Радиотовары включают радиотехнические и некоторые электротехнические приборы, детали и механизмы, предназначенные для сборки, монтажа и питания радиотехнических устройств. В зависимости от назначения подразделяются на шесть групп: аппараты для передачи и приёма радиосигналов; аппараты звукозаписывающие и звуковоспроизводящие; радиолампы и полупроводниковые приборы; источники питания; электроакустические приборы; детали, узлы, приборы и материалы для сборки, монтажа и эксплуатации радиоаппаратуры.
I группа. Аппараты для передачи и приёма радиосигналов
В эту группу входят радиоприёмники широковещательные различных классов; приёмно-передающие радиостанции переносного типа, применяющиеся в геолого-поисковых партиях, в сельском хозяйстве и в других областях народного хозяйства; радиолы и магнитолы — радиоприёмники I, II и III классов, смонтированные вместе с универсальными электропроигрывателями или магнитофонами; телевизоры для приёма чёрно-белых и цветных телевизионных передач телецентров и их звукового сопровождения; радиокомбайны настольные и консольные, конструктивно объединяющие различные радиоаппараты: радиоприёмник, телевизор, электропроигрыватель, магнитофон.
Как узнать, поддерживает ли телевизор Smart TV?
II группа. Аппараты звукозаписывающие и звуковоспроизводящие
К этой группе относятся магнитофоны для магнитной записи и воспроизведения звука на магнитофонной ленте, а также магнитофонные приставки к радиоле или радиограммофону, применяемые для тех же целей. Для прослушивания на магнитофонах и магнитофонных приставках различных худож. программ эти программы записываются на магнитофилъмы. К этой группе относятся также радиограммофоны и электропроигрыватели, представляющие собой портативные аппараты для воспроизведения записи на обычных и долгоиграющих граммофонных пластинках, и усилители трансляционные.
III группа. Радиолампы и полупроводниковые приборы
В эту группу радиотоваров входят: радиолампы и различные другие вакуумные, ионные или газоразрядные приборы, в т. ч. стабилизаторы напряжения, стабилизаторы тока — бареттеры, газотроны, тиратроны и др.; электронно-лучевые трубки — кинескопы и полупроводниковые приборы.
IV группа. Источники питания
В эту группу входят: батареи гальванические и аккумуляторы и генераторы термоэлектрические.
V группа. Электроакустические приборы
К этой группе относятся: громкоговорители, телефоны головные, звукосниматели и микрофоны.
VI группа. Детали, узлы, приборы для сборки, монтажа и эксплуатации радиоаппаратуры
Обширная группа радиотоваров; подразделяется на: радиодетали — конденсаторы, сопротивления, катушки индуктивности, дроссели, переключатели диапазонов, трансформаторы, узлы, приборы и предметы для монтажа радиоаппаратуры; антенны приёмные; помехоподавляющие устройства (ППУ); усилительные приставки телевизионные; предохранители; вставки плавкие; кабели; провода; грозопереключатели и грозоразрядники; приборы для качественной проверки радиотоваров и обеспечения их нормальной эксплуатации — стабилизаторы напряжения; автотрансформаторы; авометры; амперметры; вольтметры; осциллографы электронно-лучевые.
Android TV в 2021 — Так ли хорош Андроид как говорят? Отличия от других смарт ТВ. Фишки и не совсем.
Приёмка радиотоваров
Приёмке по качеству подвергались все радиотовары, поступавшие в торговую организацию. Распространение результатов выборочной проверки на всю поставленную партию не допускалось. Порядок приёмки, правила и сроки составления актов о несоответствии качества товаров определялись договором, основными условиями поставки и инструкцией «О приёмке промышленных товаров по качеству».
Требования к качеству отдельных товаров, а также методика оценки качества определялись соответствующими РОСТ и ТУ. В процессе проверки качества устанавливалось также соответствие товаров сортности, их комплектность, правильность маркировки и упаковки. К столу для проверки качества радиоаппаратов подводились комнатные или наружные радио- и телевизионные антенны, заземление, розетки электрической сети, а также напряжение от гальванических или аккумуляторных батарей и радиотрансляционной сети. Для испытания и проверки радиотоваров необходимы следующие приборы и инструменты: тестер (испытатель радиоламп), омметр, вольтметр, миллиамперметр или комбинированный амнервольтомметр (авометр), микрометр для проверки диаметра проволоки, а также отвертки, пассатижи, кусачки, электрический паяльник, переносная лампочка для осмотра деталей внутри радиоаппаратов и др.
Радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны и другие радиоаппараты при приёмке подвергались внешнему осмотру, при котором устанавливалось отсутствие внешних дефектов: трещин, потёртостей полировки, потёков краски и т. п. Затем каждый аппарат проверяли в работе, обращая внимание на качество звучания и чёткую работу органов управления. Ручки управления должны были вращаться без заеданий и особых усилий, клавишные механизмы должны были иметь чёткую фиксацию положений.
При опробовании телевизоров производилась пробная подстройка изображения по испытательной таблице. При подстройке устанавливалось наличие запаса регулировок. При опробовании магнитофонов делалась пробная запись и её прослушивание. При осмотре и проверке радиоаппаратуры нельзя было вскрывать опломбированные заводом детали и отвинчивать закрашенные винты и гайки.
Проигрывающие устройства, имеющие автостоп, проверялись на точность срабатывания при выходе иглы на выводную канавку нормальной пластинки. Качество радиоламп проверялось на специальном испытательном приборе — тестере. Наиболее часто для этих целей применялся тестер типа ИЛ-14, с помощью которого могли быть получены данные о величине анодного тока радиолампы, крутизне её характеристики, отсутствии внутреннего замыкания электродов, нарушении вакуума и другие показатели. Время одной проверки составляло около 5 минут.
Проверку радиодеталей производили путём их внешнего осмотра. Все электрические параметры их проверялись ОТК заводов-изготовителей, которые по требованию заказчика представляли протоколы типовых испытаний. В случаях, когда возникала необходимость проверки в условиях торгового предприятия или базы, производтли измерение основных параметров деталей с помощью авометра, омметра и других приборов.
Упаковка радиотоваров
Упаковка радиотоваров должна была обеспечивать полную сохранность изделий. Большинство радиодеталей представляло собой сложные конструкции, чувствительные даже к незначительным толчкам, ударам и сотрясениям, требующие в связи с этим особой упаковки. Это касается радиоприемников, телевизоров, радиоламп, кинескопов и др.
ГОСТ и ТУ предусматривало специфическую упаковку для каждого вида радиотоваров, обеспечивавших их сохранность при соблюдении правил транспортирования и хранения. Некоторые виды радиотоваров упаковывались в деревянные ящики или клетки с пружинными подвесами. Радиотовары, чувствительные к сырости, упаковываются в ящики, выстланные внутри специальной битуминированной бумагой, пропитанной парафином или церезином. Катушки индуктивности, конденсаторы переменной ёмкости, пьезокристаллы и некоторые другие радиотовары перед упаковкой обёртывались в парафинированную бумагу.
Маркировка
Маркировка большинства радиотоваров, кроме товарного знака изготовителя, заводского номера и даты выпуска, содержала данные, характеризующие основные параметры приборов и деталей. Маркировка наносилась на изделия в виде условных обозначений, цифр, букв и т. п. Поэтому в ряде случаев неразборчивая, нечёткая маркировка делала даже качественное изделие непригодным к продаже.
Маркировка
Транспортирование радиотоваров. При перевозке радиоаппаратуры на автомашинах допускалась укладка аппаратов и приборов не более чем в три ряда по высоте. При погрузке следовало обращать внимание на надписи на упаковке: «Верх», «Низ», «Не бросать», «Осторожно — стекло» и т. п.
Хранение
Хранение. Радиотовары следовало хранить на стеллажах, подтоварниках или в шкафах в сухом складском или подсобном помещении с отоплением и вентиляцией. Температура должна была поддерживаться в пределах от +12 до 4-20°, а относительная влажность 60—65%.
Стеллажи, шкафы и подтоварники устанавливали на расстоянии не менее 15—20 см от стен помещения и не менее чем в 1 л от отопительных приборов. Большинство радиотоваров хранилось в заводской упаковке.
Радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны, электропроигрыватели и радиограммофоны можно было хранить на подтоварниках штабелями от двух до пяти рядов по высоте, в зависимости от веса и жесткости конструкции изделий. Если аппараты складывались без упаковки, между рядами следовало прокладывать деревянные планки или листы бумаги.
Гальванические элементы, батареи, аккумуляторы следовало хранить в нижней части стеллажей или шкафов не более трёх рядов по высоте. Между рядами пх прокладываются листы фанеры. Радиолампы, радиодетали и другие небольшие изделия следовало хранить на верхних полках стеллажей и в шкафах но группам и видам, придерживаясь принципа однородности товара.
Во всех случаях следовало укладывать радиотовары так, чтобы избежать лишнего перекладывания, тряски, толчков, ударов. Необходимо было оберегать радиотовары от пыли и действия прямых солнечных лучей. Поэтому стеллажи и полки следовало снабжать раздвижными шторами.
Оборудование магазина или секции в универмаге должно было обеспечивать максимальное удобство обзора и выбора товаров. Для демонстрации радиотоваров использовались застеклённые шкафы высотой 2100 мм.
Такой шкаф имел две части: нижнюю высотой 900 мм и глубиной 600 мм с раздвижными дверками, где хранили обычно рабочий запас товаров, и верхнюю глубиной 300 мм с 4—5 полками, на которых производилась выкладка имеющихся в продаже товаров. Прилавки высотой 900 мм должны иметь застеклённую витрину с перегородками для открытой выкладки мелких деталей: сопротивлений, конденсаторов, предохранителей и пр. С внутренней стороны прилавка, в верхней его части, делались выдвижные ящики для хранения рабочего запаса мелких товаров. В специализированных магазинах и секциях вывешивались табличные указатели с наименованиями и краткими техническими характеристиками радиооваров, указанием их цены и других данных. В специализированных салонах радиотоваров организовывались консультации покупателей по эксплуатации радиоаппаратуры.
Источник: www.mintorgmuseum.ru
Советская радиоаппаратура
Советский Союз был одним из самых крупных мировых производителей бытовой радиоэлектроники.
В те годы выпускалось более 300 моделей бытовой радиоэлектронной аппаратуры, причем примерно половина из них – это радиоприемники и аппаратура для звукозаписи: радиолы, магнитолы, радиоприемники, стереокомплексы, тюнеры, электрофоны, эквалайзеры, усилители, акустическая аппаратура, и.т.д…
И еще у нее было главное достоинство — она была честной, т.е. соответствовала заявленным техническим характеристикам. Мощность в Вт-х указывалась номинальная, а не с подачи маркетологов пиковая (чем больше, тем лучше).
Указывались действительные значения параметров:
максимальное значение неравномерности амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) звуковоспроизводящей аппаратуры;
коэффициент нелинейных искажений или коэффициент гармоник;
уровень шума — отношение полезного сигнала к уровню собственных шумов.
И еще многое, многое другое…
- andreilist
- 24/04/2017, 11:59
да умели делать работала годами а сейчас всё одноразовое.
- alexs3d
- 23/04/2017, 23:42
Прекрасная ремонтопригодная апаратура для своего времени и характеристики снимались лабораториями и были чесными. нето что сейчас
- chertombay
- 01/04/2017, 15:01
я хочу спросить у либерастов и сегодняшних недоумков, которые ставят в вину коммунистам, что они не научились делать джинсы, ЧТО ВЫ УМЕЕТЕ ДЕЛАТЬ, КРОМЕ ПЛЕВАТСЯ СПЕР… ОЙ?
- apoltav.
- 06/10/2018, 16:19
Сплёвывать они ещё умеют)
И очко подставлять.
- syberlady
- 29/03/2017, 02:55
ностальгия… блин!
- vano181982
- 28/03/2017, 17:46
Мрiя-301 это просто что-то невообразимое, а вообще завораживающее зрелище.Спасибо за подборку!
- im70_2
- 28/03/2017, 15:51
Эх, ностальгия. «Электроника 311» была у нас, лет одиннадцать мне было, когда её отец купил.Первый магнитофон под компактные кассеты в семье.
- menestr.
- 28/03/2017, 11:45
афффтор втюхивает дезу-ездит по ушам- весь совковый ширпртреб в обл. электроники-не столько -отстой, как прикрытие оборонки, как справедливо было замечено в комментах. Тока С-90 соответтвовала международным стандартам-по тех. хар-кам.( но не по габаритам )япановская переферия с такой же частоткой была в 4 раза меньше. А уж просовковые оконечники с «шумодавами» -я и говорить не буду.Дизайн-, ну богс ним, но начинка-((((( бэ. Тот же Кенвуд 1 класса перебивал Любые наши 002 и 001 с запасом.Я уже молчу о музыкальной электронике-гитары урал весом, как миномёт и звучком как из унитаза Я покупал микрофон «Шур», простите, что русской аббревиатурой, в 87 году за 800 р. с рук- потомучто знал, что это минимум было лет на 10 лучше, чем совок. я опять же молчу про усилки «Маршал», синтезаторы «корж» и т.д. и т. п. Тока стоило это в разы дороже чем всё наше г. вмете взятое (((((
- maximdo.
- 28/03/2017, 17:37
Катушечники некоторые были неплохие при наличии приличного усилителя и колонок — я так на кассеты и не перешёл, до последнего «сидел» на катушках и с них перешёл на цифру. Но катушечники были из разряда «как повезёт» — помню Маяк-203, за которым специально в Киев ездил из Москвы — 4 ремонта по гарантии, обязаны были обменять — отказали, отдал «умельцу», он его перетряхнул и всё стало хорошо. Потом была «Нота-203», всё бы замечательно, если бы не окисляющиеся разъёмы на платах. Уже «на излёте» приобрёл Электронику- ТА1 — 003 — тут вопросов не было, продал её в полностью рабочем состоянии буквально года 4 назад.
В какой-то момент поддался на то, что «катушки — это вчерашний день», купил двухкассетную деку «Маяк-232» и через неделю продал — слушать было невозможно, остался с катушками.
А от носимого кассетника всё, что нужно было — это чтобы «орал» погромче, дабы девчонки из соседнего двора слышали, а какие там были низкие-высокие — мало кого интересовало. Для «орал» наши кассетники вполне годились, а вот чтобы слушать музыку — извините.
Кстати, колонки у меня по сей день от радиолы «Симфония», 1960-го (!) года выпуска, с «бумажными» динамиками. Никакие 35АС-1, S-90 и прочие ни в какое сравнение не идут.
- mashinaman
- 03/04/2017, 19:16
А мне помниться, что Маяк-232 был однокассетным, и усилитель у него был, правда если это можно назвать усилителем(4 ватта при 10% искажений).
Источник: back-in-ussr.com
Радиоаппаратура, которую СССР делал лучше всех в мире
Ни один другой вид радиоаппаратуры так массово и разнообразно не производили в СССР. Причем производили и множество предприятий и огромная армия любителей. Видимо у людей было в крови тяга к яркому и прекрасному.
Еще в конце 19 века появилась теория наличия у человека «цветного слуха», названная по аналогии музыкального слуха. Смысл этого таланта в умении гармоничной игрой цветов передать музыкальное произведение. Многие композиторы того времени увлекались цветовой иллюстрацией своих произведений.
Дальше всех продвинулся композитор и философ Александр Скрябин. Кроме собственного распределения цветотональности, он еще использовал яркость.
В 1910 он сочинил эпохальное произведение «Прометей» («Поэма огня»). Светодинамической установки, способной воспроизвести замысел композитора, тогда не было. Профессор Мозер, желая помочь другу, собрал небольшую домашнюю установку в виде обруча с разноцветными лампочками. Лампочки включались от отдельной клавиатуры по подобию фортепианной. По сути, это была первая бытовая цветомузыка.
Первое полноценное исполнение поэмы «Прометей» состоялось в 1915 году в Карнеги-Холле. Музыку исполнял оркестр Русского симфонического общества, а цветомузыкальную часть исполняли на световом органе Томаса Эдисона.
Дальнейшее развитие цветомузыки сдерживало отсутствие электронных приборов, способных плавно управлять яркостью цветных софитов.
В 1964 году советские инженеры разработали интересную радиолу «Гамма». На первый взгляд, она ничем не отличалась от десятка других моделей радиол, выпускаемых в СССР.
Но стоило включить радиолу, сразу за решеткой динамика начинали переливаться разноцветные огни.
Представьте себе реакцию покупателей-ведь в те года еще не было цветного телевидения.
За счет применения магнитных усилителей, электрическими лампочками управляют маломощные транзисторы
Все было прекрасно, кроме размера экрана-уж больно он маленький. Так же выпускалась радиола модели «Бирюза», где экраном служила крышка проигрывателя, но этого все равно было мало. Для подключения дополнительных лампочек нужны были более мощные транзисторы. Советская промышленность выпускала мощные транзисторы П4, но достать их радиолюбителям было очень сложно
Первую цветомузыку на тиристорах КУ201А разработал инженер Бердичевский в 1975 году. Весь музыкальный спектр разделялся на три канала. Максимально разрешенное напряжение тиристоров КУ201А всего 25 вольт, поэтому для электропитания понадобился мощный понижающий трансформатор.
Эту цветомузыку с 1977 года начали выпускать на Ульяновском приборостроительном заводе в виде конструктора «Прометей-1». Тут уже экран был размером 40х40 см. и светорассеиватели были из стеклянных трубочек. Цена конструктора 60 рублей.
Увы, этот набор раскупался моментально и ждать следующего завоза смысла не было.
В 1979 году на экраны выходит фильм «Экипаж», где Леонид Филатов наглядно показывает короткую дорогу к сердцу дамочек, через ЦМУ.
Это был взрыв интереса к цветомузыке. Радиолюбители правдами и неправдами доставали заветные тиристоры. Главное, чтобы марка тиристоров была с буквенным индексом «Л» и выше. Они выдерживали уже выше 300 Вольт и можно было использовать лампочки на 220 Вольт.
Потихоньку расшевелилась промышленность и многие радиозаводы начали выпускать цветомузыкальные установки. Примерно 86 моделей.
Перечислить все нереально, но самые распространенные стоит вспомнить:
«Спектр-10» Выпускался на Орловском радиозаводе с 1978 года. Цена 70 рублей
Цветомузыкальная приставка «Шоола» . Выпускалась с 1981 года Майли-Сайским заводом средств вычислительной техники. Цена 125 рублей
ЦМУ «Электроника Е1-04». Выпускалась с 1981 года Волгоградским заводом электронного машиностроения. Цена 145 рублей
ЦМУ «Ростов-Дон» С 1982 года выпускался на Ростовским РПО «Горизонт». Цена 110 рублей
Устройство светового сопровождения музыки «Электроника ЦМ-46». С 1984 года выпускали в Саратове. Цена 225 рублей
«Телемеханика-3» Выпускалась в виде конструктора с 1985 года. Производитель: Нальчикское ПО «Телемеханика». Цена 40 рублей
«Радуга-3» Выпускалась с 1986 года Гомельским заводом радиотехнологического оснащения. Цена 110 рублей
ЦМУ «Спектр-301» Выпускалась с 1987 года Минским заводом «Калибр». Цена 125 рублей
«Электроника СДУ-3» Выпускалась с 1985 года на Фрязинском заводе им. 50-летия СССР. Цена 55 рублей
ЦМУ «Сполох-3». Выпускалась с 1986 года на Красноярском радиотехническом заводе. Цена 120 рублей.
Радиоконструктор — цветомузыкальная приставка «Электроника ЦМП-02″с 1987 года выпускалась Нововоронежским заводом «Алиот». Цена 37 рублей.
ЦМУ «Искра». Выпускалась с 1988 года Уфимским ПО имени С.М.Кирова. Цена 95 рублей.
Цветомузыкальный электронный конструктор «Радуга» выпускался с 1988 года Правдинским радиозаводом. Цена 42 рубля.
«Электроника ЦМ 17» Выпускалась с 1989 года Николаевским трансформаторным заводом. Цена 160 рублей
ЦМУ «Мираж» Выпускалась с 1989 года Конструкторским Бюро Автоматики НПО «Химавтоматика». Цена 198 рублей
Сколько различных радиолюбительских конструкций было уже и не вспомнить. Простое перемигивание надоедало и цветомузыку совмещали с стробоскопом, со схемами различных световых эффектов.
Интерес к цветомузыке начал снижаться в середине 90х. Явную причину даже не скажешь: то ли сказалось распространение видеомагнитофонов, то ли уже люди стали другими.
Почему то в других странах не было такой популярности цветомузыки. Они не видели фильм «Экипаж»?
Источник: picturehistory.livejournal.com