Работнику при работе на ПК запрещается:
— касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;
— прикасаться к задней панели системного блока при включенном питании;
— переключать разъёмы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
— допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров других устройств;
— производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования.
Работник обязан соблюдать последовательность включения ПК:
— включить блок питания;
— включить периферийные устройства (принтер, монитор, сканер и другие);
— включить системный блок.
Работник обязан отключить ПК от электросети:
— при обнаружении неисправности;
— при внезапном снятии напряжения электросети;
— во время чистки и уборки оборудования.
Работник обязан оборудовать рабочее место:
— высоту рабочей поверхности стола отрегулировать в пределах 680-800 мм, при отсутствии регулировки высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм;
— рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и для вытянутых ног — не менее 650 мм;
— клавиатуру расположить на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной регулируемой по высоте рабочей, отдалённой от основной, столешницы;
— уровень глаз при вертикально расположенном экране должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана, линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать 5, допустимое — 10.
Работник обязан соблюдать режим труда и отдыха, приведенного в таблице 8, при работе с ПК в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.
Группа А — работа по считыванию информации с экрана ПК с предварительным запросом,
Группа Б — работа по вводу информации;
Группа В — творческая работа в режиме диалога с ПК.
Таблица 8 — Виды и категории трудовой деятельности
Категория работы с ВДТ или ПЭВМ
Уровень нагрузки за рабочую смену
при видах работ с ВДТ
Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и правилами внутреннего трудового распорядка.
Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.
При 8-часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы установить:
— для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
— для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
— для III категории работ через 1,5-2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.
При 12 — часовой рабочей смене регламентированные перерывы установить: впервые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития монотонического утомления выполнять комплексы упражнений. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы). Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ПК, не допускаются.
Требования безопасности в аварийных ситуациях при работе на персональном компьютере
— во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и дежурному электрослесарю;
— не приступать к работе на ПК до устранения неисправности;
— в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости — невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить руководителю;
— при несчастных случаях оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь и доставить его в здравпункт или вызвать скорую помощь (по необходимости). Сообщить о случившемся руководителю;
— при обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно отключить электропитание и освободить его от действия тока, оказать доврачебную помощь. Во всех случаях поражения человека электротоком необходимо сопроводить пострадавшего к врачу;
— при возникновении пожара вызвать пожарную охрану по телефону 01 и принять меры по его ликвидации, правильно применив первичные средства пожаротушения. В случае опасности покинуть зону пожара.
Требования безопасности после окончания работы с ПК
Работник обязан соблюдать следующую последовательность выключения ПК:
— произвести закрытие всех активных задач (окон);
— выполнить парковку считывающей головки жесткого диска (если не предусмотрена автоматическая парковка головки);
— убедиться, что в дисководах нет дискет;
— выключить питание системного блока;
— выключить питание всех периферийных устройств;
— отключить блок питания.
Работник обязан осмотреть и привести в порядок рабочее место и выполнить несколько упражнений для глаз и пальцев рук на расслабление.
Работник обязан по окончанию работы (при длительных перерывах более одного часа) или, уходя с работы, вынуть исправную вилку из исправной розетки. [13]
Источник: studbooks.net
Техника безопасности в компьютерном классе. Проходить в кабинет информатики в верхней одежде. Садиться за компьютер и включать его без разрешения преподавателя
Ø При поражении электрическим током освободить пострадавшего от его воздействия с помощью не проводящих ток материалов. При необходимости делать искусственное дыхание. В любом случае выполнять инструкции преподавателя.
Ø При поражении человека электрическим током немедленно вызвать врача. До прибытия врача выйти из кабинета или помогать преподавателю, если он об этом попросит.
Ø При отключении электроэнергии во всех помещениях не паниковать и не покидать своё место до команды преподавателя.
Ø Если другому учащемуся стало плохо, немедленно сообщить об этом преподавателю.
Ø При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, выключить компьютер и сообщить об этом преподавателю.
Ø В случае пожара под наблюдением преподавателя организованно покинуть кабинет, спуститься по лестнице до первого этажа и выйти на улицу. Отойти на безопасное расстояние от здания училища.
Ø В случае получения травм обратиться за помощью к преподавателю и медицинскому работнику училища.
Здоровье и компьютер:
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма:
Ø высшей нервной деятельности;
Ø эндокринной, иммунной и репродуктивной системах;
Ø на зрении и костно-мышечном аппарате человека.
Наибольший вред здоровью пользователя наносят устройства ввода-вывода: монитор, клавиатура, мышь.
Компьютер является источником:
Ø электростатического поля;
Ø электромагнитных излучений в низкочастотном, сверхнизкочастотном и высокочастотном диапазонах (2 Гц — 400 кГц);
Ø излучения оптического диапазона (ультрафиолетового, инфракрасного и видимого света);
Ø рентгеновского излучения.
Электромагнитное излучение неблагоприятно действует на зрение, вызывает снижение работоспособности, головные боли. Поэтому расстояние от лица человека до монитора должно быть не менее 50 см, а лучше 60-70 см.
Электростатическое поле способствует оседанию пыли и аэрозольных частиц на лице, шее, руках, что может вызвать у людей, особо чувствительных к подобному воздействию негативные кожные реакции – сухость, аллергию.
Неподвижная и напряжённая поза оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах.
Во время работы за компьютером необходимо соблюдать правильную осанку.
Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.
В данный момент разработано очень много моделей эргономических клавиатур, которые своеобразной конструкцией призваны снизить нагрузку на руки.
Основной блок клавиш на таких клавиатурах разбит на две части, развёрнутые таким образом, что пользователю волей-неволей приходилось раздвигать руки и расставлять локти.
Помещение во время работы с компьютером должно быть хорошо освещено. Освещение в помещениях ПК должно быть смешанным: естественным, – за счёт солнечного света, – и искусственным.
Запрещается работа с компьютером в тёмном или полутёмном помещении!
ЖК-мониторы можно назвать почти «зелёными» устройствами, сберегающими здоровье людей. Без особых опасений за здоровье с ними могут работать и женщины, и дети.
Эта проблема не связана непосредственно с компьютером. Гиподинамия грозит всем, чью работу можно назвать «сидячей».
Рекомендации:
— Чаще меняйте позу;
— Позволяйте себе всласть «потянуться»;
— Не забывайте, что вы можете без перерыва работать за компьютером не более 20 минут подряд.
Длительно повторяющиеся однообразные движения:
— Наиболее известен в среде пользователей РС синдром запястных сухожилий, связанный с вводом информации посредством мыши и клавиатуры.
— Очень полезно поиграть в «Мы писали, мы писали …». Можно просто сжимать и разжимать запястья, выворачивая их в «замке» наружу.
Как подружиться с мышкой
Сейчас многие новые мыши оснащены колёсиком, и это удобно в работе. Держать такую мышь надо за бока большим пальцем и мизинцем, чтобы указательный палец лежал на левой кнопке, средний – на колёсике, а безымянный – на правой кнопке. При этом запястье должно лежать на столе постоянно, а катать мышь по столу надо только движениями пальцев. Здесь многие могут не согласиться, особенно те, кто привык держать мышь большим и безымянным пальцем и двигать её всем предплечьем. Но поверьте – стоит переучиться.
Когда предплечье спокойно лежит на столе, рука устаёт значительно меньше, и меньше вероятность развития тоннельного синдрома. Когда мышь держишь большим пальцем и мизинцем, то амплитуда движения её больше, и при современной чувствительности мышей этого вполне хватает.
Упражнения для глаз
Упражнения выполняются не вставая с кресла, легко, без напряжения. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлён прямо.
- Взгляд влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо, без задержки в отведённом положении.
- Круговые движения глаз – от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом – как можно медленнее.
- Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторить несколько раз. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.
Источник: topuch.com
Инструкция по технике безопасности и правила работы учащихся в кабинете вычислительной техники.
1.1. В кабинете вычислительной техники(КВТ) установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура – компьютеры, принтер, другие технические средства. Поэтому бережно обращайтесь с этой техникой.
1.2. Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому строго запрещается:
· Трогать разъемы соединительных кабелей;
· Прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
· Прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
· Включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
· Класть диск, книги, тетрадь на монитор и клавиатуру;
· Работать во влажной одежде и влажными руками.
1.3. При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
1.4. Перед началом работы:
· Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
· Сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
· Разместите на столе тетрадь и учебное пособие так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
· Внимательно слушайте объяснения преподавателя и старайтесь понять цель и последовательность действий.
1.5. Во время работы:
· Строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания преподавателя;
· Следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно докладывайте об этом преподавателю;
· Плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
· Не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
· Работайте на клавиатуре чистыми руками;
· Никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
· Внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий.
1.6. По окончании работы закройте все приложения.
1.7. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы избежать несчастных случаев. Успешно овладевать знаниями, умениями, навыками. Беречь государственное имущество – вычислительную технику и оборудование. Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Невыполнение правил – грубейшее нарушение порядка и дисциплины.
Ваше рабочее место.
Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовывать свое рабочее место.
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Во время работы лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно воздействует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.
Поэтому надо работать на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения работать в очках.
Работа на компьютере требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.
Поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.
Правильная рабочая поза.
· Следует сидеть прямо (не сутулившись);
· Недопустимо работать, развалившись в кресле;
· Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти;
· Колени должны находиться на уровне бедер или чуть ниже;
· Нельзя скрещивать ноги или класть ногу на ногу;
· Необходимо сохранять прямой угол в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов;
· Монитор необходимо устанавливать так, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 15 градусов;
· Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см;
· Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы;
· Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Также при работе необходимо:
· Дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать доступ кислорода ко всем частям тела;
· Держать в расслабленном состоянии плечи и руки – в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
· Чаще моргать и смотреть в даль;
· При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела;
· При ощущении усталости глаз следует 2-3 минуты окинуть взглядом комнату, устремить взгляд вдаль (в окно);
· Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображения на экране следует немедленно сообщить об этом преподавателю.
Комплекс упражнений для глаз.
· Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4 раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 5 раз.
· Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
· Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировав взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
· Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом посмотреть прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
· После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.
Компьютер – электрический прибор. К каждому месту проведено опасное для жизни напряжение. Техника достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:
· Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю, не работайте на неисправном оборудовании;
· Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно;
· Не дёргайте и не трогайте различные провода;
· Не стучите по клавиатуре и мышке;
· Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.
Информация.
Информация – это одно из базовых понятий в науке (как материя, энергия), поэтому более четкого определения не существует: невозможно выразить через более простые понятия, объясняется только на примерах или в сравнении с другими понятиями.
Данные – диалектическая составная часть информации.
Социально значимые свойства информации.
Человек – социальное существо; для общения с другими людьми он должен обмениваться информацией. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется беседа, тогда дискуссия будет понятна всем участникам обмена информацией.
Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает прагматическую ценность.
СМИ доводят информацию до каждого члена общества. Такая информация должна быть достоверной и актуальной.
Для того, чтобы человек мог ориентироваться в окружающем мире, информация должны быть полной и точной.
· Полезность для окружающих;
Эти свойства помогают лучше понять друг друга, найти решение в любой ситуации. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье человека, экономическое развитие общества.
Общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается каждые два года.
От умения человека верно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили.
Формы представления информации:
1) Символьная в виде текста, чисел, специальных символов;
2) Графическая (например, географическая карта);
3) Табличная;
4) Жесты и сигналы;
5) Устная словесная.
Язык как способ представления информации.
1) Разговорные языки (более 2000);
2) Язык мимики и жестов;
3) Язык рисунков и чертежей;
5) Язык искусства;
6) Специальные знаки (например, морской семафор, азбука Морзе и т.п.).
Единицы измерения объема информации в компьютере.
Способ преобразования разнообразной информации в последовательность нулей и единиц двоичного кода, то есть записи ее на строгом математическом языке, широко используется в технических устройствах, в том числе и в компьютере.
С помощью двух цифр «0» и «1» можно закодировать любое сообщение. При создании первой вычислительной машины такой способ представления информации привлек к себе внимание именно простотой технической реализации: есть сигнал – 1, нет сигнала – 0.
Символы двоичного кода «0» и «1» принято называть двоичными цифрами или битами. Бит представляет собой минимальную единицу измерения объема информации. Объем информации в сообщении определяется количеством битов.
Основные информационные процессы.
· Неосознанная обработка информации человеком;
· Осознанная обработка информации человеком.
Входная информация – это информация, которую получает человек или устройство.
Выходная информация – это информация, которая получается после обработки входной информации человеком или устройством. Данная информация всегда являлась результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Человек постоянно занимается обработкой сходной информации, преобразуя ее в выходную.
В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов.
Схема передачи информации:
2) Кодирующее устройство (преобразует информацию в форму, удобную для передачи);
4) Декодирующее устройство (преобразует информацию в форму, понятную для получателя);
В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации занимается отдельная наука – криптография.
Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
Поиск информации – это извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации:
· Общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
· Чтение соответствующей литературы;
· Просмотр теле-, видеопрограмм;
· Прослушивание радиопередач, аудиокассет;
· Работа в библиотеках и архивах;
· Запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных.
Защита информации.
Способы защиты информации:
· Дублирование каналов связи;
· Криптографическое преобразование информации с помощью шифров.
На сегодняшний день сформулированы базовые принципы информационной безопасности, задачами которых является обеспечение:
· Доступа к информации для авторизованных пользователей.
Информация может быть потеряна при передаче, хранении, обработке. Причины потери:
· Сбои в работе оборудования;
· Инфицирование компьютеров вирусами;
· Неправильное хранение компьютерных данных;
Виды защиты информации:
· Средства физической защиты;
· Административные меры защиты.
Защита информации от случайного воздействия. Причины:
· Технические (например, вибрация, скачки напряжения, излучение от электроприборов);
· Неисправности кабельной системы (обрыв или короткое замыкание);
· Кратковременное отключение питания.
Защита информации от несанкционированного доступа:
· Хакеры – особый вид IT-специалистов, занимающихся взломом паролей, воровством и порчей информации;
· Основной инструмент – программа-взломщик, делящаяся на два компонента: программа доступа к удаленным компьютерам по телефонным сетям и словарь вероятных кодов и паролей.
· Установка системы паролей.
Защита от несанкционированного копирования включает:
· Защиту сообщений об авторских правах разработчика, выводимая программой на экран или находящаяся внутри программы;
· Защиту от модификации программы;
· Защиту от незаконного тиражирования программы тем или иным способом.
Виды защиты информации от копирования.
· Защита с помощью серийного номера;
· Использование технических отличий в машине для программной защиты;
· Использование программно-аппаратной защиты.
· ФЗ «Об информации и защите информации»;
· Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
Источник: megalektsii.ru