Влияние телевизора на ребёнка в наше время очень велико, ведь даже двухлетние малыши часто предпочитают общепринятым детским играм «в доктора» и «дочки — матери» просмотр мультфильмов и рекламных роликов. А попытки выключить телевизор и переключить ребёнка на рисование или ролевую и игру вызывают бурный протест.
Реакция родителей на происходящее тоже не всегда однозначна: многие, махнув рукой, разрешают оставить телевизор включённым, ведь тогда можно заняться текущими делами. Кто-то пытается отучить активно: строго дозирует время и количество просмотра мультфильмов и телепередач, выдавая очередную «дозу» в качестве поощрения.
Некоторые родители вообще игнорируют телевидение в принципе, но с успехом компенсируют его отсутствие, поощряя длительные компьютерные игры или просмотры мультфильмов в планшете.
В то же время детские врачи и педагоги бьют тревогу: многие дошкольники, ещё не начав обучения в школе, уже страдают нарушениями зрения, расстройством внимания, соматическими заболеваниями (головные боли, боли в спине, проблемы с пищеварением). Специалисты утверждают, что вред телевизора для детей очевиден, а неконтролируемый просмотр телевизионных программ наносит непоправимый вред здоровью и психическому развитию ребёнка.
ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ | 10 причин почему стоит ограничить просмотр ТВ
Почему детям нельзя смотреть телевизор?
Существует ряд показателей, характеризующих развитие маленьких детей:
- эмоционально-волевая сфера;
- речевые навыки ;
- способность к творчеству;
- физиологические особенности организма;
- состояние нервной системы.
Именно эти параметры страдают в первую очередь от чрезмерного «общения» малыша с голубым экраном и являются самыми важными причинами почему детям нельзя смотреть телевизор слишком долго.
Эмоционально-волевая сфера
Подменяя живое общение со сверстниками на прогулке или ролевые игры виртуальным участием в жизни телевизионных героев, ребёнок не получает должного развития своих эмоционально-волевых качеств.
Он не проживает происходящие события, как бы не была велика его эмоциональная вовлеченность, он всегда остаётся зрителем. Да, герои мультфильма могут научить его делиться, быть добрым и послушным, но пока он сам не проживёт эти ситуации, будучи участником, а не зрителем, необходимый жизненный опыт не закрепится. А оказаться участником, сидя возле телевизора невозможно, особенно если ребёнок проводит возле него много времени, в ущерб прогулкам и общению со сверстниками.
Способность к творчеству, развитие фантазии
Любой телевизионный продукт – будь то даже самый добрый мультфильм или интеллектуальная развивающая телепередача опасны, прежде всего, тем, что являют собой своего рода «готовый» рецепт, неважно чего – жизненной ситуации или рассказа на тему, как правильно вылепить кошку из пластилина. Получить рецепт и, следуя ему, сделать что-либо всегда легче и проще, чем придумать что-то самостоятельно, проявив фантазию и творческий подход. Таким образом, творческий порыв ребёнка заранее нейтрализуется, когда телевизионный сюжет предоставляет ему готовый шаблон действий.
Полноценное развитие речи
Казалось бы, просмотр качественных мультфильмов и фильмов должен только способствовать развитию речи, ведь ребёнок слушает грамотных актёров, пополняет свой речевой запас новыми словами. Между тем всё не так просто.
Речь развивается в большей степени именно тогда, когда речевой аппарат максимально задействован: когда ребёнок сам произносит слова и звуки, конструирует предложения, выстраивает диалоги, то есть в процессе непосредственного человеческого общения.
У детей, проводящих много времени перед телевизором, безусловно, есть шанс пополнить свой словарный запас, активно вводя в него новые, услышанные по телевизору слова. Но это произойдёт только в том случае, когда ребёнок много и продуктивно общается со сверстниками, учит наизусть и рассказывает стихи, постоянно укрепляет свои речевые навыки. Однако время, проведённое у телевизора, не всегда компенсируется прогулками и общением со сверстниками, а зачастую, наоборот преобладает.
Концентрация внимания и усидчивость
Современный телевизионный продукт, которым заполнены голубые экраны, к сожалению, не способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Более того, детские неврологи утверждают, что такой частый ныне диагноз, как синдром дефицита внимания, во многом вызван именно бесконтрольным просмотром в раннем детстве современных детских мультсериалов и рекламы.
Проведите небольшой опыт: сравните, за какое время разворачивается, казалось бы, простенький сюжет любого детского старого мультсериала, например «38 попугаев» и современного — «Маша и медведь». Как часто меняется картинка? Когда и как говорят персонажи, и говорят ли вообще? Сколько времени отведено на развитие сюжета? Результаты наверняка вас заставят задуматься.
Быстрая смена картинки, постоянное хаотическое движение героев в течение мультфильма, вскрики и междометия (а не нормальная членораздельная речь), все это способствует формированию у детей так называемого «клипового» мышления. Особенно сильно такому восприятию способствует просмотр рекламы, причём не только просмотр, но и пассивное нахождение в зоне включённого телевизора, с нескончаемым потоком рекламных роликов.
В результате восприятие ребёнка как бы разорвано – он может владеть большим количество информации, но не в состоянии анализировать и делать выводы. Ему трудно подолгу сосредотачиваться на чем-то одном, он не любит занятия требующие концентрации внимания и усидчивости.
Когда же и сколько можно смотреть телевизор маленьким детям?
Психологи и педагоги будут категоричны в своих рекомендациях – детям до трёх лет лучше не смотреть телевизор вообще. Однако далеко не все современные родители могут пойти на этот подвиг, и их можно понять, ведь иногда включить мультфильмы – это единственная возможность сделать необходимые домашние дела.
Поэтому, решая, сколько времени ребёнку будет можно посмотреть мультфильмы, нужно иметь в виду следующую информацию:
- До года крайне нежелательно начинать знакомство детей с телевидением.
- В возрасте от 1 до 3-х лет малышам можно смотреть телевизор не более 20–30 минут в день.
- В возрасте 3–5 лет ребёнку можно включать телевизор не более 40–50 минут в день. При этом желательно, чтобы просмотр делился на несколько частей.
Важно:
Вечерний просмотр мультфильмов должен закончиться не позднее, чем за два часа до сна! Иначе можно оказаться стать свидетелем детской вечерней истерики и слёз, а также тревожного ночного сна.
Как отучить детей от телевизора?
Ответ на этот вопрос очень прост. Отучить ребёнка от телевизора очень просто, если предложить ему интересные альтернативные варианты времяпровождения. Причём не важно, что он предпочтёт, продолжительные прогулки во дворе со сверстниками или посещение спортивных или творческих кружков.
Важно, чтобы интеллектуальное пространство ребёнка, его потребность в получении информации об окружающем мире была максимально удовлетворена альтернативными телевидению источниками – чтением книг, общением с друзьями и родственниками, посещением специализированных секций. Имейте в виду также, что отучить детей от телевизора невозможно, если их родители проводят перед голубым экраном много времени. Если телевизор включается рано утром, и не выключается до глубокой ночи.
Помните, что телевидение не зря считается одним из важнейших изобретений человечества. Дозированный просмотр качественных мультфильмов и фильмов, интересных научно-популярных передач может быть весьма полезен подрастающим почемучкам и всезнайкам.
Очень важно, чтобы ребёнок мог провести грань между жизнью телевизионной и жизнью настоящей, мог критически осмысливать предлагаемую телевизором информацию, чтобы он осознавал необходимость непосредственного человеческого общения.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Источник: marypop.ru
Ученые рассказали, как телевизор влияет на развитие ребенка
Если верить статистике, то среднестатистический ребенок проводит перед экраном телевизора 1680-2000 минут в неделю, в то время как на полезную дискуссию с родителями приходится примерно 10-15 минут. Шокирует, не так ли?
Телевизор приковывает взгляд ребенка быстрой сменой кадров, яркостью красок и непривычным звуковым рядом, но приносит ли он фактическую пользу? Что об этом думают ученые? С какими их выводами обязательно нужно ознакомиться родителям?
Телевизор – плохой учитель!
«The Journal of Pediatrics» – это самый популярный журнал, посвященный медицине, в мире, и именно там были опубликованы результаты большого исследования, направленного на изучение влияния телевизора на маленьких детей.
Считается, что познавательные мультфильмы и передачи приносят малышам реальную пользу, поэтому родители со спокойными душами оставляют своих чад перед телевизорами минимум на час и отправляются заниматься своими делами. Результаты исследования говорят о том, что из ТВ-программ дети получают на 8-10 слов меньше, чем их сверстники, которые гуляют во дворе или занимаются чем-то творческим.
ТВ – спонсор задержек в развитии
Мозг ребенка активно развивается и происходит это через непрерывное изучение окружающего мира и общение с другими людьми, в первую очередь с родителями. Чем больше малыш двигается, тем больше информации он получает и осваивает.
Обучаться по информационным передачам дети могут минимум с пяти лет, потому что тогда формируется способность анализировать увиденное. Но даже в этом случае важно смотреть такие программы вместе с малышом, чтобы иметь возможность что-то прояснить, обсудить, сформировать правильные выводы и закрепить полученные знания.
В ходе исследования использовался электроэнцефалограф, который показал, что просмотр телевизора существенно замедляет импульсы детского головного мозга, тогда как чтение, разговоры и прочие творческие занятия напротив их стимулируют. Телевизор передает информацию неподходящим ребенку образом и обратная связь с ним невозможна.
Специалисты рекомендуют не приучать ребенка к телевизору как минимум до пятилетнего возраста и больше времени посвящать живому общению.
Негативное влияние на психику подтверждено
Специалисты из великобританского университета провели другое исследование, в котором участвовали 11 тысяч детей примерно одного возраста. Их разделили на две группы, одним было разрешено смотреть телевизор столько, сколько захочется, другим было строго запрещено сидеть перед экраном более одного часа в сутки.
В ходе исследования было выявлено, что если пятилетние дети проводят за просмотром телевизора более трех часов в день, при этом они предоставлены самим себе и могут самостоятельно выбирать каналы, то уже к шести годам они начинают врать, воровать, проявлять нервозность и яркую агрессию.
Тем временем их сверстники, практически отлученные от телевизора, значительно лучше себя чувствуют, как физически, так и эмоционально, хорошо себя ведут, имеют более высокие оценки в школе, умеют строить хорошие взаимоотношения с другими людьми.
Что именно плохо влияет на детей?
Доказано, что детские передачи и мультфильмы показывают минимум 80 сцен насилия в час. Просто попробуйте включить канал для малышей и посчитайте все негативные моменты или просто вспомните такие нестареющие мультфильмы, как «Том и Джерри» или «Ну, погоди!» Разве тут нужны дополнительные комментарии?
По мнению психологов, подобные сцены искажают естественную чувствительность ребенка, из-за чего он перестает видеть в насилии негативную сторону, и в будущем, спустя годы, может реагировать неправильно, когда столкнется с реальным насилием.
К совершеннолетнему возрасту среднестатистический подросток уже видел около 60 тысяч сцен насилия и убийств.
Также на детях негативным образом сказывается реклама. В том же великобританском университете было выяснено, что рекламные ролики провоцируют ухудшение характера ребенка. Он становится более алчным, настойчивым и капризным в своем желании получать желаемое прямо сейчас, немедленно. А пиарщики активно этим пользуются.
Проблема ожирения, негативное влияние на здоровье
Проблемы ожирения и малоподвижного образа жизни возникают не только у детей, но и у взрослых людей. Уже 30 лет специалисты крепко связывают страсть к телевизору и наличие излишнего веса, приводящего к ожирению.
Почему? Вот основные причины:
- Во время приема пищи человек должен быть сосредоточен только на еде. Тогда он тщательно пережевывает пищу и хорошо чувствует свое тело, останавливается тогда, когда испытывает насыщение. Просмотр телевизора в этот момент мешает сосредоточиться на еде, что приводит к заметному перееданию.
- Интересный фильм, передача, ток-шоу всегда провоцируют желание принести с кухни какой-нибудь снэк, например, чипсы или сладости, которые не приносят человеческому организму ровным счетом никакой пользы, один лишь вред.
- Телевизор хочется смотреть сидя, а лучше даже лежа, в максимально неправильной для спины позе, зачастую сразу после рабочего дня, предполагающего сидение за компьютером на протяжении минимум шести часов. Чтобы поддерживать себя в форме, человек должен активно двигаться, в противном случае лишнего веса не избежать.
- В случае с детьми вред несет еще и реклама различных вредных продуктов, которая провоцирует желание их попробовать. Если не контролировать питание, то до полезной пищи ребенок точно не доберется самостоятельно.
Также специалисты считают, что увлеченность телевидением существенно повышает риск заработать сахарный диабет.
Заключение
Не стоит использовать телевизор в качестве няни и воспитателя для своего ребенка, потому что он совершенно точно не справится с этими непростыми задачами. Минимизируйте вредное влияние ТВ на своего малыша, а по возможности вообще исключите, и потом он скажет вам «спасибо».
Источник: otvet.tv
Вредны ли ребёнку современные мультфильмы?
Сколько копий было сломано о вред современной мультипликации! Аргументы варьируются: родители упирают и в «бездуховность», и в страшную «эпилепсию», которую якобы вызывает просмотр мультиков, и в навязывание западных мировоззрений. А если серьёзно: как все обстоит на самом деле? Вредны ли ребёнку современные мультфильмы?
Мы собрали мнения детских психологов. Давайте разберёмся, чего в мультиках больше, пользы или вреда?
Кому точно вредят мультфильмы
Почему маленьким детям вредно смотреть в экран? Потому что:
1. Портится зрение. Чтобы нормально видеть, ребёнку нужно научиться перестраивать фокус. При взгляде на плоскую картинку это просто невозможно, а ещё, захваченный яркими персонажами, ребёнок забывает моргать, отчего у него пересыхает роговица.
2. Замедляется двигательное развитие. Для нормального роста и развития ребёнку нужно быть активным, двигаться, тренировать мышцы. Неподвижное сидение перед экраном в течение долгих часов — не лучшее времяпрепровождение для растущего организма.
3. Набирается лишний вес. Ребёнок до 2-х лет много ест: часть идёт в расход при затрате энергии, часть откладывается про запас. Если малыш много времени проводит неподвижно за просмотром мультфильмов, расходоваться там нечему, и ребёнок быстро растолстеет.
А как быть с детьми старше 3-х лет? Им смотреть мультики можно, но не более часа в день. И час — не подряд: желательно позволить ребёнку посмотреть мультфильм 20 минут, сделать паузу, потом ещё 20 минут. После просмотра прогуляйтесь с ребёнком, чтобы он мог «переключить» зрение с ближнего на дальний, разгрузив таким образом глаза.
Но всё это — вред чисто физический, куда чаще родители уповают на вред психологический. Что говорят по этому поводу педиатры?
4 негативные стороны мультипликации
- У ребёнка формируется плохая привычка. Иными словами — зависимость, из-за которой лишённый вожделенных мультиков ребёнок становится вялым, скучающим, апатичным. Привыкшего с детства смотреть телевизор малыша сложно заинтересовать книгой, спортом, прогулкой или другими хобби.
- У ребёнка затормаживаются реакции. В книге Комаровского был такой пример: ребёнок смотрит мультфильм и видит мяч, который из экрана летит прямиком на него. Но своей цели мячик не достигает, ребёнок остаётся цел и невредим. Это формирует у него мысль, что в реальной жизни мячик тоже не ударит, и способствует затормаживанию реакций.
- Ребёнок становится гиперактивным. Мультфильмы отличаются повышенным ритмом — они быстрые, яркие, шумные. Некоторые дети воспринимают это как норму и становятся излишне возбудимыми.
- Ребёнок становится апатичным. Другая сторона монеты — яркость и торопливость мультфильмов быстро перегружают все мыслительные процессы ребёнка, и после просмотра, в реальной жизни, он уже ничего не хочет. Часто это совмещается с пунктом первым — плохой привычкой.
Где же пункт о вреде конкретно западной мультипликации? Его нет. Современные западные мультфильмы немногим отличаются от творений «Союзмультфильма», где в количествах были и сексуальные женщины (вспомните «Малыш и Карлсон»), и вредные привычки (курящий Волк в «Ну, погоди!»), и сомнительные посылы (папа дяди Фёдора, который «и не женился бы вовсе», будь у него такой кот, как Матроскин). В действительности же воспитанием ребёнка должны заниматься родители, а не мультфильмы, ведь даже несущую откровенно негативный посыл картину грамотный родитель может превратить в полезный урок.
Взять, к примеру, «Ну, погоди!» или «Том и Джерри». Естественно, что поведение главных героев далеко от правильного, но это не повод запрещать ребёнку смотреть эти передачи. Из них можно извлечь урок: объяснить крохе, почему поступать так, как поступают Том или Волк, — неправильно.
5 неоспоримых «плюсов» мультфильмов
Как и любое педагогическое «орудие», мультики способны принести пользу — при грамотном их использовании. Например:
- Ребёнок быстрее учится читать и писать. «Научился английскому по любимому сериалу» — это вовсе не шутка. Так же и ребёнок учится счёту и письму, подпевая любимым героям, вместе с «Дашей-путешественницей» изучая слова или выполняя задания. Мультики — это не только развлекательные передачи, но и образовательные.
- Ребёнок быстрее социализируется. Здесь как с взрослыми: гораздо быстрее найти общий язык с человеком, если он смотрел ваш любимый фильм. На детских площадках ребята придумывают игры по мотивам любимых мультсериалов, и естественно, что тому, кто их не смотрел, там делать нечего.
- Ребёнок учит новые слова. В повседневной жизни мы используем весьма ограниченный словарный запас. Смотря мультфильмы, ребёнок учит новые слова и обороты, разучивает правильные ударения, погружается, если можно так сказать, в иной словарный мир. А ещё существуют мультики, способствующие улучшению дикции.
- Ребёнок сопереживает героям. И учится от них! Практически каждый современный мультфильм, каким бы ярким и «безумным» он ни казался, несёт в себе позитивную мысль. Здесь и потребность в друзьях, и принятие окружающих такими, какие они есть, и милосердие, и прощение. Мультики показывают малышам хорошие ролевые модели, учат их терпению и доброте.
- Ребёнок стремится к творчеству. Многие дети, посмотрев мультик, берутся за карандаши и краски, стремясь запечатлеть на бумаге любимого героя. Они изображают персонажей, лепят и рисуют их, придумывают рассказы. Всё это способствует развитию воображения и талантов малыша.
Мультфильмы — большие помощники в деле воспитания ребёнка, но важно понимать, что главную воспитательную роль всё равно должны играть мама и папа. Мультфильмы помогают, но не заменяют. И в ваших силах — грамотно воспользоваться предложенной возможностью.
Источник: gnk-shop.ru