Как телевизор влияет на речь ребенка

Показаны негативные последствия длительного пребывания ребенком перед телевизором и указаны пути предотвращения проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Влияние телевидения на речевое развитие дошкольников.

Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, чтобы уделять достаточное количество детям.

Как показали специальные исследования, в наше время 25% детей пятилетнего возраста страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей такого же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

При этом обнаружилось, что данная проблема не связана с определенными социальными слоями или уровнем образования; одинаково страдают дети профессоров и рабочих. Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и малышей. Заставляет задуматься, что больше всего ребята любят смотреть взрослые передачи в вечерних программах.

Что считать задержкой речи у ребенка?

ТВ, несомненно, влияет на словарный запас ребенка. Поэтому особенно важен просмотр передач, соответствующих возрасту. Тогда происходит обогащение словарного запаса, хотя и не такое активное, как из книг. Сегодня в среднестатистической семье у ребенка, лишенного просмотра телевизора, словарный запас меньше.

Поэтому, решив отказаться от просмотра телепередач, вы должны специально заниматься с малышом! Правда, на всех детей ТВ действует по-разному, поэтому важны индивидуальный подход к ребенку, наблюдательность родителей по отношению к тому, как реагирует малыш на просмотр различного рода программ.

Вот еще некоторые негативные последствия длительного пребывания малыша у телевизора. Понятно, что все эти последствия индивидуальны и по- разному проявляются у детей:

  • снижение самоконтроля;
  • возбудимость;
  • неспособность занять себя, уменьшение активности, неразвитость воображения ( из- за пассивного потребления информации);
  • поверхностное восприятие;

Не стоит увлекаться сплошь мультфильмами — искаженный язык, сюсюканье портят постановку речи у детей. Малыши иногда перенимают жуткие интонации, неправильно произнесенные звуки, а это потом приходится исправлять с помощью логопеда.
Часто телевизор помогает развить усидчивость у детей с нарушениями концентрации внимания. ТВ для таких малышей является инструментом обучения. Правда, просмотр обучающих программ должен обязательно сопровождаться комментариями взрослого.

Как предотвратить проблему?

  • Родителям следует четко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако, если просмотр любимого мультика стал частью «засыпательного» ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, — это на пользу. Малыши любят, когда все идет «по плану».
  • Всегда сами предварительно просматривайте телепрограммы, которые собираетесь показать ребенку. Попытайтесь встать на место своего малыша, вспомните, что нравилось вам во времена своего детства. Отдайте предпочтение отечественным короткометражным мультфильмам — не столько по задумке мультипликаторов, сколько по причине быстрой детской утомляемости, длятся они не более 10-15 минут.
  • Не позволяйте ребенку быть пассивным наблюдателем. Комментируйте то, что смотрите (или только что просмотрели). Узнавайте персонажей, зверей, предметы быта, обсуждайте то, чем занимались герой мультфильма или передачи (пели, танцевали, прыгали:). Предложите малышу заняться тем же, что и участники телевизионного действия — рисованием, лепкой, аппликацией, полейте вместе цветы или отправляйтесь гулять. После просмотра мультфильма про Винни-Пуха прочитайте ребенку историю из жизни плюшевого мишки или, наоборот, посмотрите мультик после того, как он услышал из ваших уст о его приключениях.
  • Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении (гулять по крышам и пугать грабителей можно только в сказке). Ребенок должен понять, что в мультфильме возможно все, но не все возможно в реальной жизни.
  • После просмотра тех или иных программ наблюдайте внимательно за крохой, отметьте все изменения, происходящие в его поведении.
  • Бросаться в крайность и запрещать малышу смотреть телевизор не следует, особенно если ребенок уже в курсе, что такое мультфильмы и детские передачи.
Еще по теме:  Как на триколоре посмотреть бесплатные каналы на телевизоре

Чем заменить телевизор ребенку?

Мифы и заблуждения о речевом развитии детей. Советы родителям — Союз педиатров России.

Компьютер – не лучшая замена телевизору. Вы не раз слышали, что диски с обучающими программами так нравятся детям! Они помогают освоить языки, расширить словарный запас, учат считать. Да и чем какая-то программа лучше мамы? Изучайте с ребенком английские (французские, немецкие) слова, считайте мячики (машинки, кубики). Такие уроки и полезны и приятны.

Стоит попробовать, чтоб убедиться!

Больше материала для исследования, чем на улице, не найти. Какая телепередача сравнится с игрой в снежки или плетением венка из одуванчиков?!

Отправляйтесь в зоопарк или в парк. Впечатлений от их посещения ребенку хватит на целую неделю. Предложите нарисовать зверей, которых вы видели, или вспомнить названия цветов. Прекрасная тренировка для памяти!

Бассейн, площадка, каток – вот где можно утолить жажду движения. Наверняка у вас есть и другие варианты. Главное не сидите дома, переключая программы. Пусть ребенок поймет: мир не ограничивается телевизором .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние телевидения на речевое развитие ребенка

Печатная консультация в уголок логопеда. Знакомит родителей с информацией о вреде безконтрольного просмотра телепередач детьми дошкольного возраста. Родиителям даются рекомендации п.

Влияние телевидения на речевое развитие ребенка

Печатная консультация в уголок логопеда. Знакомит родителей с информацией о вреде безконтрольного просмотра телепередач детьми дошкольного возраста. Родиителям даются рекомендации п.

Арттерапевтическая технология и ее влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников.

Арттерапия, ее виды, значение, новизна в работе с дошкольниками.

Арттерапевтическая технология и ее влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников.

Арттерапия — средство познания себя и окружающего мира.

«Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников»

Консультация для родителей.

Консультация на тему: «Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников» с использованием речевого материала

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями тела и кистей рук, которые имитируют движения языка и челюсти, с включением системы упражнений на развитие сылы.

Влияние телевидения на речевое развитие дошкольников

Консультация для родителей о влиянии телевидения на речевое развитие ребёнка-дошкольника.

Источник: nsportal.ru

Телевизор и развитие речи

Часть 5. Влияет ли просмотр телевизора на развитие речи?

Дети учатся говорить, только общаясь с людьми, а не с телеэкраном. Их мозг не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека. К тому же, телевизор – «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», дети не учатся концентрировать внимание на звуке. Дети, привыкшие к «разговору» из телевизора, чаще страдают дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия.

Еще по теме:  Телевизор Sony kv m2100k схема

Елена Маслова, Москва, психолог-консультант, защитила диплом о влиянии телевидения на сюжетно-ролевые игры детей. С любезного согласия автора я буду печатать некоторые отрывки, которые кажутся мне особенно актуальными в свете нашего разговора о детских играх.

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, а нередко им и сказать-то друг другу нечего. Тот, кто уже с младенчества оказался избалован и обездвижен нянькой-телевизором, будет молчать и взрослея. У родителей «сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается лишь примерно двенадцать минут в день», сообщает Борбонус.

Как показали специальные исследования, в наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз.

Тем временем проблема приняла такие масштабы, что в Великобритании пришлось принимать специальные аварийные программы для первоклассников. В 1996г. пресса сообщала об этом следующее: «Теперь в 360 британских школах вводятся аварийные программы, рассчитанные на обучение поступивших в первый класс детей тому, как здороваться или спрашивать дорогу».

Между тем было проведено множество исследований. Английское Общество помощи детям с дефектами речи в 1996г. сообщило, что уже каждый третий ребенок в Англии «заметно отстает в речевом развитии». Проведенные в Болгарии в 1998г. опросы показали, что от 21 до 27% дошкольников страдают расстройствами речи.

Объединение немецких логопедов на своей ежегодной конференции, проведенной в Аугсбурге в 1998г. на тему «Расстройства речи и артикуляции у детей», констатировало, что проблемы с речью отмечаются у 15 – 30% всех детей дошкольного возраста. При этом обнаружилось, что данная проблема не связана с определенными социальными слоями или уровнем образования; одинаково страдают дети профессоров и подсобных рабочих. Значит причины надо искать намного глубже.

Дороти Сингер в 1981г. констатировала, «что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже».

Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. И уж совсем невозможными оказываются семейные разговоры, если детям покупают собственный телевизор.

Вынужденная изоляция заставляет их заметно увеличивать потребление телевидения, как свидетельствуют статистические данные. У детей, имеющих собственный телевизор, просмотровое время постоянно растет. В 1999г. уполномоченная радиостанции «Свободный Берлин» по работе с молодежью Инга Мор пришла к выводу: «Дети с собственным телевизором каждый день смотрят передачи более трех с половиной часов». Заставляет задуматься ее примечание, что эти дети больше всего любят смотреть взрослые передачи в вечерних и ночных программах.

Особенно важно, что в 1998г. это касалось уже детей от трех до шести лет, — таких, что смотрят телевизор от двух до четырех часов ежедневно, было 10,3%, а еще 2,4% смотрели передачи по четыре-шесть часов и больше. Хайнеман замечает по этому поводу: «Но как раз эти дети, по нашим данным, смотрят дополнительно еще и видеофильмы и играют на карманной электронной игрушке или на компьютере».

Еще по теме:  Какие есть игры на телевизоре

Хайнеман подчеркивает, что телевизор с его «преобладанием визуальной информации» и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. «Даже детские передачи, — сетует он, — часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности.

К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия». Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.

Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции.

Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, предупреждает Борбонус, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий. Поэтому Борбонус призывает создать среду, стимулирующую развитие детей. «Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны», — гласит его вывод» .

Что почитать:
Пацлаф Райнер. Застывший взгляд. – М.: evidentis, 2003

Источник: soznatelno.ru

Снижает концентрацию внимания и меняет структуру мозга: как телевизор влияет на развитие речи ребенка

Парадокс, но дети, которые смотрят телевизор, не отличаются богатым словарным запасом и также имеют задержки в речевом развитии. А ведь, казалось бы: ребенок слышит речь, откуда же тогда такие странные результаты? Ученые знают ответ на данный вопрос.

Результаты исследования

Ученые из французской медицинской компании EDEN провели собственно исследование. Они наблюдали за 1562 детьми на протяжении нескольких лет. Первый опросник дали заполнить родителям маленьких испытуемых, когда тем было два года. Затем то же самое повторили через три с половиной года.

Результаты оказались весьма любопытными. Дети, родители которых включали за трапезой телевизор, имели проблемы, а точнее задержки с речевым развитием. При этом подобной проблемы не наблюдалось у маленьких испытуемых, которые во время еды общались с родственниками, а не смотрели телевизор. Ученые выяснили, что количество времени, проведенное перед телевизором, не играло никакой роли. Никаких задержек в развитии не наблюдалось только у тех детей, которым родители никогда не включали телевизор во время обеда.

Мнение экспертов

Ученые пришли к выводу, что просмотр телевизора меняет структуру мозга, значительно снижает концентрацию внимания. А все потому, что для полноценного развития детям необходимо простое человеческое общение. Тогда задействуются чувства, мысли малыша, а не исключительно органы слуха. Вывод заключается в том, что подрастающее поколение не может обучаться за счет технических устройств. Последствия такого обучения будут проявляться самым негативным образом в дальнейшем.

Источник: fb.ru

Оцените статью
Добавить комментарий