С 1 января 2021 г вступило в силу Постановление «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (скачать СП 2.4.3648-20)
Обратите внимание! Для Московской области ГГТУ выпустило «Методические рекомендации», значительно ужесточающие требования СП 2.4.3648-20 (скачать)
В части использования интерактивного оборудования и других ЭСО (электронных средств обучения), Постановление регламентирует использование следующего оборудования в ДОУ и школах:
Интерактивные доски
Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 65” дюймов (165,1 см). Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.
Для Московской области установленный размер — не менее 79” дюймов.
«Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.»
Отметим, что для интерактивных досок обычно используют один из двух видов проекторов:
- Короткофокусные:
располагаются на расстоянии 70-120 см от стены (доски)
Стоимость таких проекторов — от 45 тысяч рублей (на 01.01.2021) - Ультракороткофокусные:
монтируются непосредственно на стену, над доской
Стоимость таких моделей проекторов — от 100 тысяч рублей (на 01.01.2021)
Однако в реальности, ни один из проекторов не исключает слепящий эффект полностью, поскольку они освещают всю поверхность доски, включая нижний край. Ультракороткофокусные проекторы несколько снижают вероятность слепящего эффекта, но его приобретение обойдется в 60 тысяч рублей дополнительно.
(В рекомендациях Московской области однозначно указан ультракороткофокусный проектор).
Время и проведение занятий
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4 классов – 10 минут, для 5-9 классов – 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет — 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 15,6” (39,6 см), планшета – 10,5” (26,6 см). Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.
Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 градусов.
Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее — ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Материалы подготовлены в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Источник: interparta.ru
Телевизор и компьютер в детском саду
Телевизор в детском саду должен использоваться лишь для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной или телевизионной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.
Выписка из Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10
6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.
6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 — 69 см.
Высота их установки должна составлять 1 — 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 — 3 м и не дальше 5 — 5,5 м от экрана.
Стулья устанавливают в 4 — 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 — 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.
12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.
Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.
Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа, размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин.
Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером и смотреть телевизор в них.
Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий и просмотра телевизора у них появляются признаки зрительного и общего утомления.
Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности у детей дошкольного возраста. Утомление может проявляться:
в склонении головы на бок,
в опоре на спинку стула,
в задирании ног с упором в край стола,
в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.
Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться.
Утомительность занятий во многом зависит
от их содержания,
от навыков общения,
от увлеченности ребенка,
от его самочувствия и др.
С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих
поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2,5-3 метров от экрана, полукругом.
Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.
Публикации по теме:
«Наш помощник — телевизор!» Хочу вам рассказать, как старый телевизор стал нашим помощником, как и на занятиях, так и в свободных видах деятельности. А всё началось.
Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Детская книга «Наш друг компьютер» В рамках проекта «Компьютер и дети» наши воспитанники создали книгу сказочных рассказов про компьютер, сами сочинили сказки и сами оформили.
Инсценировка «Сказка про компьютер» Инсценировка «Сказка про компьютер» «Сказка про компьютер» автор Александр Есин. Цель :Создание благоприятных условий творческой активности.
Консультация для родителей «Чем заменить компьютер, телефон или телевизор?» Уважаемые родители! Если Вы хотите, чтобы общение ребёнка с компьютером, телефоном, телевизором было гармоничным; если Вам удалось «оторвать».
Консультация для родителей «Дошкольник и телевизор» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, актуальной консультацией.
Консультация для родителей «Ребенок и телевизор!» Ребенок и телевизор! «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители — не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не.
Консультация для родителей «Телевизор дома» Телевизор является частью нашей жизни. К сожалению, в зависимость от голубого экрана попадают не только взрослые, но и наши дети. Что же.
Дидактическая игра «Телевизор» Подумали мы с ребятами и решили, что в нашей группе не хватает телевизора! Но не такого, как в каждом доме, а нашего простого — детского,.
Стенгазета «Компьютер — наш друг» В рамках проекта «Компьютер и дети» мы выпустили стенгазету «Компьютер — наш друг» Яркие фотографии на которых наши воспитанники помогают.
- Мой друг — компьютер
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Источник: www.maam.ru
«Санитарные правила и нормы использования ИКТ при работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
«Санитарные правила и нормы использования ИКТ
при работе с детьми дошкольного возраста»
Наиболее привычным для России и системы образования является сочетание ИКТ – информационно-коммуникационные технологии. ИКТ произвело настоящую революцию в образовании. Когда мы говорим об ИКТ, то чаще всего имеем ввиду компьютер и интернет. Это не удивительно. Компьютер превратился сегодня в общетехнологическую действительность, которую невозможно игнорировать.
Хорошо это или плохо, но компьютеры быстро интегрируются практически в каждый аспект нашей жизни, от школы до банковских операций, уплаты налогов и выборов. ИКТ обеспечивают доступ к широкому спектру информации доступных при известных навыках дома, в офисе, на даче, на пляже. Компьютеры конкурируют с почтой, они практически заменили телефон, газеты, радио и телевидение, приняв на себя главную роль в оказании развлекательных и новостных услуг
За рубежом в перечень ИКТ включены телевизор, DVD, видео, компьютер, интернет, iPod, радио, игровые приставки, мобильные телефоны,CD. Кроме того, Британское агентство связи образования и технологий, перечислило ряд объектов, которые, по их мнению, доступны для маленьких детей и относятся к ИКТ. Это музыкальные центры, музыкальные клавиатуры, магнитофоны, программируемые и радиоуправляемые игрушки, а так же бытовые предметы, такие как пульты дистанционного управления, телефоны, факсы, телевизоры, камеры видеонаблюдения, стиральные машины и др.
Общественное мнение в целом согласно, что детям чтобы соответствовать новому уровню социальной, экономической и политической жизни, необходимо иметь навыки работы с компьютером. Родители и педагоги делают логичный вывод: чем раньше ребёнок познакомится с новыми технологиями, тем лучше.
А значит, недостаточно начинать использовать компьютер в школе: начинать нужно в детском саду. Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача, найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, относительно которой у нас утвержден ФГОС ДО.
Компьютер в детском саду – явление неоднозначное, т.к. действуя с электронными явлениями(образами), ребёнок наделяет их своеобразной символикой, которая, возможно, данному образу не присуща. Заменяя деятельность (часто творческого свойства) на механическую, ребёнок привыкает к готовым ответам на экране. Это главные риски внедрения компьютеров в воспитательно-образовательный процесс.
Исследования 2000-ых годов лишь очертили зоны риска при использовании ИКТ детьми младшего возраста. Уже к 2010 году было проведено ряд исследований в самых разных странах мира, и они подтвердили их негативное воздействие. Ограничение, обусловленное в первую очередь требованиями безопасности ребёнка, выходит на первый план: «Чтобы свести к минимуму потенциальные риски чрезмерного использования компьютера, было бы полезно регламентировать время, в течение которого дети разного возраста могут использовать компьютер каждый день.
Образовательные стандарты в области дошкольного воспитания в России пока не разработаны. Однако сегодня, когда в основу закладывается западная система образования, детский сад постепенно приобретает черты, характерные для неё. Соответственно, нормы и правила здесь устанавливаются аналогичные.
В мире существует система норм, направленных на ограждение ребёнка от разных видов опасностей. В отдельный пункт выделено воздействие на ребёнка экранных технологий. Физиологические (быстрая утомляемость, падение зрительных функций уже через 20 минут нагрузки на орган зрения) и морфологические (маленькая длина тела и конечностей, низкая выносливость костно-мышечного аппарата к длительным статическим нагрузкам) особенности организма дошкольника вызывают необходимость регламентировать использование компьютеров в деятельности с детьми в условиях ДОУ. На ранней стадии воспитания и обучения применение средств массовой информации (телевидение, видео и DVD), просмотр и использование компьютера не должно разрешаться для детей младше двух лет.
Для детей старше двух лет общее время, проводимое за экраном должно быть использовано только для образовательной или физической деятельности. Во время приёма пищи телевизор, видео и DVD просматриваться не должны. Родители должны быть проинформированы, если экранные СМИ были использованы для показа детям на ранней стадии воспитания и обучения.
При этом используемые программы должны быть свободны от рекламы и брендов. Поэтому они должны быть просмотрены и оценены до показа детям. Для детей двух лет и старше рекомендуется ограничение общего экранного времени, проводимого детьми в дошкольном учреждении и дома, — не более одного-двух часов за 24 часа, с учётом того, что дети могут смотреть телевизор до и после посещения детского образовательного учреждения.
Во время просмотра необходимо интерактивное участие взрослых, которые могут комментировать то, что дети смотрят. Санитарные нормы и правила являются механизмом, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности ребёнка. При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением ИКТ очень важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующими правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами. Для России это в первую очередь:
Санитарные правила и нормы 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
Санитарные правила и нормы 4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при организации детей дошкольного возраста в помещениях, оснащённых техникой, телевизорами и другими техническими интерактивными устройствами, заключаются в следующем:
1. Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр не более 30 минут и не чаще 2 раза в день в первой или второй половине дня. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается.
2. Использование проекционных экранов:
Высота проекционного экрана над полом должна составлять не менее метра и не более 1,3 метра;
Минимальное расстояние от зрителя до экрана должно равняться полуторной ширине экрана;
Максимальное расстояние до экрана должно равняться шестикратной ширине экрана;
Важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана без световых пятен и бликов
3. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 (см). Высота их установки должна составлять 1 — 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 — 3 м и не дальше 5 — 5,5 м от экрана.
Стулья устанавливают в 4 — 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 — 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.
Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России №65/23-16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения в пункте 5: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут.
Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности.
Компьютерная техника, которая используется в ДОУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее безопасность для детей».
Кроме того рекомендуется с осторожностью относится к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и с привлечением персонажей, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребёнка.
Источник: edu-time.ru