Фильмы СССР которые не показывали по телевизору

Некоторые картины, безусловно, прекрасные и любимые, показывают так часто, что интерес к ним пропадает. А другие, не менее талантливые, оказываются незаслуженно забытыми.

141 23 декабря 2022

Список таких фильмов можно дополнять бесконечно. Сегодня мы выбрали лишь небольшую часть.

«Законный брак» (12+)

Во время Великой Отечественной войны в Ташкенте встретились и подружились актер эвакуированного из Москвы театра Игорь (Игорь Костолевский) и учительница музыки Ольга (Наталья Белохвостикова). Парень хочет попасть на фронт, а девушка мечтает вернуться в родительский дом в прифронтовую Москву, куда въезд возможен только по пропускам. Чтобы помочь Ольге, Игорь предлагает оформить фиктивный брак. Со временем оба понимают, что чувства друг к другу совсем не фиктивные. Но Игоря забирают на фронт.

Щемящая, трогательная история о чистой любви, искренних отношениях, надеждах, которым никогда не сбыться (читайте также: Настоящие чувства: 7 фильмов, снятых по реальным историям любви). В фильме звучит ностальгическая музыка Исаака Шварца. А Булат Окуджава снялся в небольшой роли, исполнив свой романс «После дождичка небеса просторней».

Чародеи. Новогодняя музыкальная комедия (1982)

«Возлюбленные Марии» (16+)

Тему, затронутую в картине, не принято обсуждать с кем-то. Но у режиссера Андрея Кончаловского получилась тонкая психологическая работа. История рассказана мягко, осторожно, интеллигентно и в то же время с накалом, драматично, эмоционально. «Возлюбленные Марии» — экранизация повести Андрея Платонова «Река Потудань», не самая известная и не очень типичная для него. Снимать это кино Кончаловский планировал давно, в начале 60-х, но воплотить замысел ему удалось почти через 25 лет, когда он уже жил в США. Поэтому действие в фильме тоже происходит в Америке, а вместо русских героев появляются сербские.

После японского плена возвращается солдат Иван Бибич. Дома его ждет Мария (Настасья Кински). За годы плена любовь к девушке у Ивана переросла в нечто большее — она помогала ему выживать, давала ему силы. Вернувшись, Иван чувствует перед девушкой смятение, он ее слишком любит, чтобы прикасаться к ней.

Ни венчание с Марией, ни многочисленные попытки разобраться в себе ни к чему не приводят. Мария хочет ребенка, но остается девственницей, будучи замужней женщиной.

Источник: www.wday.ru

10 фильмов, которые советская цензура не выпустила на большой экран

В советское время перед выходом на экраны проверку цензурой проходили все фильмы. Какие-то картины удавалось отстоять, а часть отправлялась на полку на месяцы и годы. Для того, чтобы снять запрет с показа, актёры и режиссёры писали письма партийному руководству, пытались объяснить, почему картина снята именно так, а не иначе. Тем не менее, некоторые картины находили свой путь к зрителю спустя много лет.

«Преступление и наказание», 1940 год

«Преступление и наказание», 1940 год. / Фото: www.beeline.kg

«Преступление и наказание», 1940 год. / Фото: www.beeline.kg

Короткометражная лента, снятая по пьесе Михаила Зощенко режиссёром Павлом Коломойцевым, цензуру не прошла, хотя с успехом шла на театральных сценах. Основанием для отправки фильма на полку послужили переживания главного героя-расхитителя, на которых построен был сюжет. Все попытки создателей спасти фильм успехом не увенчались. Лишь в 1989 году зрители смогли познакомиться с короткометражной лентой, которая не утратила своей актуальности и через полвека.

Еще по теме:  Что такое игровой пульт для телевизоров Андроид

«Сердца четырёх», 1941 год

«Сердца четырёх», 1941 год. / Фото: www.kinopoisk.ru

«Сердца четырёх», 1941 год. / Фото: www.kinopoisk.ru

Картину Константина Юдина, съемки которой были окончены незадолго до начала Великой Отечественной войны, запретили к показу с формулировкой: «Искажение жизни советской интеллигенции и Красной Армии». Фильм пролежал на полке четыре года перед своим выходом на экраны. Зрители приняли «Сердца четырёх» очень благосклонно, в 1945 году он занял пятое место в советском прокате.

«Звезда», 1949 год

«Звезда», 1949 год. / Фото: www.film-portal.ru

«Звезда», 1949 год. / Фото: www.film-portal.ru

Фильм о советских разведчиках имел массу преимуществ и лишь один недостаток: в финале все герои погибали. Этот факт огорчил товарища Сталина, он велел финал переснять. Возможно, это было оправдано, так как на самом деле группа разведчиков, участники которой и были прототипами героев картины, после выполнения задания успешно вернулись в расположение своей части. В 1953 году фильм «Звезда» вышел на экраны.

«Званый ужин», 1953 год

Кадр из фильма «Званый ужин», 1953 год. / Фото: www.fenixclub.com

Кадр из фильма «Званый ужин», 1953 год. / Фото: www.fenixclub.com

Короткометражный фильм Фридриха Эрмлера должен был выйти на экраны под названием «Разбитые мечты». Однако он оказался столь острым и обличительным, что зрители увидели его почти через 10 лет и под другим названием. Образ чиновника, пытающегося сделать карьеру благодаря подхалимству, получился очень ярким, однако, по мнению цензоров, не соответствовал образу советского служащего.

«Скверный анекдот», 1966 год

«Скверный анекдот», 1966 год. / Фото: www.planetslife.ru

«Скверный анекдот», 1966 год. / Фото: www.planetslife.ru

Должно было пройти больше 20 лет с момента окончания съемок фильма по рассказу Фёдора Достоевского, чтобы зритель смог познакомиться со «Скверным анекдотом». Чем могла не понравиться история статского советника Ивана Пралинского в интерпретации режиссёров Алова и Наумова, можно только догадываться. Возможно, «игры в демократию» главного героя фильма и вполне ожидаемый финал хождения в народ слишком напоминали реальное положение вещей в обществе того времени. Однако факт остаётся фактом: фильм вышел на экраны лишь в 1987 году.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967 год

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967 год. / Фото: www.krsk.sibnovosti.ru

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967 год. / Фото: www.krsk.sibnovosti.ru

Фильм Андрея Кончаловского, снятый по сценарию Юрия Клепикова, зрители в прокате смогли увидеть лишь через 20 лет после премьерного показа. Стоит заметить, что картина была отправлена на полку фактически из-за своей пронзительной правдивости. Воспоминания колхозников о своей жизни, откровенная нищета и отсутствие перспектив, — всё это не соответствовало пропагандируемому повсеместному счастью советских граждан.

«Комиссар», 1967 год

«Комиссар», 1967 год. / Фото: www.img-fotki.yandex.ru

«Комиссар», 1967 год. / Фото: www.img-fotki.yandex.ru

Фильм Александра Аскольдова тоже 20 лет пролежал на полке, а самого режиссёра даже уволили за профнепригодность, выгнали из партии и лишили возможности снимать художественные фильмы. Картина сохранилась до своей премьеры в 1987 году лишь благодаря Сергею Герасимову, который в своём сейфе до самой смерти хранил единственный негатив фильма «Комиссар». Возможно, это была та самая копия, которую тайно вынес из монтажной Александр Аскольдов. История женщины-комиссара времён Гражданской войны казалась просто воплощением антисоветских идей, хотя была лишь отражением ужаса и хаоса тех времён.

«Урок литературы», 1968 год

«Урок литературы», 1968 год. / Фото: www.tmdb.org

«Урок литературы», 1968 год. / Фото: www.tmdb.org

Трагикомическая лента по мотивам рассказов Виктории Токаревой должна была появиться на экранах ещё в 1968 году, однако увидела свет только в 1989. Сначала камнем преткновения стало название фильма – «День без вранья». Согласно мнению цензоров, вся советская действительность строилась на честности, поэтому не может быть никакого одного дня без вранья. Создатели переименовали фильм в «Урок литературы», но это не спасло его от отправки на полку. Картину сочли вражеской пропагандой, а образ главного героя, учителя литературы, признали несоответствующим образу советского учителя.

Еще по теме:  Сони телевизор отзывы покупателей

«Интервенция», 1968 год

«Интервенция», 1968 год. / Фото: www.zhmak.info

«Интервенция», 1968 год. / Фото: www.zhmak.info

19 лет забвения ожидали картину Геннадия Полоки, снятую по пьесе Льва Славина. Вето на прокат фильма наложил лично председатель Госкино Алексей Романов, назвав «Интервенцию» откровенным творческим провалом студии «Ленфильм». Романом также отметил, что создатели картины допустили слишком серьёзные идеологические просчёты. При этом в 1967 году в Театре Сатиры состоялась вполне успешная премьера постановки самой пьесы. Зрители смоли увидеть фильм только в 1987 году.

«Проверка на дорогах», 1971 год

«Проверка на дорогах», 1971 год. / Фото: www.otzyv.ru

«Проверка на дорогах», 1971 год. / Фото: www.otzyv.ru

Фильм Алексея Германа, который изначально носил название «Операция «С Новым годом!»» был отправлен на полку, так как идеологи сочли картину почти антисоветской. Герои фильма просто не имели права на проявление человеческих слабостей, они просто обязаны были вопреки всему, высоко нести звание советского партизана и героя. Почти через 15 лет фильм вышел на экраны и стал не только призёром множества кинофестивалей, но и обладателем Государственной премии СССР.

В советское время литература, как и многие другие сферы культуры, находилась под тотальным контролем со стороны партийного руководства. Произведения, не соответствующие пропагандируемой идеологии, попадали под запрет, и прочесть их можно было лишь в Самиздате или достав экземпляр, купленный за границей и тайком привезенный в Страну Советов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Советские фильмы, которые дольше всего «пролежали на полке» и вышли в прокат с опозданием на много лет

Кино, как известно, без зрителя существовать не может, и нет для режиссера ничего болезненнее, чем лишить его детище возможности взаимодействовать с публикой. Увы, в нашей стране много лет был распространен такой вид цензуры, как отправка готовых картин “на полку”, лишая проката. О лентах, дольше всего ждавших своего часа, и не только по причине недовольства Партии, рассказываем в этой подборке.

10. Иван Грозный (1945)

10. Иван Грозный (1945)

13 лет на полке

История эпопеи Сергея Эйзенштейна Иван Грозный” – пример того, насколько быстро авторитарный режим делает тот самый шаг от любви к ненависти, о котором мы знаем из поговорки. Первая серия картины настолько понравилась вождям СССР, что режиссеру немедленно была вручена Сталинская премия – высшая форма поощрения советских граждан в области науки и искусства. От второй же “Отец народов” пришел в бешенство, увидев аллюзию на собственное правление – ленту отправили на полку и выпустили в прокат только в 1958 году.

9. Проверка на дорогах (1970)

9. Проверка на дорогах (1970)

15 лет на полке

Алексей Герман всегда был неудобным для руководства режиссером, поэтому каждую свою картину ему приходилось защищать до последнего. Военная драма “Проверка на дорогах” о коллаборационисте, примкнувшем к партизанам, чтобы искупить свое предательство, не вызвала у руководства Госкино радости, и фильм был отправлен в запасники, как порочащий память о защитниках родины. Ленту реабилитировали лишь в 1985-м и сразу отправили на несколько фестивалей, в итоге за эту работу Герман получил Государственную премию СССР.

8. Мастер и Маргарита (1993)

8. Мастер и Маргарита (1993)

18 лет на полке

Экранизация бессмертного романа Булгакова “Мастер и Маргарита” режиссером Юрием Карой пала жертвой не цензуры и не злых намерений кинематографического руководства или государственной власти – авторы фильма 1993 года напоролись на претензии обладателей авторских прав на произведение. Камнем преткновения стал хронометраж ленты – из 200-минутной режиссерской версии пытались сделать что-то пригодное для кинопроката, но из этого ничего не вышло. Фильм пролежал без движения 17 лет и вышел на экраны только в 2011-м.

7. Интервенция (1968)

7. Интервенция (1968)

19 лет на полке

Запрет к показу безобиднейшей “Интервенции” режиссера Геннадия Полоки сегодня может вызвать только недоумение – отличное кино, яркое, энергичное, с хорошими актерами и запоминающимися музыкальными номерами. Но, видимо, это и смутило руководство советской киноиндустрии, стилизованная под театральные представления начала ХХ века постановка показалась старикам из худсовета Ленфильма кощунственной. Недоволен адаптацией остался и автор одноименной пьесы – этого оказалось достаточно, чтобы фильм на 19 лет лишился зрителя.

Еще по теме:  Нужно ли обновлять программное обеспечение на телевизоре Самсунг

6. История Аси Клячиной, которая любила, на не вышла замуж (1967)

20 лет на полке

Сразу несколько картин из нашей подборки оказались запрещены к показу или изъяты из проката в 1967 году – тогда в год 50-летия Октябрьской революции цензура лютовала особенно сильно, а требования к кинопроизведениям стали очень строги. Под этот молох попала третья режиссерская работа молодого Андрея Кончаловского – его “История Аси Клячиной” показалась руководителям киноиндустрии надругательством над советским селом и художественной пустышкой. А ведь автор всего лишь хотел показать монотонность и нищету жизни в глубинке.

5. Комиссар (1967)

5. Комиссар (1967)

20 лет на полке

Снова 1967-й и снова признанное антисоветским кино. О “Комиссаре” существует красивая легенда – единственную копию запрещенного фильма, якобы, спас знаменитый Сергей Герасимов, до самой смерти хранивший пленку в своем сейфе. Так это или нет, пусть разбираются другие – мы же отметим, что, по мнению современников, ленту запретили за нестандартный взгляд на воинов Красной Армии, за поднятую тему евреев и излишнюю натуралистичность некоторых эпизодов. Фильм увидел большой экран только в 1987-м и моментально собрал коллекцию наград.

4. Урок литературы (1968)

4. Урок литературы (1968)

21 год на полке

Совершенно нейтральная трагикомедия “Урок литературы” режиссера Алексея Коренева с молодыми Стебловым, Куравлёвым и Леоновым никак не заслуживала запрета, но требования худсоветов порой оказывались подлинно абсурдными. Так, этой ленте досталось за её первоначальное название – “День без вранья”, а ведь именно так назывался рассказ, на основе которого был написан сценарий. Бонзы из Госкино посчитали, что это выставляет советских учителей лжецами, и фильм отправился в запасники на долгие 21 год.

3. Тридцать три (1965)

3. Тридцать три (1965)

25 лет на полке

С картиной Георгия Данелии “Тридцать три” произошла странная вещь. Эта смешная и легкая комедия никого ничем задеть не могла, а очарование Евгения Леонова в главной роли обезоруживало любых критиков, но и здесь “радетели” нашли поклеп – в эпизоде с проездом героя в составе кортежа по Москве усмотрели пародию на парады советских космонавтов и поездки генсеков. Фильм был запрещен к широкому прокату на 25 лет, но несколько копий получили полулегальный ход по деревенским клубам, санаториям и воинским частям.

2. Человек ниоткуда (1961)

2. Человек ниоткуда (1961)

27 лет на полке

Сатирическая комедия “Человек ниоткуда” молодого на тот момент режиссера Эльдара Рязанова – лента, безусловно, знаковая для всех поклонников советского кино. Здесь впервые заявили о себе Сергей Юрский и Анатолий Папанов, для Юрия Яковлева это стала вторая актерская работа в карьере. Но культработникам картина не понравилась, дошло до того, что обсуждение фильма прошло на самом высоком уровне – в рамках XXII Съезда КПСС, где запрет на него возложил сам Суслов. Фильм был изъят из проката и отправлен в дальний ящик до реабилитации в 1988 году.

1. Первороссияне (1967)

1. Первороссияне (1967)

42 года на полке

Как и многие уже упомянутые ленты, “Первороссияне” были сняты к юбилею установления Советской власти и по тематике празднику соответствовали – состоящая из восьми частей картина рассказывает о рабочих Петрограда, отправившихся в 1918 году устанавливать власть Советов в отдаленные деревни России. Никакого кощунства в фильме не было, но лента получилась столь поэтической, столь вычурно странной и нестандартно снятой, что её отодвинули от проката просто из опасений “как бы чего не вышло”. Так на пыльной полке пленка и пролежала до 2009 года.

Источник: www.hi-fi.ru

Оцените статью
Добавить комментарий