На рынке мониторов представлены тысячи моделей, которые отличаются по характеристикам и цене. Ключевое значение имеет используемый в них тип матрицы. Мы поможем вам разобраться в их преимуществах и недостатках, а вы подберете себе монитор.
Какие параметры важны геймерам
У мониторов есть несколько ключевых параметров — цветопередача, время отклика, частота обновления и угол обзора. Каждый выбирает сам, что для него важнее, но для среднестатистического геймера последовательность важности параметров следующая:
- Частота обновления и время отклика. Эти два параметра хоть и являются принципиально разными, но на выходе выполняют одну и ту же задачу — меняют картинку на мониторе как можно чаще. Они важны для быстрых шутеров вроде Counter-Strike и Quake, в других дисциплинах их значение немного ниже. Кроме того, привыкая к более быстрым мониторам, тяжело потом перестраиваться на медленные в любых задачах.
- Цветопередача. Все хотят красивую картинку, особенно если графика игры способствует её воспроизведению. Поэтому более яркие и насыщенные цвета всегда будут приятнее глазу. Но заядлые геймеры никогда не поставят их во главу, пренебрегая частотой обновления и временем отклика.
- Углы обзора. При статичном положении монитора и головы этот параметр практически никак не проявляется. Он намного важнее, если перед монитором сидят несколько человек, ведь только один будет наблюдать его под прямым углом. Но если проблем в этом плане нет, то можно подобрать такое положение экрана, что ограниченные углы обзора никак не будут влиять на картинку.
Сопоставляя эти параметры, мы можем вывести идеальный монитор — тот, у которого все они на высоте. И крайне желательно, чтобы он не стоил баснословных денег. Но, к сожалению, пока что таких нет.
ТАК ЛИ ПЛОХА VA МАТРИЦА? / ТЕСТИРОВАНИЕ VA МОНИТОРА / Обзор MSI OPTIX MAG 241CR / VA vs TN
Как работает жидкокристаллический монитор
Жидкокристаллический дисплей называется так, потому что в нём используются вещества в жидкокристаллической форме. Они обладают свойствами как твёрдых тел, так и жидких. Такое вещество условно можно представить как жидкость, по всему объёму которой находятся твёрдые прозрачные частицы в виде продолговатых пузырьков — жидкокристаллических молекул. При воздействии на них электромагнитного поля они будут менять положение.
Монитор состоит из пикселей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из трёх субпикселей. Субпиксель с двух сторон ограничен поляризационными решётками. В одной пластины расположены вертикально, в другой — горизонтально. Когда свет от источника на задней части монитора проходит через первый фильтр, остаётся только вертикальная составляющая — световой поток становится похож на пластину. Если свет пойдёт дальше, никак не меняясь, эта пластина упрётся в горизонтальный забор второго фильтра, и субпиксель не будет светиться.
Физические свойства молекул жидких кристаллов позволяют менять угол поляризации света, который проходит через них. То есть «световая пластина» будет закручиваться. Угол перед последним фильтром можно контролировать, меняя ориентацию молекул. Чем он ближе к 90 градусам, тем больше света выйдет наружу. На выходе каждого субпикселя стоит фильтр синего, красного или зелёного цвета.
Меняя уровень их свечения, мы получаем различные оттенки пикселей.
В производстве большинства мониторов используют три типа матриц — TN, IPS и VA. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Если после прочтения вы ничего не поняли, то на конкретных примерах с иллюстрациями всё станет яснее.
Twisted Nematic (TN)
В основе технологии TN лежат ячейки с кристаллами, выстроенными по спирали от одного поляризационного фильтра к другому. Крайние ЖК-молекулы в спокойном состоянии расположены перпендикулярно пластинам фильтра. При прохождении через субпиксель световой поток меняет ориентацию на 90 градусов. Выходит, что без напряжения на субпикселях, но при включённом мониторе (то есть с подсветкой на задней панели) экран будет белым. Когда на электрод субпикселя подаётся напряжение, спиральная структура жидких кристаллов нарушается, и света проходит меньше.
Но даже при максимальном напряжении практически невозможно точно расположить молекулы, и угол всё равно будет отличаться от 90 градусов. Из-за этого у TN-матриц очень плохой чёрный цвет — он больше напоминает тёмно-серый. Кроме того, страдают цветопередача и углы обзора. Но у этой технологии есть один большой плюс — она самая самая дешёвая в производстве. И за небольшие деньги мы можем получить игровой монитор с максимальными ключевыми параметрами — частотой обновления матрицы и временем отклика.
In-Plane Switching (IPS)
В матрицах IPS ЖК-молекулы упорядочены во всех плоскостях, то есть расположены параллельно друг другу, заднему поляризационному фильтру и электродам. Словом, свет проходит через первый фильтр, но жидкокристаллические молекулы не меняют его угол поляризации. Когда напряжения нет, свет через ячейку не проходит и она остаётся чёрного цвета. Если приложить напряжение, молекулы поворачиваются, и субпиксель пропускает свет. Чем больше угол поворота, тем больше света проходит.
У технологии IPS есть два существенных преимущества — углы обзора и цветопередача. Недостатком IPS долгое время было малое быстродействие — кристаллы слишком медленно меняли ориентацию, из-за чего страдало время отклика и частота обновления. Производителям только недавно удалось решить эту проблему, и в этом году на рынке появились мониторы с IPS, частотой 144 Гц и откликом 1 мс. Но самый главный минус — цена. Такие панели дороги в производстве, и мониторы с ними обходятся минимум в 2-3 раза дороже.
Vertically Aligned (VA)
В матрицах VA кристаллы располагаются параллельно друг к другу, под углом 90 градусов ко второму фильтру. В выключенном состоянии угол поляризации не меняется, а значит, останавливается вторым фильтром, что даёт нам чёрный цвет. Когда кристаллы поворачиваются под напряжением, световой поток меняет угол поляризации и проходит через первый фильтр.
На поверхностях, между которыми располагаются жидкие кристаллы, есть выступы в виде треугольников, на гранях которых расположены электроды. Когда включается напряжение, кристаллы по разным сторонам выступов отклоняются на противоположные углы. Таким образом мы получаем хорошие углы обзора — они намного лучше, чем у TN, но уступают IPS. То же касается и цветопередачи.
Показатели частоты обновления и времени отклика буквально год-два назад были значительно хуже, чем у TN, но со временем производители эти недостатки устранили. В итоге VA получается чем-то средним между TN и IPS — как по характеристикам, так и по цене.
Так что же лучше?
Всё зависит от бюджета. Если мы рассматриваем наиболее дешёвый вариант, то тут выбор очевиден — TN. Мониторы с частотой обновления 144 Гц и временем отклика 1 мс можно купить менее чем за $200 (~13 тыс. руб. по курсу на 4 декабря), и выбор будет очень большой. Если вы хотите матрицу ещё быстрее, на рынке уже хватает предложений с частотой до 240 Гц. Да, придётся пожертвовать цветопередачей и углами обзора, но зато кошелёк после покупки не опустеет.
VA — промежуточное решение. При средней цене мы получаем хорошую цветопередачу и неплохие углы обзора. При этом многие производители также готовы предложить варианты с частотой 144 Гц и временем отклика 1 мс. Если ещё год-полтора назад такие экземпляры стоили намного дороже аналогичных на матрицах TN, то сейчас эта разница составляет около $100, а то и меньше.
IPS — самая лучшая, но в то же время самая дорогая матрица. Но на текущий момент на рынке очень мало мониторов с ней, способных выдавать большую частоту и малое время отклика. При этом стоить они будут от $600 и больше. Зато за эти деньги мы имеем всё в одном и никаких явных недостатков. Кроме того, можно быть уверенным, что со временем цена на них упадёт.
Буквально два-три года назад за такую цену продавали игровые мониторы с матрицей TN, теперь же они продаются в три раза дешевле.
Источник: www.cybersport.ru
Как выбрать монитор в 2021: важные нюансы и основные параметры
При выборе монитора для компьютера стоит обратить внимание на характеристики, дополнительное оснащение, а также вспомогательные функции. Универсального решения не существует — для каждой конкретной задачи будут оптимальными разные значения. Обратите внимание на следующие полтора десятка показателей. Эта статья будет при выборе современного монитора для компьютера в 2020 году и позже — старые модели могут не иметь тех технологий, которые описаны ниже. Благодаря ей вы сможете определиться с основными потребительскими характеристиками монитора.
Telegram-канал создателя Трешбокса про технологии
Размер
Под размером монитора подразумевается длина его диагонали, измеряемая в дюймах. Многие считают, что больше = лучше, но это не совсем так. Все зависит от целей, для которых приобретается девайс, и условий, в каких он будет эксплуатироваться. Немаловажную роль играет пространство. В некоторых случаях большие гаджеты абсолютно не нужны.
В то же время, маленькие или средние могут не удовлетворить потребности конкретного пользователя.
Монитор BenQ EX2780Q с размером экрана 27 дюймов
- 21,5 дюйма — диагональ достаточная для работы с текстами и графиками. Хорошо подойдёт для небольших офисных столов или ниш в домашних условиях. Также такие размеры вполне приемлемы для веб-сёрфинга и просмотра фильмов.
- 24 дюйма — рекомендуемый минимум для игр. Впрочем, заядлые геймеры такой размер всерьёз не рассматривают. А вот работать сразу в нескольких окнах на таком гаджете удобно, да и для развлечений он подходит неплохо.
- 27 дюймов — это минимум для профессиональной работы с изображениями: дизайна, фото и видеомонтажа. Кроме того, размер неплох для игр и хорошо подойдёт истинным любителям кино. Оптимальный выбор в 2021 году.
- 32 дюйма — монитор для профессионалов в сфере видеомонтажа, работы в многооконном режиме и киберспортсменов. Стоит учесть, что внушительные размеры требуют соответствующего пространства на столе.
Разрешение и его зависимость от размера
Разрешение измеряется в количестве пикселей по горизонтали и вертикали. Например, достаточно распространённый сейчас Full HD подразумевает разрешение в 1920×1080 пикселей. Для разных размеров мониторов будут оптимальными определённые разрешения. Например, высокое число точек при небольшой диагонали сделает элементы интерфейса слишком мелкими, а на больших дисплеях при недостаточном разрешении картинка будет зернистой.
Монитор LG из семейства UltraFine с разрешением 4K | Gadget Flow
- Full HD — 1920×1080 пикселей. Такое разрешение идеально подходит для мониторов с диагональю 21,5–24 дюйма. Будет достаточным и для 27-дюймовых дисплеев, но для таких лучше подойдёт вариант Full HD+ — 2560×1440 пикселей.
- 4K — к таким относят мониторы с разрешением 3840×2160 или 4096×3072 пикселей. Такое разрешение будет неуместно на дисплеях с диагональю меньше 27 дюймов, но при достойных размерах экрана картинка станет плотной и качественной.
- 5K — премиальный сегмент с разрешением 5120×2160 пикселей. Минимальная диагональ для таких показателей — 27 дюймов. Хотя, лучше выбрать монитор побольше. Таких девайсов сейчас немного и предназначены они для профессионалов.
Соотношение сторон
Оно измеряется в пропорциональном соотношении ширины и высоты монитора. В зависимости от пропорции, меняется геометрия изображения по высоте, то есть оно может быть ближе к квадрату или более вытянутым. Практически квадратные сегодня заменили широкие мониторы.
Широкоформатный 29-дюймовый Samsung CHG90, который заменяет сразу два обычных монитора с соотношением сторон 16 к 9 | Digital Trends
- 4 к 3 — устаревшее соотношение сторон, которое широко применялось до середины 2000-х. Сейчас оно плохо подойдёт для игр или просмотров фильмов, но пригодится для вёрстки графических материалов с относительно равными пропорциями.
- 16 к 9 и 16 к 10 — классическое соотношение сторон на данный момент времени, которое наиболее распространено на современных мониторах. Считается, что примерно в таких пропорциях человек видит мир.
- 18 к 9 и более широкие — мониторы с таким соотношением сторон относятся к разряду широкоформатных и предназначены для профессионального монтажа видео и других работ с графикой, они позволяют добиться максимальной продуктивности.
Технология матрицы
Матрицей называется именно «рабочая» поверхность монитора. Она отвечает за качество изображения, цветопередачу и другие параметры. Существует три основных типа матриц, отличающихся своими достоинствами и недостатками.
Монитор с IPS-матрицей Dell U2412Mb | Bigl
- TN — довольно старая, но все ещё актуальная разработка. У таких мониторов высокая скорость отклика, что важно для игр, невысокая цена и приличная яркость. В то же время, невысокие контрастность, цветопередача и небольшие углы обзора.
- IPS — девайсы с такой матрицей обладают высоким по всем параметрам качеством изображения и хорошими углами обзора. При этом скорость отклика у таких мониторов не самая высокая, да и стоят они уже заметно дороже.
- MVA — основной конкурент IPS. Обладает теми же углами обзора, но превосходит технологию по времени отклика при меньшей цене. Правда, качество изображения обычно все же немного уступает по яркости и контрастности.
- PLS — альтернативный вариант IPS от компании Samsung. Он отличается превосходной плотностью пикселей и широким набором оттенков. Обычные пользователи на это вряд ли обратят внимание, но профессионалы точно оценят.
Углы обзора
От углов обзора зависит, насколько будет искажаться изображение, если смотреть на него не прямо. Это особенно актуально, если на монитор смотрит несколько человек одновременно, при одиночном пользовании — не так важно.
Демонстрация важности больших углов обзора | Daiwa
- 160° по вертикали и 170° по горизонтали — такие углы обзора характерны для TN-матриц.
- 178° по вертикали и горизонтали — такие углы обзора доступны большинству мониторов, которые используют матрицы IPS или MVA.
Яркость
Яркость измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м2) и от её значения зависит, как будет восприниматься изображение при разном освещении. Стоит помнить, что настройки мониторов позволяют снижать яркость при необходимости, поэтому в данном случае больше = лучше.
Профессиональный монитор ASUS ProArt PA248QV 90LM05K1-B01370 с пиковой яркостью 1600 кд/м²
- До 250 кд/м² — низкая яркость, которая плохо подходит для игр, поскольку тёмные объекты при ней могут быть незаметны. Такие значения вполне подходят для работы с документами — по крайней мере, при небольшом окружающем освещении.
- От 250 до 500 кд/м² — средние значения яркости. Такие используются в подавляющем большинстве массовых мониторов, которые продаются на рынке. С подобной яркостью вполне комфортно даже возле окон с дневным светом.
- 500 кд/м² и выше — высокая яркость для чрезмерно освещённых мест. Такие значения предохраняют от засветов изображения и бликов при попадании на монитор прямых солнечных лучей.
Подсветка
Качественная подсветка в мониторах особенно важна в условиях недостаточного освещения. У современных дисплеев два вида подсветки: люминесцентная (CCFL) и светодиодная (LED). Они отличаются по цене и качеству.
- Люминесцентная — дешевле в производстве, но в процессе использования в глаза сразу же бросается её неравномерность. Кроме того, она более энергоёмкая.
- Светодиодная — такой вид подсветки применяется в большинстве актуальных мониторов. Сама по себе она дороже, но потребляет меньше энергии. Также она всегда равномерная.
Контрастность
Контрастность — это соотношение яркости белого и чёрного цветов. Нередко при настройках её регулируют в паре с яркостью. Но если рассматривать данный показатель как отдельную величину (при условии корректной подстройки яркости), то чем выше его значение, тем лучше.
Монитор Xiaomi Mi Display 1A с контрастностью 1000:1
- До 600:1 — низкая контрастность. В то же время она вполне приемлема для работы при нормальном освещении. В противном случае изображение может показаться тускловатым и несколько неестественным.
- От 600:1 до 1000:1 — средний показатель. Изображение при таком выглядит вполне достойно. Обычно его более чем достаточно для работы с документами и развлечений.
- 1000:1 и выше — с такой контрастностью изображение будет выглядеть чётко и естественно при любом освещении. Это будет особенно заметно при просмотре фильмов и в видеоиграх.
Покрытие экрана
Существует три основных вида покрытия мониторов. Если они используются с одинаковыми матрицами, у них сразу же проявляются различия в цветопередаче. Они предназначены для разных задач.
- Глянцевое — отличается высокой яркостью, контрастностью и глубиной изображения. Хорошо подходит для видеоигр и просмотра фильмов, но отражает свет и самого пользователя. На нем хорошо видна пыль и отпечатки пальцев.
- Матовое — более дорогое покрытие, которое отличается более приглушённым изображением. Тем не менее, с ним комфортно при любом освещении. Для работы с графикой такое не подходит — оно больше для текстов и веб-сёрфинга.
- Антибликовое покрытие — это компромисс между первыми двумя видами. Яркость и контрастность в данном случае уступают глянцевому покрытию, но лучше, чем с матовым. Бликов и отражений на нем нет, а вот небольшие световые пятна при излишней освещённости заметить можно.
Время отклика
Эта характеристика показывает, за какое время пиксели изменяют своё свечение, в зависимости от действий пользователя. Она измеряется в миллисекундах — чем ниже значение, тем лучше.
- Для работы — для работы с текстами и графикой, а также другой профессиональной деятельности достаточно не выше 14 мс.
- Для игр — в данном случае каждая миллисекунда на счету. Дорогие игровые мониторы обладают временем отклика в 1–2 мс, бюджетные — не выше 6 мс.
Частота обновления
Частота обновления показывает, сколько кадров на экране меняется за каждую секунду. Она измеряется в герцах (Гц). Чем выше значение, тем более плавным будет изображение.
Игровой монитор Asus ROG Swift PG35VQ с частотой обновления 200 Гц | TechSpot
- 50–60–75 Гц — наиболее распространённые на сегодняшний день значения. Их будет вполне достаточно для работы и веб-сёрфинга. Подойдут они и для непритязательных кинозрителей.
- 120 Гц — высокая частота, позволяющая оценить все спецэффекты в блокбастерах. С ней даже в самых динамичных сценах не проскользнёт эффект смазывания. Для игр также подходит.
- 144 Гц и выше — частота для заядлых геймеров, увлечённых киберспортсменов. Даёт техническое преимущество перед соперниками.
Защита для глаз
Сейчас производители стараются снизить нагрузку на глаза пользователей и используют различные защитные технологии. Наиболее распространены три.
- Подсветка, убирающая мерцание — невооружённым глазом оно обычно не видно, но на усталость глаз влияет (например, Flicker free).
- Фильтрация синего спектра — он наиболее вреден для глаз, поэтому есть технологии его уменьшения. У каждого производителя она называется по-своему (например, Low Blue Light+).
- Коррекция яркости — при разном освещении свои оптимальные значения этого показателя. Некоторые мониторы автоматически регулируют яркость, опираясь на данные датчиков освещённости.
Подключение
Существует несколько основных видов разъёмов, которыми мониторы оснащаются для соединения с компьютером и не только.
- VGA — устаревший разъём, который сейчас есть не на всех системных блоках.
- DisplayPort — современный разъем, который распространён достаточно широко.
- HDMI — используется для передачи аудио и видеоданных высокого разрешения.
- USB-C — обычно позволяет, в том числе, подключить к монитору ноутбук и подзаряжать его.
Подставка
От подставки зависит то, насколько монитор устойчив и удобен в эксплуатации.
Вращающаяся подставка Apple Pro Display XDR | 9to5Mac
- Регулировка наклона — позволит изменить угол расположения экрана по отношению к глазам.
- Регулировка высоты — позволяет установить монитор на оптимальном уровне для глаз.
- Переворот в вертикальный режим — с помощью этой возможности монитор поворачивается на 90°. Так удобнее просматривать веб-сайты, работать с кодом и не только.
- Возможность крепления на стену (VESA) — позволяет сэкономить место на столе.
Дополнительные особенности
Некоторые мониторы оснащены дополнительными устройствами, расширяющими функциональность.
- Встроенные колонки — позволяют воспроизводить звук, даже если к компьютеру не подключены отдельные колонки.
- USB-порты — позволяют подключать к компьютеру различные устройства через монитор. Это удобно, когда системный блок под столом.
- Аудиопорты для колонок и наушников — опять же, нужны для подключения девайсов непосредственно к монитору.
- Встроенная веб-камера — с ней не придётся тратиться на отдельное устройство.
Источник: trashbox.ru
Какой монитор лучше купить IPS или VA? Отличия и сходства VA и IPS матрицы в мониторе
Вадим Колибри 22 октября 2021 в 09:50
Впервые обе технологии были использованы в 1996 году, и с тех пор производители электроники достигли высоких результатов в устранении недостатков и сохранении преимуществ VA и IPS матриц. Хотя некоторые различия все же остались, и их необходимо учитывать при выборе идеального монитора.
Различия между VA и IPS
Технически оба типа матрицы выполняют одну и ту же задачу — пропускают свет от диодов через блоки пикселей с цветовыми фильтрами. В результате формируется заданное изображение. В названиях каждой технологии зашифрованы особенности экранов:
- Мониторы с VA матрицей. Vertical Alignment — выравнивание пикселей по вертикали при формировании сетки. Последние при использовании такой технологии меньше пропускают свет.
- Мониторы с IPS матрицей. In-Plane Switching — планарное переключение. В этом случае пиксели и субпиксели выровнены по горизонтали. Из-за этого они пропускают больше света диодной подсветки экрана.
Указанные конструктивные особенности матриц обеспечивают основные различия между техническими свойствами экранов. Например, VA матрица монитора против IPS в играх будет показывать лучшие результаты. В то же время для домашнего кинотеатра она не подходит из-за сильного искажения картинки при просмотре сбоку. IPS же предоставляет наибольший угол обзора без снижения качества, но не сравнится с конкурентом по глубине передачи черного цвета, как у экрана с вертикальным выравниванием пикселей.
Поскольку выбор подходящей матрицы зависит от условий использования экрана, при покупке нового устройства лучше обратить внимание на несколько определяющих характеристик.
Однородность и уровень черного цвета
По этому параметру в противостоянии VA vs IPS мониторы первого типа однозначно выигрывают. Для сравнения:
- уровень черного у матриц VA — от 0,025 до 0,015 нит;
- уровень черного у дисплеев IPS — от 0,07 до 0,09 нит.
Сильнее всего недостаток глубины черного цвета заметен при просмотре видео или изображений в затемненных помещениях. Равномерное затемнение также сложно получить из-за массивов пикселей в IPS матрицах, которые легче пропускают свет и могут создавать облачные засветы при изменении яркости диодной подсветки.
Уровень контрастности, рассчитываемый как соотношение яркости белого и черного цвета, у IPS экранов также существенно меньше. Обычно этот показатель составляет до 1500:1. В матрицах типа VA контрастность может достигать соотношения 3500:1 в моделях среднего качества или до 6000:1 в устройствах премиум-класса.
Некоторые производители добавляют в мониторы или экраны телевизоров технологию локального затемнения. При ее активации отключается подсветка определенных участков экрана, что помогает добиться большей глубины черного и прочих темных цветов. Однако для работы в графических редакторах или комфортного просмотра видеоконтента в затемненном помещении подойдут только VA матрицы.
Цветовая насыщенность
Технически разница IPS и VA мониторов в данном вопросе незначительна, а при сравнении некоторых моделей и вовсе отсутствует. Оба типа матриц способны воспроизводить более 1 млрд цветовых тонов и полутонов благодаря высокому динамическому диапазону цветопередачи.
При этом для человеческого глаза изображения, показанные на VA дисплее, будут выглядеть более яркими и насыщенными. Особенно если поставить устройство рядом с экраном типа IPS с идентичным изображением. Данный эффект прямым образом связан с уровнем контрастности и однородности распределения черного.
Динамика движений
При выборе IPS vs VA монитора для игр геймерам в первую очередь важно качество обработки динамически движущихся изображений. Существенной разницы между указанными типами матриц нет. В обоих случаях производители обеспечивают качественную интерполяцию движения, работают над устранением смазывания движущихся объектов — motion blure. На практике искажения картинки обычно не связаны с матрицей.
Угол обзора
Под этим понятием подразумевается угол, под которым качество картинки не меняется при взгляде на экран. Либо потери качества минимальны. Сравнение VA и IPS матрицы мониторов по данному параметру показывает неоспоримое преимущество второй технологии.
При отклонении от перпендикуляра во время работы с VA монитором падает контрастность изображения. Этот показатель может падать до 10:1 или даже до 5:1 на крайних точках угла обзора, указанного в технических характеристиках устройства. Столь низкий уровень контрастности приводит к потере большей части деталей изображения.
Минимальным уровень контрастности для комфортного просмотра фильмов считается 100:1, в то время как для профессиональной обработки видео и изображений потребуется минимум 1000:1. В этом вопросе у экрана VA против IPS монитора просто нет шансов из-за очень малого угла обзора — 20º против 178º.
Источник: gooz.ru