Телевидение магическим образом притягивает внимание мирского человека и надолго удерживает его мышление в своей власти. Поэтому сегодня этот бытовой атрибут занял одно из первых мест, часто осваивая уголок, где должны стоять иконы.
«Можно ли православным смотреть телевизор?» — такой вопрос интересует умы множества последователей христианской религии. При его изучении возникают большие сомнения по поводу полезности этого продукта модернизации.
Что думает церковь о телевидении
Священнослужители и православные прихожане считаются людьми трезвомыслящими, ответственными и имеющими нравственный стержень. Поэтому их позиция отличается критической категоричностью, если иметь в виду проявления безнравственности на ТВ.
- Многие церковные объединения считают телевидение корнем цинизма, пропаганды язычества и стремления к наживе. Христианство находит здесь нравственный упадок, ложь среди государственных правителей, разжигание вражды.
- Любой человек испытывает чувство загрязненности, соприкасаясь с проявлениями низости. Православные верующие часто испытывают стыд, если понимают, что провели вчерашний вечер перед телевизором и прихватили негативной энергии. Погружение в игры, новости и аналитические жанры нерелигиозного характера рассматривается как опасность для души.
- Православие считает, что этот бытовой атрибут способен отнимать свободу, которая есть только рядом с Христом, сообразно божественному провидению. Телевидение со своими циничными выпадами и низкими приоритетами ведет себя агрессивно, оно нацелено на порабощение человечества в сетях неведения.
- Православные верующие испытывают страх перед возможностью стать зависимым от воздействия ТВ. Отдавшись ему, человек теряет связь с Христом и отказывается нести собственный крест.
Образованные люди телевизор не смотрят. Это унизительно!
Сегодня журналисты, делающие новостные обозрения о жизни Церкви, совершенно равнодушны к религиозности. Поэтому зритель никогда не найдет здесь возвышенности, одухотворенности и единства. В России, где православных людей практически половина, на государственных каналах не показывают ни одной передачи на христианскую тему.
Подобные можно найти только на кабельных сетях. Либерализм, боящийся цензуры, сам расставил ловушки для оппозиционного мнения. Важные заявления Церкви фактически игнорируются и не освящаются, несмотря на то, что Патриарх — важнейший политический деятель страны. Христианство подвергается некоторому искажению на ТВ, что влечет неадекватное восприятие среди светского населения.
Чтобы создать независимый канал, прославляющий Христа, необходимо найти колоссальные ресурсы среди журналистов, актеров и режиссеров, и это возможно. Однако при вопросе финансирования возникают особенные трудности, так как церковное объединение не располагает достаточными деньгами. Все средства, сэкономленные после распада СССР, уходят на реставрацию храмов и икон.
ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ПОЧЕМУ ЕГО БОЛЬШЕ НЕ СМОТРЯТ
О современных технологиях:
- Православие и интернет
- О социальных сетях
- Православные сайты знакомств
Сегодня православные верующие проявляют малую инициативу и не стремятся привнести в культуру страны религиозность, поэтому возникает засилье «грязи» на государственном телевидении. Вопрос вреда просмотра телевидения сегодня чрезвычайно важен.
Важно! Православная Церковь не рекомендует верующим смотреть передачи, в которых идет упор на удовлетворение похоти, распространение лицемерия и другой фальши.
В нашей стране пока невелики возможности создавать христианские каналы, рассказывающие о поднятии духовности. Лучшее решение — внимательное изучение Священных Писаний и ежедневные молитвы пред Господом. Это первейшие законы в жизни верующего.
Источник: molitva-info.ru
Почему верующие не смотрят телевизор
Грех ли смотреть телевизор?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
По слову св. апостола Иоанна Богослова: «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). К нашему веку эти слова относятся сугубо. Бывали периоды духовно-нравственного подъема и времена резкого падения нравов. Однако никогда не было такой эпохи, когда бы так грубо и дерзко попирались нормы, которыми веками жили люди. Чтобы убедиться в этом не надо ходить далеко.
Достаточно посидеть несколько вечеров у телевизора и просмотреть основные программы. Он увидит людей, которые открыто ведут борьбу с нравственностью. Узнает, с каким упоением показывают убийства, насилия и вообще всякую патологию. Осознанно ведется пропаганда растления, разврата, циничного нецеломудрия.
Энергично отстаиваются «права человека» на всякого рода извращения (содомию и проч.). Все это часто подается языком, содержащим непристойности и сквернословие. Довершает все разнузданная, замешанная на соблазне, реклама, которая проникает во все передачи, в том числе и детские. Раньше о человеке аморальном говорили: «ни стыда, ни совести». Сейчас составители некоторых программ хотят освободить людей (особенно молодежь) и от стыда, и от совести.
В защиту телевизора обычно слышишь: «Но ведь не все же так скверно. Бывают и хорошие передачи». В прежних поколениях был решен вопрос: сколько ложек дегтя достаточно, чтобы испортить бочку меда. Сейчас многие, подпавшие под психологическую зависимость от «ящика» (как сами они его презрительно называют), пытаются доказать, что, если даже в бочке дегтя есть некоторое количество меда, то все равно отказываться от такой пищи не стоит.
Но даже, если бы в телевизионных передачах соотношение пагубного для души и нравственно приемлемого было бы иным, чем сейчас, все равно не допустимо решать вопрос на основе количественных показателей. Это поверхностный и упрощенный подход. С древности люди сознавали, что дом должен быть защищен не только от насилия, но и огражден нравственно.
Поэтому говорили «мой дом — моя крепость». Стены ограждали семью от тех страстей и пороков, которыми жил и живет мир. Стены давали возможность создать внутри дома атмосферу душевного тепла, радости, покоя. Телевизор все это отменил. Стены сломаны. Мир, кипящий страстями, ворвался в дом.
Все, что происходит в разных странах (конфликты, насилия, аморальные скандальные истории и прочее) наполнило наши жилища. Люди оказались духовно незащищенными. Особая угроза быть нравственно искалеченными нависла над детьми, нежные души которых, как губки, впитывают этот сильнейший нравственный яд.
Неокрепшая психика детей и подростков постоянно травмируется ежедневным потоком негативной информации. Рождается нервозность, страх и неуверенность в себе. Болезни психики порождают болезни тела.
Почему же телевизор обрел над нами такую власть? Почему родители, которые боятся оставить сына-подростка одного в доме, опасаясь, что он включит телевизор и наглотается непристойностей, не хотят от него избавиться? Что привязывает к нему людей, у которых совсем не хватает времени выполнять многие серьезные обязанности?
Какая сила притягивает пожилых людей с расшатанной нервной системой смотреть передачи о насилиях, жестокостях, уголовных преступлениях, а потом пить удвоенную порцию лекарства, чтобы как-нибудь провести ночь? То, что хотят представить как гипнотическое воздействие телевизора, есть результат особой активности демонических сил.
Многолетний хранитель Иверской мироточивой иконы Иосиф Муньос Кортес, человек высокой праведной жизни, в беседе со священником Павлом Ивашевичем в Монреале 24 ноября 1992 г. сказал: «Меня также критикуют за то, что я не хочу участвовать в телевизионных передачах с иконой, а ведь телевизор — это диавольская вещь, которая меняет христианскую культуру на наших глазах. Не о телевидении ли говорил преп.
Нил Мvроточивый, подвизавшийся на Святой горе, в своих пророчествах? Да, он говорил о том, что диавол сделает свою коробку, и его поклонники будут поклоняться ему вокруг нее, и что рога диавола будут на крышах всех домов. Многие большие американские телевизионные компании мне предлагали невероятное количество денег за 15 минут передачи. Но мне кажется, что участвовать в таких передачах — это было бы то же самое, что продать Христа, предать Божию Матерь».
Что будет с юным поколением, которое подвергается сейчас столь сильному духовно-нравственному облучению? Страшные последствия уже видны. Стремительно растет алкоголизм, наркомания, курение, половое растление среди подростков. Вина не только на составителях телевизионных программ.
Законодатели и политики, взявшие на себя ответственность за жизнь общества, не имеют права быть безучастны. Все оправдания происходящего построены на злоупотреблении словом «свобода». Но уже много веков людям известно, что свобода аморального или преступного человека делает несвободным людей, живущих нравственно.
Поэтому была цензура, существовали специальные законы, без которых невозможно сохранить общество здоровым. «Никакое богатство, — писал А.С.Пушкин, — не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда.
Уважайте класс писателей, но не допускайте же его овладеть вами совершенно. Мысль! великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом. … Разве речь и рукопись не подлежат закону?
Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет, и может остановить раздачу рукописи, хотя строки оной начертаны пером, а не тиснуты станком типографическим. Закон не только наказывает, но и предупреждает. Это даже его благодетельная сторона» (ПСС, М., 1978, с.206-207).
Отдельный человек не может остановить образовавшийся поток антикультуры. Однако удалиться от него может, чтобы мутные, пенящиеся нечистотами, воды не поглотили его. Не всякая прорвавшаяся вода пригодна для употребления. Слово Божие научает нас мудрости. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12).
Источник: pravoslavie.ru
Возможно ли телевидение без соблазнов?
21 ноября отмечается Всемирный день телевидения. Однако отношение к этому институту со стороны Православной церкви далеко не однозначное, хотя сегодня оно мягче, чем, скажем, 20 лет назад. В чем причина подобной настороженности? Есть ли в ней рациональное зерно? И стоит ли самому телевидению прислушаться к мнению духовных лидеров?
Отношение Церкви к телевидению за последние четверть века свободной деятельности РПЦ однозначным не назовешь. Во многих монастырях, от Троице-Сергиевой Лавры в 1990-х годах до Почаевской Лавры и поныне — просмотр телевизора считался однозначным грехом мирянина, требующим покаяния. А на обложке некоторых брошюрок, правда, обычно не благословленных к выпуску священноначалием, нередко можно встретить стилизованную картинку: демоническая рожа смотрит с телеэкрана на доверчивого телезрителя.
Со временем руководство Русской Православной Церкви определилось со своим отношением к телевизионной индустрии. Так, в Основах социальной концепции РПЦ, принятых в 2000 году, отношениям Церкви со СМИ была посвящена отдельная глава. В частности, в ней говорится следующее:
— XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока.
Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.
XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15).
Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации.
Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.
Что ж, основные приоритеты в церковном отношении к СМИ, включая телевидение, расставлены. Другое дело, что каждый читатель сам может судить, сколь далеко продвинулось за прошедшее время соответствие содержания голубых экранов к обозначенным в документе ценностям.
Кстати, кроме упоминания о конкретно «христианских ценностях» цитированный отрывок мог бы служить выражением ценностей и общегуманистических. «Концепцию» нельзя обвинить в «обскурантизме», узости мышления и взгляде с «церковной колокольни». Но все это мало помогает осуществлению подобных идеалов в реальном телевещании.
Возьмем, например, пропаганду насилия, вражды и ненависти. Теоретически на российском ТВ все это не допускается. Но многое из этого можно сделать и опосредовано. Ведь как показать сериал о героической борьбе полиции с преступниками без головокружительных погонь, жестоких драк, и стрельбы с морем крови и кучей трупов?
Пусть эти трупы принадлежат злодеям — но зрители вместе с героями все равно сжимают зубы, и мысленно нажимают на спусковой крючок пистолета или автомата. А заодно и подсознательно приучаются к мысли «хороший враг — мертвый враг». Что мало соответствует евангельскому «любите врагов Ваших».
Конечно, Церковь не выступает в духе толстовства за «непротивление злу насилием». Но и за романтизацию и героизацию пусть даже вынужденной силовой борьбы со злом она не выступает тоже. Потому, что зло — даже если это «меньшее зло» — все равно остается злом.
Ну, а если говорить о «греховной эксплуатации человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях» — то остается лишь горько улыбнуться. Да современное коммерческое телевидение просто не может существовать иначе, как не эксплуатируя эти самые «человеческие инстинкты»! Причем именно в коммерческих целях — для получения максимальной прибыли.
Возьмем, например, рекламу — двигатель прогресса. Ее основное действующее лицо, как правило — красивая девушка, обворожительно улыбающаяся зрителю с выражением, как будто собирается подарить ему свою вечную любовь. А самому зрителю в качестве ответного шага надо сделать самую малость — купить тот или иной товар. Тогда он, якобы, получит радость — сравнимую с любовью прекрасной дивы.
Но это еще цветочки. А еще по ТВ показывают «ягодки» — «клубничку», эксплуатирующую «основной инстинкт» в эротике, нередко на грани порно. Конечно, такие фильмы и передачи идут обычно за полночь, и вроде бы они для взрослых. Однако Церковь равно отрицательно относится к пропаганде блудного греха что среди детей, что среди их родителей.
И даже чисто новостные программы в христианском отношении далеко не безупречны. Медики из США установили: в случае, если больные перестают смотреть общедоступные телевизионные программы, они выздоравливают намного быстрее. Впрочем, об этом говорил еще профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Булгакова: «Никогда не читайте советских газет — особенно, перед обедом». Жаль, конечно, что реальность либеральных СМИ далеко переплюнула по провоцированию стрессов у аудитории самые «нервные» издания из коммунистического прошлого.
Что самое печальное, даже государственные телеканалы вынуждены следовать указанным принципам. Не из-за погони за прибылью — их финансирование мог бы обеспечить и бюджет. Просто понятия «рейтинг» и «влиятельность» на телерынке — синонимы. Если изгнать из эфирной сетки эротику, жареные факты, программы «из жизни привидений», насилие и прочее подобное, большинство зрителей просто переключится на каналы, где все это есть.
Ведь телевидение выступает в роли слуги по принципу: «Чего изволите?». Главным «заказчиком» являются именно зрители, а их запросы часто весьма далеки и от христианской, и от общечеловеческой нравственности. Но от этого, разумеется, не легче тем, кто «не изволит» потворствования греховным страстям и хочет оградить от них себя и своих детей. Для которых все это, увы, нередко приобретает сладость запретного плода.
Подытоживая, можно сказать, что отношение Церкви к телевидению — такое же, как и к любому другому институту, явлению или предмету окружающего мира. Сами по себе они, как правило, нейтральны — как тот самый нож, которым можно и резать хлеб, и наносить смертельные раны.
Так что конкретных рекомендаций о допустимости просмотра тех или иных каналов РПЦ не дает. Просто каждый верующий должен находить для лично себя золотую середину между заповеданным апостолом Павлом принципом «все познавайте — доброго держитесь» и христианской аскетической практикой ограждения себя от искушений и соблазнов мира.
Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках.
Источник: www.pravda.ru