Электронный трансформатор — сетевой импульсный блок питания, который предназначен для питания галогенных ламп 12 Вольт. Подробнее о данном устройстве в статье «Электронный трансформатор (ознакомление)». Устройство имеет достаточно простую схему.
Простой двухтактный автогенератор, который выполнен по полумостовой схеме, рабочая частота порядка 30кГц, но этот показатель сильно зависит от выходной нагрузки. Схема такого блока питания очень не стабильна, не имеет никаких защит от КЗ на выходе трансформатора, пожалуй именно из-за этого, схема пока не нашла широкого применения в радиолюбительских кругах. Хотя в последнее время на разных форумах наблюдается продвижение данной темы. Люди предлагают различные варианты доработки таких трансформаторов. Я сегодня попытаюсь все эти доработки совместить в одной статье и предложить варианты не только доработки, но и умощнения ЭТ.
В основу работы схемы углубляться не будем, а сразу приступим к делу. Мы попытаемся доработать и увеличить мощность китайского ЭТ Taschibra на 105 Ватт.
ВЫПРЯМИТЕЛЬ ПО СХЕМЕ ГРЕТЦА ⚒️ СВОИМИ РУКАМИ
Для начала хочу пояснить, по какой причине я решил взяться за умощнение и переделку таких трансформаторов. Дело в том, что недавно сосед попросил сделать ему на заказ зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, который был бы компактным и легким. Собирать не хотелось, но позже я наткнулся на интересные статьи в которых рассматривалась переделка электронного трансформатора. Это натолкнуло на мысль — почему бы не попробовать?
Таким образом, были приобретены несколько ЭТ от 50 до 150 Ватт, но опыты с переделкой не всегда завершались успешно, из всех выжил только ЭТ на 105 Ватт. Недостатком такого блока является то, что трансформатор у него не кольцевой, в связи с чем неудобно отмотать или домотать витки. Но другого выбора не было и пришлось переделать именно этот блок.
Как нам известно, эти блоки не включаются без нагрузки, это не всегда является достоинством. Я планирую получить надежное устройство, которое можно свободно применять в любых целях, не боясь, что блок питания может перегореть или выйти из строя при КЗ.
Доработка №1
Суть идеи заключается в добавлении защиты от КЗ, также устранения вышеуказанного недостатка (активация схемы без выходной нагрузки или с маломощной нагрузкой).
Глядя на сам блок, мы можем увидеть простейшую схему ИБП, я бы сказал, что схема не до конца отработана производителем. Как мы знаем, если замкнуть вторичную обмотку трансформатора, то меньше, чем за секунду схема выйдет из строя. Ток в схеме резко возрастает, ключи в миг выходят из строя, иногда и базовые ограничители. Таким образом, ремонт схемы обойдется дороже стоимости (цена такого ЭТ порядка 2,5$).
САМОДЕЛКА со старым ТРАНСФОРМАТОРОМ!По СХЕМЕ старого МАСТЕРА!!!
Трансформатор обратной связи состоит из трех отдельных обмоток. Две из этих обмоток питают базовые цепи ключей.
Для начала удаляем обмотку связи на трансформаторе ОС и ставим перемычку. Эта обмотка включена последовательно с первичной обмоткой импульсного трансформатора. Затем на силовом трансформаторе мотаем всего 2 витка и один виток на кольце (трансформаторе ОС). Для намотки можно использовать провод с диаметром 0,4-0,8мм.
Далее нужно подобрать резистор для ОС, в моем случае он на 6,2 ОМ, но резистор можно подобрать с сопротивлением 3-12 Ом, чем выше сопротивление этого резистора, тем меньше ток защиты от КЗ. Резистор в моем случае использован проволочный, чего делать не советую. Мощность этого резистора подбираем 3-5 ватт (можно использовать от 1 до 10 ватт).
Во время КЗ на выходной обмотке импульсного трансформатора ток во вторичной обмотке падает (в стандартных схемах ЭТ при КЗ ток возрастает, выводя из строя ключи). Это приводит к уменьшению тока на обмотке ОС. Таким образом, прекращается генерация, сами ключи запираются.
Единственным недостатком такого решение является то, что при долговременном КЗ на выходе, схема выходит из строя, поскольку ключи греются и достаточно сильно. Не стоит подвергать выходную обмотку КЗ с длительностью более 5-8 секунд.
Схема теперь будет заводиться без нагрузки, одним словом мы получили полноценный ИБП с защитой от КЗ.
Доработка №2
Теперь постараемся, в какой-то мере сгладить сетевое напряжение от выпрямителя. Для этого будем использовать дроссели и сглаживающий конденсатор. В моем случае использован готовый дроссель с двумя независимыми обмотками. Данный дроссель был снят от ИБП DVD проигрывателя, хотя можно использовать и самодельные дросселя.
После моста следует подключить электролит с емкостью 200мкФ с напряжением не менее 400 Вольт. Емкость конденсатора подбирается исходя из мощности блока питания 1мкФ на 1 ватт мощности. Но как вы помните, наш БП рассчитан на 105 Ватт, почему же конденсатор использован на 200мкФ? Это поймете уже совсем скоро.
Доработка №3
Теперь о главном — умощнение электронного трансформатора и реально ли это? На самом деле есть только один надежный способ умощнения без особых переделок.
Для умощнения удобно использовать ЭТ с кольцевым трансформатором, поскольку нужно будет перемотать вторичную обмотку, именно по этой причине мы заменим наш трансформатор.
Сетевая обмотка растянута по всему кольцу и содержит 90 витков провода 0,5-0,65мм. Обмотка мотается на двух сложенных ферритовых кольцах, которые были сняты от ЭТ с мощностью 150 Ватт. Вторичная обмотка мотается исходя от нужд, в нашем случае она рассчитана на 12 Вольт.
Планируется увеличить мощность до 200 Ватт. Именно поэтому и нужен был электролит с запасом, о котором говорилось выше.
Конденсаторы полумоста заменяем на 0,5мкФ, в штатной схеме они имеют емкость 0,22 мкФ. Биполярные ключи MJE13007 заменяем на MJE13009.
Силовая обмотка трансформатора содержит 8 витков, намотка делалась 5-ю жилами провода 0,7мм, таким образом, имеем в первичке провод с общим сечением 3,5мм.
Идем дальше. Перед и после дросселей ставим пленочные конденсаторы с емкостью 0,22-0,47мкФ с напряжением не менее 400 Вольт (я использовал именно те конденсаторы, которые были на плате ЭТ и которые пришлось заменить для увеличения мощности).
Далее заменяем диодный выпрямитель. В стандартных схемах применяются обычные выпрямительные диоды серии 1N4007. Ток диодов составляет 1 Ампер, наша схема потребляет немало тока, поэтому диоды стоит заменить на более мощные, во избежание неприятных результатов после первого включения схемы. Можно использовать буквально любые выпрямительные диоды с током 1,5-2 Ампер, обратное напряжение не менее 400 Вольт.
Все компоненты, кроме платы с генератором смонтированы на макетной плате. Ключи были укреплены на теплоотвод через изоляционные прокладки.
Продолжаем нашу переделку электронного трансформатора, дополнив схему выпрямителем и фильтром.
Дросселя намотаны на кольцах из порошкового железа (сняты от компьютерного БП), состоят из 5-8 витков. Намотку удобно сделать сразу 5-ю жилами провода с диаметром 0,4-0,6мм каждая жила.
Сглаживающий конденсатор подбираем с напряжением 25-35 Вольт, в качестве выпрямителя применен один мощный диод шоттки (диодные сборки из компьютерного блока питания). Можно использовать любые быстрые диоды с током 15-20 Ампер.
Источник: vip-cxema.org
Мощный самодельный трансформаторный стабилизатор
Из старых давно отслуживших свою службу ламповых телевизоров типа «Рекорд», «Горизонт», «Темп», «Электрон», «Фотон», «Радуга», «Рубин», «Чайка» и им подобных, а точнее их силовых трансформаторов можно сделать достаточно мощный (2-3 кВт) стабилизатор сетевого напряжения. Для этого трансформаторы нужно соединить специальным способом.
Для начала в ламповых телевизорах старого образца изымаем силовые трансформаторы типа ТС-180. ТС-200, ТС-270, ТС-310. (эти цифры указывают на мощность трансформатора в ваттах). Для этого нужно выпаять или откусить подходящие к трансформатору провода.
Далее соединяем первичные обмотки с обмотками накаливания последовательно так, чтобы накальные обмотки были подключены в противоположную сторону относительно сетевой обмотки. Для этого соединяем начало с концом. Смотрите схему ниже примера для ТС-200:
Принципиальная схема трансформаторного стабилизатора на 2 кВт
На трансформаторах сбоку написаны все обозначения обмоток, все их выводы промаркированы. Штрих вверху у цифры означает начало обмотки.
Таблица маркировки выводов силовых телевизионных трансформаторов.
Соединенные трансформаторы следует заключить в изолированный (деревянный или фанерный) ящик, а выводы уже соединённых трансформаторов подключить к наружным клеммам. Нагрузка включается последовательно со стабилизатором.
Подобным способом можно изменять мощность стабилизатора — увеличивая или уменьшая количество силовых трансформаторов.
P.S. Эффективным этот способ будет если нагрузка будет соответствовать мощности трансформаторов. Если нагрузка небольшая, то и количество и мощность трансформаторов выбираем соответствующее.
ПОДЕЛИТЕСЬ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ:
Самодельный Ветряк — (прототип ветряной электростанции)
Я дома сделал некое подобие мини ветряной электростанции, и хочу поделиться её сборкой с вами.
Нужно для сборки: Подробнее…
Простой FM-приемник на двух транзисторах и одной микросхеме.
Что такое FM-приемник? Радиоприемник — это электронное устройство, которое принимает радиоволны и преобразует информацию, переносимую ими, в полезную для восприятия человеком. Приемник использует электронные фильтры, чтобы отделить нужный сигнал радиочастоты от всех других сигналов, улавливаемых антенной, электронный усилитель для увеличения мощности сигнала для дальнейшей обработки, и, наконец, восстанавливает нужной информации посредством демодуляции.
Солнечная электростанция — современный способ электроснабжения нашего дома. Вопрос использования альтернативных источников энергии возникает у многих. И это не удивительно, ведь постоянный рост цен на электричество заставляет задумываться об этом всё чаще и чаще. Вот и встаёт вопрос: почему бы не использовать бесплатные неиссякаемые природные ресурсы — ветер, солнце, воду? Давайте сегодня поговорим об солнечной энергии, а точнее о солнечной электростанции.
Популярность: 5 681 просм.
of your page —>
Вы можете следить за комментариями к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий:.
Ваш комментарий
— НАВИГАТОР —
« позже Какой холодильник выбрать?
Советы для начинающих радиолюбителей. Пайка. раньше »
RSS
Подпишитесь на нашу RSS-ленту, чтобы получать новости сайта. Будь всегда на связи!
10-ка лучших статей
- Простой и надёжный металлоискатель своими руками — 222 275 просм.
- Зарядное из компьютерного блока питания. — 207 256 просм.
- Ремонт микроволновой печи своими руками — 205 260 просм.
- Простой металлоискатель своими руками — 193 031 просм.
- Автомобильные зарядные устройства. Схемы. Принцип работы — 186 196 просм.
- Простая и надёжная схема терморегулятора для инкубатора — 176 397 просм.
- Простой импульсный металлоискатель «ПИРАТ» — 171 390 просм.
- Разнообразие простых схем на NE555 — 161 244 просм.
- Устройство и ремонт мультиметров серии М-830 — 144 566 просм.
- Простое автоматическое зарядное устройство — 142 435 просм.
- Ремонтируем сами
- Схемы радиоэлектроники
- Телевизоры
- Радиостанции
- Источники питания
- Приборы, индикаторы
- Зарядные устройства
- ПОДЕЛКИ
- Справочная
- Программы
- Музыкальные центры
- Автолюбителям
- РадиоНаборы
- Справочная
- Бытовые советы
- Мастеру-любителю
- Радиолюбителю
Новые статьи на Вашу почту
(1 раз в месяц):
Присоединяйтесь к нам:
Коротко о сайте:
Мастер Винтик. Всё своими руками! — это сайт для любителей делать, ремонтировать, творить своими руками! Здесь вы найдёте бесплатные справочники, программы.
На сайте подобраны простые схемы, а так же советы для начинающих самоделкиных. Часть схем и методов ремонта разработана авторами и друзьями сайта. Остальной материал взят из открытых источников и используется исключительно в ознакомительных целях.
Вы любите мастерить, делать поделки? Присылайте фото и описание на наш сайт по эл.почте или через форму.
Программы, схемы и литература — всё БЕСПЛАТНО!
Если сайт понравился, добавьте в избранное (нажмите Ctrl + D), а также можете подписаться на RSS новости и всегда получать новые статьи по ленте.
Если у вас есть вопрос по схеме или поделке? Добро пожаловать на наш ФОРУМ!
Мы всегда рады оказать помощь в настройке схем, ремонте, изготовлении поделок!
Источник: www.mastervintik.ru
ПУСКОВОЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬ НА ТРАНСФОРМАТОРЕ СВЧ
Нескольких лет в закромах валялся трансформатор МОТ от разобранной микроволновой печи, но до сих пор не получалось найти практического применения для него, пока не пришла идея сделать его стартовым выпрямителем (для авто). Идея оказалась хорошей, потому что после недолгих переделок вышло довольно компактное, но мощное пусковое устройство.
С трансформатора удалена вторичная обмотка, а новая была изготовлена из кабеля 16 мм2 (желто-зеленый кабель на фото) 15 витков. Вторичное напряжение стало до 14,8 В переменного тока. Больше физически не получится намотать с этим кабелем, придется брать плоскую шину. Тем не менее полученное напряжение удовлетворило на 100%.
Еще одним элементом являются выпрямительные диоды. Удалось найти приличные выпрямительные диоды на 200 А по разумной цене, но вы можете поискать аналогичные с разборок. Учитывая малое время работы пускача они почти не нагреваются.
Конструкция пускового устройства
Первые испытания выпрямителя прошли успешно, поэтому началась сборка в корпус. В выпрямитель помещен амперметр на 200 А, переключатель сети и трехступенчатый LED индикатор напряжения для порогов 14,2 В, 14,6 В, 15 В. Светодиодный индикатор должен был сообщить, не заряжаются ли батареи после подключения выпрямителя. В будущем планируется заменить его на обычный аналоговый вольтметр.
Корпус сделан из листового металла от старого компьютера, и хоть он не особо красивый – главное что работает, удобный и надежный. Затраты на строительство составляют 600 рублей на выпрямительные диоды, всё остальное уже было. Хотя если бы пришлось покупать все (трансформатор, диоды, кабель трансформатора, зажимы крокодила, выключатель, корпус, амперметр), то было бы лучше купить готовое пуско-зарядное устройство.
Теперь перейдем к полевым испытаниям и измерениям. Испытания проводились на старом тракторе с 10-летними аккумуляторными батареями, которые не могли запустить трактор даже летом. Сначала попытка запустить его самим выпрямителем. Напряжение просело до 5 В, амперметр зашкалил, и вал трактора сделал какое-то движение, но безрезультатно. Поэтому попытка с батареями.
После подключения зарядного устройства аккумуляторы начали заряжаться примерно током 50 А, поэтому быстро включил стартер, чтобы они не закипели. Запуск был успешным и быстрым, выпрямитель амперметра показывал 130 А потребляемого тока, а напряжение при запуске не опускалось ниже 10,7 В. Как можете видеть, выпрямитель и для больших машин является подходящим, а с маленьким автомобилем справится с пол пинка.
Вес всего устройства с проводами и зажимами равен 10 кг. В принципе амперметр не нужен, но было любопытно знать, какой ток заряда идёт. Для упрощения конструкции не использовался предохранитель ни на входе, ни на выходе выпрямителя.
При желании из него можно собрать полноценное зарядное устройство чтоб не только запускать, но и зарядить аккумулятор. Нужно лишь поставить ограничителя зарядного тока (например по этой схеме), и уменьшить ток трансформатора на холостом ходу, чтоб подходило для длительной работы.
Пусковое устройство работает в экстремальных случаях максимум 20 секунд, кроме того, выпрямительные диоды имеют большую мощность, поэтому и трансформатор, и диоды не слишком сильно нагреваются, а корпус просторный. Проверка после 5 последовательных циклов запуска показала, что оба диода только слегка нагреваются. Предполагалось поставить тепловой предохранитель на трансформаторе, но в этом не было необходимости.
Также и защита от обратного подключения соединительных кабелей отсутствует. Надо просто думать, что делаете или добавить обратный диод. В общем настоятельно рекомендуем создавать аналогичные конструкции на основе трансформатора MOT, потому что он имеет действительно хорошую мощность.
Эти 50 А зарядного тока аккумулятора способны вскипятить его, вызывая падение активной массы и деформацию пластин. Но данное несовершенство легко исправить – выключатель питания на самом кабеле в виде кнопки, активируемой другой рукой, на время работы стартера. Возможна и более сложная схема – с управлением трансформатором через тиристор и системой вторичных цепей, обнаруживающей падение напряжения на клеммах выпрямителя ниже 10 В – готовые устройства на рынке работают по этому принципу.
С другой стороны, аккумулятор в автомобиле заряжается без ограничения тока (только напряжение), и в некоторых случаях он кратковременно достигает более 100 А.
Советы по сборке пускового устройства
- Установите предохранитель на первичной стороне трансформатора, потому что изоляция провода очень быстро протекает под воздействием высокой температуры и может закончиться коротким замыканием между катушками.
- Можете установить термореле (регулируемое или фиксированное), которое при достижении, например, 70 градусов, зажжет большую красную лампочку на корпусе и дополнительно включит вентилятор.
- Возьмите дополнительный переключатель, чтобы нажать его перед самым запуском стартера, также хорошим решением будет небольшое снижение напряжения.
- Ставьте длинный шнур питания 220 В, даже установив 5 м иногда приходится брать удлинитель.
- Купите маленький цифровой или стрелочный вольтметр, чтоб сразу видеть состояние аккумуляторов и делать вывод об их заряде.
Альтернативой MOT является трансформатор от серверного блока питания 12 В, мощность которого начинается от 750 Вт.
Источник: elwo.ru