Несмотря на то, что технический прогресс облегчает жизнь людям, он наносит и определенный вред здоровью. Например, компьютер и мониторы позволяют выполнять много сложных задач с высокой скоростью и качественно, однако они оказывают негативное влияние на системы человека.
Одной из наиболее уязвимых зрительных систем является оптическая. Для того чтобы снизить отрицательное влияние компьютера на глаза, необходимо обдуманно подойти к выбору монитора. Это позволит сохранить остроту зрения и качество изображения.
Основные характеристики
Некоторые полагают, что домашний монитор в меньшей степени влияет на здоровье, так как дома человек за компьютером проводит меньше времени. Однако в крупных компаниях, которые заботятся о состоянии и зрении своих сотрудников, принято устанавливать только дорогостоящие качественные мониторы, которые также способствуют повышению работоспособности. Если в офисе установлена старая техника, то это свидетельствует о том, что руководитель совершенно не заботится не только о здоровье сотрудников, но и об общей производительности фирмы.
Выбор же домашнего монитора целиком лежит на человеке. Необходимо минимизировать влияние лучей на глаза и снизить нагрузку на оптический аппарат. Изначально необходимо учитывать два важнейших параметра:
- отсутствие бликовых изображений при включенном мониторе, матовый корпус и клавиатура;
- контрастность должна быть высокой.
Приводя параметры в конкретных цифрах, необходимо, чтобы контрастность была менее 600:1-700:1. К сожалению, некоторые производители идут на уловки. Например, в инструкции и на упаковке приводятся показатели 1000000:1. Это не ложь, но здесь необходимо упомянуть об одной детали. Этот показатель верен только для полностью черного или же полностью белого изображения на мониторе.
При реальной работе с компьютером получить подобные характеристики попросту невозможно, так как одновременно будут присутствовать и другие оттенки.
Приводя параметры в конкретных цифрах, необходимо, чтобы контрастность была менее 600:1-700:1.
Основные типы мониторов
Среди мониторов, предлагаемых на современном рынке, можно выделить три группы:
- LED;
- ЭЛТ;
- Жидкокристаллический.
ЭЛТ (электронно-лучевая трубка), применяется в наше время крайне редко, так как в большинстве случаев сняли с производства. Основными их отличительными чертами являются:
- массивность и громоздкость;
- большой вес;
- высокое потребление электроэнергии;
- электромагнитное излучение, которое оказывает непосредственное негативное влияние на глаза.
Стоимость подобных устройств составляет порядка 20-30 долларов США. Несмотря на экономическую выгоду, последствия для здоровья в большинстве случаев перевешивают.
Если речь идет о выборе действительно хорошего монитора, то внимания заслуживают LED. Основным отличием является то, что в них используют светодиоды. Эта особенность обеспечивает следующие характеристики:
- высокая контрастность;
- четкость изображения;
- отличная яркость;
- сниженное потребление энергии (почти вдвое);
- относительно невысокая цена;
- экологическая безопасность;
- небольшие габариты.
Жидкокристаллические мониторы являются самыми дорогостоящими, так как в низ применяется цианофенил, который несмотря на жидкую форму сохраняет все свойства и характеристики кристаллов. Полная стоимость напрямую определяется размером монитора, но чаще она весьма доступна. Глаза при этом не сильно устают. Кроме того, такие экраны не изучают никаких электромагнитных волн, что также положительно влияет на здоровье пациентов.
Матрицы
При выборе монитора значение имеют и применяемые матрицы. В настоящее время их насчитывается несколько типов:
- TN считаются самыми доступными и дешевыми;
- VA (MVA, PVA и др.) менее вредны для здоровья и обеспечивают высокую четкость изображения, при этом стоимость их высока;
- S-IPS довольно нераспространенный, но очень качественный тип экранов, стоимость из также высока.
Другие параметры
При выборе качественного монитора необходимо, чтобы:
- была хорошая цветопередача;
- было приемлемое время отклика;
- был хороший угол обзора.
Эти параметры являются, скорее, второстепенными, так как не оказывают прямого влияния на зрение.
Однако, какой бы хороший монитор вы ни приобрели, необходимо соблюдать ряд правил. При их выполнении, можно рассчитывать на сохранение зрения и здоровья. Требования перечислены ниже:
- экран следует располагать на уровне глаз;
- расстояние от глаз должно составлять около пятидесяти сантиметров;
- необходимо обеспечить дополнительную подсветку монитора;
- необходимо избегать появления бликов на мониторе;
- при работе следует устраивать перерывы (15 минут каждый час).
Источник: www.proglaza.ru
Советы эксперта как выбрать монитор для компьютера
Хороший монитор необходим многим специалистам, работающим с графикой и обычным пользователям.
Ведь качественное изображение помогает полноценно и с максимальным комфортом воспринимать происходящее на экране. Но как же выбрать тот самый идеальный монитор?
Параметры, на которые нужно обратить внимание при выборе монитора
При выборе идеального монитора следует обращать особое внимание на ряд конкретных характеристик.
Диагональ экрана
Диагональ экрана невероятно важна. На большом экране может поместиться больше информацию и с ним намного комфортнее работать.
От размера диагонали напрямую зависит стоимость, поэтому не всегда стоит делать выбор в пользу огромной диагонали.
Для офисных работников или для тех, кому принципиален бюджет, рекомендуется взять экран до 22 дюймов. Изобр ажения на таких экранах не отличаются высоким качеством, но подходят для работы и простых действий.
От 22 до 27 дюймов лучше выбирать опять же для дома или офиса при повышенном бюджете. Этого достаточно, чтобы с комфортом смотреть фото или видео. Покупать гигантский монитор нет смысла, если пользователь не работает с изображениями.
Больше 27 дюймов — выбор для дизайнеров, художников, фотографов и прочих людей, чья профессия связана с цветами на изображениях.
Разрешение
От разрешения экрана зависит качество и детализация изображения. Минимально возможное качество на рынке — 1366×768. Такие мониторы подойдут для работы в офисе — например, с текстом или таблицами.
Для домашнего использования наиболее комфортная для восприятия — 1680×1050. Они подходят для просмотра фото- и видеоконтента.
Для профессионального использования нужно выбирать 4К мониторы, но их цена достаточно высокая.
Тип матрицы
Существует три вида матриц: TN, IPS, VA и OLED.
- Матрица TN — самая дешевая и при этом простая. Подходит для примитивных игр, работы в офисе и просмотра контента. Не подходит для профессионального использования.
- IPS отличается более яркими красками и удобными углами обзора. Скорость отклика у них часто занижена, что является проблемой для геймеров. Идеально для работы с графикой.
- VA — средний вариант. Отличается хорошим качеством и сравнительно низкой стоимостью. Проседает передача полутонов, поэтому не слишком хорошая матрица для художников и геймеров.
Профессионалы выбирают OLED, так как такая матрица имеет хорошие цвета, контрастность, яркость и нереально хорошую скорость отклика. Черный цвет глубокий и насыщенный.
Частота обновления экрана
Плавность зависит от частоты обновления экрана. Это важный критерий для геймеров и людей, работающих с видео. Стандартная частота — 60 Гц. Она подходит для обычной работы, где плавность видео не столь важна.
Игровые мониторы имеют частоту 120-150 Гц. Для подобной частоты также нужна хорошая видеокарта.
Время отклика
Время отклика — показатель, отвечающий за время смены цвета пикселя. Стандартному монитору достаточно 5 миллисекунд для комфортной работы — просмотра контента, дизайна или обработки фото.
Для геймеров же рекомендуется выбрать монитор с минимальной задержкой — 1 миллисекунда. Время отклика также зависит от типа матрицы.
Разъемы
Подключение к системному блоку можно совершать с помощью специальных кабелей. Основными из них являются VGA, DVI и HDMI.
- Разъем VGA представляет собой старый образец подключения. Он обеспечивает низкий уровень изображения, что подходит только для работы или просмотра развлекательного контента.
- Более современным является разъем DVI. Он поддерживает разрешение до 2560×1600. Этого хватает для создания качественного изображения на профессиональном уровне.
- HDMI — наиболее привлекательный вариант. Он может поддерживать разрешение до 4К, что идеально для людей, работающих с графикой или видео.
Подставка и крепление
Это важные атрибуты для монитора, поскольку они определяют комфорт использования. Монитор должен быть расположен на определенной высоте для сохранения зрения и осанки пользователя, поэтому следует выбирать устройство с регулируемой подставкой.
Яркость и контрастность
Это важные критерии для работы с графическими изображениями, поскольку они определяют качество цветопередачи.
Более дорогие мониторы обладают большей яркостью и контрастностью. Это необходимо для редактуры фотографий, видео, создания дизайна и игр.
Изогнутый экран
Для большего погружения в происходящее на экране можно приобрести изогнутый монитор. На нем глаза захватывают большую площадь, изображение визуально увеличивается.
Также решаются проблемы искажения цветов по бокам экрана и ограничения углов обзора.
Хорошо подходит для игр и просмотра фильмов или видеороликов. Однако это дополнение стоит дополнительных денег.
Наличие динамиков
Акустическая система в мониторе — необязательное дополнение. Оно подойдет для тех, кому не слишком важно качество звука, поскольку звучание хуже, чем на колонках.
В сравнении с отдельными колонками, акустика в мониторе имеет меньшую громкость и худшее качество звука. Также вместе со встроенной акустической системой нужен выход для наушников.
Покрытие экрана
Существует два вида покрытия экрана — матовое и глянцевое.
Последнее стоит дешевле, обладает лучшей яркостью и контрастностью, но при этом отсутствует покрытие, отражающее свет. Из-за этого на экране появляются отражения и блики. Повышается маркость.
Матовое же покрытие уменьшает количество бликов, делает отпечатки пальцев незаметнее, но при этом это влияет на качество изображения.
Технология защиты зрения
Некоторые экраны обладают технологией защитой зрения. Это важный пункт для тех, кто проводит много времени за компьютером.
Обычно такая технология стоит не слишком дорого, поэтому ее наличие не сильно скажется на цене монитора.
Особенно важно иметь подобную технологию мониторам, которые используют дети, так как их зрение находится в процессе развития и его необходимо защищать от вредного воздействия экрана.
Какие параметры важны для игровых мониторов?
Геймеры очень серьезно подходят к выбору техники, поскольку им необходимы максимальные характеристики. Следует учитывать, что стоит это достаточно дорого.
Какие же параметры важны для геймерских мониторов? Главные критерии при выборе экрана:
- Разрешение. Геймерам необходимо четко видеть все детали на экране, поэтому рекомендуется выбирать мониторы с разрешением 4К.
- Тип матрицы. От нее зависит скорость отклика и качество получаемого изображения. Рекомендуется обратить внимание на OLED.
- Время отклика. Для геймеров важна скорость реакции на происходящее, поэтому время отклика должно быть минимальным.
Остальные параметры не являются принципиально важными при выборе. Они могут повысить уровень комфорта, но не качество монитора.
Какие параметры важны для мониторов для дизайнера?
Дизайнер работает с цветом — с видео, фото и графическими элементами. Поэтому наиболее важными являются следующие критерии:
- Диагональ экрана. На большом экране удобнее рассматривать мелкие детали и работать с небольшими элементами.
- Разрешение. Правдоподобная передача цветов — важная характеристика для дизайнера, поскольку им нужно четко понимать, какой цвет изображен. Для этого рекомендуется выбирать 4К разрешение.
- Разъемы. Должен быть разъем HDMI — он позволяет работать с разрешением 4К.
- Глянцевое покрытие экрана. Такое покрытие лучше передает яркость и контрастность, что очень важно для дизайнера.
Остальные критерии являются дополнительными, их следует выбирать только при наличии личных предпочтений.
Популярные производители мониторов
На рынке имеется несколько производителей, которые давно завоевали сердца потребителей. Каждый из них имеет отличительную особенность, которая притягивает внимание пользователей. Наиболее популярные производители мониторов:
- Samsung. Основными преимуществами мониторов этой компании являются высокое качество сборки, четкая цветопередача и регулируемая подставка. Также цена всегда соответствует предлагаемому качеству.
- Acer. У их мониторов множество достоинств, наиболее привлекательные из них — сравнительно низкая стоимость, невероятная производительность и компактность. В большинство моделей встроена LED-подсветка, гарантирующая отличное качество.
- Xiaomi. Компания предлагает широкий выбор разнообразных моделей. Ее продукция отличается прогрессивными решениями — изогнутым экраном, современным дизайном и высокой производительностью. В большинстве мониторов встроена технология защиты зрения.
- ASUS. Компания производит наиболее инновационную и технологическую продукцию. Мониторы обладают высокой яркостью, интуитивно понятным управлением и отличаются полным отсутствием бликов. Некоторые модели идеально подходят для геймеров за счет дополнительных функций — прицела и так далее.
- MSI. Главное отличие — высокая цена за невероятные характеристики. Современный дизайн, вытянутый экран и наличие режима повышенной четкости для профессионального использования. Технику можно полностью настраивать под собственные интересы.
- HP. Мониторы отличаются компактностью и повышенным качеством. Дизайн разработан для максимальной эргономичности и возможности вписывания в любой интерьер. Цена, конечно, высокая, но зато мониторы имеют большую диагональ, защиту зрения и повышенным качеством изображения.
- Dell. В данном случае соотношение цены и качества оправдано. Монитор обладает идеальной цветопередачей — идеально для геймеров и людей, работающих с графикой. Повышенная надежность гарантирует долговечность устройства.
Вывод
На основании анализа характеристик мониторов можно сделать следующие заключения о правилах выбор идеальной модели:
- Мониторы для профессионального использования будут стоить значительно дороже, поскольку они должны обладать максимально возможными характеристиками. Нет смысла покупать дешевый экран в таком случае.
- Если монитор покупается для домашнего использования (просмотра контента, простых игр и так далее), то не стоит переплачивать за ультра-настройки и большую диагональ, поскольку разницы потребитель не заметит.
- Бюджетным вариантом является монитор со встроенной системой акустики, поскольку это стоит дешевле, нежели отдельно покупаемые колонки с высококачественным звуком.
- Рекомендуется обращать особое внимание на регулировку высоты и наклона экрана, так как это может влиять на зрение и осанку пользователя. Для детей следует брать монитор с регулируемой подставкой.
- От разъема напрямую зависит качество изображения, поскольку не каждый из них способен передавать достойное изображение. Это важный пункт для тех, кто покупает монитор с высококачественной картинкой.
Источник: tehnoexpert.top
Почему глаза устают от монитора и как этого избежать?
Почему глаза устают от монитора? Почему за одним экраном глаза краснеют через полчаса, а за другим можно проработать целый день и не утомиться? И что с этим делать?
Стоит ли искать врагов народа среди производителей и качать права в сервис-центрах? Нужно ли перепробовать десяток мониторов, чтобы вдруг найти для себя тот, за которым глаза не устают?
Меж тем, аспектов проблемы несколько, и каждый дает свой вклад в дискомфорт для зрения.
1. Чрезмерная яркость подсветки и рабочее окружение
Оптимальная светимость монитора для работы с графикой прописана в ГОСТе (см. А. Френкель, А. Шадрин “Колориметрическая настройка мониторов”, книга есть бесплатно в свободном доступе).
Но мы сейчас будем говорить не о рабочем месте профессионального цветокорректора, а о среде реального пользователя.
Дело в том, что наши условия работы обычно сильно отличаются от того, что описано в ГОСТе. Кто-то сидит лицом к окну и вынужден выкручивать подсветку на максимум. Кто-то наоборот расположился спиной к источнику света и постоянно борется с бликами. У некоторых зачем-то позади экрана включена настольная лампа и бьет в глаза (да-да, знаю и таких!).
Часто эти условия нельзя изменить (работодатель тупица, например).
Но лучше всего поставить монитор боком к окну (как и весь рабочий стол, помните, как стоят парты в школе? — окно слева). При этом вы не только не будете испытывать проблем с яркостью и бликами, но скорее всего еще и не понадобится постоянно менять силу подсветки в течение дня.
Почему слишком яркая (как, впрочем, и слишком тусклая) подсветка утомляет глаза?
Отверстие зрачка управляется мышцами двух типов (расширяющие симпатические волокна, которые идут радиально, и сужающие парасимпатические, расположенные по окружности), которые поддерживают нужный диаметр, в зависимости от освещенности, как диафрагма на фотокамере. Причем происходит это постоянно и рефлекторно, без нашего сознательного участия:
картинка отсюда
Если приходится долго поддерживать напряженными мышечные волокна, то они устают. Причем от постоянного сужения зрачка глаза устают сильнее. В сумерках или даже в полной темноте нам комфортнее отдыхать и расслабляться, чем на ярком свету. В потемках глаз и мозг как бы переходят в стадию отдыха, но лишь до тех пор, пока мы не пытаемся их заставить работать в этих условиях, то есть воспринимать и обрабатывать зрительную информацию. Тогда нехватка яркости тоже будет сильно утомлять.
Кроме того, при недостаточной или чрезмерной яркости мы еще вынуждены держать в напряжении веки глаз и моргать слишком редко или слишком часто. От этого могут утомляться мышцы, слезиться глаза или наоборот сохнет слизистая.
Как правильно отрегулировать яркость монитора, чтобы заканчивать каждый рабочий день со здоровыми глазами?
Чаще всего заводская настройка подсветки сделана так, чтобы показать монитор во всей красе на витрине магазина. Да, ярко, контрастно, цветасто. Мы приносим его домой, включаем, офигеваем и начинаем убавлять яркость, пока нам не покажется, что хватит.
Мы не учитываем одного физиологического фактора. При переходе от светлого к темному время адаптации зрения может быть до 5 минут. То есть мы убавляем подсветку, а зрачок еще не расширился адекватно этой яркости, сетчатка не отреагировала, и нам кажется, что слишком темно.
Многие так и работают чуть ли не на максимальной яркости, и их глаза постоянно напряжены, чтобы это компенсировать.
Между тем, правильнее настраивать подсветку не от максимального, а от минимального значения, постепенно прибавляя. Ведь к повышению освещенности глаз адаптируется намного быстрее, чем к понижению — для этого требуется всего 5 секунд, а не 5 минут!
Начинаем с минимума и прибавляем яркость подсветки до тех пор, пока глаза не станут считывать информацию без напряжения, в расслабленном состоянии. Обычно этот момент достижения комфортного уровня хорошо чувствуется — вот была нагрузка на глаза, и вот она вдруг прошла.
Какую картинку выводить на экран при настройке?
Конечно это не должно быть белое поле, которое напрочь ослепляет. Я обычно беру какую-то хорошо знакомую фотографию или вообще ориентируюсь на старые добрые тестовые обои Realcolor. Заодно по ним можно увидеть, правильно ли настроена гамма (кривая контраста).
2. Чрезмерный контраст и микроконтраст
Современные мониторы обладают очень высоким контрастом (то есть разницей между самым темным и самым светлым одновременно воспроизводимым оттенком). Особенно это касается OLED-технологии. Но и другие не отстают.
Это и хорошо, и плохо для глаз. Хорошо, потому что четко видно изображение, и плохо, потому что в рамках сравнительно небольшой площади монитора оказываются рядом участки с очень сильным контрастом, не укладывающимся в возможности глаза. То есть мы не можем одновременно адекватно воспринять весь диапазон полутонов. Глаз не понимает, что ему делать — то ли сжать зрачок для светлой части картинки, то ли расширить для темной.
Проблема еще усугубляется тем, что при заводской настройке обычно тени излишне «завалены», а света выбиты. То есть там, где в цифровой картинке на самом деле еще есть полутона, на экране мы видим или сплошную черноту, или белое поле без деталей.
Примерно так могут выглядеть тестовые обои Realcolor с сильным контрастом до калибровки монитора:
Это вынуждает нас сильно напрягать глаза, тщетно всматриваясь в тени и света в поисках информации, которую «съела» чрезмерно контрастная настройка.
Проблема обычно решается профилированием монитора. В результате этой процедуры, если мы выбираем настройку Gamma 2.2 или L*, полутона более плавно распределяются по всему диапазону, а детали в тенях и в светах читаются уже намного легче. При этом разница между самым светлым и самым темным тоном обычно становится меньше, т.е. падает контраст.
Конечно картинка от этого становится менее эффектной, не такой впечатляющей, особенно если речь о просмотре кино или играх, но мы сильно облегчаем жизнь нашим глазам при работе, легче читаются детали в тенях и в светах, такое изображение проще и комфортнее воспринимать. По этой же причине бумажная книга не так утомляет зрение, как текст на светящемся экране планшета или смартфона.
LCD-панели имеют и большой микроконтраст, их картинка намного более четкая, чем у старых ламповых мониторов (за исключением разве что технологии Trinitron).
С одной стороны, это хорошо, не нужно всматриваться. С другой стороны, отчетливо видимые квадратики пикселей — это лишняя, неестественная информация для глаз. За редким исключением мы не хотим видеть ячейки экрана вместо гладкой картинки. И в этом смысле retina-дисплеи конечно облегчают восприятие за счет плавности контуров. Целесообразность 4К и 5К мониторов мы сейчас не обсуждаем, этому у меня посвящен другой материал.
3. Цветовая температура
Обычно на заводе мониторы настраивают на их «родную» цветовую температуру, то есть к исходным значениям цвета нейтральных пикселей не применяются никакие дополнительные коэффициенты, и на белой заливке мы получаем фактически чистый цвет подсветки (будь то лампы или диоды). Это обусловлено в том числе и технической особенностью — для светодиодов и люминесцентных ламп максимальная световая эффективность достигается в холодной сине-зеленой части спектра.
Поэтому заводская настройка обычно дает холодную картинку (высокую цветовую температуру — 6500 К и выше).
Кстати сказать, по ГОСТу эта температура как раз и рекомендуется для подготовки цифровых изображений для просмотра на мониторах. Опять же, потому что заводская калибровка в основном такая.
Однако надо еще учитывать, что 6500 К — это лишь одна из координат цвета. При температуре 6500 К изображение может быть и розоватым, и зеленоватым, отклоняясь от графика ЦТ по вертикали:
картинка из википедии
А теперь давайте посмотрим, что лучше не для машины, а для наших глаз.
Считается, что типичный европеец склонен более комфортно воспринимать теплое освещение и колорит, смещенный в область желтых оттенков. Свидетельства тому легко можно отыскать и в мировой живописи, и в цветопередаче лучших фотопленок.
В быту мы считаем уютным скорее теплый свет, чем холодный. Если поставить рядом две настольные лампы с синеватым и желтоватым светом, то будет вполне очевидно, какая из них более приятна для глаз.
Отчасти это связано с чисто национальными особенностями и стереотипами мышления, но также и с тем, что система “автоматического баланса белого” в нашем зрительном аппарате (в связке “глаз-мозг”) с большей легкостью компенсирует теплый оттенок освещения.
Человек — дневной хищник. Поэтому от природы его глаза как бы “настроены” воспринимать естественно нейтральным солнечный свет. А искусственное освещение испокон веков было желтоватым — это и открытое пламя, и лампы накаливания, которые лишь недавно начали уступать позиции различным энергосберегающим источникам света, у которых спектр больше похож на порнографию неизвестного художника. Была у меня и на эту тему статья.
Страница бумажной книги тоже ассоциируется с желтоватой бумагой. Достаточно вбить в поиск в гугле запрос «book page»:
Вы не отыщете здесь ни одной синей или даже голубоватой страницы.
Для нас комфортно то, к чему мы привыкли за несколько веков, а не то, что пришло в нашу жизнь за последние два десятилетия.
Кстати, второй стандарт настройки мониторов, описанный в ГОСТе и предназначенный для подготовки макетов в печать, как раз предполагает цветовую температуру 5500 К как приближенную к типичной белизне бумажного листа.
Суммируя все сказанное, легко понять, что комфортнее всего будет работать за монитором, настроенным на невысокую цветовую температуру. Вполне подойдет точка белого D55 (5500 K), которая при этом еще и является стандартом допечатной подготовки.
Поначалу такая калибровка может показаться слишком желтой, но глаза быстро привыкнут и скажут спасибо.
И хотя некоторые пользователи, чей род занятий не связан с цветом, могут вообще не придавать значения цветовой температуре, надо помнить, что она все равно неизбежно влияет на утомляемость зрения.
4. Мерцание экрана
Сегодня мерцающий монитор — штука не такая уж и редкая.
Раньше экраны на электронно-лучевых трубках вообще всегда имели частоту развертки, которая могла быть выше или ниже, но она всегда была. На практике это выражалось в том, что картинка отрисовывается электронным лучом на экране построчно сверху вниз, но изображение быстро затухает, т.е. когда луч доходит до нижней части экрана, верхние строчки уже тускнеют.
Глазом это воспринимается как более или менее выраженное мерцание, которое утомляет.
Когда я пользовался ЭЛТ-монитором, то мог безошибочно различить частоты развертки в 60, 75, 80, 100 герц. Низкая частота воспринимается как нарастающее давление на глаза. Мы не видим самого мерцания, но ощущаем его, особенно боковым зрением. Если переключить монитор с низкой частоты развертки сразу на 100 герц, то чувствуется, как глаза расслабляются.
У современных LCD-мониторов изображение воспроизводится по несколько иному принципу. Пиксели на них не гаснут, а картинка лишь обновляется на новую с определенной частотой, что не воспринимается как мерцание.
Однако и у такого монитора может быть свой подвох. Все дело в подсветке.
Будь то люминесцентная лампа или светодиоды, яркость их свечения определенным образом управляется электроникой. Самый простой и дешевый способ изменения яркости — это широтно-импульсная модуляция (ШИМ).
картинка отсюда
Переводя картинку на простой русский язык — чем более частыми и более длинными импульсами мерцает лампа или диод, тем ярче будет казаться его свечение.
Понятно, что на небольшой яркости импульсы будут или более редкими или более короткими, а значит более ощутимым будет эффект мерцания.
Обычно мы не видим этого эффекта напрямую, хотя можем подсознательно чувствовать его как “дрожание” картинки и дискомфорт, что вносит свой вклад в утомляемость при долгой работе.
Другой метод регулировки яркости — изменение напряжения. В контексте цифрового управления монитором этот метод реализуется несколько сложнее. Но плюс его в том, что изображение не мерцает, т.е. мы всегда видим статичную картинку, как если бы это был слайд на просмотровом столе.
Обычно производитель никак не указывает, что яркость подсветки на мониторе регулируется за счет ШИМ. Но это легко определить так называемым “карандашным тестом”.
Берем в руку карандаш или ручку и начинаем быстро махать перед монитором, на котором выведена какая-нибудь светлая статичная картинка.
Если экран мерцает, то размазанный шлейф от карандаша будет прерывистым, а если мерцания нет — то сплошным.
Однако надо учитывать и такую особенность, что при максимальной яркости мерцания может и не быть вовсе — импульсы будут как бы вполтную прилегать друг к другу, сливаясь в один непрерывный. Но стоит уменьшить яркость, как пульсация неизбежно вылезет, если она есть.
Понятно, что нужно отдавать предпочтение мониторам без ШИМ, поскольку, хотя этот эффект может и не быть заметен напрямую, он все равно будет портить нам нервы и здоровье при длительной работе.
5. Размер монитора и дистанция просмотра
Сегодня, когда свободно доступны мониторы с диагональю 26-30” и даже более, многие стараются купить что-то побольше — “про запас”. Много не мало, понятно.
Хотя большой монитор и позволяет увидеть больше деталей изображения при меньшем напряжении глаз, здесь тоже есть свои нюансы.
Допустим, у нас часть экрана занимает белое окно текстового редактора или браузера, а другая часть отображает более темный рабочий стол.
Если монитор маленький или расположен на адекватном расстоянии, то он занимает лишь часть поля зрения, и глаз просто придерживается некой средней “экспозиции”. Но если экран имеет значительный размер (или же если мы уперлись носом в экран), то при переводе взгляда с окна программы на область с иконками справа глаз будет вынужден постоянно адаптироваться к более темному изображению и наоборот.
Естественно, это не проходит даром, и мы утомляемся.
Если купил большой монитор, нужно стараться работать за ним на достаточном расстоянии и, увлекшись работой, не “падать” со временем в его сторону, попутно скрючиваясь в позу вопросительного знака — ведь комфорт позвоночника влияет и на состояние всего организма в целом.
Итак, можно вывести пять главных рекомендаций, которые помогут меньше уставать за компьютером:
1. Настройте подсветку монитора от минимума, постепенно прибавляя, и остановитесь ровно в тот момент, когда информация будет восприниматься достаточно четко и без напряжения.
Избегайте контрастной обстановки в комнате и источников света как позади, так и спереди от монитора.
2. Понизьте контраст изображения, улучшив попутно читаемость светов и теней. Для этого профилируйте монитор на Gamma 2.2 или, лучше, на L*. Иногда можно обойтись и аппаратными установками.
3. Настройте монитор на “теплую” цветовую температуру (около 5500 К) — сделать это можно как средствами настройки на самом мониторе, так и в процессе профилирования.
4. Убедитесь в том, что подсветка монитора не мерцает — с помощью простого “карандашного теста”. Если есть мерцание (ШИМ), и при этом глаза устают, то не мучайте себя, избавьтесь от этого монитора и купите нормальный.
5. Держитесь на адекватной дистанции от экрана, так, чтобы он не занимал всё поле вашего зрения целиком — при этом глаза будут меньше перестраиваться при переводе взгляда от светлого к темному. И следите за осанкой, конечно.
Источник: dmitry-novak.livejournal.com