Из чего состоит студийный монитор

В этом рейтинге я собрал 10 лучших студийных мониторов 2023 года. Современные студийные мониторы отличаются по мощности конструкции, функционалу. Одни подходят для домашней мини-студии, другие — для деятельности профессиональных звукорежиссёров. Опираться только на цену в данном случае нельзя: дешёвые мониторы зачастую используются профессионалами наравне с дорогими.

Собирая рейтинг ТОП-10 лучших студийных мониторов 2023 года, я старался включить в него акустику из разных сегментов цен. На основании мнений экспертов и пользователей мне удалось сгруппировать 10 лучших в 3 категории — бюджетные, среднеценовой сегмент и премиум. В каждом разделе рейтинга найдётся достойная модель для дома и профессиональной студии.

  • ТОП-4 бюджетных студийных мониторов
  • BEHRINGER STUDIO 50USB
  • JBL 305P MkII
  • Pioneer DJ DM-40
  • YAMAHA HS5
  • ТОП-3 среднего ценового сегмента
  • Madboy BoneHead 206
  • Focal Alpha 80
  • Canton GLE 436
  • ТОП-3 премиум-сегмента
  • Adam A8X
  • Mackie HR824
  • Focal SM9

ТОП-4 бюджетных студийных мониторов

BEHRINGER STUDIO 50USB

Yamaha HS8 обзор студийного монитора

BEHRINGER STUDIO 50USB

Продукция одного из крупнейших производителей музыкального оборудования в мире поставляется более чем в 100 стран. STUDIO 50USB — бюджетный и популярный вариант активной студийной двухполосной акустики. 2 колонки с фазоинвертором. Мощность каждого канала — 75 Вт. Диапазон воспроизводимых частот — 55–20000 Гц.

Материал корпуса — пластик. Разъёмы Jack (6.35 мм), USB-порт (type B) можно использовать в качестве простой акустики для компьютера. Балансный XLR. Цена — 9500 рублей.

  • цена;
  • качество звука;
  • компактность;
  • наличие разъёма USB.
  • материалы корпуса и сборка неидеальны;
  • ощутимый уровень собственного шума;
  • искажение низких частот на большой громкости;
  • фазоинвертор сзади;
  • нет поддержки протокола ASIO.

Достойный недорогой образец для обустройства домашней студии звукозаписи. Для профессионалов возможностей этой акустики будет мало. Но учитывая цену, я могу рекомендовать эту модель для дома и небольших студий.

Отзывы на Яндекс.Маркете

JBL 305P MkII

JBL 305P MkII

Имя этого производителя известно едва ли не каждому меломану и аудиофилу. Бюджетный студийный монитор JBL 305P MkII марки пользуется огромным спросом, но не только из-за цены. Идеального звука позволяют добиться особенности конструкции:

  • рупорное оформление — излучатель находится в глубине особого раструба; результат — более чёткая передача звука в широком диапазоне частот;
  • работа в форматах Bi-Amping/Bi-Wiring — схемы подключения разделяют низкие и высокие частоты до идеально ровной АЧХ;
  • встроенный фазоинвертор;
  • эквалайзеры для компенсации звука в разных условиях.

Акустика состоит из 1 колонки с двумя динамиками. Мощность — 82 Вт. Диапазон воспроизводимых частот — 49–20000 Гц. Разъёмы для подключения — Jack (6.35 мм), балансный XLR. Материал корпуса — МДФ.

Как выбрать студийные мониторы?

Цена — 9900 рублей.

  • цена;
  • качество звука;
  • фирменные басы и НЧ;
  • технологии подключения — Bi-Amping/Bi-Wiring.
  • глянцевая облицовка спереди;
  • присутствует собственный шум;
  • фазоинвертор расположен сзади.

Акустика, заслуживающая внимания не только тех, кто занимается записью и сведе́нием аудиокомпозиций, но и аудиофилов, имеющих мощную музыкальную аппаратуру. Отличная детализация и реалистичность звука во всём звуковом диапазоне, с ощутимым акцентом на басах и возможностью гибкой регулировки эквалайзера.

Отзывы на Яндекс.Маркете

Pioneer DJ DM-40

Pioneer DJ DM-40

Отличается от двух предыдущих участников рейтинга относительно малой мощностью — 42 Вт, урезанными возможностями настройки. Управление сводится к регулировке громкости, все остальные манипуляции со звуком можно проделывать только с помощью стороннего оборудования, специального ПО и эквалайзеров.

По умолчанию колонки выдают хороший детализированный звук, отчасти благодаря расположению портов фазоинвертора спереди. Диапазон воспроизводимых частот — 70–30000 Гц. Разъёмы —2 RCA и мини-джек 3,5 мм под наушники. Цена — 11900 рублей.

  • цена;
  • качество сборки;
  • автоматическое отключение/включение;
  • регулятор громкости на передней панели;
  • выход под наушники;
  • фронтальное расположение фазоинвертора.
  • посредственное качество звука по сравнению с названными в рейтинге конкурентами;
  • скудные опции управления — только регулировка громкости;
  • нет разъёмов XLR, Jack (6,35 мм).

При всём уважении к производителю рекомендовать эту модель для студийного использования не могу: запаса громкости мало, необходимых разъёмов для подключения к студийной аппаратуре нет, да и качество звука невысокое. Подойдёт она в качестве мультимедийных колонок — для этой цели производительности будет достаточно.

Отзывы на Яндекс.Маркете

YAMAHA HS5

YAMAHA HS5

Модель всемирно известного японского производителя, очень популярная в бюджетном сегменте. В комплекте поставки — 1 колонка с 2 встроенными динамиками, усилителем, фазоинвертором и 2 полосами звучания. Мощность — 70 Вт (монитор ближнего поля). Диапазон воспроизводимых частот — 54–30000 Гц. Разъёмы — Jack (6,35 мм), балансный XLR.

Цена — 13900 рублей.

  • цена;
  • материалы и качество сборки;
  • качество звука.
  • индикаторы включения в виде фирменного логотипа светятся слишком ярко;
  • маловато басов;
  • чувствительность к электрическим помехам.

Идеальны для дома и небольшой студии звукозаписи. С ровной АЧХ, хотя некоторые пользователи жалуются на недостаток басов. В данном контексте JBL 305P MkII имеет приоритет, но для сведе́ния музыки всё-таки рекомендую YAMAHA HS5 — сбалансированный звук сразу выдаёт все огрехи записи.

Отзывы на Яндекс.Маркете

ТОП-3 среднего ценового сегмента

Madboy BoneHead 206

Madboy BoneHead 206

Активная двухполосная акустика мощностью 50 Вт китайского производителя. Воспроизводит диапазон частот от 60 до 20000 Гц, но уступает по этому показателю бюджетным YAMAHA HS5 и Pioneer DJ DM-40. Главное преимущество против всё той же Pioneer DJ DM-40 — хороший звук. Имеет защитную сетку, линейный выход, через который (теоретически) можно акустику дополнить сабвуфером. Но даже при этом считаю цену в 24 тыс. рублей завышенной.

  • наличие защитной решётки;
  • линейный выход;
  • качество звука;
  • компактность;
  • лёгкие.
  • цена;
  • скудное управление — только регулировка громкости;
  • нет разъёмов XLR и Jack (6,35 мм);
  • небольшой запас громкости.

Модель, скорее, предназначена для бытового использования, не требует мощного оборудования, неплохо показывает себя с системами «караоке». При этом для студии, тем более профессиональной, эта акустика не подойдёт.

Отзывы на Яндекс.Маркете

Focal Alpha 80

Focal Alpha 80

Студийный монитор фазоинверторного типа из одной колонки с двумя динамиками суммарной мощностью 140 Вт. Предлагается в двух цветах — чёрном и виниловом. Отличается сбалансированным звуком, ровной АЧХ на всём диапазоне от 35 до 22000 Гц. Имеет разъёмы RCA и балансный XLR. Цена — 28900 рублей.

  • качество звука;
  • материалы и качество сборки;
  • дизайн;
  • возможность коррекции звука.
  • короткий шнур питания;
  • собственный шум на высокой громкости;
  • нет разъёма Jack (6,35 мм);
  • подсветка индикаторов работы (логотип компании) слишком яркая;
  • уходит в спящий режим на маленькой громкости.

Отличный вариант для студии звукозаписи в данном ценовом сегменте. Выдаёт честный звук, на поверхности — все музыкальные и звуковые недоработки. Если приобретаете акустику для дома, можно экономить: хорошая альтернатива — BEHRINGER STUDIO 50USB: её преимущества — разъём USB, стоит в три раза дешевле.

Отзывы на Яндекс.Маркете

Canton GLE 436

Canton GLE 436

Пассивная акустика немецкого бренда мощностью 180 Вт (две колонки по 90 Вт). Могут устанавливаться на стенд для экономии пространства и реалистичности звучания. Воспроизводимый диапазон частот — 38–30000 Гц. Звук чистый, сбалансированный, но фазоинвертор выведен назад — важно учитывать этот факт при расположении акустики. Цена — 32900 рублей.

  • качество звука;
  • дизайн;
  • хорошие материалы и качество сборки.
  • требуется внешний усилитель;
  • маловато СЧ.

Хорошая акустика для дома. Она и заявлена производителем, как домашняя. Использовать её в качестве мониторной можно в домашней студии, профессионалам лучше взять Focal Alpha 80 или одного из представителей премиум-сегмента.

Отзывы на Яндекс.Маркете

ТОП-3 премиум-сегмента

Adam A8X

Adam A8X

Мониторная двухполосная акустика немецкого бренда мощностью 200 Вт. Колонка оснащена ленточным высокочастотным излучателем на 50 Вт, 150-ваттным мидвуфером, фазоинвертором, обеспечивающими идеально ровную АЧХ в частотном диапазоне 38–50000 Гц. Особенность — раздельное усиление НЧ и ВЧ. Есть мониторинг ближнего поля. Разъёмы — RCA, балансный XLR.

Цена — 63850 рублей.

  • качество звука;
  • ленточный излучатель;
  • фазоинверторы спереди;
  • возможно вертикальное или горизонтальное расположение.
  • цена;
  • магнитной защиты нет;
  • нужен качественный источник звука.

Отличная акустика для домашней и профессиональной студии. Универсальна: подойдёт для воспроизведения и записи звука. Единственный стоп-фактор при покупке — высокая цена, но она оправдана.

Отзывы на Яндекс.Маркете

Mackie HR824

Mackie HR824

Двухполосный студийный монитор с раздельным усилением НЧ и ВЧ (150 и 100 Вт, соответственно). Это даёт возможно регулировать отдельно низкие и высокие частоты в рамках диапазона воспроизводимых частот — 45–22000 Гц. Другая особенность модели — отсутствие фазоинвертора, вместо него — пассивный излучатель. Для подключения в устройстве предусмотрены разъёмы: RCA, TRS и XLR, jack 6,3 мм. Цена — 75 тыс. рублей.

  • качество звука;
  • пассивный излучатель;
  • идеально ровная АЧХ;
  • тонкая настройка ВЧ и НЧ;
  • регулировка уровня твиттера.
  • цена;
  • корпус маркий, легко царапается.
Еще по теме:  Какой монитор у мармока

Студийный монитор для профессиональных звукорежиссёров, больших студий звукозаписи. Для домашней студии можно приобрести Adam A8X и сэкономить порядка 12 тыс. рублей.

Отзывы на Яндекс.Маркете

Focal-SM9

Focal SM9

Единственный трёхполосный студийный монитор в рейтинге. Это акустический центр, состоящий из двух мониторов, заключённых в один корпус. Мощность — 600 Вт. Динамики ВЧ, СЧ, мидвуфер и пассивный излучатель позволяют этому оборудованию выдавать идеальную АЧХ, что необходимо для записи и сведе́ния звука. Особенность конструкции и реализация технологии Bi-amping обеспечивают раздельную регулировку НЧ и ВЧ. При производстве монитора используются уникальные материалы и технологии:

  • купол ВЧ драйвера перевёрнут, выполнен из бериллия;
  • пассивный излучатель оснащён композитным бас-резонатором в форме литеры W;
  • в излучателях применяется трёхслойный материал — стекло – пена – стекло;

Цена — 236 тыс. рублей.

  • качество звука;
  • мощность;
  • поддержка Bi-amping;
  • пассивный излучатель;
  • мониторинг ближнего/среднего поля.

Техника идеальная для профессиональных студий звукозаписи, эталон качества для многих звукорежиссёров. В домашней студии такой монитор будет слишком массивным и мощным. Более разумным решением по цене и эргономике будет Adam A8X.

Источник: tehrevizor.ru

Студийное освещение: из чего состоит и как настроить

Предстоит первая съёмка в студии? Непонятно, как работать со студийным светом? Что значат все эти кнопки на моноблоках постоянных и импульсных источников? Рассказываем, как настроить студийный свет, из чего он состоит, что такое моноблок и какие у него есть настройки.

Начинать настройку света нужно с одного источника, постепенно включая и добавляя остальные / pixabay.com

Свет для фотостудии — из чего состоит

Студийный свет — не просто висящая в воздухе лампочка. Это целая система, которая может испугать разнообразием непонятных насадок, приборов, стоек. Особенно, когда световых приборов несколько, они в хаосе разбросаны по студии, и нужно понять, что с этим делать и к чему подступиться.

Давайте разберём, из чего состоит комплект студийного света.

Моноблок

Прибор, который даёт свет. По сути, та же вспышка, но «моноблоком» его называют из-за того, что он совмещает в себе несколько функций: светит; позволяет настраивать мощность света и канал синхронизации; включает пилотный свет (слабый постоянный свет, который подсвечивает сцену съёмки для удобства моделей и фотографа), для чего в него встраивают дополнительные лампы, а также спасает свет от перегрева с помощью встроенной системы охлаждения.

Студийный моноблок отличается от внешней вспышки мощностью, скоростью работы и возможностью менять характер света с помощью насадок / Фото: negahshop.com

Бывают моноблоки импульсного света и постоянного света.

— Моноблок импульсного света или импульсный свет. Он не светит постоянно и срабатывает, когда фотограф нажимает на кнопку спуска затвора. Для того, чтобы вспышка поняла, когда ей срабатывать, нужен синхронизатор. Такой свет отличается высокой мощностью, что позволяет получать качественные снимки даже на самой бюджетной технике.

— Моноблок постоянного света. Светит непрерывно. Для того, чтобы с ним работать, не нужен синхронизатор. Такой свет проще для новичка: сразу виден светотеневой рисунок, а также не нужно разбираться с настройками синхронизатора. Но такой свет реже встречается в студиях, а также для него нужна светосильная оптика.

Стойка

Стойка — это то, на что крепится моноблок, чтобы не приходилось держать его в руках. От штативов их отличает повышенная прочность и большой вес — они должны быть сверхустойчивыми, чтобы выдерживать тяжёлые источники света и насадки. Для некоторых стоек производители выпускают специальные колёсики, чтобы фотографу или ассистенту было легче передвигать свет по студии.

Большинство стоек похожи на классические треножные штативы. Но также в студии можно встретить специальную стойку — журавль. Это сложная система с грузом-противовесом, которая позволяет поднимать свет высоко над моделью, а также выдерживает тяжелые светоформирующие насадки. Например, журавль Avenger A4050CS выдерживает вес до 30 кг.

Светоформирующая насадка

Это приспособления, которые крепятся на моноблок и меняют тип света. Они могут сделать свет мягким или жёстким.

Мягкий свет — рассеянный, даёт плавный светотеневой рисунок, когда тень словно растушёвана и плавно перетекает в средний тон. У такого света тени не очень тёмные, а блики — не ярко выражены. Мягкий свет можно получить с помощью софтбоксов и зонтов.

На снимке три источника света на трёх стойках и с тремя квадртаными софтбоксами в качестве светоформирующих насадок / pixabay.com

Жёсткий свет — резкий и контрастный. Тени у такого света густые, тёмные и чётко очерченные. Блики также выражены ярко. Такой свет дают тубус, рефлектор.

Считается, что средний свет можно получить с помощью портретной тарелки. Но, если на неё надеть модификатор — соты, то свет будет скорее жёстким. Это происходит потому, что соты направляют световой поток, а не рассеивают.

Подробно про виды насадок для студийного света и то, в каких случаях их лучше использовать, в материале.

Устройство питания

Чаще всего моноблок питается от розеток с помощью специального кабеля. Он идёт в комплекте со светом, его не нужно докупать. Но также встречаются беспроводные моноблоки, которые работают на аккумуляторах. Например, Jinbei HD-200pro.

Как настроить свет — управление настройками импульсного моноблока

Чтобы настроить импульсный или постоянный свет в фотостудии, нужно поработать с панелью на задней части моноблока. Разбираемся, какие там есть рычажки и кнопки, а также что они значат.

Включает или выключает моноблок.

Её могут обозначать цифрами (например, от 4 до 10), процентами или в диафрагменных числах, которые называют ступенями. С процентами просто — чем меньше число, тем слабее свет, а сам отсчёт идёт от 0 до 100%. С цифрами так же — чем меньше число, тем слабее вспышка.

Если же на приборе вы видите 1/1, ½, ¼, ⅛, 1/64, 1/128, значит, производитель моноблока отображает мощность в диафрагменных числах. Число 1/1 — это максимальная мощность, на которую способен данный свет, а 1/128 или 1/256 — минимальная. Минимальная мощность зависит от конкретной модели света.

Иногда, когда вы регулируете мощность света, рядом с этими цифрами могут появиться другие с + или — рядом. Например, +0,3. Это «шаги», которые позволяют более тонко настраивать мощность, чуть увеличивая или уменьшая её.

Если нажать на кнопку, вспышка сбросит накопленный заряд. Это полезно, если вы поменяли мощность в меньшую или большую сторону и хотите «обнулить» моноблок, чтобы следующий кадр получился с нужной вам настройкой.

У постоянного студийного света кнопки Test нет, так как он горит непрерывно и ему не нужно ничего накапливать для вспышки / pixabay.com

Кнопка, которая связывает импульсный студийный свет и синхронизатор. Можно выбрать один из двух вариантов в зависимости от типа синхронизатора: RADIO или IR (от слова «инфракрасный»). Радиосинхронизаторы удобнее тем, что он и источник света могут находиться на большом расстоянии друг от друга. У инфракрасных радиус действия меньше, зато они могут «поджигать» вспышки разных моделей.

Как выбрать подходящий синхронизатор, читайте в этом тексте. У постоянного света такой кнопки нет.

Чтобы в одной студии или в одном помещении радиосинхронизаторы не конфликтовали между собой, мы можем для каждой пары синхронизатор-моноблок задать свой канал. Это как выбрать нужную частоту радио в автомобиле. Нажав на эту кнопку, с помощью кнопки регулировки мощности вы можете выбрать нужный канал и букву. Такие же канал и буква должны стоять на синхронизаторе.

Импульсному свету нужно некоторое время, чтобы перезарядиться. С помощью этой настройки можно выбрать, как вспышка будет сообщать о готовности к работе.

Для этого есть три режима:

  • BEEP/AUDIO (у разных производителей разные названия). Вспышка пикает, когда перезарядилась.
  • DIM. Моноблок включает пилотный свет, когда вспышка готова к работе.
  • FC (flash check). Пилотный свет выключается, когда импульсный свет готов.

То есть в первом случае мы понимаем, что свет готов к работе, по звуку, а во втором и третьем — по свету.

Если ни одна из этих функций не подсвечена, то вспышка никак не будет сигнализировать о том, что накопила заряд нужной мощности. В таком случае, если она не будет успевать перезарядиться, то часть кадров будет чуть темнее, чем остальные.

Настраивает пилотный свет. Пилотный свет — это постоянный свет невысокой мощности у импульсных источников. Его включают, чтобы понять, какой светотеневой рисунок будет на модели, помочь сфокусироваться, если вы снимаете в тёмной комнате, и сообщить, что вспышка готова к работе (если Ready стоит в режиме DIM).

— Prop (от «пропорциональный»). Чем сильнее импульсный свет, тем мощнее будет светить пилотный.
— Free. Позволяет самостоятельно настроить мощность пилотного света. Для этого нажмите кнопку Model Set и выберете нужное число.
— Full. Всегда максимально яркий пилотный свет, независимо от мощности вспышки.

Позволяет управлять моноблоком дистанционно, если есть специальный пульт (подойдёт для Raylab RL-100 Sunlight), который нужно докупать. Но, например, у Godox SL150II пульт идёт в комплекте.

Настройка постоянного студийного света

У постоянного света, как правило, меньше настроек. У многих моделей, особенно бюджетных, может быть всего две кнопки — включение и регулировка мощности. Более дорогие модели позволяют также настраивать цветовую температуру. На примере Godox SZ150R RGB разберёмся, как настроить профессиональный постоянный свет для фото и видео.

Еще по теме:  Как подключить камеру видеонаблюдения к монитору своими руками

На фото бюджетный постоянный свет. Идеально для новичка, так как не нужно разбираться в большом количестве кнопок настройки, а также для предметной съёмки, так как свет эконом-сегмента небольшой по мощности / pixabay.com

  • Кнопка включения. Включает или выключает источник света.
  • MENU. Позволяет настроить канал для беспроводного управления, включить управление через Bluetooth или включить вентилятор для охлаждения.
  • FX. Позволяет установить один из 37 эффектов освещения. Например, сымитировать сломанную лампочку, свет от свечи, мигалку полицейской машины.
  • DIM. Мощность света.
  • HSI. Позволяет выбрать цвет света, его насыщенность и яркость.
  • CCT. Режим для настройки баланса белого. Можно сделать цвет теплее/холоднее, а также настроить оттенок — зеленее или пурпурнее.

Источник: www.fotosklad.ru

Из чего состоит студийный монитор

Обзор студийных мониторов Focal Alpha

Французская компания Focal JM Lab была создана в 1979 году для производства динамиков и акустических систем.

Продукция компании быстро завоевала популярность благодаря отменному звуку и высокому качеству изготовления. Динамики Focal используются другими производителями акустических систем класса Hi-End и топовой автомобильной акустики, где имеют заслуженный успех. Студийные и контрольные мониторы компания выпускает самостоятельно и под собственным именем.

На протяжении многих лет вся технологическая цепочка, начиная от разработок и заканчивая производством готовых акустических систем, территориально была сосредоточена в одном месте, и только в последние годы сборочные мощности были частично выведены из Франции в страны Юго-Восточной Азии. Под маркой Focal Professional выпускается несколько линеек мониторов. В течение последних лет основу составляли студийная серия SM и серия CMS, ориентированная в большей степени на постпродакшн. В текущем году компания выпустила новые двухполосные студийные мониторы серии Alpha. Они также построены на основе патентованных технологий Focal, но изначально проектировались для пользователей с ограниченным бюджетом.

Общие сведения

Мониторы Focal Alpha предназначены для работы в ближнем поле. Производитель рекомендует считать таковым диапазон расстояний примерно от 0,4 до 3 м. В линейку входят три модели: Alpha 50, Alpha 65 и Alpha 80. Числа в названиях соответствуют размеру низкочастотного динамика: 5, 6,5 и 8 дюймов. Основные технические характеристики всех трех моделей сведены в таблицу.

Мониторы поставляются поштучно, упаковка состоит из двух коробок, вложенных одна в другую. Монитор помещен в пакет из синтетического нетканого материала и находится в ложементах из вспененного полиэтилена. В комплект поставки входят два кабеля питания (под разные розетки), инструкция по эксплуатации и четыре круглые самоклеящиеся резиновые ножки.

МО Focal Alpha november

Вся линейка Alpha имеет единый дизайн акустического кабинета. Корпус сделан из MDF толщиной 15 мм и отделан черным винилом. Боковые стенки выпуклые, они придают корпусу мониторов своеобразную «пузатость». Фазоинверторы оригинальной сдвоенной конструкции выведены на переднюю панель. Между портами расположен логотип компании, который при включении питания подсвечивается белым.

Мониторы построены по технологии раздельного усиления секций (bi-amping) — в низкочастотном и в высокочастотном канале работают отдельные усилители (класс АВ).

Все органы управления и коммутационные разъемы находятся на задней панели. Для коррекции частотной характеристики есть два шельфовых фильтра с управляемым уровнем фильтрации. Низкочастотный работает в интервале 0-300Гц (последняя цифра — частота среза) с глубиной от 6 до +6 дБ.

Высокочастотный фильтр имеет частоту среза 4,5 кГц, соответственно, уровень усиления или ослабления сигнала одновременно меняется в очень широкой полосе частот, вплоть до 22 кГц. Глубина воздействия регулируется в пределах +/3 дБ. Настройка фильтров осуществляется двумя потенциометрами с легким плавным ходом.

Усилители имеют режим Auto standby, активируемый при включении электропитания. Рядом с клавишей включения при этом светится красный светодиод. Чтобы «разбудить» усилитель, нужно просто подать звуковой сигнал на вход (достаточно напряжения около 3 мВ). Активация происходит автоматически, через одну-две секунды после появления звука. Светодиод при этом гаснет.

Если сигнал на входе отсутствует более 30 минут, усилители автоматически вновь переключаются в спящий режим.

Регуляторы уровня усиления в данной линейке не предусмотрены, так что для настройки громкости следует пользоваться возможностями источника сигнала (например, микшера). Каждый монитор имеет два звуковых входа: XLR для симметричного подключения и RCA для несимметричного. Есть переключатель Sensitivity, имеющий два положения: 0 дБ и +6 дБ.

В большинстве случаев рекомендована работа с уровнем 0дБ. Если же источник уже отдает полный сигнал, а громкости все еще не хватает, можно переключиться в позицию +6 дБ. Она предназначена для увеличения максимального звукового давления (SPL), и на практике действительно позволяет выиграть дополнительные децибелы.

Производитель рекомендует до начала ответственной эксплуатации прогреть и немного «размять» новые динамики, чтобы они вышли на рабочий режим. Для этого их нужно погонять один-два дня на среднем уровне громкости. Лучше использовать музыкальный сигнал с достаточным количеством низких частот, поскольку от этого напрямую зависит амплитуда движения диффузоров. Согласно документации, ориентировочное время прогрева составляет около 20 рабочих часов.

Конусные диффузоры низкочастотных динамиков сделаны из патентованного материала Polyglass, применяемого также в серии CMS. Суть технологии производства этого материала, упрощенно, состоит в том, что на бумажную поверхность, покрытую тонким адгезивным слоем, распыляется слой стеклянных микросфер. Готовый диффузор по прежнему отличается легкостью, и в то же время приобретает значительную жесткость, что необходимо для точной передачи звука. По оценкам инженеров Focal, индекс жесткости материала Polyglass выше, чем у полипропилена и однослойного кевлара, которые широко используются для изготовления диффузоров низко и среднечастотных динамиков акустических систем. И, что важно, он легче.

МО Focal Alpha november4

Для проверки качества новых диффузоров в компании Focal используется многоступенчатый контроль.

Один из основных методов — лазерная интерферометрия. Это оптический анализ с визуальным контролем. Результаты теста выводятся в виде трехмерной голограммы, на которой можно увидеть области разного цвета и формы. Любое отклонение от нормы видно даже невооруженным глазом. Проверке подвергается каждое изделие, без исключений.

Такой контроль позволяет не просто отбраковывать неудачные экземпляры, но и гарантировать сходство механических характеристик всех оставшихся. Это, в свою очередь, помогает добиться близкого звучания мониторов. И если, например, вы хотите подобрать оптимальную стереопару, то можете брать любые два экземпляра. Они уже сбалансированы.

Для изготовления высокочастотных динамиков тоже используются фирменные технологии Focal. Диффузор такого динамика представляет собой опрокинутый (вогнутый) купол из алюминия. Алюминий — очень легкий металл, что способствует построению диффузора с хорошим откликом на высокие частоты.

В документации производителя не упоминаются легирующие добавки, но, вероятно, они есть, поскольку без них этот металл довольно мягкий, а излучателю необходима определенная жесткость. Вогнутая конструкция позволяет улучшить механическую связь катушки с излучателем, также сделав ее более жесткой. Соответственно, купол транслирует колебания звуковой катушки без каких-либо искажений, и частотная характеристика громкоговорителя получается достаточно ровной. Вогнутый купол в сочетании с волноводом уменьшает направленность излучения, что позволяет в значительной степени избавиться от такого явления, как внеосевое окрашивание на высоких частотах.

МО Focal Alpha november5

Одной из особенностей данной линейки мониторов является то, что они сохраняют тональный баланс в широком диапазоне громкости воспроизведения. Забегая вперед, отмечу, что ровность звучания при изменении уровня сигнала действительно сохранялась на хорошем уровне.

До настоящего момента, насколько мне известно, производство всех комплектующих для сборки мониторов всех серий Focal находится во Франции. На фабрике работают опытные мастера с многолетним стажем работы. Именно они обеспечивают неизменное качество продукции, поскольку множество операций проводится вручную. Никаким конвейером их заменить просто невозможно.

Но никто и не пытается, поскольку эти же специалисты вполне обеспечивают нужные объемы выпуска. Неудивительно, что на предприятиях Focal отсутствует кадровая текучка.

А вот окончательную сборку, судя по надписи «Made in China», мониторы серии Alpha проходят в Китае. Она качественная, никаких механических, электрических и прочих изъянов выявить не удалось.

МО Focal Alpha november1
Прослушивание

Оценка мониторов проводилась, главным образом, по субъективным признакам. Тестовым материалом для прослушивания послужили готовые, многократно прослушанные и хорошо знакомые музыкальные записи, снятые с фирменных компакт-дисков, частично отечественных, частично зарубежных.

Весь список перечислять не буду, большая его часть упоминалась в предыдущих статьях, посвященных студийным мониторам (речь идет о статях из предыдущих номеров журнала «Звукорежиссер» — прим. ред.). Скажу лишь, что использовалась самая разнообразная музыка: и акустическая, и электроакустическая, и электронная.

Это классические произведения в оркестровом исполнении, джаз, рок-н-ролл, а также разноплановая музыка, для записи которой применялись электрогитары и синтезаторы (в частности, работы таких музыкантов и коллективов как Peter Gabriel, Dire Straits, Yello, Astrix, Mike Oldfield, Faithless и других). Кроме этого использовались записи фортепианной и гитарной музыки, а также специальные тестовые треки с ударными и перкуссионными инструментами. Первоначально я потратил какое-то время на прослушивание музыки на одной модели, привыкая к звучанию. Через некоторое время переходил на другую, потом, через какоето время, на третью. Затем я стал прослушивать мониторы попарно, часто переключаясь между двумя моделями, сравнивая их между собой.

Еще по теме:  Как перевернуть изображение на мониторе компьютера с помощью клавиатуры

Focal Alpha 80

Focal Alpha 80 Мониторы студийные

31600 Р
Cтудийный монитор ближней зоны Focal Alpha 80, нч драйвер 8″, твиттер 1″, аналоговые входы XLR, RCA, частотный диапазон 35Гц-22000Гц, мощность 40 Вт-ВЧ, 100 Вт-НЧ.Подробнее

Модель Alpha 80 просто поразила своим мощным и глубоким басом. Для любителей использовать системы формата 2.1 (то есть с субвуфером) могу отметить, что в помещениях средних размеров (до 20 кв.м.) эти мониторы вполне способны обходиться своими силами.

Чаще всего баса было даже больше, чем нужно (при нейтральной настройке фильтра), но тут, вероятно, нужно делать поправку на несовершенную акустическую подготовку помещения, в котором проводилось прослушивание. Я пробовал корректировать звук низкочастотным шельфовым фильтром. Напомню, он влияет на частоты, расположенные ниже 300 Гц.

При небольшом понижении уровня, на 23 дБ, субъективный баланс «низ-верх» выравнивался. Басы, оставаясь полновесными и плотными, уже не так сильно действовали на слух, оставляя место для восприятия остальных частот. При этом сохранялось приятное ощущение, что в нижнем диапазоне частот я слышу все.

Средние и высокие частоты в модели Alpha 80 звучат ровно и прозрачно. Хлесткая шумовая перкуссия передается с соответствующей резкостью, мелодические инструменты тоже работают внятно. Фортепиано, например, звучит полновесно, с пружинистым низом и открытым верхом.

Что касается акустической гитары, то ее вообще-то нормально слышно, однако в сложных случаях я люблю дополнительно контролировать ее мониторами с более выпуклой частотной характеристикой в верхней середине. Просто потому, что разглядывать мелкие детали под увеличительным стеклом всегда проще, чем напрягать глаза (эта формула справедлива и для звука). В Alpha 80 гитара звучит ровно: у нее не наблюдается бубнения или чегото подобного, но и не подчеркивается характер. Она просто нейтральная, без украшательств, а именно это и обычно и требуется от студийных мониторов. Кстати, компания не указывает в промоматериалах разделительную частоту кроссовера, но если судить по ясности среднечастотного диапазона, то эта частота должна находиться довольно низко.

Focal Alpha 65

Focal Alpha 65 Мониторы студийные

22950 Р
Cтудийный монитор ближней зоны Focal Alpha 65, нч драйвер 6,5″, твиттер 1″, аналоговые входы XLR, RCA, частотный диапазон 40Гц-22000Гц, мощность 70 Вт-Нч, 35 Вт-Вч.Подробнее

Модель Alpha 65 в аналогичных условиях сразу показалась мне оптимально сбалансированной по частотам. Бас в ней реально глубокий, плотный, притом, что мощность низкочастотного усилителя, как

и размер динамика, меньше, чем в старшей модели. Сидя напротив мониторов, я наслаждаюсь басами, но при этом уже не начинаю вибрировать всем телом в такт музыке. Кстати, существует мнение, что при мониторинге в ближнем поле восприятие басов может искажаться, если акустические системы имеют фронтальные порты фазоинвертора. Это обусловлено движением воздуха, которое и создает у слушателя «лишние» ощущения. Что касается мониторов Focal Alpha, то на относительно близком расстоянии от них (около одного метра) воздушные потоки на лице не ощущаются.

Область средних частот в Alpha 65, по ощущениям, ровная. В принципе, вся середина хорошо читается, резкие удары перкуссии слышны именно резко, без завалов и иных перекосов. Звуковая картина имеет хорошую глубину. Верх открытый, ровный, спокойный. «Воздух» в аранжировке, например, в тонких и длинных реверберационных хвостах, нормально прочитывается.

В принципе, эти мониторы хорошо прорабатывают любой звуковой материал, но мне в большей степени понравилась передача спокойной акустической музыки. Она воспроизводится живо и естественно. В звуке контрабаса, например, отчетливо ощущается вибрация деки, то есть инструмент имеет ощутимое «тело».

Духовые тоже звучат практически так, как если бы я слушал их, находясь в одном помещении с исполнителями. Вокал великолепен, в особенности, в акустической музыке, где он имеет минимум обработки.

Вокалист слышен буквально рядом; голос открытый, разборчивый, и если звук опирается на низкие гармоники (например, в женском «грудном» тембре), то эта опора также аккуратно прорабатывается. Отчетливо слышна смена дыхания. Для жестких стилей электронной музыки в работе мониторов противопоказаний тоже не нашлось. В Alpha 65 достоверно воспроизводится и плотный низ, и прозрачный верх, и ровная середина со всеми деталями. Так что я готов поставить этим мониторам отличную оценку.

Focal Alpha 50

Focal Alpha 50 Мониторы студийные

22500 Р
Активный контрольный двухполосный звуковой монитор ближнего поля Focal Alpha 50, динамики 5″ НЧ и 1″ ВЧ, 45 Гц до 22 кГц, усилители 20 Вт ВЧ и 35 Вт НЧ.Подробнее

Младшая модель, Alpha 50, в целом тоже показала себя хорошо, однако понравилась мне меньше, чем Alpha 65. В общем случае низких частот недостаточно, звуку не хватает опоры. Само звучание разборчивое, столь же ровное, как в остальных моделях, но при этом я ощущаю его как неполное именно из-за басов.

Эту разницу особенно хорошо слышно при быстром переключении звука между разными моделями мониторов. От старшей модели содрогается пространство, средняя модель отрабатывает насыщенное полновесное звучание, в то время как младшая модель на их фоне кажется очень легкой, какойто воздушной, что ли.

В этом есть и свой плюс, наверное, поскольку относительная слышимость верхней части спектра несколько улучшается. Звучание этой модели в целом кажется легче и как бы светлее, чем в более крупных моделях, хотя общий характер звука каким-то образом сохраняется. Однако, как оказалось, отдачу в басовом диапазоне можно ощутимо скорректировать шельфовым низкочастотным фильтром.

Для эксперимента я пробовал сблизить звучание моделей Alpha 65 и Alpha 50, покрутив ручки НЧ-фильтра. В первой модели опустил полку примерно до отметки 4 дБ, а во второй увеличил на те же 4 дБ. В результате звучание разных мониторов стало настолько похожим, что вслепую отличить их, в общем случае, было практически невозможно.

Нет, наверное, можно найти такой звуковой материал, на котором эти отличия станут заметными. Дело ведь не только в усилении, но и в размере диффузора, а он остается неизменным. Но настолько глубокими изысканиями я не занимался, поскольку сильную тембровую коррекцию в студийных мониторах считаю излишеством.

Резюме: в целом все прослушанные модели мониторов звучат ровно и достоверно. Небольшие отличия между ними проявились в басах, что естественно, учитывая разные размеры НЧ-динамиков. Средние и высокие частоты во всех трех моделях воспроизводятся практически одинаково, ровно, без каких-либо специфических особенностей.

Это даже немного скучно, потому что не к чему придраться. Учитывая размеры используемого помещения, я для себя определил фаворитом именно среднюю модель, Alpha 65. Она предоставила мне полный диапазон и идеальный частотный баланс. К сожалению, в текущий момент у меня не было иных мониторов, близких по цене, чтобы провести сравнительное прослушивание.

Мониторы из более низкой ценовой категории, которые, из интереса, я отслушал в связке с Focal Alpha, в сравнении с ними дружно показали слегка приподнятую верхнюю середину. Не критично, однако заметить можно. Но это частности, и в рамках данной статьи углубляться в них мы не будем.

Взгляд со стороны

МО Focal Alpha november2

Мониторы Focal Alpha совсем недавно на рынке, они мало кому известны, однако мне хотелось собрать по ним хоть какуюто статистику, чтобы сравнить чужие впечатления с собственными. Коекакая информация обнаружилась, в частности, на англоязычном сайте производителя. Один из пользователей выразил компании свое недовольство тем, что в его экземпляре Alpha 50 недостоверно отрабатывается диапазон частот от 1,5 до 3 кГц. Он приобрел их, прочитав положительные отзывы в одном из журналов, и в результате остался недоволен покупкой. Еще было высказано пожелание, что «усилитель не мешало бы сделать мощнее», но при этом автор отметил также, что мониторы одинаково хорошо работают в различном диапазоне громкости. То есть, и при тихом, и при громком прослушивании АЧХ остает
ся примерно одинаковой, но он предпочитает работать на высокой громкости. Другие отзывы были менее многословными, встречались оценки типа «для моих целей — самое то» и были, в целом, нейтральными.
По старшей модели ничего существенного мне найти не удалось, а вот по модели Alpha 65 встретилось довольно много отзывов счастливых владельцев. Практически все они давали положительную
оценку, причем, в большинстве случаев весьма эмоциональную («это потрясающе», «великолепные студийные мониторы», «изумительное ощущение» «так держать, Фокал»). Единственный нейтральный
отзыв содержал сухое «я удовлетворен».

Подводя итог, хочу сказать, что компания Focal верно оценила тенденции, выпустив качественные, и при этом недорогие мониторы. Оказывается, такое возможно, хотя раньше почему-то не практиковалось.
Линейка Alpha достойно продолжает традиции качества Focal и полностью оправдывает обещания производителя. Отмечу лишь, что младшую модель не считаю столь же универсальной, как две другие, хотя и помню, что в ней можно неплохо «накрутить бас». Для малой бюджетной студии, полагаю, лучшим вариантом будет Alpha 65, а для относительно большого помещения — Alpha 80.

Зато модель Alpha 50, в силу небольшого размера, отлично впишется в роль контрольного монитора, например, для эфирной аппаратной. Правда, с этой точки зрения более выигрышной кажется модель из другой линейки — Focal CMS40. Она еще меньше по размерам, но при этом немного дороже.

Источник: mmag.ru

Оцените статью
Добавить комментарий