких-либо заболеваний.
- Отсутствие навыка самостоятельного засыпания – когда ребенку обязательно нужно, чтобы рядом с ним находился взрослый.
Возрастные особенности сна у детей
Структура сна у маленького ребенка отличается от взрослого. У него приходится больше времени на так называемый быстрый сон, когда пробуждение легко наступает из-за любых причин. Также у детей короче цикл сна. Это важно для нормального развития ребенка.
Нашим далеким предкам приходилось жить отнюдь не в самых комфортных и безопасных условиях, поэтому природа наградила их (и нас) ночными пробуждениями. В течение ночи мозг несколько раз просыпается буквально на мгновение, чтобы убедиться, что поблизости нет опасности. Взрослые после этого сразу же засыпают, а вот у детей зачастую не получается.
Это связано, например, с тем, что ребенок уходит на сон не самостоятельно, а на груди или на руках у мамы. Проснувшись, он не видит той же картины и требует, чтобы взрослые воссоздали ее посреди ночи. Это проходит с возрастом, когда малыш обучается самостоятельно засыпать вечером.
Почему младенец может перепутать день и ночь?
Некоторые младенцы «путают» день и ночь. Такая путаница происходит только у малышей первых трех месяцев жизни, так как у них пока еще не вырабатывается мелатонин и не отлажены должным образом циркадные ритмы. Такие сбои могут происходить, если ребенок днем был слишком активен или, наоборот, не успел устать. В итоге в светлое время суток малыш вялый, капризничает, и его клонит в сон. А по ночам ему хочется играть и есть.
Как кормления младенца могут мешать формированию качественного сна?
Кормление в момент засыпания малыша быстро становится стойкой ассоциацией на сон. А значит, отучать от груди будет сложно. Все люди в течении ночи просыпаются несколько раз, но этого не помнят. У малышей сон чуткий, он просыпается и не понимает, почему рядом нет того, с чем он засыпал – груди.
Ему требуется восстановить ситуацию, чтобы снова заснуть: так и формируются нарушения сна новорожденного с длинными ночными кормлениями, от которых сложно уйти, даже когда придет время [6]. Поэтому всем кормящим матерям совет: заканчивайте кормление ребенка до момента его засыпания, чтобы у него формировалась здоровая привычка засыпания.
Влияние внешней среды на сон ребенка
Организм малыша очень чувствителен к всевозможным внешним факторам. Нарушение сна грудного ребенка легко происходит, когда ему слишком жарко или холодно, душно. Помешать могут любые запахи (например, букет цветов в комнате), звуки (работающий рядом телевизор), свет, мокрые подгузники. Для полноценного сна нужно создать условия: в помещении должно быть темно, тихо, не слишком жарко и не холодно. К слову, всё это помогает лучше высыпаться и взрослым.
Как физическое самочувствие влияет на сон ребенка?
Если ребенок не спит ночью и ведет себя беспокойно, то это может говорить о том, что его беспокоят какие-либо симптомы. Часто причиной становятся физиологические временные состояния – младенческие колики, прорезывание зубок. Но иногда беспокойное поведение может говорить и о каком-либо заболевании, поэтому ребенка в любом случае стоит показать педиатру. Высокая температура тоже может нарушать ночной сон.
Полезные советы: как победить «бессонницу» у малыша
Теперь поговорим о том, что делать, если ребенок не хочет спать или часто просыпается по ночам. Для начала стоит запомнить две важные вещи. Во-первых, каждый ребенок индивидуален. Он не может и не обязан спать строго по расписанию. Во-вторых, любые изменения в режиме дня, чтобы они сработали, нужно вводить постепенно.
Тогда ребенок без дискомфорта привыкнет к новому графику.
Вот что могут сделать родители (в большинстве случаев этих мер вполне хватает):
- С самых ранних лет нужно приучать ребенка к тому, чтобы он различал день и ночь. Ночь – когда темно, тихо и нужно спать. День – свет, различные звуки, время для активности и еды.
- По крайней мере до 6 месяцев жизни ребенка рекомендуется класть спать в одном помещении со взрослыми, но не в одной кровати с ними. Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии (American Academy of Pediatrics, AAP), у малыша должна быть собственная кроватка. Для удобства ее можно поставить вплотную к кровати, где спят мама с папой.
- Создайте оптимальные условия для сна. В помещении должно быть темно (можно использовать плотные шторы), температура – 18–23° C, влажность воздуха – около 50%.
- Полезно вести дневник сна ребенка: отмечать, сколько часов он спит днем и ночью, когда обычно засыпает, в каком настроении просыпается. Это поможет оптимизировать режим дня.
- Не нужно создавать ассоциаций. Малыш не должен есть прямо перед сном и засыпать на материнской груди, не стоит укачивать его на фитболе.
- Под физическую активность и подвижные игры лучше отвести первую половину времени бодрствования.
- Ужин должен быть не слишком поздним, а сразу после него нужно готовиться ко сну. В это время лучше всего заняться тихими играми, чтением книг, прослушиванием аудиосказок и пр.
- Чтобы ребенок не просыпался из-за различных посторонних звуков, можно использовать белый шум — но тогда его нужно включать на всю ночь.
- Не допускайте переутомления, особенно во второй половине дня. Из-за этого ребенку сложнее заснуть.
Если не получается самостоятельно нормализовать сон у ребенка, стоит обратиться за помощью к детскому неврологу. Этот врач-специалист может дать много полезных советов по поводу того, как обеспечить полноценный качественный сон ребенка.
- Татьяна Чхиквишвили. Что делать, если ребенок не спит ночью? // BabySleep.r, 29.09.2015
- Nicky Barker. Day/Night Confusion // LittleOnes.co, The Baby Sleep Experts,Feb 20, 2023
- Erin Heger. Why your newborn sleeps all day.//BABYCENTER, Dec 12, 2022
- Infant-sleep // stanfordchildrens.org, 90-P02237
- Helping your baby to sleep. // NHS UK, 8 December 2024
- Jana Banin, Reviewed by Jodi A. Mindell Ph.D. Your Baby Won’t Sleep—Now What?// Parents.com, April 27, 2023
- Newborn not sleeping. //healthline.com
- Marygrace Taylor, Medically Reviewed by Kyle Monk, M.D. 11 Reasons Your Baby Won’t Sleep and How to Cope.// What to expect, October 26, 2022
- Томас Лиджи, доктор медицинских наук. Сон и гормоны. // News Medical.
Источник: nv-clinic.ru
Смотрите телевизор с ребенком!
От бесконтрольного просмотра телевизора страдает психика, замедляются реакции, может ухудшаться сон и общее состояние.
В связи с тотальной цифровизацией жизни человека, в том числе в быту, психологи бьют тревогу. Они напоминают, что детям вредно для здоровья бесконтрольно смотреть телевизор. С трех лет можно смотреть телевизор 30 минут. При этом лучше разделить время на два просмотра. К 5 годам время увеличивается до часа в день.
Взрослый обязательно должен смотреть телевизор вместе с малышом, объясняя происходящее на экране. Выбирая мультфильм или детскую передачу для совместного просмотра, надо быть внимательными. Есть риск, что, оказавшись один, ребенок не захочет ограничиться только адресованным ему контентом. А обилие ненужной и навязчивой информации нагружает его нервную систему. В результате страдает психика, замедляются реакции, может ухудшаться сон и общее состояние.
Если вы не уверены, что всегда контролируете просмотр ребенком телевизионных программ, будьте внимательнее к его поведению, к реакциям, больше занимайтесь с ним. Сейчас широкое распространение получили различные образовательные платформы, позволяющие направить развитие ребенка в правильное русло. Для дошкольного возраста есть все необходимое в Цифровой образовательной среде «МЭО Детский сад» компании «Мобильное Электронное Образование». Занимаясь полезной деятельностью, ребенок меньше пострадает от вредного воздействия.
Источник: ligaedu.ru