Подключение zx spectrum к монитору

ПЭВМ Дуэт — это российский клон ZX Spectrum 48k, производился Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ). Это мой самый первый компьютер и он со мной до сих пор. С юного возраста я начал постигать на нем азы программирования, микропроцессорных архитектур и проектирования цифровых схем. Но с тех пор мне не давал покоя вопрос: где системный монитор? Ведь он упоминается в документации.

В стандартном ZX Spectrum я не припомню наличия какого-либо системного монитора. И в документации про системный монитор больше ни слова. Существует Монитор для 48к в ПЗУ версии от 1990г. Однако, после включения, ПЭВМ Дуэт выводит на экран вместо стандартного приветствия — «(с) 1982 sinclair research ltd» другое приветствие: «(с) DUET». А это значит, что ПЗУ там всё же изменено.

А может быть есть аппаратные возможности мониторинга? К примеру, клон Орель БК-08 имеет целый ряд доработок: теневое ОЗУ, кнопка NMI и монитор MZ80. Было бы очень интересно, спустя столько лет, найти какие-то скрытые возможности своей железки.

Видео Конвертер с SCART в HDMI Full HD AliExpress !!! Подключение ZX Spectrum к Монитору по HDMI !!!

Наконец-то я нашел ответ на вопрос, который меня периодически волновал все эти годы.

image

Почему сейчас?

Как известно, спектрумизм — почти неизлечим. И длительные периоды ремиссии могут сменяться обострениями под воздействиями внешних факторов: какая-нибудь статья, юбилей спектрума, и вот ты снова на форумах, снова с полки на стол идут спектрумы(которых не один и даже не два) и включаются и работают (или нет). И потом, постепенно отпускает.

Но некоторые вопросы, так и остаются неразрешенными и они так и висят где-то глубоко в подсознании и каждый раз норовят вырваться обратно. Не решены они, как правило, в силу аппаратной неактуальности платформы (что на самом деле спорно). А что, если разрешение давнишних вопросов, проблем или желаний, пусть уже и не актуальных сейчас, может порадовать себя нынешнего? Ведь сейчас это сделать проще. Я думаю, стоит попробовать!

Очередное пришествие вопроса о мониторе

Впервые вопросом про монитор я задался практически сразу после покупки, но ответа так и не нашел. Уже в наше время, в начале 2016 года я попробовал узнать на форуме, но ответ опять не нашелся. Вопрос так бы и забылся, но случайно на глаза попалось объявление о продаже клона спектрума — «Нафаня», и там была фотография странички документации, в которой было написано: «ПЗУ содержит интерпретатор языка Бейсик и системный монитор». Ну и мы решили все же разобраться и поставить точку в этом вопросе

image

Товарищи по форуму дали совет:

Скорее всего под системным монитором понимается набор стандартных подпрограмм ПЗУ. Попробуйте:
1. посмотреть на плате установленные ПЗУ, похоже что у вас стоит 2 шт по 8К, это 16К, если дополнительных ПЗУ нет, то искать нужно среди имеющихся 16К.
2. слить дамп ПЗУ и сравнить со стандартным синклеровским, обычно менялась только надпись в клонах. По различиям можно прикинуть есть-ли что-то интересное.

Подключение ZX Spectrum к монитору через HDMI — Пентагон 128, Ленинград-2 и другие клоны

Ну не может быть, что все так просто! Изучение схемы показало, что никаких дополнительных ПЗУ там нет: две ПЗУ по 8Кб (составляющие стандартные 16кБ ПЗУ с бейсиком). Судя по фотографии внутренностей именно моего экземпляра, мой вариант ничем не отличается от схемы на сайте (на самом деле, есть мелкие доработки/изменения, о которых, может быть, в другой раз). Таким образом, аппаратных возможностей для существования монитора не обнаружено.

Сверяем дампы ПЗУ

Для того, чтобы слить дамп и сверить его с оригиналом, нужно проделать следующие шаги:

1) Получить данные из ПЗУ на ПЭВМ Дуэт. Вынимать ПЗУ из платы и пользоваться программатором для этого вовсе не требуется. По той простой причине, что ПЗУ в 48к версии целиком отображается в адресное пространство по адресам 0..16383. Это самый низ адресного пространства. Ее можно как считывать программно, так и сохранить через магнитофонный выход командой Бейсика SAVE «ROM» CODE 0, 16384

2) Преобразовать данные из звукового файла в TAP файл с помощью утилиты на ПК
3) Извлечь данные из формата TAP в двоичный формат
4) Написать или найти утилиту для сравнения побайтно двух двоичных файлов — с Дуэта и с оригинального спектрума.

Уже на первом этапе я эту идею отбросил, потому что в ноутбуке нет линейного входа, да и переходник у меня спаян только в сторону воспроизведения звука на ПК или смартфоне через линейный выход для подключения на вход ПЭВМ Дуэт. Потому что 99% времени сейчас это загрузка данных в Дуэт, а не наоборот.

Поэтому я решил поступить с точностью до наоборот. Взять оригинальное ПЗУ и загрузить его в оперативную память Дуэта через магнитофонный вход. Затем написать программу для сверки данных в ячейках памяти с выводом информации отличающихся ячеек. Двоичные данные оригинального ПЗУ есть практически в каждом эмуляторе ZX Spectrum.

Но для перевода их в звук, для последующей загрузки через магнитофонный вход, пришлось немного повозиться. Я перебрал 3-4 программы, прежде чем смог сделать из двоичного файла TAP файл. Потом уже проще — с помощью утилиты Tape2WAV получил звуковые файлы.

Еще по теме:  Как подогнать разрешение экрана под монитор

Для загрузки данных с магнитофона в Бейсике ZX Spectrum используется команда LOAD, с параметрами, которые указывают, что грузится код, и в какой адрес памяти его грузить, соответственно, команда LOAD «» CODE 40000 загрузила данные оригинального ПЗУ в память, начиная с адреса 40000.

Написание программы для сверки памяти

Я радостно потираю руки, потому что придется вспомнить свой школьный опыт и программировать под ZX Spectrum причем на нём самом! А, впрочем, чего там вспоминать? Бейсик забыть невозможно, тем более такой простой. Ошибиться в наборе команд трудно, потому что каждое нажатие клавиши вводит сразу целую команду. Быстро и удобно, как Т9, только для Бейсика!

Еще хочу сказать, что пользоваться 48к Бейсиком на эмуляторе как раз не удобно, из за того, что на современных компьютерах не подписаны команды Бейсика. Еще один плюс даже такой маленькой машины, как 48к: мы сразу готовы к работе после включения. Никакую среду разработки, компилятор загружать не потребуется. Все, что нужно для работы — есть в ПЗУ.

Бейсик внутри ZX Spectrum интерпретируется. Это снижает скорость работы программ. Но писать такую простую и не критичную к скорости программу на ассемблере — это я считаю уже перебор. Программа пишется за 5 минут. И даже если она будет работать столько же, то меня это устроит. Но оказалось, что потребовалось даже меньше пяти минут:

image

На скриншоте программа, которую я набрал в эмуляторе (только для того, чтобы сделать скриншот с исходным кодом). Такую же програму я набрал на Дуэте. Поверх скриншота я подписал данные по различиям, найденным в ячейках памяти. Чтож, изменений не так и много. Теперь нужно понять, чего коснулись эти изменения.

Для этого нужно знать, что находится в ПЗУ по найденным адресам. К счастью, вся информация есть в книге «Полный дизассемблер ПЗУ ZX-Spectrum» на русском.

Ячейка 109 — в оригинальной ПЗУ 40d в Дуэте 32d
006d 32 вместо 40. Значит 20h(JR nz,*) вместо 28h (JR z,*), а в книге jr nz.

image

Как оказалось, в изначальной версии ПЗУ от 82 года, в этом месте допущена ошибка. Это код обработки немаскируемого прерывания. Без этой ошибки, можно задать в переменной NMIADD адрес перехода на обработчик, например, тот же монитор. И по сигналу NMI (кнопкой NMI, как на Орель БК-08), компьютер перешел бы на этот обработчик. Исправления по этому адресу говорят о том, что в Дуэте эта ошибка исправлена и сигнал NMI может полноценно использоваться. Чтож, уже не плохо, но судя по количеству оставшихся изменений в ПЗУ, код монитора в него всетаки не вшит 🙁

Ожидаемо, 4 байта — это «DUET» вместо (С) 1982 Sinclair Research Ltd
1539 (C)
153A пробел » »
153B 68 «D»
153C 85 «U»
153D 69 «E»
153E 212 последний символ. инвертированный. 212d + 80h = 54h — «T»

(СООБЩЕНИЯ — Каждое сообщение выдается с инвертированным последним символом (+80, шестнадцатеричное).

Монитора нет, расходимся?

К сожалению, никакого системного монитора-отладчика я не нашел, хотя очень старался. Но я очень рад, что смог это выяснить самостоятельно… Но. Но что же такое «системный монитор»? Почему про него написано в доументации к Дуэту и Нафане? Как и было написано выше, «Скорее всего под системным монитором понимается набор стандартных подпрограмм ПЗУ». Так же, в книге с полным дизассемблером ПЗУ ZX Spectrum мы можем прочитать следущее:

.
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПЗУ КОМПЬЮТЕРА ZX SPECTRUM
.
ВВЕДЕНИЕ
Монитор Spectrum, объемом 16K, представляет собой сложную программу в машинных кодах
Z80. Ее можно разделить на три основные части:
а. Программы ввода/вывода.
б. Интерпретатор BASIC.
в. Вычислительные процедуры.
Однако, для подробного описания эти блоки слишком громоздки, и поэтому монитор
разделен еще на 10 частей. Каждая часть будет представлять собой элемент монитора.

В последние годы, когда кто-то пишет про ZX Spectrum, то содержимое ПЗУ он скорее всего назовет ОС ZX Spectrum — это встроенный Бейсик. Но в те времена, видимо, такого понятия еще не сформировалось. Были небольшие программы — мониторы для просмотра и изменения содержимого ячеек памяти в HEX виде. Использовались для отладки программ в машинных кодах.

По сравнению с ними, спектрумовский «монитор» был очень крут. А то, что мы сейчас называем «монитор», тогда чаще называли «дисплеем».

Таким образом, произошло некое изменение значений понятий. Монитор тогда и монитор сейчас — это разные понятия. Так что, можно считать, что монитор все же найден 🙂 А может у кого-то есть дополнительные сведения?

  • Программирование
  • Отладка

Источник: habr.com

Взгляд в прошлое: 40 лет ZX Spectrum, мой опыт использования.

Тихо сижу в своей комнате, внимательно слушая странный звук писка из магнитофона и рассматривая то, как зачерчивают экран телевизора «Электрон» черные полоски. В голове крутится только одна мысль: «Хоть бы никто не стал сейчас включать свет, иначе все пропало!»

Через минуту трепетного ожидания окончания звуковых и визуальных действий вдруг слышу громкий щелчок в динамиках «кассетника» — и картинка на экране телевизора пропадает.

«Мама где-то включила свет… Она, наверное, забыла, что я загружаю игру на своем ZX Spectrum, а любые помехи могут сбить с толку компьютер. Эх, придется повторять процесс заново…», — досадую я, принявшись перематывать кассету на ее начало.

Думаю, те, кто в 80-90-х годах имел на руках маленькую коробочку под названием ZX Spectrum, вспомнили загрузку программ и игр при помощи кассетного магнитофона. Помехи, создаваемые магнитофону (чаще всего из-за включения/выключения света – так называемый «щелчок в сети»), могли легко привести к зависанию процесса загрузки. А ведь «Loading…» длился от одной-двух до десяти минут. За такой большой промежуток времени кто-то из родителей нет-нет, да и забудет о процессе загрузки. Приходилось заново перематывать кассету на то место, где находилось начало «звукового кода» игры.

Еще по теме:  Как правильно поставить студийные мониторы

  • В его основе лежал микропроцессор Zilog Z80. Чип производили еще с 1976 года в одноименной фирме. Интересно, что основал ее Федерико Фаджин, который ушел из Intel. Это важное замечание, потому что Z80, по сути, являлся аналогом Intel 8080 с существенными доработками.

    Неделю использовал смартфон с батареей 10 000 мАч. Какие выводы сделал

    Сегодня на тесте UMIDIGI Power 7 Max. Это смартфон с …

    16 сентября

    Субботний кофе №266

    Налейте чашку ароматного субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. Apple провела осеннюю презентацию, у Tecno вышли новые наушники, а Infinix начал продажи игрового смартфона…

    Тест GWM Poer. Комфортный пикап

    Вы знаете автомобильную марку GWM, не путать с американским GMC принадлежащей General Motors? Нет? А я уверен, что знаете, так как аббревиатура GWM расшифровывается как Great Wall Motors…

    Обзор-сравнение TWS-наушников Creative Sensemore Air и Outlier Pro

    Две пары очень похожих TWS-наушников Creative, которые бренд развел по разным линейкам. Разбираемся, почему это «бззз» неспроста.

    Представьте себе, что техпроцесс Z80 составлял аж 3000 нм! Для сравнения, сейчас большинство чипов создают по 5-12 нм. А тактовая частота была 2.5 – 8 МГц. Никаких вам гигагерц.

    Так вот, микропроцессор Zilog Z80 был доминирующим ЦПУ с середины 70-х до конца 80-х годов.

    Для того, чтобы каким-то образом подчеркнуть наличие цветной графики в устройстве, название выбрали Spectrum, а ZX осталось от прежних модификаций ZX81, ZX82. Таким образом, получилось название домашнего компьютера ZX Spectrum.

    Основными преимуществами аппарата были низкая стоимость, использование технологии на основе большой интегральной схемы и, конечно же, вывод изображения на обычные бытовые телевизоры, а в качестве носителя информации выступали кассеты на магнитной ленте.

    Операционной системы как таковой в ZX Spectrum не было. Вместо нее в ПЗУ хранился Sinclair BASIC, способный обрабатывать простейшие операции. Например, он содержал 50 команд, 30 функций и 5 ключевых слов.

    Разработчики предполагали, что компьютер будет использоваться исключительно для игр, поэтому нагружать устройство не стоит. Плюс, как я и сказал ранее, возможность сэкономить.

    Запускаем ZX Spectrum

    У меня дома домашний компьютер появился благодаря папе. Он отлично разбирался и до сих пор разбирается в микроэлектронике. Все компоненты для ZX были куплены по отдельности: кнопки, плата, микросхемы, периферия и так далее. А корпус отец сделал сам из прочного белого пластика, благо конструкция не должна была быть оригинальной.

    Процесс пайки элементов занял пару месяцев, остальные моменты дорабатывались по ходу дела.

    Первый Spectrum оснащался всего лишь 48 КБ оперативной памяти, в которую помещалась одна простейшая игра в цвете.

    В качестве носителей информации выступали обычные бытовые кассеты на магнитной ленте. На каждую сторону можно было уместить до 10 программ. Ну а для их чтения использовались магнитофоны, подключаемые к ZX Spectrum.

    В самом начале текста я привел пример того, что во время загрузки игры могла произойти ошибка из-за того, что кто-то включал свет в квартире или включались/выключались другие электропотребители (например, холодильник). Помеха шла по сети, и магнитофон реагировал на звуковые щелчки. Соответственно, он сбивал процесс загрузки. Обидно было, поскольку загрузка игр длилась довольно долго – от одной до десяти минут.

    В процессе загрузки вы слышали своеобразный писк из динамиков магнитофона, а на экране периодически появлялись разноцветные полоски разной толщины.

    Примерно на 5-10-й секунде слышался характерный звук «кхык», и на дисплеях ТВ появлялось название игры.

    Кроме того, в некоторых игрушках присутствовали загрузочные картинки: цветные или монохромные изображения, демонстрирующие возможности приложения. Появление картинки на экране тоже не было быстрым. Как правило, это занимало около минуты. С одной стороны, было интересно посмотреть на изображение, а с другой – потеря драгоценного времени только лишь на загрузку картинки.

  • Игрушки, которые мне запомнились

    Стоит понимать, что покупать кассеты было довольно проблематично ввиду не самого большого распространения устройства в моем городе (впрочем, и не только в моем). В основном народ занимался пиратством – копированием:) Процесс небыстрый, а результат не всегда стопроцентный: то кассета попадется некачественная, то магнитофон зажует пленку.

    Насколько я помню, у нас было около 10 кассет. На каждой хранилось по 5-10 игрушек. Ну и тут снова стоит напомнить о качестве носителей информации: после десятой загрузки пленка могла выходить из строя. А еще частенько приходилось чистить головку магнитофона для более точной передачи сигнала.

    В общем, это я к тому, что, несмотря на большое количество игр, загружалась в лучшем случае только каждая третья.

    Больше всего запомнилась игра «Саботер» (оригинальное название Saboteur). Создана она разработчиком Клайвом Таунсендом. Однако у меня была вторая часть, выпущенная в 1987 году. Интересно, что первую часть я не видел, даже когда у меня был более продвинутый «Спектрум».

    Суть игры: вы управляете ниндзя, который прибывает на охраняемый комплекс при помощи дельтаплана в поисках некой дискеты.

    Прыжок с дельтаплана надо было совершать таким образом, чтобы точно приземлиться на платформу. Но самое смешное, что рассчитать момент прыжка почти не представлялось возможным. В итоге получалось так, что ты даже не мог начать игру, потому что необходимо было хотя бы правильно приземлиться.

    Кстати, не сказал об управлении. Предлагались либо клавиатура, либо Кемпстон-джойстик. И вот последний у меня был: большой джойстик черного цвета с четырьмя красными кнопками и присосками на нижней части гаджета.

    В тот момент мне было всего лишь 6 лет, и игра мне казалась максимально сложной, поскольку после, например, прыжка героя приходилось разбираться с первым противником, который явно был намного сильнее. В итоге в те далекие годы я так и не прошел Saboteur даже до половины.

    Еще по теме:  Как перезагрузить монитор Самсунг

    Второй по значимости игрой для меня стала R-Type. Она была выпущена для игровых автоматов, а позже портирована на множество домашних игровых систем, в том числе на ZX Spectrum.

    Игрок управляет космическим кораблем, оснащенным огневой системой.

    Один из приколов игры — возможность «выплевывания» мощного накопительного заряда: вы держите кнопку «огонь» несколько секунд и отпускаете.

    Но и эту игру я не смог пройти даже до конца второго уровня. Вообще, мне кажется, что большинство игрушек для ZX Spectrum делали не для детей, ибо игровой процесс был нереально сложным.

    Обзор Honor Choice Robot Cleaner R2 и R2 Plus

    Робот-пылесос с повышенной мощностью и станцией самоочистки.

    Десять причин за покупку Samsung Galaxy Z Fold5

    Рассматриваем плюсы Galaxy Z Fold5, за что можно выбрать самый дорогой смартфон от Samsung. Только позитивные моменты.

    Обзор TECNO SPARK 10 Pro

    Присмотритесь внимательнее к TECNO SPARK 10 Pro. Плоские грани, трехглазый блок камер, модные и позитивные вибрации от матовой стеклянной задней панели. Что смартфон вам напоминает?

    Обзор Huawei FreeBuds 5i

    Недорогие защищенные от воды TWS-наушники с мощным подавлением шумов…

    Одной из самых красивых игр для «Спектрума» 48 КБ я считаю Three Weeks in Paradise. Яркий, смешной, в меру сложный квест. Смысл в том, что вашей семье необходимо покинуть остров, населенный каннибалами.

    Название переводится как «Три недели в раю». Однако здесь может быть и другая интерпретация: фамилия главного героя — Week, а на острове их трое (главный герой, его жена и ребенок), поэтому вполне возможно, что название игры — «Три Вика в раю».

    Фишка TWIP – максимальное выжимание всех соков из возможностей компьютера: цветная графика, красивая анимация персонажей, множество двигающихся элементов на экране, классно нарисованные предметы.

    Игру Three Weeks in Paradise я прошел примерно наполовину. Были сложности в поисках предметов. Но главное – огромная трата времени, ведь вы не можете сохранить игру. Сели за TWIP, потратили 5 часов, прошли 50%, а завтра надо все проходить заново.

    ZXSpectrum 128 с дисководом

    Примерно в середине 90-х годов мы с папой на распродаже нашли ZX Spectrum на 128 КБ с приводом для 5-дюймовых дискет. Более того, эта модель оснащалась музыкальным процессором Yamaha со стереовыходом на колонки.

    К сожалению, фотографий у меня нет, а в Сети я не смог найти подобный аппарат. Он был сделан полностью из металла, в верхней части использовался привод для дискет, а снизу – клавиатура. С обратной стороны — всевозможные входы и выходы. Мне кажется, что это была полусамодельная конструкция, просто хорошо выполненная.

    К этому «Спектруму» продавец предложил кучу дисков с программами и играми. Увы, но, как и с кассетами, часть дисков не читалась.

    Для модификации со 128 КБ ОЗУ уже можно было найти соответствующие программы: создание рисунков типа Paint, написание музыки.

    Кроме того, такое устройство позволяло сохранять мои приложения, написанные на Sinclair BASIC. Я даже делал простейшие игрушки: создавал персонажей из спрайтов, рисовал лабиринты, где необходимо было собирать разные артефакты. Позже пытался это все повторять в машинных кодах, но это было не так легко. Хотя скорость обработки меня поражала: на «Бейсике» изображение могло появляться до нескольких секунд, а программы на машинном коде выдавали картинку моментально.

    Дальнейшая история этого устройства довольно любопытная. На Станции юных техников, куда я ходил в кружок электроники, познакомился с парнем, который заинтересовался моим ZX Spectrum 128k. Дело в том, что я частенько приносил его в СЮТ, чтобы ребята могли познакомиться с необычным, как сейчас говорят, гаджетом. На тот момент компьютеры были в диковинку, а на компактном «Спектруме» можно было и играть, и программировать. К тому же не нужно было подключать к специальному монитору.

    Так вот, знакомый предложил обменять ZX Spectrum на настоящий ПК, который лежал у него дома без монитора. Поскольку парнишка не особо разбирался в технике, то описал аппарат так: железная коробка белого цвета, внутри какая-то плата, вроде бы есть иностранная надпись Intel.

    Естественно, я загорелся желанием побыстрее совершить бартер. В итоге каждый день в течение двух недель носил с собой «Спектрум» к нему домой, но его не оказывалось на месте (позже выяснил, что он уезжал в отпуск с родителями).

    В общем, все закончилось тем, что я отдал ему ZX, а он мне вручил металлический короб. И что же оказалось внутри? Конечно, я рассчитывал на какое-нибудь навороченное «железо», но получил всего лишь горизонтальный корпус типа MidiTower, материнскую плату и процессор Intel 80286, который в простонародье называли «двести восемьдесят шестой».

    Поначалу такой обмен меня немного огорчил. Ведь я приобрел просто системный блок. Но в дальнейшем купил монитор, привод для CD-дисков и получил адекватный для того времени компьютер, на котором можно было программировать на полноценном Basic и даже играть в игры. Но это уже другая история.

    В качестве заключения

    К написанию данного материала меня побудила идея хоть немного отвлечь вас от мрачноватых новостей последнего времени. Уверен, что многие дядьки 35+, прочитав это, вспомнят свой опыт общения с легендарным домашним компьютером ZX Spectrum. И неважно, в какой модификации он был у вас дома. Небольшая нотка ностальгии никогда не помешает, и, надеюсь, поднимет ваше настроение.

    Жду в комментариях: а какие подобные ZX Spectrum устройства были у вас, во что играли?

    Источник: mobile-review.com

    Подключение zx spectrum к монитору

    Download Close

    Year: 1995

    Источник: djvu.online

    Оцените статью
    Добавить комментарий