Телевизор и компьютер могут показаться хорошим способом занять дошкольника. Некоторые родители считают, что это простая и доступная возможность расслабиться и спокойно отдохнуть. Но чем дольше ребенок сидит перед «голубым экраном», тем меньше остаётся времени для активной и творческой игры.
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера.
Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию;
Телевизор и компьютер — враги или друзья детей?
Компьютерные игры учат ребенка:
• классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере — это те же занятия.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий!
А что же тогда ПЛОХО?
Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Нагрузка на зрение является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах.
Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Необходимо показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. А в этом поможет наша родительская культура, знание врага в лицо, самообразование в этой области.
Поэтому время, которое дошкольники проводят за компьютером и просмотром телевизора, должно быть сбалансировано с развивающими мероприятиями. Физическая активность, творческие занятия, игры со сверстниками и игрушками, чтение книг и другие дела — вот, что по настоящему поможет ребёнку исследовать мир.
Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят.
Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело — пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5.Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
6.Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
7.В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
8.Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
9. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
10.Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
11.В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
13.Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.
Преимущества нашего сервиса
Источник: solncesvet.ru
Дошкольник и компьютер: друзья или враги (консультация, советы, памятка)
1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
5. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
7. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
8. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.
«Влияние компьютера на дошкольника»
В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер — это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то замечательная игрушка.
Редкий дошкольник сейчас не умеет пользоваться компьютером. У многих возникает вопрос: хорошо это или плохо?
Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Попробуем выделить положительные и отрицательные стороны в умении дошкольника пользоваться компьютером.
Положительные моменты:
- умение работать на компьютере (владение мышью, умение включать и выключать компьютер и т. д.);
- компьютер — источник информации;
- развитие интеллекта ребёнка через развивающие игры.
- нарушение санитарно-гигиенических требований к организации места ведёт к ухудшению здоровья;
- компьютерная зависимость.
А каков стиль жизни современной семьи? Что впитывают наши дети? Кто их питает? Чем заполняют «пустое» время, в какие игры и с какими игрушками играют наши дети?
Чаще всего это компьютерные игры и просмотр телевизионных программ.
Знаете ли Вы, что именно видит, отрицает или впитывает ребенок, находясь в плену компьютерных игр? Отдаете ли себе отчет в характере этих игр и последствий для ребенка?
Современному родителю совершенно необходимо иметь полную информацию об этом массовом увлечении детей всех возрастов от дошкольника до старшеклассника и студента.
Сегодня производство игровых программ становится очень прибыльным делом, а сами компьютерные игры оказываются настолько сильнодействующим и привлекательным средством воздействия на человека, что речь заходит о компьютерных психотехнологиях как новом стратегическом оружии массового поражения.
Несмотря на то, что обучающие компьютерные игры могут быть весьма полезны и эффективным средством обучения иностранным языкам, математике и другим наукам, однако подавляющее большинство игр представляет собой крайне негативное явление для психического здоровья.
Во-первых, электромагнитное поле оказывает вредоносное воздействие на организм ребенка, как уверяют врачи, и может выражаться мозговыми
нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета.
Либо ты, либо он — так стоит вопрос.
А родители довольны: дети приобщаются к «интеллектуальному» достижению человечества, не болтаются по улице, не сидят по подвалам – играют.
Однако, блуждая в лабиринтах, Ваш ребенок, пусть и виртуально, но участвует в убийствах не только монстров, но и сверстников-игроков.
Правда, взрослые сторонники подобных игр утверждают: не нравится – не играй! Но ведь ребенок в силу возрастных особенностей не может противостоять искушению и не играть.
Каковы же следствия игр?
Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от игры сродни наркотической, она отвлекает его от живого общения со сверстниками и взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого. Компьютер вытесняет традиционную игру, общение детей, которое необходимо для их психического развития и личностного становления.
В связи с этим хочется дать практический совет.
Дорогие родители, бабушки и дедушки!
1. Ограничьте время игры: для 5-7 летнего ребенка – 10-20 минут. Затем необходимо побуждать ребенка двигаться.
2. Установите закон расстояния: 30-40 см от персонального компьютера.
3. Установите временной закон: не играть перед сном и сразу после еды.
5. Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.
Так же ребенка нужно научить делать простую гимнастику для глаз, это очень важно для детского зрения.
Гимнастика для глаз выполняется достаточно просто:
Плавно закрыть, потом плавно и широко открыть их. Повторить такие движения несколько раз.
Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз.
Голова не поворачивается, только глазами смотрим вокруг в одну сторону, потом в обратную сторону. Повторить так где-то несколько раз.
Упражнения просты и скоро ребенок сможет их выполнять самостоятельно.
А самое главное – больше играйте с Вашим ребенком в игры Вашего детства, простые и добрые.
Помните! Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормой поведения и добрыми привычками.
В народе говорят: «Привычка – вторая натура!» добрые традиции сделают насыщенной и интересной семейную жизнь, в том числе и детскую. Постарайтесь сделать доброй традицией чтение художественной литературы, вечерние беседы о проведенном дне, прогулки выходного дня.
Несомненно, семейные традиции и общение с детьми – успех благополучия семьи.
Источник: www.chitalnya.ru
Родительское собрание “Друзья или враги?” о влиянии телевидения и компьютеров
Родительское собрание “Друзья или враги?”
Влияние телевидения и компьютеров на психическое и физическое здоровье детей.
Цель: расширение представлений родителей о влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей путем обмена опытом и принятии роли защитника или противника СМИ.
Оборудование: листы бумаги, ручки по числу участников собрания, бумага для записей тезисов команд, плакат с цитатой (см. в конце занятия), планшет или доска для записей (можно использовать готовый напечатанный вариант, но вывешивать по мере предложения подобных высказываний), проанализированные и отобранные ответы детей, плакат с правилами ведения дискуссии.
Предварительная работа: опрос детей по вопросам
- 1.Что ты любишь смотреть по ТВ?
- 2.Твой любимый мультфильм.
- 3.Что родители запрещают тебе смотреть?
- 4.Для чего нужен компьютер?
Ответы анализируются и отбираются наиболее интересные для прочтения родителям. Можно оформить их в виде плаката, газеты, слайд-шоу.
Ход собрания.
Участники собрания рассаживаются таким образом, чтобы легко было выделить 2 команды и участникам одной команды общаться между собой.
В начале предлагается на листе бумаги закончить насколько фраз:
- Телевидение и компьютеры – это…
- Моя любимая телепередача, фильм и компьютерная игра.
- Мой ребенок больше всего любит смотреть…
- Любимый мультфильм моего ребенка…
- Я запрещаю смотреть моему ребенку…
Вопросы зачитывает ведущий, а родители записывают только ответы.
Вы ответили на вопросы мини анкеты, а теперь мы предлагаем сравнить Ваши ответы с ответами ваших детей. Ведущий зачитывает наиболее интересные ответы детей, предлагает высказать мнение о совпадении или противоречии взглядов родителей и детей.
Сегодняшнее занятие пройдет в виде дискуссии, команда справа от меня будет защищать положительный аспект влияния ТВ и компьютеров, а команда слева негативное. Командам дается 10 минут для обсуждения и выдвижения ряда тезисов в защиту или в обвинение СМИ.
Психолог предлагает правила ведения дискуссии, которых должны придерживаться обсуждающие.
Правила ведения дискуссии:
* Внимательно слушайте оппонента, поймите его логику.
* Имейте свою точку зрения, но не вступайте в конфликт.
* Не перебивайте.
После команда зачитывает свои доводы и происходит обсуждение. Вначале обсуждается отрицательное влияние, а затем положительное. Параллельно на доске составляется таблица + и -.
В помощь ведущему и участникам (если участники самостоятельно не находят какой – либо аспект влияния, то ведущий подсказывает его микрогруппе):
Положительное влияние
Негативное влияние
После обсуждения ведущий предлагает высказать свое мнение еще по нескольким фактам. Зачитывается ситуация, от каждой команды должен последовать соответствующий комментарий, в соответствии с функцией команды.
1. Статистика показывает, что дети, которые смотрят телевизор 27 часов в неделю, становятся очевидцами сотен сцен насилия и секса. (возможные высказывания команд: «–» - негативное влияние на психику детей; «+»- если контролировать просмотр телепередач и больше времени проводить с ребенком, то всего этого можно избежать).
2. Пятилетний ребенок 25 минут в неделю проводит с отцом и 25 часов смотрит ТВ. («–» -малое влияние отца на ребенка; «+»- привлекать всячески отца в игры ребенка, хотя бы и на компьютере).
3.Во многих странах Европы, США существует запрет на фильмы, передачи эротического или жестокого содержания до 22.00 часов или позже. («+»-меньше вероятность нанесения вреда психическому и нравственному развитию детей; «–» - в России подобного законодательства нет).
4. Дети с удовольствием смотрят рекламу, но именно там собраны все «сливки» из фильма любого содержания («–» -даже не смотря фильм, ребенок может получить вред; «+»- отвлекать детей во время рекламы какой – либо игрой или деятельностью).
5. Дафин Фро – Мейгс говорила: наше общество потратило столетия на развитие механизма ограничения жестокости: переговоры, терпимость, юмор… Стремительные решения киногероев, телевидение и видеоигры могут свести на нет многовековые усилия»
Количество предлагаемых для обсуждения ситуаций можно сократить.
После обсуждения предлагается составить свод правил обращения с компьютером и телевизором, которые помогут снизить их негативное влияние до минимума. Предложения вносят члены обоих команд, опираясь на составленную таблицу.
Рекомендации могут быть такими:
- Вырабатывать у детей телеиммунитет, чтобы он сам мог отличать нужные ему программы от вредных и опасных. Для этого смотреть вместе с ребенком различные телепередачи (невзирая на свои вкусы); комментировать, что в них хорошо, а что плохо, но не забывать и о мнении ребенка.
- Помогать в выборе фильмов, телепередач, компьютерных игр, формируя негативное отношение к жестокости, пошлости.
- Учите детей чередовать развлечения: электронику должны сменять кино, театры, музеи, спортивные и интеллектуальные игры.
- Хотя бы раз в месяц отправляйтесь на природу или в пешую прогулку по городу.
- Ограничивать время пребывания перед экраном (для дошкольников не больше 15 минут в день и не более 3 раз в неделю).
- Создать необходимые условия (освещение для работы с компьютером в 2 раза меньше обычного; без бликов на экране, спинка стула наклонена назад, центр экрана на уровне глаз и не ближе 60 см (для телевизора 1,5 метра), под ногами опора).
- Если желающих много для избежания ссор нужно либо использовать очередность, либо найти что-то интересное всем (не мультфильм и не новости, а познавательная передача о животных)
- В комнате, где стоит компьютер ежедневно проводить влажную уборку, почаще проветривать (способ приобщить ребенка к наведению порядка), поставьте аквариум и побольше цветов (кактусы др.).
Хотелось бы закончить собрание словами Микаэля Стора (плакат висит в зале): «… не экран, а семья устанавливает законы жизни ребенка. Плохо, что родители оставляют детей на много часов наедине с игровой приставкой и предоставляют компьютеру право развлекать и воспитывать потомков. Предоставленные сами себе, наиболее уязвимые, психически неустойчивые дети могут попытаться на деле опробовать приобретенный опыт».
В конце собрания предлагается, на другой стороне листа снова ответить на вопрос «Теперь я думаю, что компьютеры и телевидение…». Пока родители пишут, ведущий раздает «Правила обращения с компьютером и телевизором».
Просмотры 419 , Сегодня 2
Источник: www.psixologicheskoezerkalo.ru