Фильм «Сердце пармы» откроет 44-й Московский международный кинофестиваль, который пройдет в столице с 26 августа по 2 сентября.
Всего на 44-м ММКФ году будет представлено более 230 фильмов из 65 стран мира. Об этом заявил глава отборочной комиссии смотра Иван Кудрявцев.
«Более 230 картин будет представлено в конкурсной и внеконкурсной программах фестиваля. Их будут представлять, по нашим подсчетам, на данный момент – возможны еще дополнения и разные сюрпризы – 65 стран мира. Думаю, что этот список увеличится», – приводит ТАСС слова Кудрявцева.
В основном конкурсе покажут девять картин: «Огород» Ларисы Садиловой (Россия), «Усекновение» Синиши Цветича (Сербия), «Молодость» от победителя 31-го фестиваля «Кинотавр» Дмитрия Давыдова, «Глас вопиющего в пустыне» Киприана Меги (Румыния), «Путешествия Масторны» Чань Мин Чжи Ляо (Китай), «Верблюжья дуга» Владимира Суслина (Россия), «Ульи» Луиса Басурто (Перу), «Надежда» Умита Керекена (Турция) и «Мария. Ангел океана» Аруны Джаяварданы (Шри-Ланка).
Сердце пармы — второй трейлер
Председателем жюри на этот раз станет народный артист России Евгений Миронов. Вместе с ним оценивать конкурсные картины будут член Гильдии кинооператоров России и Турции Гайк Киракосян, обладатель гран-при детского конкурса Берлинского кинофестиваля, российский режиссер и сценарист Андрей Кравчук, а также продюсер Танди Дэвидс из ЮАР.
Фильмом открытия 44-го ММКФ станет «Сердце пармы» – экранизация знаменитого романа Алексея Иванова, масштабная история об управляемых могучими силами судьбах людей и народов, в центре которой – русский князь Михаил и его запретная любовь к юной ведьме-язычнице Тиче.
Главные роли в фильме по сценарию Сергея Бодрова и Ильи Тилькина исполнили Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Виталий Кищенко, Федор Бондарчук, Елена Панова, Роза Хайрулина и Илья Маланин. В широкий прокат лента выйдет 6 октября.
Источник: www.vesti.ru
Последний довод князей
На экраны выходит «Сердце Пармы» Антона Мегердичева
В прокат выходит историческая драма Антона Мегердичева «Сердце Пармы» — экранизация одноименного бестселлера Алексея Иванова о завоевании Пермского княжества Московским в XV веке. До большого экрана этот масштабный проект добирался долго и за это время налился неожиданной актуальностью, которую, возможно, авторы изначально не закладывали, но от которой невозможно отмахнуться. Рассказывает Юлия Шагельман.
Выйти из полноэкранного режима
Сердце пармы — трейлер
Развернуть на весь экран
Покорно следуя жанру большой исторической драмы, «Сердце Пармы» не проигрывает в убедительности
Фото: Централ Партнершип
Роман Алексея Иванова, уроженца Перми и уральского патриота, впервые был опубликован в 2003 году и почти сразу же стал популярным, несмотря на то что не делал читателю никаких скидок. С его страниц выплескивалось громокипящее месиво из исторических фактов, которые школьные учебники обычно проходят бегло, изложенных с глубоким знанием этнографических подробностей, незнакомых, странно звучащих слов из разных, в том числе вымерших, языков, а также фэнтезийных элементов, балансирующих на тонкой грани, где православие встречается с древними языческими культами. Однако из всего этого прорастал захватывающий, кинематографически выпуклый сюжет с кровью, любовью, проклятиями, чудесами и битвами — не хуже, чем у какого-нибудь Джорджа Мартина, и при этом бесконечно ближе, потому что речь шла о реалиях своей, русской истории. И о темах, актуальных в XXI веке едва ли не больше, чем в XV веке: об империи, которая разрастается, как раковая опухоль, о колонизации, без остатка поглощающей чужую культуру, о цене, которую приходится платить за величие и свободу,— и о том, что эти понятия не всегда означают одно и то же.
Это отличный материал для экранизации, и первый шаг к ней был сделан еще в 2005 году, когда права на нее приобрела компания «Централ Партнершип». Позже они перешли к другой студии, режиссером картины должен был стать Сергей Бодров, но он от этой роли отказался и сейчас числится одним из троих сценаристов. Заменил его Антон Мегердичев, постановщик всенародного хита «Движение вверх» (2017), в новой картине убедительно доказывающий, что способен справиться не только со спортивными баталиями, но и с настоящими, кровавыми и страшными.
Яростные сцены сражений — от разорения столицы первого пермского князя Ермолая (Александр Горбатов) вогулами (старое название манси) во главе с ханом Асыкой (Валентин Цзын), разъезжающим на боевом лосе, до почти сорокаминутной финальной битвы, в которой сын Ермолая Михаил (Александр Кузнецов) ведет свое войско против московского в последней отчаянной попытке отстоять независимость Пармы,— получились в фильме самыми эффектными. Увы, разделяющие эти два события почти 20 лет, которые пермяки прожили в относительной автономии от «федерального центра», под управлением князя Михаила, предпочитающего дипломатию и мирное сосуществование силовым методам, при переносе текста на экран оказались мелко нашинкованы зачастую в ущерб логике и глубине повествования. Совсем уж схематичной выглядит линия любви Михаила и вогулки Тиче (Елена Ербакова) — ведьмы, в которую вселился дух богини-матери Сорни Най. Как это часто бывает в отечественном блокбастеростроении, из «Сердца Пармы» планировалось делать одновременно полнометражный фильм и сериал — в результате весь второй акт картины кажется состоящим из обрывков отдельных серий, которые заканчиваются, не успев начаться.
При этом в фильме даже резче, чем в книге, где многие страницы посвящены размышлениям о дуализме больших исторических процессов, обозначились границы добра и зла. На московской стороне, не понимающей никакого языка, кроме огня и меча, нет ни одного положительного персонажа. Ее представляют фанатичный епископ Иона (Евгений Миронов), чья истовая вера ушла от язычества совсем не так далеко, как ему самому кажется; вероломный дьяк-пропойца (Михаил Евланов), презираемый даже собственным начальством; жестокий воевода Федор Пестрый (Виталий Кищенко) и, наконец, сам великий князь Иван III (Федор Бондарчук). Появившись на экране почти к финалу картины, он излагает геополитическую доктрину единого и неделимого Третьего Рима, наделенного спиритуальной властью, а в ответ слышит от пермского князя: «У тебя одна рука в крови, а другая — в чужом кармане». В отличие от иных современных властителей, Иван Васильевич этого даже не отрицает: он считает такое положение дел нормальным и намерен продолжать в том же духе.
В своей алчности Москва нарушает устоявшийся баланс сил в регионе, вынудив князя Михаила пойти самоубийственным походом на вогулов. Он побеждает не без помощи сверхъестественных сил (на стороне язычников — духи Пармы, на его — чудодейственный крест), но лишается большей части своей дружины и оказывается беззащитен, когда московиты обрушиваются всей своей мощью и передовыми по тем временам военными технологиями уже на него. Исход этого противостояния предсказуем, однако моральная победа остается за Михаилом. По нынешним временам и это событие.
- Газета «Коммерсантъ» №184 от 05.10.2022, стр. 11
- Юлия Шагельман подписаться отписаться
- Все о кино подписаться отписаться
- Новинки кино подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Мини-сериал Сердце пармы (2023)
«Сердце пармы» – многосерийная версия исторической драмы Антона Мегердичева, литературной основой которой стал одноименный роман Алексея Иванова.
Сюжет
События сериала разворачиваются в пятнадцатом веке на Руси. В Парму из Москвы держит путь князь Ермолай, отправившийся в неблизкий край по делам государственным вместе с юным сыном Михаилом. По дороге мужчина делится со своим наследником давней мечтой: он хочет осуществить план по созданию единого княжества, которое под своими знаменами объединит людей из разных уголков страны. Однако обстоятельства складываются таким образом, что Ермолаю не удается претворить в жизнь свою грандиозную задумку – князь погибает от руки врага в ожесточенном сражении.
Воплотить благородную мечту отца очень хочется его сыну Михаилу. Однако молодой человек оказывается перед непростым выбором: с одной стороны, в Москве больше ресурсов и возможностей, а с другой – в Перми он находит лояльных ему союзников, а также влюбляется в местную девушку Тиче, о которой говорят, что она ведьма, способная принимать облик дикого животного. Молодой князь остается в пермской губернии и начинает создавать то самое княжество, о котором грезил его родитель. Вскоре об успехах юноши становится известно в Москве – сам великий царь Иван III желает познакомиться с подающим надежды молодым человеком. Однако интерес правителя не бескорыстен: он раздумывает над тем, как взять в подчинение не только самого Михаила, но и ханов, с которыми тот так успешно сумел найти общий язык.
Производство
Проект является многосерийной версией эпической драмы «Сердце пармы», вышедшей на большие экраны 6 октября 2022 года (премьерный показ состоялся в рамках открытия 44-го Московского международного кинофестиваля). Режиссерское кресло занял Антон Мегердичев, ранее снявший «Метро» и «Движение вверх».
Фильм создавался по мотивам одноименного исторического романа Алексея Иванова, увидевшего свет в 2003 году. Это далеко не первое произведение автора, которое получило экранизацию: так по его книгам были сняты фильмы «Географ глобус пропил» и «Тобол», а также сериал «Пищеблок». Любопытно, что основой литературного произведения стали реальные исторические события, имевшие место во второй половине пятнадцатого века. Работая гидом, Иванов много путешествовал по пермской земле (писатель в то время жил в Перми) и заинтересовался историей края. Роман он писал больше для «себя», но в итоге публикация книги принесла ему широкую известность.
Попытки воплотить сюжет «Сердца пармы» на большом экране кинематографисты предпринимали начиная с 2005 года. Тогда права на экранизацию приобрела компания «Централ Партнершип», а постановщиком был назначен Алексей Сидоров, режиссер культовой «Бригады». Спустя почти десять лет к проекту вернулась студия Star Media, также купив права. Режиссером должен был выступить Сергей Бодров-старший, но в итоге он отказался от работы постановщиком, оставшись в проекте на позиции соавтора сценария. Его место на режиссерском посту занял Антон Мегердичев, автор «Движения вверх» – самой кассовой ленты в истории отечественного проката (картина выручила более трех миллиардов рублей, ранее такую сумму сумел заработать лишь «Аватар» Джеймса Кэмерона).
«Содержание книги «Сердце пармы» и фильма не совпадают на 100%. Но я считаю, что картина отражает эмоцию моего романа, страсть, нерв. Я могу смело назвать эту экранизацию удачной», – отметил Алексей Иванов.
Съемочный процесс был условно поделен на два этапа – «летний» и «зимний». В качестве локаций были выбраны деревня Щеголево (Московская область) и поселок Усьва (Пермский край, Губахинский городской округ), где были возведены масштабные декорации – каменные и деревянные сооружения (например, крепость и храм), дома на сваях и многое другое. После завершения работы над производством драмы постройки были переданы в распоряжение местной администрации, которая сделала из них туристический объект. Съемки проходили с июля 2019-го по февраль 2020 года.
Главные роли в полнометражной версии исполнили Александр Кузнецов, сыгравший князя Михаила Ермолаевича, Евгений Миронов (епископ Иона), Елена Ербакова (Тиче), Федор Бондарчук (Иван III) и другие. Также в ленте снимался Сергей Пускепалис – для актера роль в «Сердце пармы» стала последней: он трагически погиб в сентябре в результате страшного ДТП под Ярославлем.
Профессионалы индустрии уже назвали работу Кузнецова в этом фильме самой выдающейся в его карьере.
«Сердце пармы» изначально снимали в двух версиях – как фильм и как сериал (аналогичная практика уже применялась при создании, среди прочих, «Тобола» и «Матильды»), однако проекты все же будут различаться. Как рассказала продюсер Дарья Лаврова, в многосерийной ленте появятся новые герои и сюжетные арки. Пока каст проекта не озвучен, но можно предположить, что зрители телеканала «Россия 1» (по заказу которого осуществляется производство сериала) увидят основной актерский состав.
«Снимались фильм и сериал по разным сценариям и раскадровкам. Это редкая практика в нашей стране — книга одна, но фильм и сериал разные. Но это — не версия фильма. Или фильм — не версия сериала. Книга настолько плотная, что мы приняли решение снять и сериал.
Там появятся новые герои и новые линии», – рассказала Дарья Лаврова.
Выход сериала запланирован на 2023 год.
Интересные факты
Согласно определению в словаре, пармой на Северном Урале называются плосковершинные возвышенности, покрытые елово-пихтовыми лесами с плотным слоем мха на земле (в настоящее время такой тип леса мало где можно встретить). Писатель Алексей Иванов настаивает, что данное слово нужно писать со строчной буквы, поскольку в его интерпретации оно является синонимом слова «тайга» (а не Перми Великой).
Исполнитель главной роли Александр Кузнецов, как оказалось, с опаской относится к лошадям. Но поскольку во временную эпоху, в которую разворачиваются события ленты, передвигались именно на этих животных, актеру пришлось активно тренироваться, чтобы хорошо держаться в седле. В итоге он не только прекрасно справился с задачей и переборол страх перед лошадьми, но и выполнял большую часть трюков без помощи каскадеров.
Для Елены Ербаковой, довольно успешной актрисы театра, роль в драматической картине стала дебютной. Для работы в кадре ей, как и ее экранному возлюбленному в исполнении Кузнецова, пришлось осваивать верховую езду, а также учить язык манси.
В общей сложности в съемках проекта приняли участи порядка двух тысяч человек: участниками массовых сцен стали жители близлежащих населенных пунктов, которые ради работы в кадре готовы были не бриться по несколько месяцев, чтобы отрастить внушительную растительность на лице.
Съемочная группа
- Режиссер: Антон Мегердичев
- Сценаристы: Сергей Бодров-старший, Илья Тилькин, Ксения Датнова
- Продюсеры: Владислав Ряшин, Игорь Толстунов, Антон Златопольский, Дарья Лаврова
- Оператор: Сергей Астахов
- Актеры: Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Виталий Кищенко, Алексей Розин, Елена Панова, Александр Горбатов, Роза Хайруллина, Илья Малаков, Валентин Цзин и др.
Источник: www.vokrug.tv