Когда первый раз по телевизору показали фильм

Среди знаменитых фраз, сказанных Лениным , есть и такая: «…вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Действительно, более 120 лет тема кино не сходит с первых полос газет и журналов. Но вернемся к самому началу. Братьям Люмьер, придумавшим кино, стало тесно в Европе, и они на своем знаменитом «поезде» прибыли в Россию. И началось…

16 мая 1896 года в саду «Аквариум» в Петербурге состоялись первые кинопоказы. До шедевров мировой классики было еще очень далеко, но и такие произведения, как «Выход рабочих с завода Люмьер», «Разрушение стены» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», потрясли многих зрителей до шокового состояния.

Сам сад «Аквариум» навсегда вошел в историю петербургско-ленинградского кино не только как место первого киносеанса: на этой территории уже более 70 лет находится киностудия «Ленфильм».

В 1897 году в Москве открылся первый стационарный «Электрический кинотеатр». Правда, славу ему принесли не фильмы, а удобные кресла и граммофон.

ЭТОТ ФИЛЬМ ВЫ БУДЕТЕ СМОТРЕТЬ ПЕРВЫЙ И ДАЛЕКО НЕ ПОСЛЕДНИЙ РАЗ! ВРЕМЯ ГРЕХОВ! Русские мелодрамы 2018

Когда Россия впервые посмотрела кино?

«Киношные» удовольствия были не из дешевых. Места в первом ряду стоили по рублю, а самые дешевые – 35 копеек. Для сравнения: пуд пшеничной муки стоил 30–40 копеек.

Первые двенадцать лет фильмы в репертуаре российских кинотеатров были только импортные, но вот наступил 1908 год, и 28 октября на экраны вышел первый восьмиминутный отечественный фильм «Понизовая вольница». Снял его режиссер Владимир Ромашков по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине. Первым полнометражным художественным фильмом, вошедшим в золотой фонд мирового кинематографа, стал в 1925 году «Броненосец “Потемкин”» Сергея Эйзенштейна .

Среди первых зрителей в саду «Аквариум» оказался и отставной офицер Александр Ханжонков , который решил посвятить себя высокому искусству кино. Именно он превратил балаган в настоящее искусство, создал первую кинофабрику в России, открыл ряд кинотеатров. Именно с его легкой руки наши соотечественники занялись производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов.

Источник: histrf.ru

25 марта 1985 года на телевидении начат показ 5-серийного фильма «Гостья из будущего»

показ 5-серийного фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего» по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперед».

25 марта 1985 года на ЦТ начат показ 5-серийного фильма «Гостья из будущего»

Повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед», входит в цикл о школьнице конца XXI века Алисе Селезневой.

В «Гостье» Алиса оказывается в прошлом, куда она попадает вслед за московским школьником из 1984 года Колей Герасимовым, спасшим миелофон от космических пиратов Крыса и Весельчака У (также сквозные персонажи булычевской прозы). Для почти всех нынешних зрителей 35 лет и старше этот сериал в 1985-м стал одним из первых (наряду с «Приключениями Электроника») погружений в сериальное кинопространство и едва ли не главным детским телефильмом поколения. А сейчас — возможностью совершить ностальгическое путешествие в советское детство, полное солнечного света и приключений, которые всегда должны заканчиваться хорошо.

Середина 1980-х подарила нам два шедевра кинофантастики о путешествиях во времени. Голливуд в конце 1984-го выдал «Терминатора» Джеймса Кэмерона, в котором будущее человечества было не очень радужным: власть захватили роботы, которые решили на всякий случай уничтожить всех людей. Конечно, все заканчивалось хорошо — причем несколько раз: на сегодняшний день снято четыре «Терминатора», и ожидается еще три в самое ближайшее время.

В СССР в одно время с «Терминатором» Павел Арсенов снимал «Гостью из будущего» — кино не в пример более доброе, хотя представленный в нем конец XXI века показан не вполне идиллическим.

Еще по теме:  Рокот звука в телевизоре

Например, там есть космические пираты, которые ради ценного прибора для чтения мыслей — миелофона — готовы на любые преступления.

Неопределенное настоящее

Адекватно описать отдаленное будущее, конечно, практически невозможно, а вероятность придумать, каким оно будет на самом деле, стремится к нулю.

Наглядный пример — вторая часть трилогии «Назад в будущее», которая в красках показала как раз наш 2015 год (пусть и позднюю осень).

Выглянув в окно, можно убедиться, что летающих машин нет, самошнурующиеся кроссовки выпускаются фирмой Nike штучно и стоят лишь чуть дешевле самолета, да и подростки на летающих скейтбордах встречаются не сказать что часто.

Кэмерону проще: он всегда может указать, что его герои предотвратили апокалипсис, а потому мы и живем как обычно.

Мир «Гостьи из будущего» отстоит от нас даже сегодняшних минимум на два поколения, и за оставшиеся 70 лет, конечно, возможно все: изобретение машины времени и создание соответствующего института, строительство космопорта где-​то в пригороде Москвы (ну пусть не вместо, допустим, Химок, а на месте Шереметьево). Да и с антигравитацией время есть разобраться — если, разумеется, мы не потратим его бездарно на разнообразные конфликты.

Алиса и конспирология

Сто лет — срок долгий, но в «Гостье из будущего» есть и предсказания на более обозримое будущее: в самом конце Алиса рассказывает своим новым друзьям об их судьбе. Разумеется, никакого развала СССР в ее пророчестве нет, а московские школьники 1984 года, по ее словам, проживут обычные жизни, предначертанные им судьбой и партией: кто-​то станет писателем-​фантастом, кто-​то — мамой, а кто-​то изобретет ту самую машину времени. И разумеется, эти предсказания так и не сбылись.

Диссонанс, который возникает от сравнения концовки этого фильма с реальной историей, требовал своего выхода.

С распространением интернет-​видеосервисов появились пародии, где Алиса предсказывает советским школьникам будущее проституток, банкиров и прочих представителей нового времени.

Ну а в одной заметке вообще было высказано предположение, что мир Алисы сформировался после третьей мировой войны и даже робот Вертер (одна из самых ярких ролей Евгения Герасимова, ныне — политического деятеля, главы комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям) — устаревшая военная разработка, оставленная в Институте времени из ностальгии; так что рассказывать правду было просто нельзя.

Все возможно — про будущее и Кир Булычев старался особо не писать (из книг даже непонятно, какой будет общественный строй), а в фильме Арсенова оно вообще показано очень и очень условно, что дает большой простор для фантазии.

«К победе коммунизма»

Версия о третьей мировой войне, конечно, красивая, но неправильная. В СССР с будущим все было хорошо, и даже без упоминания непременного построения коммунизма там в основном царит мир и покой, а войны и приключения — удел других, далеких и менее развитых планет, и лишь иногда они касаются непосредственно Земли. Таков «Мир Полудня» братьев Стругацких или описанное в романах Александра Казанцева и Ивана Ефремова будущее.

Так же было и у Кира Булычева, который описывал даже не сам мир, который будет в конце XXI века, а место ребенка в нем.

Его герои-​школьники получали то, чего не хватало их сверстникам в настоящем, то, о чем они могли только мечтать. Космические полеты к далеким и опасным планетам, неизвестным науке существам, возможность быстро попасть куда угодно — не только в пространстве, но и во времени.

Еще по теме:  Что вреднее для глаз телефон или телевизор

И опасных космических пиратов, которых легко победить с помощью настоящих друзей. Фильм «Гостья из будущего» показал им все это, а заодно подарил и еще кое-​что.

«Лучшая девочка в СССР»

Алису советские дети знали и до «Гостьи»: произведения Кира Булычева и сами по себе были достаточно популярны, а в 1981 году вышел замечательный мультфильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты». Но в фильме зрители увидели совсем другую Алису — милую девочку с неземными глазами.

12-​летняя московская школьница Наташа Гусева уже к концу первой серии влюбила в себя всех мальчишек. Она получала тонны писем, ей посвящали стихи — в общем, ее можно было назвать настоящей кинозвездой.

Удивительно, что «культ Алисы» не помог сыгравшей ее стать профессиональной актрисой (она, впрочем, и сама, кажется, не сильно этого желала). Московская школьница снялась в нескольких фильмах, еще раз возвращалась к роли Алисы Селезневой в «Лиловом шаре» — еще одной экранизации Кира Булычева, снятой Павлом Арсеновым, но в конце концов поступила в институт тонкой химической технологии и стала биохимиком. Правда, совсем отказаться от понравившегося зрителям образа она так и не смогла; в начале нулевых, например, участвовала в качестве гостя на конференции российских фантастов «Роскон», а в 2009-м озвучила капитана звездолета для мультфильма «День рождения Алисы».

По материалам и с использованием фотографий с сайтов :

  • ДЕНЬ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДИНЫ
  • ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
  • ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ
  • ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ
  • НАГРАДНАЯ РАБОТА
  • Выставки, форумы, семинары

Источник: kulturamgo.ru

Первый в истории киносеанс. Как это было

28 декабря стало Международным днём кино. Именно в этот день в 1895-м в Париже в полуподвальном помещении лионского кафе прошёл первый сеанс синематографа братьев Люмьер.

Фото: © EAST NEWS</p><p>

В 1895 году после Рождества парижан ждало ещё одно приятное событие — первый в мире кинопоказ. За несколько дней до этого на улицах столицы Франции стали появляться пёстрые афиши. На иллюстрациях был нарисован небольшой зал с креслами, на них сидели взрослые и дети, глядевшие с радостью и удивлением на экран, на котором была изображена комичная чёрно-белая сценка. И, конечно же, этому явлению было дано определение — синематограф братьев Люмьер.

By Marcellin Auzolle (1862-1942) - Source: http://www.moah.org/exhibits/archives/movies/movie_theatres_p.html, PD-US, https://en.wikipedia.org/w/index.php?curid=17879355

Уже 28 декабря люди узнали, что же означает это новое для них понятие. В доме № 14 на бульваре Капуцинов в полуподвальном помещении «Гранд-кафе», где обычно играли в бильярд, вечером начали собираться люди. Стоимость входа — 1 франк. В тот вечер братьям Люмьер удалось привлечь внимание только 35 любопытных зрителей. Но уже через неделю количество желающих побывать в синематографе Люмьер возросло в десятки раз, а перед входом в «Гранд-кафе» начали выстраиваться огромные очереди.

Братья Люмьер повесили в помещении белое прямоугольное полотно, а на противоположной стене установили на штативе ящик — аппарат, который они называли «кинематограф». Когда все зрители расположились на своих местах, свет в газовых рожках погас, а полотно, оно же экран, осветилось сиянием. Через несколько мгновений на нём появилось неподвижное изображение фотографии площади Белькур в Лионе. Картинка всё не двигалась, а зрители начинали уже нервничать, что их обманули. Но братья Люмьер стали вращать ручку своего инновационного устройства, и лошадь, запряжённая в повозку, поскакала, вместе с ней задвигались и люди.

Зрители аплодировали и смеялись. Всего в тот вечер им показали десять документальных фильмов. Но не стоит думать, что это внушительное число картин для первого кинопоказа. Длина роликов варьировалась от 30 до 50 секунд. В программу первого сеанса входили фильмы с достаточно незамысловатыми названиями: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Вольтижировка», «Ловля золотых рыбок», «Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Прыжок через брезент», «Площадь Корделье в Лионе», «Морское купание».

Еще по теме:  Телевизор maunfeld mlt55usd02 отзывы

«Выход рабочих с фабрики Люмьер»

Немой фильм был снят в марте 1895 года у ворот фабрики братьев Люмьер, которая располагалась в Лионе. Картина состоит из одной простой сцены, в которой рабочие, в основном женщины, покидают завод после смены. Существуют три версии фильма. После нескольких показов журналисты давали картине разные описания: например, отличалась одежда рабочих, в одной версии выезжал экипаж, а в другой — пробегала собака.

«Вольтижировка»

Вторая картина показывала обучение новобранца основам конной дисциплине — вольтижировке, когда спортсмены выполняют акробатические упражнения на лошади. Молодой человек несколько раз пытается запрыгнуть на лошадь и выполнить упражнения, но всё это выходит у него очень неловко. В финале ему всё-таки это удаётся.

«Ловля золотых рыбок»

В этом фильме один из братьев Люмьер — Огюст — появляется в кадре вместе со своей маленькой дочерью. Мужчина держит девочку около аквариума, а та пытается поймать плавающих рыбок.

«Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе»

В отличие от первого фильма, где люди скромно проходили мимо, в этой киноленте делегаты Лионского конгресса фотографического общества приветствуют оператора, а кто-то даже пытается его сфотографировать. Сейчас на месте съёмок установлена памятная доска.

«Кузнецы»

Один из кузнецов в фильме бьёт молотом по заготовке, а его коллега вращает ручку насоса. Потом в кадре появляется третий человек, который наливает одному из кузнецов попить.

«Политый поливальщик»

Самый комичный фильм Люмьеров, который фактически положил начало комедийным трюкам. Ничего неподозревающий садовник поливает цветы, к нему подкрадывается подросток, наступает на шланг, и вода перестаёт течь. Удивлённый садовник заглядывает внутрь шланга, и именно в этот момент мальчик убирает ногу, и вода под напором ударяет мужчине в лицо. Садовник в этом фильме — действительно садовник, работающий в поместье семьи Люмьер, а хулигана сыграл сын одного из слуг. Потом этот сюжет неоднократно повторяли и другие кинематографисты.

«Завтрак младенца»

И снова в кадре появляется Огюст Люмьер с дочерью Андре, только в этом фильме к ним присоединилась супруга изобретателя Маргерит. Супруги завтракают и развлекают младенца.

«Прыжок через брезент»

В фильме показана тренировка пожарных, которые учат новичка прыгать с разбега на брезент, который держат на весу другие пожарные.

«Площадь Корделье в Лионе»

Братья Люмьер решили заснять городскую площадь в самый разгар дня, когда по ней проезжают экипажи и спешат люди.

«Морское купание»

Братья Люмьер решили не ограничиваться городскими пейзажами и поехали за город, где сняли прыгающих с мостков в воду людей.

Синематограф братьев Люмьер после первого кинопоказа

Люмьеры не были ослеплены ажиотажем, который вызвал у публики их синематограф. Более того, они не верили в коммерческий успех своего изобретения и не представляли, что оно положит начало целой отрасли, в которой сейчас крутятся миллиарды. Поэтому братья решили зарабатывать, что называется, здесь и сейчас: они отправляли своих представителей в другие страны мира, чтобы те проводили там киносеансы. Их представитель побывал в Лондоне, Нью-Йорке, Бомбее и даже в Петербурге.

4 июля 1896 года великой княгине Марии Павловне и великому князю Кириллу Владимировичу показали синематограф братьев Люмьер, разместив его в одном из зданий на Невском проспекте в Петербурге. Как писала газета «Петербургский листок», они » изволили смотреть серию картин, изображавших моменты коронационных торжеств в Москве. Картины эти имели необыкновенный интерес и вызвали гром аплодисментов».

Источник: life.ru

Оцените статью
Добавить комментарий