Эти фильмы вероятно так и не попадут в сетку вещания телеканалов с большой аудиторией, хотя заслуживают вашего внимания. И дело тут даже не всегда в политический предпочтениях авторов, а в том что фильм не подходит по формату или у него нет лобби недостаточно интересов малого и авторского кино.
« Осел »
Первый из нашего списка фильм, снятый одним из самых значимых российских режиссеров театра Анатолием Васильевом. Этот ведущий непубличный образ жизни человек снял нетипичный и очень трогательный фильм где все главные герои — ослы. Это трехчасовое кино на стыке документального и художественного, то, что сейчас называют «постдок».
«Осел», реж. Анатолий Васильев, 2017
Сам режиссер рассказал как пришла идея снять этот фильм «когда я встретился с этим животным и начал идти за ним, я понял, что это человеческое существо, но только в ослиной шкуре». Формально это фильм по мотивам пьесы Пиранделло «Обнаженные одеваются», но в плоть повестоввания вплетены многочисленные отсылки к античной и христианской традициям. Эти восемь новелл с мистериальными смыслами вопрошают об очеловечивании осла и самого человека, но типичному зрителю смотреть на это неудобно.
ОЧЕНЬ КРУТОЙ БОЕВИК, КОТОРЫЙ НЕ ПОКАЖУТ по ТВ! — Белый город / Русские боевики новинки
« Дар »
«Дар»2013 г. реж. Сергей Карандашов
Режиссер Сергей Карандашов, ученик Алексея Германа снял один из самых недооцененных детских фильмов в современной России. В основу сценария «Дара», легла повесть «Моя бабушка — ведьма» Александра Курляндского, сценариста всеми любимого «Ну, погоди!». Здесь мы встретим классическую сказочную форму: Десятилетний Вася, скучает по маме, которая пропадает в командировках.
Мальчик мечтает найти призвание и получает дар от своей бабушки с наказом быть добрым волшебником. Но фильм гораздо глубже и задает серьезные философские вопросы «Кто я? Что есть настоящий дар? Режиссерская и операторская работа выходит за рамки типичных задач детского фильма и стоит на уровне серьезного авторского кино.
«Смерть нам к лицу»
«Смерть нам к лицу» реж. Б. Гуц 2019 г.
«Смерть нам к лицу» это российский ромком о неизлечимой болезни. Начинающий режиссер Борис Гуц снял полностью на айфон, который получил главную награду кинофестиваля Окно в Европу.
Петя и Маша могут противопоставить страшному диагнозу стоическое спокойствие, жалость к себе, причитание, тихая грусть и бурную радость о том, времени, что у них осталось.
Это смелый взгляд на типичных миллениалов, разрушает распространенный стереотип о прекариате, как инфантильных детях, неспособных справится с жизнью.
Источник: dzen.ru
Не прошли цензуру: 7 запрещенных советских фильмов
Как известно, в СССР были запрещены многие западные фильмы — как не соответствующие моральному облику советского гражданина. Но оказывается, что и кинокартины, снятые советскими режиссерами, часто запрещали к показу. Смотрим, кого забанили на большом советском экране и за что.
ФИЛЬМ РАЗРЫВАЕТ ДУШУ! ЕГО НИКОГДА НЕ ПОКАЖУТ НА ТВ! НО ЭТА ИСТОРИЯ НЕ ОСТАВИТ РАВНОДУШНЫМ! СИСТЕМА
Редакция сайта
«Закон жизни»
Режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов, 1940 год
Эта картина шла на экранах всего несколько дней и была снята с проката после разгромной рецензии в газете «Правда».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
По сюжету выпускники мединститута устраивают прощальный вечер, на который приходит секретарь обкома комсомола Огнерубов. Он превращает приличный вечер в пьянку, откровенно агитирует за свободную любовь и очаровывает девушку, в которую влюблен главный герой. В неподписанной рецензии «Фальшивый фильм» автор писал:
На пьянку и разложение подбивает студенческую молодежь руководящий комсомольский работник Огнерубов — циник, внутренне гнилой человек, враг, разлагающий молодежь, через быт пытающийся внушить ей вражеские идеи. Авторы фильма дают полный простор своему герою Огнерубову, проповедующему беспорядочную любовь и разврат. По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов, завтрашних врачей, и «принципы» Огнерубова реализуются тут же, в аудитории, в пьяной оргии.
Нажми и смотри
Итог — отрицательные герои фильма оказались куда обаятельнее положительных, и картину срочно запретили. Виновным в этом назначили автора сценария Александра Авдеенко. Его выселили из дома, где он проживал с семьей, и исключили из Союза писателей и партии.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Иван Грозный»
Режиссер Сергей Эйзенштейн, 1945 год
Сейчас в это трудно поверить, но последний фильм великого режиссёра Сергея Эйзенштейна, снятый по сценарию, утвержденному лично Сталиным, был запрещен к показу после проката. Идею создания фильма о первом в истории России царе высказал сам Иосиф Сталин и попросил найти лучшего режиссера. Съемки с самого начала проходили с трудом: например, в них активно вмешивался председатель Комитета по делам кинематографии Иван Большаков. Он требовал, чтобы премьера фильма состоялась как можно быстрее и предлагал режиссеру отдать часть работы ассистентам, чтобы съемки не прерывались ни на день. При этом еду на съемочной площадке приходилось смазывать керосином, чтобы ее не съели: фильм снимался в годы Великой Отечественной войны, и вся съемочная группа голодала.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тем не менее первая серия была выпущена в прокат в январе 1945 года и одобрена лично Сталиным. Режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени. Однако вторую серию фильма глава Советского Союза не одобрил. Исследователи считают, что Сталин увидел в ней нелестные параллели с его собственным правлением. Фильм был запрещен, а первая серия немедленно снята с проката. В сентябре 1946 года Центральный Комитет ВКП(б) объяснил причины запрета кинокартины так:
Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.
Нажми и смотри
Сергей Эйзенштейн добился личной аудиенции у Сталина и после долгой беседы получил разрешение переснять картину. Однако закончить фильм режиссер не успел: он скончался в 1948 году от сердечного приступа. Картина вышла на экраны 10 лет спустя, в 1958-м, уже после смерти вождя народов.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Комиссар»
Режиссер Александр Аскольдов, 1967 год
Александр Аскольдов должен был снять патриотичную картину о Гражданской войне. Главной героиней стала комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) — суровая женщина, привыкшая к тяготам военной жизни и утратившая все женское, что было в ней до войны, поэтому неожиданная беременность приводит Клавдию в ужас: ей приходится покинуть гарнизон и поселиться в многодетной семье бедного еврея Ефима Магазанника (Ролан Быков). И поначалу она там незваный гость и лишний рот, но только до тех пор, пока хозяйка дома не узнает о ее беременности. Аскольдову поручили снять духоподъемное патриотическое кино, но вместо этого режиссер показал пронзительную человеческую драму. В фильме нет ничего ни о политике партии, ни о подвигах Красной армии, зато есть история об общечеловеческих ценностях: любви, семье, детях.
Это был первый и последний художественный фильм, снятый Александром Аскольдовым. Картину не показали ни одному зрителю, а режиссёра уволили со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден», исключили из партии и лишили возможности работать по профессии.
Нажми и смотри
Все копии фильма приказали уничтожить. Однако режиссер Сергей Герасимов, которому и было поручено это сделать, не подчинился приказу. После его смерти в 1985 году в личном сейфе режиссера обнаружили всего две вещи: партбилет и единственный сохранившийся негатив фильма «Комиссар». Премьера фильма состоялась 8 июля 1987 года.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Интервенция»
Режиссер Геннадий Полока, 1968 год
После громкого успеха «Республики ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция». Спектакль о большевиках-подпольщиках к тому времени уже год с неизменным аншлагом шел на сцене Московского Театра сатиры, так что картине предрекали оглушительный успех. К тому же актерский состав фильма был поистине звездным: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева, Ефим Копелян, Валентин Гафт, Сергей Юрский.
Нажми и смотри
Однако фильм был запрещен за то, что якобы показывал большевиков в неуважительном комичном виде.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Съемочная группа написала письмо на имя Брежнева, однако ответа не последовало. Фильм был выпущен на экраны только в 1987 году.
«Урок литературы»
Режиссер Алексей Коренев, 1968 год
Фильм снят по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья». По сюжету молодой учитель литературы не любит свою работу и чувствует, что должен что-то изменить в жизни. Однажды он решает говорить только правду, но это приводит к неожиданным последствиям: коллеги его не понимают, а невеста уходит. Первоначально фильм назывался так же, как и литературный источник: «День без вранья», но по требованию цензуры был изменен. По воспоминаниям Георгия Данелии, который помогал дорабатывать сценарий, название картины показалось цензорам двусмысленным: «Что значит «День без вранья»? А в остальное время что, советская власть врет?»
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но и после смены названия фильм не увидел свет. Поведение главного героя сочли идеологически неверным и недостойным советского гражданина.
Нажми и смотри
«Скворец и Лира»
Режиссер Григорий Александров, 1974 год
Самый известный запрещенный в СССР фильм — «Скворец и Лира», истинную причину запрета которого никто и не знает. По одной версии, двухсерийная военная драма про супругов-разведчиков так и не вышла в кино из-за разгоревшегося в апреле 1974 года шпионского скандала с арестом в Западном Берлине разведчика КГБ Гюнтера Гийома.
Нажми и смотри
По другой версии фильм запретила сама Любовь Орлова, увидев себя на экране. Самой знаменитой и титулованной советской актрисе к тому времени уже был 71 год, а играла она тридцатилетнюю женщину. Ее экранный партнер Петр Вельяминов, муж героини Орловой по фильму, был моложе актрисы на 24 года. Съемочная группа шла на различные ухищрения, чтобы скрыть возраст актрисы (например, она ни разу не появилась в кадре без перчаток, скрывающих немолодую кожу рук, а в сценах, где показать руки было необходимо, Орлову заменяла дублерша). Дмитрий Щеглов, написавший биографическую книгу об актрисе «Любовь и маска», так описывает эпизоды этой киноленты:
Был эпизод в сцене с Петром Вельяминовым, где она стоит в подвенечном платье, в фате. Это было странное и страшное зрелище. У нее заметно тряслась голова в кадре. Она была озабочена лишь тем, как и на сколько лет выглядит. О ее руках уже достаточно было сказано. Не помогал ни тщательно выверенный свет, ни особые ракурсы.
Работа сводилась к постановкам «мизансцены ресниц». Настоящая тема картины – отчаянная борьба Орловой со временем. Это был фильм, где двое людей – постановщик и главная исполнительница – в равной степени не чувствовали, не видели, не знали своего возраста. По студии ходили весёлые байки, чем-то похожие на анекдоты, которые в то время травили об анемичных старцах из политбюро. «Скворец и лира» быстро переименовали в «Склероз и климакс». Любочку, впрочем, старались щадить.
Источник: www.thevoicemag.ru
10 запрещенных советских фильмов
Уничтоженный «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна, запрещенная «История Аси Клячиной» Андрея Кончаловского и другие шедевры советского кино, отправленные «на полку».
Кирилл Горячок
«Строгий Юноша», реж. Абрам Роом, 1934
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Строгий юноша», снятый по одноименной пьесе писателя Юрия Олеши, рассказывает на первый взгляд безобидную историю о любовном треугольнике между красавцем комсомольцем Гришей Фокиным, интеллигентной девушкой Марией Степановой и ее мужем профессором Юлианом Николаевичем. Однако романтическая фабула в фильме не так важна, как своеобразная его эстетика.
Персонажи «Строгого юноши» пытаются ответить на вопрос — кто он, идеальный советский человек? Странные и зачастую откровенно абсурдистские диалоги о коммунизме и красоте, а также сами герои-комсомольцы, изображенные полунагими, подобно античным статуям, вызвали у партийного руководства откровенное недоумение.
Режиссера Абрама Роома обвинили в формализме и отклонении от канонов соцреализма. Добавила масла в огонь и трагедия, развернувшаяся во время съемок. Отобранный на главную роль актер Дмитрий Консовский был арестован за «антисоветскую агитацию» и через несколько лет погиб в лагерях. Съемочной группе пришлось спешно искать другого артиста (им стал Дмитрий Дорлиак) и переснимать фильм заново. Однако усилия оказались напрасными, «Строгого юношу» запретили к показу, и он стал одним из первых советских полочных фильмов.
«Бежин Луг», реж. Сергей Эйзенштейн, 1935
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хроника создания и гибели фильма «Бежин Луг» — одна из самых трагических страниц в истории отечественного кино. По мотивам истории о Павлике Морозове, юном коммунисте, предавшем своего отца-кулака, режиссер Сергей Эйзенштейн намеревался поставить глубокую притчу о конфликте поколений и разных эпох. Фильм не сохранился, и весь отснятый материл был уничтожен. Но по сценариям, восстановленным кадрам и составу съемочной группы (сюжет Эйзенштейн писал с Исааком Бабелем, а авангардный композитор Гавриил Попов сочинил для фильма музыку) можно предположить, что «Бежин луг» был обречен стать шедевром.
Уже на этапе съемок началась жестокая травля Эйзенштейна и его фильма. На бесчисленных партийных собраниях и худсоветах чиновники критиковали режиссера, вносили новые и новые правки в его замысел. Глава советской кинематографии Борис Шумяцкий опубликовал в газете «Правда» разгромную статью, где, в частности, осуждал Эйзенштейна за то, что тот не понимает рабочего класса и использует религиозную символику в фильме. Съемки были свернуты и, несмотря на огромные затраченные средства, «Бежин луг» был запрещен. Во время войны сохранившиеся пленки были уничтожены.
«Скверный анекдот», реж. Александр Алов и Владимир Наумов, 1966
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В годы Оттепели число запрещенных и «полочных» фильмов заметно снизилось. Режиссерам по-прежнему было нелегко утверждать сценарии и проходить многочисленные бюрократические инстанции со своими проектами, однако творческая атмосфера, в сравнении со сталинскими временами, заметно поменялась. В брежневскую эпоху практика отправки фильмов на полку набрала силу вновь.
И одной из первых запрещенных к показу работ стал «Скверный анекдот» режиссеров Алова и Наумова. Экранизация одноименного рассказа Достоевского была насыщена едким «эзоповым языком» и выполнена в подчеркнуто экспрессионистском стиле.
Евгений Евстигнеев (в одной из наиболее выдающихся своих ролей) играет хитрого чиновника, статского советника Ивана Ильича Пралинского, притворяющегося очень либеральным и гуманным, чтобы внушить людям доверие к государственным реформам и общественным преобразованиям. Однако маска Пралинского вызывает в людях совершенно противоположный эффект. Руководство студии «Мосфильм» посчитало картину чересчур мрачной и гротескной, что она «порочит нацию и ее историческое прошлое». Алову и Наумову стоило огромного труда запустить в производство свой следующий фильм, знаменитый «Бег» по Булгакову. А «Скверный анекдот» добрался до зрителя лишь в 1987 году.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», реж. Андрей Кончаловский, 1966
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1960-е годы в советское кино вернулась тема русской деревни, кинематографисты стали по-новому осмыслять гигантскую пропасть между деревенскими и городскими жителями. Второй фильм Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной» сделан в полудокументальной манере, большая часть его героев — настоящие люди, непрофессиональные актеры.
В этой маленькой истории любви, полной тревог и поэзии повседневной жизни, режиссер приоткрыл завесу тайны, как живется советскому человеку в глухой деревне. На экране появились фронтовики, бывшие узники лагерей, и зритель слышит их подлинную речь, видит их эмоции и чувства.
Оказалось, что вдали от идеологии и приукрашенной действительности соцреализма, советский человек может испытывать боль и тоску, может быть несчастливым. Это и стало причиной негодования чиновников. «Ася Клячина» вызвала ожесточенные споры, ее требовали порезать и переснять, но съемочная группа, в том числе исполнительница главной роли Ия Саввина, отказались что-либо менять. Так важны были им запечатленные фрагменты настоящей жизни на пленке. Премьеры фильм дождался только в 1987 году, а в 1994-м Кончаловский снял «Курочку Рябу», продолжение, которое вызвало в обществе не меньше споров, правда, цензурировать сиквел уже было некому.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Комиссар», реж. Александр Аскольдов, 1967
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый и последний художественный фильм режиссера Александра Аскольдова. Основанный на рассказе Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», сюжет «Комиссара» показывает эпоху Гражданской войны совсем не в том героическом духе, который был широко распространен в советском кино.
Главная героиня фильма комиссар Красной Армии Клавдия (Нонна Мордюкова), которую, кажется, во всем тяготит ее пол — она убеждена, что должна была родиться мужчиной, быть стойкой как кремень, исполнять приказы партии и одерживать верх над ее врагами. Но неожиданная беременность резко выбивает женщину из колеи, обращает ее внимание на обычные человеческие ценности, Клавдия впервые задумывается о жизни и смерти, о судьбе простого человека в переломное военное время.
И сочувствие вызывает у нее бедный еврей Магазанник (гениальная роль Ролана Быкова), переживший антисемитские погромы. Аскольдов затронул неожиданные и страшно неудобные темы в «Комиссаре». Вместо фильма, приуроченного к 50-летию СССР, получилась странная и поэтичная притча, а эпизод сна Клавдии снят и вовсе в духе сюрреалистических работ Луиса Бунюэля. Запрет «Комиссара» был неизбежен, Аскольдова клеймили и критиковали до такой степени, что он больше не захотел возвращаться в кино. До зрителя фильм добрался только в 1987 году.
Источник: www.pravilamag.ru