Случалось ли с вами хоть раз такое, что вы сидите и часами обрабатываете свой музыкальный микс только ради того, что бы быть удивленным его звучанием у себя на плеере? Бывало-ли такое, что вы выводите громкость на максимум, но это не идет ни в какое сравнение с профессионально сделанными дисками?
А может быть при прослушивании ваших собственных песен вы испытываете раздражение и злость из-за разного уровня громкости них? Сколько времени у вас уходит на обработку песни? Четыре часа или больше? Если хоть на один из этих вопросов вы ответили «да» — вы не одиноки. Объяснение очень просто — все дело в отстройке мониторов.
Я вам хочу рассказать о секретной технике, которой владеют профессионалы, но которая неизвестна любителям. Это касается особой настройки звуковой аппаратуры. Очень редко можно встретить упоминание об этой секретной технике на форумах в интернете. Почему?
Потому что этот секрет — хлеб насущный для многих звукорежиссеров, особенно тех, кто вырос на консолях, аналоговой звуковой аппаратуре и пленочных магнитофонах. Ну а для людей, взращенных на цифровой аппаратуре подобные истины «очевидны», и поэтому такие люди даже не задаются вопросом: «а может кому то рассказать?» Зачем вообще как то обрабатывать звук после записи? Причина в особенностях восприятия звука человеческим ухом. Далее я вам постараюсь объяснить этот феномен, проанализировать, что происходит с современными аудио-системами и мониторами, а так же дать несколько советов по поводу того, как улучшить свой set-up, и обхяснить вам все плюсы подобного подхода.
Как выбрать и установить мониторы в студии?
Не все звуки создаются одинаково (по крайней мере, для человека)
Британские ученые доказали, что человеческий слух не линеен. Разные частоты мы воспринимаем с разной громкостью.
Среднечастотные сигналы 2 — 4 килогерца наиболее слышны человеческому уху только если громкостный порог восприятия других частот ниже (именно из-за этого стандартные звонки на телефона делают на основе верхнего порога средних частот — они наиболее слышны человеческому уху). Для ученых как это утверждение, так и последствия того, что в нем описано абсолютно понятны.
Однако если вы озадаченно чухаете макушку и смотрите на этот текст ошарашенными глазами — вы абсолютно нормальный человек. Легче объяснить на примерах. При прослушивании легкой (не громкой) музыки человеческое ухо более восприимчиво к высоким частотам, чем к низким. Вы когда нибудь обращали внимание на кнопки усиления баса на старых стерео-проигрывателях?
Нажатием на подобную кнопку можно усилить басы для музыки,которую приятнее слышать тихо. И напротив, слушая громкую музыку, мы в первую очередь слышим именно басы (низкие частоты). В 1933 году исследователи Harvey Fletcher и Wilden A. Munson проводили звуковые и слуховые опыты на людях. Они создали таблицу восприятия человеческим ухом частот в зависимости от громкости воспроизведения.
Акустическая обработка помещения — Расположение мониторов
И по сей день звукорежиссеры основываются на графиках Флетчера-Мансона, обсуждая уровни восприятия человеческого уха. Технически, правильнее было бы назвать этот график «кривые равной громкости», но идея одна и та же.
Сейчас вы, наверное думаете: «это все, конечно,хорошо… Но как это мне поможет?» Оказывается, в любой студии существует «благоприятная для звука зона», в которой и располагаются все профессиональные звукорежиссеры. Слушая музыкальный микс, находясь в этой зоне, вы способны принимать решения, основываясь на разных элементах микса, который проходит через разные уровни воспроизведения. К тому же, приятный бонус этой «зоны» заключается в том, что она зачастую находится ниже утомляющего порога звука, поэтому даже при длительной работе вы можете избежать проблем и негуов, вызванных длительной нагрузкой на уши. На рисунке слева — децибеллы, красные линии — «кривые равной громкости», синяя — стандарт.
Что же пошло не так?
Компьютеризированная аудио-аппаратура позволила миллионам людей заниматься тем, что раньше было сосредоточенно только в руках звукорежиссеров. Но это не значит, что если вы купите цифровой записывающий комплекс — вы сразу становитесь крутым.
Как хорошо заметил Steven Slate (создатель Make of Trigger и Steven Slate Drums): «раз уж всякие программы для записи входят в широкий обиход, и все больше и больше людей занимаются записью, мне бы хотелось быть уверенным, что эти люди знают, как всем этим пользоваться». Доходит до смешного.
Люди покупают цифровой интерфейс (усилитель), подключают к нему стерео колонки и используют контроллер master для того, что бы регулировать громкость воспроизведения. Как вариант, пользователь может недовывести контроллер volume, или же просто от балды установить громкость «под настроение». В таком подходе есть два очень опасных момента.
Во первых — нету никаких стандартов отстройки звучания. Именно по этому очень многие фейлятся на том, что из-за отсутствия стандартов люди основываются именно на настройке громкости, пренебрегая другими аспектами звука. Именно из-за этого звук, проходящий через цифровой интерфейс, часто искажается: теряется четкость музыки и послезвучие.
Создается ложное впечатление чрезмерного сжатия звука. Запомните, регуляторы послезвучия (fader) нужны для того, что бы сгладить «острые углы» в музыкальном миксе, сделать переходы более плавными. И те, кто думают, что эта фича была сделана просто ради эффектов и косвенного регулирования громкости — в корне ошибаются. Если вы делаете так — вы забиваете в стену шуруп молотком: конечно, в итоге шуруп вы забьете, но через задницу, результат будет не качественный, и вам скорее всего придется переделывать все, если не любите работать спустя рукава.
Отстраиваем аудио-систему шаг за шагом.
По большому счету, настроить свою аудио-записывающую систему не так уж и сложно. Да и супер-пупер дорогая аппаратура вам не нужна.
Вам понадобится: измеритель уровня звука (sound level pressure meter), шаблон «розового» шума, мониторы (колонки), вакуумные наушники на вас и, собственно, регулятор громкости. «Розовый» шум используется потому, что он изначально выглядит как октава, пробивающая весь аудио-спектр. Хорошие наушники только облегчат ваши страдания во время работы.
Некоторые профессиональные аудио-контроллеры (например Cranesong Avocet) маркируются децибелами, что есть вообще идеально, но тем не менее я постараюсь вас научить отстраивать любой контроллер. Пожалуйста, запомните: звукорежиссеры и люди, которые занимаются архитектурной проектировкой студий знают куда больше, но вам хватит и этой информации.
Загрузите эталон «розового шума» в ваш цифровой аудио-интерфейс. Воспроизведите через обе колонки, и установите регуляторы панорамирования в максимально левое положение для левого динамика и в максимально правое положение для правого динамика. Потом замутируйте или же отключите правую колонку, настройте левую, и потом повторите то же самое, только отключив левую и настроив правую. Если звучание левого и правого динамика отличается более чем на 0,5-1 децибел — купите себе более автоматизированный контроллер, потому что вы не смогли достаточно точно отстроить динамики.
Прежде чем проигрывать музыкальный файл, уменьшите громкость до нуля, а измеритель уровня звука положите между колонками (примерно там, где бы находилась голова, миксуйте вы трек). После этого можете запускать воспроизведение, и начинайте потихонечку выкручивать громкость. Остановиться стоит, когда прибор покажет 84 децибела (предупреждаю, будет громко). И только тогда вам нужно с помощью наклейки или карандаша пометить такое положение контроллера громкости как «0».
Далее продолжайте проставлять метки каждые 3 децибела. Когда вы закончите, у вас должны быть проставлены метки 0, -3, -6 и так до -18 децибел, что должно быть достаточно. Теперь, когда ваш контроллер откалиброван (отстроен). Тогда вы обнаружите, что можно работать с качественной музыкой на уровне 6-9 децибел, установив колонки на расстоянии 2-3 метра от ушей.
Чем ниже вы устанавливаете уровень гейна, тем более сжатой и менее насыщенной должна быть музыка, которую вы слушаете. Иными словами, что бы слушать Snoop Dog не кровоточащими ушами, гейн необходимо установить где то на -15. Это означает, что из записи выжаты все живые элементы, и остался только электронный звук.
С другой стороны, если вы спокойной слушаете запись на уровне -3 децибел, что бы запись звучала громко, значит она была либо тихо замиксована, либо же в ней очень большое отношение пикового значения к среднему. Далее вам нужно определиться, нужно ли сжимать трек, что бы привести его к однородному звучанию с остальными, либо де вам нравится звучание трека с кратковременными пиками.
В зависимости от типа музыки, золотая середина будет находиться между -6 и -12 децибелами. Чем ближе колонки к ушам, тем меньше вам нужно будет сделать уровень гейна, и вы поймете, как качество звука зависит от положения регуляторов на контроллере. Мимолетные пики — очень важный элемент качественного звука. И если вы еще до мастеринга выбросите их из микса — трек получится постным и пустым. Дисторшн будет звучать рыхло, уменьшится стерео эффект.
Старайтесь работать с рекомендованным гейном. Если в том месте, в котором находитесь вы, уровень звука составляет 83 децибела с гейном от -6 до -9, считайте, что вы на бейсбольном стадионе, и звук будет насыщенный, открытый и приятный.
Так же вам нужно удостовериться, что вокал не теряется в общем музыкальном миксе. При этом уровень баса должен оставаться в «идеальном» положении (-8—9 децибел) иначе он просто рассеется по миксу из-за эффекта Флетчера-Мансона. Установить же контроллер на уровень -5 децибел — отличный способ что бы заполнить басом все. Поэтому проверяйте, не звучит ли микс диссонансно или же не цельно.
Как только вы выставили соответствующие пометки на регуляторе, снимайте вакуумные наушники. Готов поспорить звучание на -8 — -9 лецибел — просто отличное. А теперь попробуйте проиграть в таких же условиях суперсжатую запись. Ручаюсь — звук говно. Вот в чем суть.
Если вы слушаете запись, которая вызывает у вас желания сильно уменьшить громкость — не обманывайте себя. Дело не в громкости, а в том, что сделана эта запись через задницу.
Теперь, когда ваша система откалибрована, вы можете хоть вслепую регулировать ее. Это позволяет вам отложить все приборы и полностью положиться на уши. Точно так же, как гитаристы слышат расстроенные струны а барабанщики — спущенные пластики, вы будете слышать все недочеты в записи.
Как говорит Bob Katz в своей книге «Mastering audio»: «Когда система откалибрована, уровень звука составляет 83 при положении регулятора -20, и вы миксуете основываясь на громкости, то трек никогда не будет перегруженным, и вам никогда не придется прибегать к помощи приборов. Да, конечно, мастеринг будет проводиться потом. Но никогда не занимайтесь миксованием и мастерингом одновременно! Чем лучше вы сделаете микс, тем качественнее будет мастеринг.
Преимущества профессиональной калибровки
Если же вам все вышеописанное кажется трудновыполнимой мутью, не стоящей усилий, поймите, пожалуйста, почему стоит миксовать треки на откалиброванной аппаратуре. Главная причина — подобные миксы будут потом лучше звучать на аудиовоспроизводящей аппаратуре. Никому не нужен трек, который звучит круто в клубе, а на плеере — будто бы в утреннюю кашу насрали.
Если после микса вам практически не надо подправлять трек — значит вы выросли как звукорежиссер, и ваши клиенты счастливы. Вы сможете работать больше и быстрее, что есть хорошо для вашего бумажника. Общаясь с коллегами, вы будете распространять ваши треки в другие студии, и никто не будет вам звонит и просить переделать/подправить микс.
Говоря о мастеринге — если вы предоставите человеку микс в диапазоне от -18 до -12 децибел, он или она потратят свое время на доработку микса. Если же трек был отписан слишком низко — человеку, который будет проводить мастеринг придется компенсировать это изменениями в эквалайзере, что требует добавления гейна.
Если же трек слишком насыщенный — невозможно будет использовать аппаратуру, требующую тонкого обращения (типа компрессоров и ограничителей), и дисторшн в результате будет звучать…. плохо он будет звучать. Особенно, когда трек попадет на радио или iTunes. По большей части это касается именно iTunes, потому что формат ААС — не тот, который может достойна справиться с перегруженным треком. Вещи, о которых я сегодня говорил — экономят ваше время и способствуют увеличению репутации. Ну и ко всему прочему, улучшают качество записей.
Наконец, хорошо отстроенная система воспоризведения уменьшает нагрузку на уши и, соответственно, уровень усталости. Многие оценивают качество трека по звучанию, впечатлению, каким то «частотным» параметрам, но на подобные вещи нельзя опираться при настройке. Делайте все правильно и так, как надо.
• Вам нужно отстроить «розовый» шум на -20 децибел. Вы можете скачать файл-пример здесь: digido.com. Регестрируйтесь (это бесплатно) и заходите в раздел download
Аудиоконтроллер
• Вы можете добиться больших возможностей и эргономики с помощьюKush Audio Main Gain: store.wavedistribution.com/kush-audio/main-gain.html
• Расширенные настройки аналоговой системы: dangerousmusic.com/stsr.html
• Если есть деньги — вот флагман продуктов данной индустрии: Crane Song Avocet: cranesong.com/avocet.html
Другие статьи по теме
- Уход за тарелками для барабанов
- Как сделать триггер для барабанов
- Защита слуха барабанщика
- 10 ошибок при создании демозаписи
- 8 простых шагов к записи песни
Источник: funkydrummer.ru
Установка рабочего места и акустическая отделка студии
Речь пойдет об установки рабочего места, микрофонной стойки и собственно уже о практике акустической отделки помещения студии звукозаписи. Ну а начнем мы сначала с установки рабочего места и микрофонной стойки. От их расположения зависит многое. В первую очередь — это достоверность звучания колонок, во вторых — это наличие стоячих волн и в третьих — это уровень шумов, проникающих от различных источников в сам микрофон.
5 советов по установке рабочего места в студии
Я решил, что сейчас правильнее будет, прежде всего, дать вам ряд советов по установке рабочего места и микрофонной стойки в студии звукозаписи. Вот то, что вам нужно запомнить:
- старайтесь располагать микрофонную стойку, как можно дальше от рабочего места. Это способствует уменьшению количества шумов, которые поступают в микрофон от системного блока компьютера или от другого оборудования.
- располагайте микрофонную стойку и рабочее место, как можно дальше от окон и дверей. Основная часть внешних шумов проникает в комнату именно через окна и двери.
- избегайте установки рабочего стола в углу комнаты, так как в таком случае звук, идущий из колонок, не будет достоверным. Особенно если одна из колонок расположена в углу, а другая нет. Таким образом, звучание двух одинаковых колонок будет разным.
- устанавливаете рабочий стол на некотором удалении от стен. Предпочтительнее не меньше чем на 30-40 см. Если установить колонки вплотную или слишком близко к стене, то звучание тоже будет недостоверным. Причем я хочу заметить, что расстояние в 30-40 см имеет отношение к громкоговорителям, фазоинвертор которых, находится спереди. Фазоинвертор — это специальное отверстие для снижения искажений и увеличения отдачи низких частот. Если же фазоинвертор у колонок находится сзади, то придется устанавливать рабочее место так, чтобы расстояние от задней стенки колонок до стены было 1 метр и возможно даже больше.
- предусмотрите расположение всех соединительных кабелей заранее. Имейте в виду, что проводов в итоге может оказаться больше чем предполагается. Поэтому следует подумать, где будут лежать, и как будут протягиваться все необходимые соединительные кабеля.
Установка рабочего места
Сейчас я вам предлагаю рассмотреть пример грамотного акустического оформления комнаты, а также расположения в ней рабочего места и микрофонной стойки на простейшей схеме. На нижнем рисунке вы увидите план помещения.
Прежде всего, я хочу сказать, что схема нарисована очень условно и как сразу заметно тут не соблюдено точных пропорций. Однако это не важно. Итак, давайте посмотрим, что на этой схеме. Во первых — это рабочий стол (1), на котором установлены колонки (3). Далее у нас идет условная голова слушателя (2).
И вот сразу обратите внимание, что расстояние от каждого уха до монитора и расстояние между двумя мониторами 1,5m. То есть здесь образуется равносторонний треугольник. Впрочем, 1,5 м, как показывает практика в большинстве случаев это оптимальное значение. Тем не менее, оно может варьироваться. Может быть чуть меньше или чуть больше.
Но желательно от такого значения сильно не отклоняться. Также здесь розовым прямоугольником обозначен системный блок (4).
Установка микрофонной стойки
Далее идет окно (5), которое должно быть завешано. Также есть входная дверь (6), которая должна быть отделана специальными акустическими материалами. Чуть ниже стоит микрофонная стойка (7). Почему она стоит так? Потому что если бы я ее поставил бы слева, то она была бы ближе к системному блоку. Поэтому я специально поставил ее подальше от системного блока.
В тоже время я не поставил ее в самый угол и сам микрофон отвернут от рабочего места. То есть он повернут задней стороной и таким образом меньше улавливает шумы от системного блока и вообще от любой аппаратуры, которая находится на рабочем месте.
Также обратите внимание на расстояние в 1,5 м от головы слушателя до левой, правой и задней стены. Это минимальное расстояние от головы слушателя до стен. Чем это расстояние больше, тем лучше. Теперь остаются у нас, как я говорил 30-40 см до стены от каждой колонки. Это фактически минимальное значение.
Если у вас установлены громкоговорители, фазоинвертор которых находится сзади, то значение это будет больше.
Акустическая отделка стен
И самое главное серыми прямоугольниками (8) условно указаны акустические плиты. Прежде всего, за каждой колонкой должна стоять такая плита (8). Такими плитами можно заглушить всю стену, что очень хорошо или же за каждой колонкой установить отдельные плиты. Площадь плиты должна быть в 3 раза больше площади стенки колонки.
Теперь давайте посмотрим на плиты (9, 10) с противоположной стороны студии звукозаписи. Их может быть как две, так и одна, то есть, заглушена вся стена. Для чего они нужны? Все просто! Звуковые волны, летящие от левого громкоговорителя, ловит панель расположенная справа (9).
Соответственно от громкоговорителя, расположенного справа ловит сигнал панель слева (9). То есть все отражения от задней стенки гасятся этими двумя плитами (9). Однако лучше сразу заглушить всю заднюю стену. Но если это невозможно, тогда стоит вешать отдельные плиты.
Обратите внимание, что внизу у меня заглушены углы дополнительным материалом. Лучше от прямых углов избавляться. Также по бокам установлены дополнительные плиты (10). Когда сигнал (обозначен штрихпунктирной линией) исходит из колонок, то он будет частично отражаться от плиты (9) и соответственно плитой (10) будет дополнительно глушиться.
Акустическая отделка пола и потолка
После того, как мы оформили рабочее место и все стены, нам останется уделить внимание полу и потолку. Здесь конечно проще. На пол лучше всего положить кавролин. Даже если у вас уже есть на полу ковер, палас или даже простые ковровые дорожки, покрывающую большую часть пола, то ничего в принципе с полом делать и ненужно.
С потолком дело обстоит несколько сложнее. Натянуть на потолок тот же кавролин ну прямо скажем не очень просто. Поэтому лучшим вариантом в акустическом оформлении будет натяжной потолок. Если речь идет о специальном натяжном потолке для студии звукозаписи, то качество акустических характеристик студии будет наилучшим. Но, к сожалению, такое удовольствие не из дешевых.
Еще одним неплохим вариантом для потолка может стать обычный поролон. Весь потолок оклеивать им совершенно необязательно. Просто можно расположить плиты в шахматном порядке, оставляя между ними свободное пространство.
И практически бесплатный, но очень трудоемкий вариант — это яичные лотки. Приклеивать их к потолку занятие очень долгое и крайне утомительное. На одну комнату может уйти гораздо больше лотков, чем, кажется. Но зато яичные лотки хороши тем, что их можно раздобыть бесплатно. Для некоторых это будет существенным плюсом.
Если уже совсем все плохо, то на худой конец потолок можно и не оформлять. Главное чтобы стены и пол были правильно оформлены.
Вот и все! С установкой рабочего места и акустической отделки стен, пола и потолка в студии звукозаписи закончено. Теперь благодаря моим советам вы сможете правильно установить рабочее место в помещении. Также у вас не возникнет трудностей в поиске наилучшего места для микрофонной стойки и правильной установки акустических плит для всех стен. В общем, изучайте и внедряйте!
Сказать спасибо кнопками ниже:
Источник: muzrock.com
Настройка студийных мониторов: простой гид для новичков
Студийные мониторы являются важной частью процесса создания музыки. Они позволяют вам слышать звучание вашей музыки с максимальной точностью. Но для достижения этой точности необходимо правильно настроить мониторы.
Шаг 1: Расположение мониторов
Первым шагом является правильное расположение мониторов. Они должны быть размещены на одной линии на уровне ваших ушей. Расстояние между мониторами и вами должно быть примерно равным.
Шаг 2: Размещение в комнате
Важно также учесть акустические особенности комнаты, в которой находятся мониторы. Это может влиять на звучание. Используйте акустические панели или звукопоглощающие материалы, чтобы улучшить звучание.
Шаг 3: Настройка уровней громкости
Настройте уровни громкости мониторов так, чтобы звук был комфортным для ваших ушей. Не допускайте перегрузки, так как это может повредить ваш слух и мониторы.
Шаг 4: Эквализация
Эквализация позволяет вам настроить баланс частот. Начните с плоской настройки (все частоты равны) и корректируйте по мере необходимости. Слушайте музыку разных жанров, чтобы проверить, как она звучит.
Шаг 5: Проверка на разных источниках
Послушайте свою музыку на разных источниках звука, таких как наушники, автомобильные колонки и домашняя система. Это поможет вам удостовериться, что ваш микс звучит хорошо везде.
Заключение
Настройка студийных мониторов может показаться сложной, но она является важной частью процесса создания качественной музыки. Постепенно экспериментируйте с настройками и доводите их до совершенства. Это поможет вам достичь выдающихся результатов в мире музыки.
Источник: radiodja.ru