В Ташкенте был изобретен прототип телевизора и осуществлена первая телевизионная передача.
Немногие знают, что именно в столице Узбекистана группа ученых под руководством Бориса Грабовского изобрела прототип телевизора, устройство под названием «Телефот». В 1928 году удалось передать на расстояние двух десятков метров изображение человека в движении, а через некоторое время аппарат, установленный возле кинотеатра, передал изображение движущегося по ташкентским улицам трамвая.
После испытаний устройство было отправлено в Москву в товарном вагоне, однако в столицу СССР прибыли лишь осколки. По мнению изобретателей, кто-то умышленно повредил «Телефот», чтобы пресечь развитие проекта.
После этой неудачи ученые попытались восстановить устройство в Москве, но безуспешно.
Только спустя 10 лет в Советском Союзе наладили электронное вещание.
Благодаря сооружению телевизионного центра, узбекское телевидение начало трансляцию передач в ноябре 1956 года, а в 1967 году телезрители увидели первые цветные телепередачи.
Сделано в Узбекистане: телевизоры Artel
В начале восьмидесятых годов начала работу Ташкентская телевизионная башня, которая по сей день остается самой высокой телебашней в Центральной Азии, транслируя телепередачи на расстояние ста километров.
В настоящее время на смену аналоговому телевидению приходит цифровое, десятками открываются новые телеканалы, обновляется аппаратура. В конце 2018 года страна полностью перейдет на цифровое вещание.
Следите за самыми важными новостями Узбекистана, будьте в курсе событий.
Источник: asiacredit.ru
Ташкент — родина ТВ, или Как узбекские ученые подарили миру телевизор
Узбекистан известен на весь мир своими фруктами и овощами, архитектурными памятниками Самарканда, Бухары и Хивы. Но мало кто знает, что это еще и родина известных ученых и изобретателей.
Наука в стране всегда была в почете, вспомнить, к примеру, трактаты Авиценны или Улугбека, математические выкладки основателя алгебры Аль-Хорезми. Бурный расцвет она получила и в 50-х годах прошлого века благодаря десяткам эвакуированных в республику во время Великой Отечественной войны научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий.
Какие только изобретения не появились в республике в тот период — компоненты для луноходов, первые опыты по дистанционному зондированию, разработки в нефтехимии, генетике и еще много других достижений. Однако есть все же то, что вывело Ташкент не только в технологические лидеры Центральной Азии, но и навсегда вписало этот город в историю развития электроники.
Человек, который изобрел телевизор
Именно здесь был создан первый работающий прообраз электронного телевизора и осуществлена первая электронная телепередача. Сегодня это изобретение, появившееся во времена Союза, без преувеличения завоевало весь мир. И Узбекистан не исключение: здесь работают свыше 15 национальных каналов и более двух десятков региональных, а созданный всего чуть более года назад новостной «Узбекистан 24» активно завоевывает любовь зрителей не только в республике, но и за рубежом.
Братья Люмьер и телевидение
Изобретение электронного телевидения связывают с группой советских ученых во главе с Борисом Грабовским. Без сомнения, это были люди, намного опередившее свое время. Именно им удалось создать в Ташкенте в течение нескольких лет работы прообраз будущего телевизора — аппарат «Телефот», с помощью которого изобретатели осуществили первые передачи движущегося изображения на расстояние еще в 1928 году.
Сначала «Телефот» передал на 20 метров движущееся изображение соратника Грабовского Ивана Белянского, поворачивавшего голову и шевелившего губами. Чуть позже изобретатели установили приемник на крыльце кинотеатра «Хива» и передали изображение ташкентского трамвая, шедшего по Алексеевскому переулку и Ленинградской улице. Этот факт можно сравнить с появлением первого фильма «Прибытие поезда», снятого братьями Люмьер.
После успешных опытов аппарат было решено отправить в Москву. Его с величайшей осторожностью упаковали в ящики и погрузили в товарный вагон. Но почему-то вместо Москвы он отправился во Владивосток. Проехав через весь Союз и все-таки в конце концов прибыв к месту назначения, «Телефот» превратился в груду битого стекла и железа. Кто и почему это сделал, не ясно до сих пор.
По мнению Бориса Грабовского, это было сделано кем-то вполне сознательно, чтобы не дать развиваться его уникальному проекту.
На этом ташкентский след в истории мирового телевидения обрывается. Изобретатели бросились в Москву, чтобы восстановить свой аппарат, но, к сожалению, так и не сумели сделать этого. После этого ученые прекратили совместную работу, а регулярное электронное вещание в СССР появилось лишь спустя 10 лет.
Эпоха больших свершений
Все то, что было сделано Грабовским и его коллегами в Ташкенте, затем нашло продолжение в работе нескольких поколений узбекских телевизионных журналистов и инженеров. Первые регулярные трансляции по узбекскому телевидению начались 5 ноября 1956 года. Именно тогда был запущен один из самых первых в Советском Союзе телевизионных центров в Узбекистане.
Возможно, это событие произошло бы намного раньше, если бы в полной мере было использовано наследие пионеров ТВ. Однако в силу тех или иных обстоятельств, объективных трудностей им не удалось реализовать все задуманное и уже практически сделанное.
Всего спустя чуть более 10 лет — в 1967 году ташкентский телецентр уже транслировал «в цвете» три программы Центрального телевидения, а 70-80-е годы прошлого столетия вообще стали золотой эпохой узбекского ТВ. В 1977 году телевизионщики получили новый технический центр в Ташкенте, а в 1981 году была сдана в эксплуатацию Ташкентская телевизионная башня и радиотелевизионная передающая станция.
До сих пор столичная телебашня является не только самым высоким свободно стоящим сооружением в Центральной Азии, но и обеспечивает прямую передачу телевизионных программ в радиусе примерно 100 км. Уникальную конструкцию телебашни разработали советские архитекторы Николай Терзиев-Царуков, Юрий Семашко, а также инженеры Евгений Морозов и Михаил Мушеев.
Она построена с учетом сейсмической опасности региона и способна выдержать девятибалльное землетрясение. Ее устойчивость обеспечивают три конусообразных опоры, каждая 93 метра высотой. Фойе башни украшено мозаичным панно в флорентийском и римском стиле, которое было создано мастером Абдумаликом Бухарбаевым.
В советские годы Ташкент называли одним из самых продвинутых центров телевидения большой страны, особенно в подготовке дикторов и других творческих сотрудников. Именно в эти годы зажглась звезда народной артистки Узбекистана, диктора национального телевидения Галины Мельниковой, которой недавно был вручен орден Дружбы от президента России Владимира Путина.
«В советские времена все было по-другому. Был только прямой эфир. В то время в Узбекистане был один канал, потом появился и второй. И эти два канала работали долгое время. Было очень много неожиданных встреч на ТВ с известными людьми.
Я вам не могу передать, где я только ни была и что только ни вела. Я брала интервью у космонавтов, беседовала с Шостаковичем, Плисецкой, Вишневской, с Мухтаром Ашрафи, Тамарой Ханум», — вспоминает Галина Витальевна.
По ее словам, в те времена профессию диктора на телевидении можно было сравнить с миссией бойца на передовой, который находится на поле боя без каски и бронежилета, ведь все было в прямом эфире.
«По мере появления новых дикторов мы им помогали, натаскивали, тренировали, репетировали текст, который они должны были зачитывать. И вся эта работа без преувеличения служила созданию нашей отечественной школы дикторов. И многие говорили тогда, что мы ничем не хуже московских дикторов. Это нам очень льстило, но и не расслабляло», — рассказала она.
Цифровой век
В начале 90-х годов свыше 98% населения республики было охвачено программами двух каналов ТВ и около 65% — трех.
По словам одного из самых опытных отечественных тележурналистов Узбекистана, обладателя ордена «Дустлик» Бориса Бабаева, который сначала отдал 23 года своей жизни радио, а потом еще более 20 лет — телевидению, это было время великих перемен.
Он является автором документального фильма «Ташкент — родина телевидения», удостоенного в 2006 году специального приза телефестиваля «Лучшие ленты Содружества». Фильм был создан в период его работы в Национальной телерадиокомпании Узбекистана.
«После обретения независимости довольно быстро наступило обновление на узбекском телевидении. Появилось очень много современной аппаратуры. Раньше оператор должен был тащить тяжелую камеру, а сейчас им на смену пришли легкие цифровые камеры. Технологически телевидение, которое было 50 лет назад, и сегодняшнее, — это день и ночь. Мощное техническое оснащение дает огромные возможности для работы операторам и журналистам, они могут показывать многообразие этого мира со всех сторон, со всех точек», — рассказывает Борис Рахимович.
В первые годы независимости, вспоминает Бабаев, перешедший в то время на работу в ведущую информационно-аналитическую программу страны «Ахборот», было чрезвычайно интересно работать.
«В начале 90-х «Ахборот», что называется, делал погоду. Человек, дающий в передаче впечатляющее интервью, мог моментально сделать себе карьеру. Но и ответственность была огромная, так как тогда мы довольно долгое время работали в прямом эфире. Я был тогда в президентском пуле, и это было очень интересно.
Ислам Каримов был неутомим, постоянно выезжал по областям, и мы вслед за ним только и успевали. Можно сказать, что ни дня не было спокойного. Тогда на «Ахбороте» работал, можно сказать, уникальный коллектив тележурналистов», — вспоминает Бабаев.
Сегодня «Ахборот» сменил формат и выходит в более динамичной форме на телеканале «Узбекистан 24».
В целом, замечает собеседник, развитие отечественного ТВ идет семимильными шагами. Всего за последние пять лет в Узбекистане были открыты десятки новых телеканалов, таких, как «Махалла», «Дунё бўйлаб», «Маданият ва маърифат», «Оилавий», «Диёр», «Кинотеатр», «Болажон», Uzreport TV и другие. В ноябре 2011 года впервые в странах СНГ был запущен в эксплуатацию телеканал наземного вещания в формате HD — UzHD.
В начале декабря 2018 года в Узбекистане будет прекращено наземное аналоговое телевещание. Для безболезненного перехода на «цифру» уже был сформирован так называемый первый общедоступный мультиплекс — пакет из порядка 20 бесплатных каналов.
Что касается технической стороны вопроса, то правительство поручило Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций до конца 2017 года обеспечить покрытие всех населенных пунктов республики цифровым телевещанием за счет установки и ввода в эксплуатацию 90 комплектов мощных и 404 комплектов маломощных передатчиков цифрового телевещания.
Связь поколения и ОДКБ
Связь поколений между телевизионщиками, работавшими в советское время, первые годы независимости, и продолжающими это дело сегодня, не прерывается до сих пор. И причина этому… ОДКБ.
Нет, речь идет не об Организации Договора о коллективной безопасности, а о неформальном клубе бывших «ахборотовцев».
«Многие из нас, когда ушли на пенсию, были полны сил, хотели работать, передавать свой опыт молодежи. Тогда и возникла идея организовать дружеский клуб «ахборотовцев». Я посоветовался с коллегами, все поддержали. Так и появился этот клуб, где мы стали встречаться время от времени», — отметил Бабаев.
Спустя год после первой встречи возник вопрос, как назвать появившийся клуб.
«Кто-то в шутку предложил: а давайте ОДКБ, то есть Общество друзей и коллег Бориса. И название прижилось. Вот так группа пенсионеров превратилась в настоящий неформальный клуб. Мы собираемся, чтобы поговорить о жизни, нашей прежней работе, морально поддерживать друг друга, принести кому-то пользу, например, новому поколению журналистов. Нам очень интересно вместе, есть что вспомнить и рассказать, ведь у всех телевизионщиков были совершенно невероятные ситуации в карьере», — сказал в заключение беседы Борис Рахимович.
Источник: ia-centr.ru
Ташкент, ташкентцы… телевизор
Мы имеем дома один, а то и два телеприемника самых разных фирм, названий, размеров, цветных и черно-белых. Покупая телевизор марки SONY или SAMSUNG, радуемся как дети, расхваливаем на работе. И мало кто из нас вспомнит, где был изобретен тот самый прибор, кто был его создателем, когда это было сделано…
Для многих наших сограждан, большим открытием будет тот факт, что Ташкент является родиной первого в мире электронного телевизора. Именно здесь, в период восстановления страны от военной разрухи, без каких-либо премий и привилегий, недоедающие, донашивающие старенькую одежду, трудились во славу Родины не просто телеэнтузиасты, а настоящие подвижники своего дела. Люди, умевшие жертвовать личным ради общественного, люди, чьи имена по праву занимают место в истории, но незаслуженно забыты.
У истоков всемирно известного устройства стояли сын известного украинского поэта Борис Грабовский (1901-1966), Виктор Попов (1895-1965) выходец из семьи рабочих, в будущем профессор, Николай Пискунов (1886-1941), происходивший из довольно богатой семьи и будущий офицер Иван Белянский (1907-1979).
Этот маленький коллектив, развивая идеи португальца А.де Пайвы, немца П.Нипкова, россиянина П.Бехтерева, физиков Б.Розинга и К.Брауна, сумел разработать и построить прибор под названием «телефот», осуществляющий передачу и прием изображения на расстоянии.
Попов и Пискунов впоследствии занялись преподаванием, а Грабовский и Белянский довели до конца свою работу. При внимательном рассмотрении документов можно прийти к выводу, что патент на имена первых трех изобретателей за № 5592 был выдан Комитетом по делам изобретений 30 июля 1925 года с приоритетом от 9 ноября 1923 года. От заявки до патента прошло почти три года. Тексты документов опубликованы в сборнике «Б.П. Грабовский – изобретатель телефота», вышедшем в издательстве «Узбекистан» в 1989 году.
Повторилась история, которая происходит со многими изобретателями, в том числе и современными. Молодые ученые не находившие поддержки во властных структурах, работали на энтузиазме. И все же находились люди, понимавшие изобретательские нужды.
Одним из них был председатель ЦИК Узбекистана Юлдаш Ахунбабаев. Именно он, узнав о работах нового направления, старался оказать поддержку начинающим ученым. По указу высшего лица республики выделяется приличная по тем временам сумма – 3000 рублей (за что в дальнейшем изобретателей пытались привлечь к ответственности) . К работе привлекаются специалисты ТашГосТрама, испытательной станции Среднеазиатского округа связи. Ахунбабаев обращается с ходатайством в Москву, высказывая просьбу о поддержке ценного для науки начинания.
Помощник Грабовского Белянский отправляется в один из крупных городов на северо-западе России для размещения заказов на изготовление необходимых устройств на заводе «Светлана», возможности которого позволяли создать необходимые электронные устройства для телефота.
Сборка и испытания прибора проводились летом 1928 года на испытательной станции Среднеазиатского округа связи и в домике, где жили изобретатели с семьями. Жители нашего города не раз бывали ранее на этом месте и продолжают приезжать в район станции метро «Пахтакор». Именно здесь, на месте первой телебашни и произошло событие мирового значения.
Уж не поэтому ли Ташкентский телецентр расположен прямо на том месте, где стоял маленький, но знаменитый дом по адресу: Шейхантаур, Бала-мечеть, 74. После ташкентского землетрясения 1966 года году при реконструкции улицы в 1969 году дом был снесен.
Испытания проходили трудно. То удавалось заставить работать электронно-лучев ую трубку, то ее рабочее состояние исчезало, то появлялось вновь. В самые удачные моменты удалось передать изображение Белянского, а затем жены Грабовского. Это было 26 июня 1928 года в помещении упоминавшейся испытательной станции. 4 августа аппарат-передатч ик (кинокамеру) и приемник устанавливают на улице, где удается заснять и передать изображение трамвая, двигавшегося по нынешней улице Навои.
Успех был потрясающим! Прослезилась даже хозяйка дома, искренне переживавшая за каждый успех или неудачу своих постояльцев при проведении опытов. По свидетельству доцента А.Баранцева, при первом, «домашнем» испытании нового прибора присутствовал уже известный в то время поэт Эль-Регистан, с гордостью вспоминавший впоследствии об этом событии.
К сожалению Ахунбабаеву не удалось добиться только разрешения от ОГПУ (будущее МВД) на поездку двух увлеченных, одержимых своей идеей молодых людей за границу для ознакомления с работой фирмы «Телефункен».
В 1930 году из-за вмешательства НКВД продолжать работы по усовершенствован ию телефота стало невозможно, и два друга разъехались. Грабовский уехал в Сочи, а впоследствии жил во Фрунзе (современный Бишкек). Белянский уехал в Саратов, прошел всю войну, стал офицером, кавалером многих боевых наград, и на протяжении многих лет занимался культурными связями с заграницей.
16 апреля 1971 года было подписано письмо директора департамента научной информации ЮНЕСКО в адрес Белянского с признанием значения работ наших соотечественнико в в развитии телевидения. В этом же году Белянскому был вручен нагрудный знак «Заслуженный радист», которым он был награжден (наконец-то) за заслуги в развитии телевидения, согласно приказу министра связи. Даже во Франции газета «Электроник актюалите» признала первенство нашей страны в создании телевидения.
К сожалению, уже в 70-х годах в СССР об открытии и его авторах не вспоминали. И мне хотелось бы напомнить еще раз – именно наша республика, именно наша столица является Родиной первого в мире электронного телепередатчика. Никакие потуги иноземных плагиаторов не отнимут у нас нашей заслуженной гордости.
Слава Задорожный, историк,
специально для Anhor.uz
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: anhor.uz