Приведем пример системы сценического звукового оборудования для ансамбля состоящего из ударных, бас-гитары, двух электрогитар, клавишных и вокала.
В этот раз мы будем использовать 32-канальный аналоговый микшер MGP32X, активные акустические системы DXR12mkII и DXS18 в качестве основных колонок и сабвуферов и DXR12mkII в качестве мониторов.
1. Размещение и подключения микшера и основных акустических систем
Размещение и подключение микшера MGP32X и основных активных акустических систем DXR12mkII и DXS18 будет таким:
(1) Сначала выберите местоположение микшера. В идеале это обычно центр зоны для публики, где звук слышен лучше всего. Постарайтесь найти такое местоположение, которое является наилучшим в данных конкретных условиях. Установите микшер на столе или стойке такой высоты, которая позволит легко им управлять.
Установка студийных мониторов за 7 минут
(2) Установите колонки слева и справа от переднего края сцены, чтобы они не создавали помехи для микрофонов и акустическую обратную связь. Установите сабвуферы на пол или на сцене и закрепите колонки DXR12mkII на стойке или штанге так, чтобы их нижняя часть находилась на уровне ушей слушателей.
(3) Подготовьте источники питания для микшера и активных акустических систем. Не включайте питание, так как еще не выполнены все необходимые кабельные соединения.
(4) Соедините разъем INPUT [Вход] активных АС с разъемом STEREO OUT [Стереовыход] микшера кабелями типа XLR.
(5) Соедините разъемы OUTPUT АС DXS18 и INPUT АС DXR12mkII с помощью кабеля XLR. Затем установите переключатель THROUGH/HPF POST в положение HPF POST и выберите частоту разделения с помощью переключателя X-OVER.
2. Далее настройте мониторные АС для находящихся на сцене исполнителей.
— Раскладка мониторинга по каналам
При использовании каналов AUX [Дополнительный] сигналы на входе микшера могут передаваться на мониторные АС с использованием собственного баланса звучания для каждой. Мониторный аудиосигнал передается исполнителям через каналы AUX следующим образом:
AUX1: посыл аудиосигнала на монитор ударных
AUX2: посыл аудиосигнала на монитор бас-гитары и электрогитары 1
AUX3: посыл аудиосигнала на монитор синтезатора и электрогитары 2
AUX4: посыл аудиосигнала на монитор вокала
(1) Установите по монитору DXR12mkII возле места нахождения каждого исполнителя. Расположите микрофоны бэк-вокалистов так, чтобы исключить возникновение обратной связи.
(2) Подключите источники питания активных АС, используемых для мониторинга, к электросети. Поскольку выполнены еще не все необходимые кабельные соединения, пока не включайте питание.
Установка студийных мониторов
(3) Подключите выходы AUX микшера MGP32X к акустическим системам XLR-кабелями.
Примечание: при подключении нескольких микрофонов и инструментов вы можете упорядочить выполняемые соединения путем использования «змея» (кабеля с несколькими изолированными жилами), позволяющего подключить несколько кабелей к одному гнезду.
9 | Бас-барабан | Динамический микрофон |
10 | Малый барабан | Динамический микрофон |
11 | Хай-хэт | Конденсаторный микрофон |
12 | Том-том 1 | Динамический микрофон |
13 | Том-том 2 | Динамический микрофон |
14 | Напольный том | Динамический микрофон |
15 | Подвесной микрофон для ударной установки (L) | Конденсаторный микрофон |
16 | Подвесной микрофон для ударной установки (R) | Конденсаторный микрофон |
17 | Бас-гитара (прямое включение) | Прямое подключение |
18 | Электрогитара 1 | Динамический микрофон |
19 | Электрогитара 2 | Динамический микрофон |
20 | Вокал (электрогитара 1) | Динамический микрофон |
21 | Вокал (электрогитара 2) | Динамический микрофон |
22 | Вокал (бас-гитара) | Динамический микрофон |
23 | Солист | Динамический микрофон |
25.26 | Синтезатор (L, R) | Прямое подключение |
* MGP32X оснащается 16 компрессорами COMP для 9–24 каналов
— Динамический микрофон: подключается к входу микшера XLR-кабелем.
— Конденсаторный микрофон: как и динамический микрофон, подключается к входу микшера, после чего нужно включить фантомное питание.
— DI-блок для бас-гитары: бас-гитара подключается к DI-блоку кабелем с соединителем phone, а выход DI-блока подключается к входу микшера XLR-кабелем. Кроме того, DI-блок подключается кабелем с соединителем AMP к басовому усилителю, чтобы звук шел и с усилителя. Если используется DI-блок активного типа (т. е. требующий наличия источника питания), а аккумулятор не используется, необходимо, как и в случае конденсаторного микрофона, включить фантомное питание.
Аббревиатура DI расшифровывается как «Direct Injection» («прямой ввод»). Блок прямого ввода преобразует высокий импеданс в низкий, а несимметричные сигналы – в симметричные, более подходящие для передачи в микшер по длинному кабелю. Одни DI-блоки являются пассивными, а другие – активными (т. е. требующими подвода питания от аккумулятора или от источника фантомного питания в микшере).
Аббревиатура DI расшифровывается как «Direct Injection» («прямой ввод»). Блок прямого ввода преобразует высокий импеданс в низкий, а несимметричные сигналы – в симметричные, более подходящие для передачи в микшер по длинному кабелю. Одни DI-блоки являются пассивными, а другие – активными (т. е. требующими подвода питания от аккумулятора или от источника фантомного питания в микшере).
4. Расстановка микрофонов
— Установите микрофонные стойки на позициях вокальных микрофонов и присоедините микрофоны.
— Для электрогитар установите микрофонные стойки так, чтобы микрофоны были обращены в сторону акустических систем, подключенных к каждому из усилителей, и присоедините микрофоны.
— Для ударных установите микрофонные стойки у каждой из частей ударной установки (педальный барабан, малый барабан, педальная тарелка, томы, позиции надголовных микрофонов) и присоедините микрофоны. Расположите микрофоны так, чтобы барабанщик не мог случайно по ним ударить.
5. Включение питания
(1) Установите имеющиеся на микшере регуляторы GAIN [Усиление], фейдеры и регуляторы громкости активных акустических систем на минимум.
(2) При включении питания сначала включайте микшер, а затем – активные АС, чтобы избежать появления неожиданного щелчка. И наоборот, при выключении питания сначала выключайте активные АС, а затем – микшер.
6. Проверка звука на входе и выходе
Приведем пример для одного вокального канала.
Отрегулируйте уровень основных активных акустических систем. Установите переключатель входа MIC/LINE DXR12mkII в положение LINE. Установите регулятор LEVEL в положение «12 часов».
Примечание: это временная установка громкости активных АС. Позднее по мере необходимости изменяйте громкость до подходящего уровня.
Далее задайте установки параметров микшера.
(1) Переведите главный переключатель каналов STEREO в положение включения.
(2) Повысьте уровень сигнала главным фейдером STEREO до нуля.
(3) Установите переключатель ON 23 канала во включенное положение.
(4) Поворачивая регулятор усиления GAIN, повышайте громкость до тех пор, пока не загорится лампа SIG [Сигнал] рядом с фейдером. Задайте регулятором GAIN такой уровень, при котором индикатор PEAK [Пиковый уровень] не загорается даже в том случае, если вокалист поет в полный голос или музыканты играют громко.
Примечание: индикатор PEAK загорается, если превышен максимально допустимый уровень сигнала на входе микшера (звук при этом искажен). Для получения сбалансированного микса поверните регулятор GAIN в такое положение, при котором уровень входного сигнала остается ниже точки начала искажений.
Примечание: поскольку уровни выходного сигнала электрических и электронных инструментов (например, клавишных) могут быть высокими, уровень сигнала на входе микшера может уже превышать максимально допустимый. В этом случае нажмите переключатель PAD, чтобы понизить уровень входного сигнала, а затем отрегулируйте усиление регулятором GAIN.
(5) Установите переключатель ST (стерео) 23 канала во включенное положение и проверьте наличие звука, постепенно перемещая фейдер до отметки «0».
Повторите этапы (3) – (5) для других каналов, регулируя громкость на входе для каждого канала. Следующая задача – отрегулировать общие уровни громкости звука во время игры музыкантов.
7. Микширование громкости и регулирование панорамы
После того как заданы приемлемые уровни громкости всех каналов, попросите музыкантов сыграть какую-нибудь композицию и отрегулируйте громкость фейдерами так, чтобы музыка звучала сбалансированно. Ключ к успешному микшированию – сделать так, чтобы входной аудиоматериал, громкость которого ниже (например, вокальные партии) был лучше различим на слух.
При микшировании обратите особое внимание на баланс между вокальными партиями и теми инструментами, которые на сцене звучат громко (такими как живые ударные и подключенная к усилителю электрическая или бас-гитара).
Помимо того, отрегулируйте позиционирование (баланс влево-вправо) звуковых составляющих регуляторами PAN [Панорама].
Панорамирование инструментов с более низкими тембрами звучания (такими как педальные барабаны и бас-гитара) и партий вокала (которые обычно играют заметную роль в песнях) со сдвигом в центр звуковой панорамы делает музыку сбалансированной и лучше воспринимаемой на слух.
В данном примере клавишный инструмент подключен к стереоканалу. Обычно функция PAN, применяемая к стереоканалам, работает в режиме BAL (панорамирование с балансировкой). Если регулятор PAN установлен в центральное положение, звук равномерно распределяется между левой и правой половинами звуковой панорамы. Используйте этот регулятор для смещения баланса влево-вправо, если вы слышите разницу в громкости между левой и правой зонами.
Если требуется дополнение звуковой панорамы том-томами, их можно панорамировать справа к центру и затем влево, чтобы звуки за счет плотного насыщения панорамы казались раздающимися прямо перед вами.
Если гитар или других инструментов несколько, попробуйте панорамировать каждый из них в немного другое положение, больше соответствующее его физическому расположению на сцене.
8. Использование функции группирования
Микшерная консоль MGP32X оснащена 4 шинами GROUP [Группа]. Эти «группы» можно использовать в различных целях. В микшировании они полезны для группирования сигналов нескольких каналов перед их подачей на мастер-выходы.
К примеру, у вас в общей сложности восемь каналов ударных. При повышении и понижении общей громкости ударных должны одновременно перемещаться все восемь фейдеров. Однако если используется функция группирования, это достигается путем использования всего лишь двух фейдеров.
(1) Переведите переключатели назначения ST для каналов ударных в положение выключения.
(2) Переведите переключатели каналов ударных для групп 1 и 2 в положение включения.
(3) Переведите мастер-секции GROUP1 и GROUP2 в положение включения.
(4) Переведите переключатели назначения ST для GROUP1 и 2 в положение включения.
(5) Поднимите фейдеры GROUP1 и 2 до нулевой отметки.
(6) Для того чтобы сохранить позиции в стереопанораме, заданные для каждого входного канала, переведите регулятор PAN в крайнее левое положение для GROUP1 и в крайнее правое положение для GROUP2.
После этого общую громкость ударных можно быстро регулировать мастер-фейдерами GROUP1 и GROUP2.
9. Как пользоваться эквалайзером
Разные инструменты выдают разные диапазоны частот. К примеру, усиление среднечастотного диапазона инструмента, охватывающего средние и высокие частоты (к таковым в известном смысле относится и вокал), делает его звучание более отчетливым.
Вместе с тем если вы чрезмерно усилите низкочастотный диапазон, он будет перекрывать звуки таких низкотембровых инструментов, как, например, бас-бочка или бас-гитара, и четкость будет утрачена. Если после этого вы ослабите низкочастотный диапазон до более приемлемого уровня, он перестанет перекрывать звуки низкотембровых инструментов и звучание в целом станет более открытым и разборчивым. Осуществляемые при использовании эквалайзера усиление конкретных регистров каждого инструмента и ослабление чрезмерно «раздутых» диапазонов позволяют изолировать регистры или диапазоны звучания каждого инструмента друг от друга для получения хорошо сбалансированного микса. Если вы хотите добиться наилучшего живого звука, общее правило таково: урезание (cut) предпочтительнее усиления (boost).
Ниже описаны эффекты от усиления и урезания в каждом из диапазонов частот.
Усиливается динамичность звучания | Создается ощущение «провала» в миксеCreates a feeling of space in the mix |
Вокальные и другие партии становятся более различимыми на слух | Тембровые составляющие становятся умеренными |
Усиливаются мощь и напористость звучания | Усиливаются мощь и напористость звучания |
10. Регулирование звукового давления с помощью компрессора
При микшировании у вас может складываться ощущение, что достигаемые вами результаты почему-то отличаются от профессиональных. Профессионально смикшированный звук может восприниматься как более мощный и выразительный. Одна из причин таких различий – средства компрессии, применяемые профессионалами в ходе производства звука.
Компрессоры могут работать как ограничители, препятствующие чрезмерному повышению громкости сигналов, но могут и сами формировать громкость тех или иных звуков. Результатом этого может быть повышенное звуковое давление и, как следствие, ощущение излишней агрессивности звучания. В связи с этим при работе с компрессором необходимо регулировать целую совокупность параметров (в частности, глубину компрессии и скорость атаки), и если оператор в этом не сведущ, звучание может восприниматься как «скомканное», не создающее эффекта присутствия.
Микшерная консоль MGP32X оснащена компрессором с одним регулятором, разработанным с таким расчетом, чтобы даже неопытный пользователь мог активировать автоматическое регулирование параметров до подходящих уровней, просто повернув регулятор. Попрактикуйтесь в применении компрессора к педальному и малому барабанам. Применение компрессора к бас-гитаре или электрогитаре также может улучшить звучание инструментов.
При повороте компрессора с одним регулятором по часовой стрелке уровень громкости увеличивается. Учтите, что применение слишком большой компрессии может вызвать появление акустической обратной связи. Для ее компенсации, если в этом есть необходимость, немного опускайте фейдер канала.
11. Улучшение звукового поля с использованием реверберации
Использование реверберации придает звучанию эффект присутствия. В частности, применение реверберации к вокалу может придать песне дополнительную благозвучность или величественность. Микшерная консоль MGP32X содержит две высококлассные процессорные системы, FX1 и FX2, позволяющие применять высококачественную реверберацию без какого-либо внешнего оборудования. В приведенном далее примере используется только FX1, но можно использовать и обе процессорные системы для создания звучания, буквально переполненного эффектом присутствия за счет применения различных программ реверберации вокала и ударных.
(1) Назначьте пункт HALL [Зал] на систему FX1 в соответствующей секции дисплея. HALL – типичная форма реверберации. Однако для вокала можно использовать и пункт PLATE [Пластина] – сглаженную форму реверберации.
(2) Включите предусмотренную для FX1 функцию RTN [Возврат] (регулирует уровень возврата звуковых волн при реверберации), переведите в положение включения переключатель ST [Стерео], чтобы сигнал подавался на стереовыход, и установите фейдер на ноль.
(3) Для применения реверберации к какому-то конкретному каналу (в данном случае это канал вокала) поверните регулятор FX1 соответствующего канала по часовой стрелке до желаемого уровня.
Будьте осмотрительны с реверберацией. Если применена слишком сильная реверберация, звучание может стать нечетким, а его профиль – неявно выраженным.
Убедившись в наличии звука от всех инструментов, попросите участников ансамбля что-нибудь сыграть всем составом и отрегулируйте громкость каждого инструмента. Далее отрегулируйте уровень громкости активных акустических систем до достижения его соответствия уровню звукового давления, требуемому для данной концертной площадки. Не задавайте очень большую громкость, чтобы не повредить слух, и не используйте усилитель на пределе его возможностей (это может вызвать искажение или чрезмерную компрессию звука). После этого нужно настроить мониторы, используемые исполнителями на сцене для прослушивания собственных партий.
12. Настройка мониторных акустических систем
Отправьте сигналы на мониторы, чтобы каждый исполнитель мог отчетливо услышать свой звук, а также звуки других исполнителей. Снова проверьте расположение и подключения мониторов (например, акустическая система не должна быть направлена в переднюю часть микрофона). Поскольку в нашей системе используются акустические системы DXR12mkII, мы установим переключатель D-CONTOUR в положение MONITOR на каждой АС, чтобы оптимизировать частотную характеристику для использования в качестве напольного монитора.
— Раскладка мониторинга по каналам
AUX1: посыл аудиосигнала на монитор ударных
AUX2: посыл аудиосигнала на монитор бас-гитары и электрогитары 1
AUX3: посыл аудиосигнала на монитор синтезатора и электрогитары 2
AUX4: посыл аудиосигнала на монитор вокала
Как передаются мониторные сигналы
На иллюстрации показаны взаимосвязи между каждым каналом AUX [Дополнительный] для мониторов и функцией SEND MASTER [Мастер отправки].
Громкость сигнала, передаваемого в SEND MASTER AUX1, регулируется при помощи регулятора AUX1 для каждого входного канала, расположенного в том же ряду.
Например, если вокалист, использующий монитор, который подключен к AUX4, хочет лучше слышать гитару, поверните регулятор громкости AUX4 на канале гитары по часовой стрелке, чтобы увеличить громкость гитары. И регулируйте громкость сигнала, отправляемого на монитор вокалиста, с помощью регулятора SEND MASTER AUX4.
Помимо того, если к микшеру подключены наушники, звучание каждого монитора можно контролировать через них, используя для этого кнопки AFL [Постфейдерное прослушивание].
Подытоживая, выделим два основных момента, которые надо учитывать:
— какой используется вход (канал, к которому подключен инструмент или вокал)
— к какому мастеру отправки из группы каналов AUX подключена та или иная мониторная колонка
Регуляторы мастеров отправки из группы каналов AUX есть в секции выходов консоли MGP32X.
На этом основные подготовительные мероприятия завершены. Послушайте звук на выходе и убедитесь, что звуковой баланс правильно выстраивается на сцене и на разных участках зоны для публики.
Связанные Товары
Аналоговые микшеры
- Дополнительная информация
Powered Loudspeakers
- Дополнительная информация
Источник: ru.yamaha.com
Можно использовать обычную акустику в качестве студийных мониторов?
Неотъемлемой частью любой домашней студии звукозаписи являются студийные мониторы. Когда вы записываете, а затем микшируете, большинство решений, которые вы принимаете, основано на том, что вы слышите с этих мониторов.
У меня часто спрашивают, можно ли обычную акустику использовать в студии?!
Вы можете использовать Hi-Fi-акустику в качестве студийных мониторов, но из-за их разных ограничений ваш микс будет неточным.
Студийные мониторы предназначены для точного воспроизведения звука, но обычная акустика Hi-Fi создана для хорошего звучания в музыке. Используйте Hi-Fi-акустику и наушники, чтобы протестировать микс в различных системах.
Используйте акустические системы Hi-Fi в качестве студийных мониторов
Студийные мониторы имеют несколько конструктивных особенностей, которые делают их более подходящими для студии звукозаписи. Мы обсудим некоторые из них, в том числе разницу между активными и пассивными колонками. А также почему многие студийные колонки имеют отдельные усилители мощности и как ближнее поле влияет на выбор акустики.
Почему бы вам не использовать акустические системы Hi-Fi в качестве студийных мониторов?
Ваша цель при микшировании музыки в вашей студии звукозаписи — создать запись, которая хорошо звучит.
Так почему бы не использовать обычные колонки для студии записи?
В конце концов, они созданы для того, чтобы музыка звучала хорошо. Так что может быть плохого в использовании их в своей студии?
Проблема с использованием бытовой акустики Hi-Fi заключается в том, что они предназначены для того, чтобы музыка звучала хорошо для слушателя. Из-за своих конструктивных ограничений колонки Hi-Fi выдают звук, усиливая низкие и высокие частоты, чтобы создать звук, который заставляет слушателя думать, что это точный звук.
Обычная акустика для студии
Конечно, вы хотите, чтобы музыка, которую вы записываете, звучала лучше, чем хорошо. Для этого вам необходимо точно слышать свои миксы, а студийные мониторы созданы для точности.
Чтобы понять разницу между мониторами и обычной акустикой, представьте себе большой концерт. Когда вы присутствуете, источником музыки является группа, но музыку, которую вы слышите из колонок, микшируют инженеры.
Инженеры контролируют звуки, а затем микшируют их, чтобы музыка звучала великолепно для всех посетителей концертов. Ваши студийные мониторы позволяют вам слышать музыку без эффектов, встроенных в акустические системы Hi-Fi.
Другой способ взглянуть на разницу между ними заключается в том, что акустические системы Hi-Fi предназначены для хорошего звучания музыки, но студийные мониторы позволяют вам слышать, когда и где музыка плохая, неточная. Чтобы создать качественно звучащую музыку, вы хотите услышать недостатки, которые скрывают акустические системы Hi-Fi.
В чем разница между студийными мониторами и акустическими системами Hi-Fi?
Студийные мониторы
Когда дело доходит до внешнего вида, мониторы и обычная акустика выглядят достаточно похожими, так что можно простить мысль, что они, по сути, одинаковы. Разница между ними начинается сзади. Студийные мониторы не получают питание от усилителя, как акустика Hi-Fi. Вместо этого их нужно подключать отдельно для питания своих внутренних усилителей.
Когда вы слышите, как кто-то говорит, что студийные мониторы активные, они имеют в виду именно это. Их усилители встроены в корпус АС, поэтому мониторам надо питание 220в и сигнал с источника.
Акустические системы Hi-Fi получают сигнал от усилителя стереосистемы.
Большинство студийных мониторов имеют несколько встроенных усилителей. Отдельно НЧ усилитель для низкочастотного динамика, отдельно для ВЧ и СЧ, такие мониторы могут более точно воспроизводить звуки. Это потому, что низкочастотным динамикам требуется больше мощности для воспроизведения НЧ.
Наличие отдельных усилителей также упрощает создание кроссоверов. Фильтры относятся к схемам, которые передают частоты в аудиосигнале соответствующим драйверам. Это необходимо, потому что отдельные динамики в громкоговорителях не могут воспроизводить весь диапазон частот без создания искажений.
Почему бы не использовать акустику обычную, которые слушают в качестве мониторной?
Вам может быть интересно, зачем использовать громкоговорители, которые намного лучше, чем те, которые будут использовать большинство людей. Если обычный слушатель будет слушать музыку через Hi-Fi колонки, компьютерные колонки или наушники, почему запись должна быть без ошибок, которые большинство людей не услышит?
Это хороший вопрос. Однако предполагается, что никто с высококлассными колонками не будет слушать ваши миксы. Что, если вы отдадите его другу, который знает друга, который связан с клубом? Этот влиятельный друг друга выслушает и услышит ошибки, которые пропустили ваши акустические системы Hi-Fi.
Если вы хотите, чтобы ваши записи звучали профессионально, вы должны использовать оборудование, которое используют профессионалы. Однако, если у вас есть нейтрально звучащий усилитель + фазолинейная акустика (типа статов) то вы получите шикарную систему для записи.
Используйте акустику HI-Fi для проверки музыку в реальности
Большинство людей будут слушать то, что вы микшировали, через несовершенные колонки, дешевые наушники и тому подобное. Так что иметь в студии Hi-Fi-акустику и несколько наушников — отличная идея. Использование их в процессе микширования позволяет узнать, как будет звучать музыка за пределами вашей домашней студии.
Добавление обычных колонок и наушников к процессу записи может помочь вам несколькими способами:
Перспектива прослушивания
После того, как вы потратите несколько часов, микшировать музыку, прослушивание ее через обычные колонки дает вам перспективу, особенно через электростатические АС. Думайте об этом как о второй паре ушей.
Среднечастотный диапазон
Наушники ориентированы на среднечастотные звуки, поэтому прослушивание через них позволяет узнать, нужно ли вам больше поработать на средних частотах.
Проверка ВЧ и низких частот
Как и в случае со средними частотами, вы можете услышать, являются ли басы подавляющими или нужно меньше подчеркивать более высокие частоты.
Думайте об АС (особенно об электростатических) и наушниках как о способе проверить свой микс, чтобы он хорошо звучал независимо от того, на чем он воспроизводится.
Могу ли я использовать студийные мониторы в качестве стерео акустики?
Спросите у большинства звукоинженеров, и они скажут, что для записи вам следует использовать студийные мониторы. Спросите аудиофилов, следует ли использовать студийные мониторы в качестве акустики для звуковой системы, и вы попадете в противоречивости.
Правила расстановки студийных мониторов
При расстановке мониторов в студии вы должны стремиться к достижению двух результатов: к максимально ровной АЧХ и к наилучшему воспроизведению стерео-картины.
Даже при наличии качественных мониторов всегда следует учитывать влияние помещения. И поверьте, что гораздо целесообразней заняться акустикой комнаты и правильной расстановкой мониторов, нежели заплатить двойную сумму за новые мониторы.
В этой статье рассмотрены главные принципы, которыми следует руководствоваться при расставке мониторов в студии.
1. Большое значение имеет симметрия стен сзади и по бокам мониторов. Окружающая среда рядом со звукорежиссёром менее важна. Мнение насчет симметрии передних и задних стен неоднозначно. Однако большая часть специалистов подтвердит, что у стены позади звукорежиссёра должны быть хорошие звукопоглощающие свойства и отсутствие параллельности её расположения по отношению к передней, чтобы избежать возникновения стоячих волн.
Профессионалы рекомендуют заглушать всю область вокруг мониторов для максимального уменьшения отражений. Стоит отметить и важность заглушки боковых стен только перед мониторами для минимизации отражений от боковых стен.
Симметрия между и вокруг мониторов в помещении поспособствует лучшему воспроизведению стерео-картины. Иными словами при несимметричной расстановке мониторов будет заметна разница между отражениями от задней стены у первого монитора и отражениями у второго, что повлечет за собой искаженное восприятие стереосигнала.
2. Звукорежиссёр должен располагаться строго посередине между мониторами, а расстояние до головы должно быть равным расстоянию между мониторами. Это правило также называется «правилом равностороннего треугольника».
При слишком большом расстоянии между мониторами и звукорежиссёром акустика помещения в большей степени повлияет на звук, причём особенно на средние и высокие частоты, а при слишком маленьком расстоянии звук просто не успеет трансформироваться в целостную звуковую картину.
3. При работе с двухполосными мониторами расположение ушей по высоте должно быть на условной линии между НЧ- и ВЧ-, а при использовании трехполосных – на линии между СЧ- и ВЧ-динамиком.
Если вы установите мониторы слишком низко или наоборот слишком высоко относительно ушей, вы рискуете получить искажённую АЧХ.
В целом высота является одним из важнейших факторов при установке мониторов. Только выбрав правильную высоту путём эксперимента, вы сможете адекватно оценить звучание воспроизводимого мониторами аудиоматериала.
Стоит также отметить, что архи важно жестко фиксировать мониторы. Жесткая установка мониторов поспособствует получению четкой фокусировки звука, особенно на высокой громкости.
4. На честность звучания мониторов огромное влияние оказывает рассеивание и поглощение звука в комнате прослушивания.
Основная масса звуковых волн отражается совершенно хаотично. Звук рассеивают твердые, но неплоские поверхности, а мягкие и пористые наоборот его поглощают.
Качество звучания низких частот в большей мере зависит от размеров помещения и расположения мониторов. Объясняется это большой длиной НЧ-волн, на которые почти не в силах повлиять материалы стен, пола и большая часть окружающих предметов. При попадании НЧ-волны в преграду она почти вся отражается обратно.
Если вместе с мониторами используется сабвуфер, то рекомендуется размещать его на неодинаковом расстоянии от трех ближайших боковых плоскостей помещения, так как некоторые низкие частоты усиливаются ближайшей к сабвуферу отражающей плоскостью.
При нахождении отражающих плоскостей на одинаковом расстоянии от сабвуфера усиление некоторых низких частот будет чрезмерным, что спровоцирует появление сильного гула на этих частотах.
С помощью грамотной расстановки мониторов можно в значительной степени регулировать НЧ-отражения и резонансы.
Особое внимание следует уделять расстоянию между мониторами, передней и задней стеной. Чем более непараллельными и разными по геометрии будут передняя и задняя стена, тем меньше будет нежелательных резонансов от возникающих стоячих волн, которые способствуют недопустимо грубому искажению АЧХ.
5. Для определения оптимального расстояния между мониторами прослушайте запись, отличающуюся хорошей фокусировкой центрального образа. Расположите мониторы на расстоянии примерно 1 – 1.2 м друг от друга и направьте их прямо в точку вашей головы.
Послушайте, в достаточно ли мере сфокусирован звук? Увеличьте расстояние между мониторами на 10-15 см и послушайте снова. Повторяйте эти манипуляции до тех пор, пока центр стерео-картины не начнет становиться размазанным.
Таким образом, вы узнаете максимально допустимое в вашем случае расстояние между мониторами без потери плотности центрального образа и с сохранением сбалансированной стерео-картины.
6. При распространении звука неравномерно по всему фронту и при его плохой фокусировке следует пересмотреть расстояние между одним из мониторов и вашей головой. Удивительно, но нередко разница в пару сантиметров в этом расстоянии очень заметна при прослушивании.
7. Перемещения мониторов в стороны сказывается больше на восприятии диапазона низких средних частот, а движение вперед/назад – на восприятии диапазона низких.
8. При расстановке мониторов следует учитывать и такой важный фактор, как угол их наклона. Наклоны вперед/назад способны значительно повлиять на звучание.
9. При расстановке мониторов следует обратить внимание на их направленность. Регулировать этот параметр желательно вдвоем.
Сначала мониторы следует направить в точку позади вашей головы, сохраняя при этом равное расстояние между ухом и динамиком каждого монитора. При воспроизведении сигнала вы должны сосредоточиться на фокусе, а ваш помощник, стоя позади монитора должен вращать его вокруг своей оси. После определения наилучшего положения первого монитора, второй следует установить идентично.
Помните, что одни мониторы работают лучше, когда повернуты внутрь, другие – нет. Но если у вас есть сомнения на счёт того, в каком положении звук более честный, рекомендуется просто сделать незначительный поворот мониторов внутрь.
Заключение
Напоследок хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у многих производителей студийных мониторов есть свои рекомендации касательно их расстановки, поэтому не поленитесь заглянуть в инструкцию.
Помните, что любые советы, в том числе и изложенные в этой статье – всего лишь фундамент, основываясь на котором и постоянно экспериментируя, вы сможете добиться хороших результатов.
Источник: soundmain.ru