Не будет преувеличением сказать, что в век развития Всемирной сети компьютер из инструмента для работы стал незаменимым в быту средством получения информации, развлечения и отдыха, общения и учебы. Польза и вред компьютера зависят от того, насколько необходимость в нем сочетается с правильным использованием.
Роль компьютера в современной жизни
Персональные компьютеры, или ПК – это современные электронно-вычислительные машины, ведущие свою историю с 1946 года, когда учёными Пенсильванского университета для задач армии США был создан компьютер ENIAC — Electronic Numerical Integrator and Computer, который в качестве числового интегратора и вычислителя был предназначен для программирования на решение сложных вычислительных задач.
Интересно! Строительство первой ЭВМ потребовало полумиллиона долларов, а вес агрегата составлял 28 т.
В качестве персонального устройства ЭВМ «пошла в массы» с 1973 года с разработки компанией Xerox первого компьютера, который имел графический интерфейс и метафору рабочего стола. К этому периоду относится и открытие мировой сети, без которой пользу современного компьютера трудно представить. А с 1976 году с легкой руки Стива Джобса более удобный пользовательский вариант персонального компьютера Apple I получил распространение уже по всему миру.
Пару слов о «пользе» телевизора…
С каждым годом ускоряется научно-технический прогресс, электроника становится более совершенной. С этих пор компьютер стал неотъемлемой частью как работы, так и быта человека.
В век информационных скоростей бесценная польза компьютеров в том, что они разгружают человека от работы рутинного характера: современные программы оптимизируют не только рабочие процессы и производительность труда, но также помогают оперировать большими объемами информации, обеспечивая человеку доступ к ней, обработку и хранение в виде документов, иллюстративного и видеоматериала.
Польза компьютера для человека
Компьютеры стали неотъемлемой частью жизни людей:
- Подобно телевидению и мобильной связи, нет ни одной сферы жизни, которая бы с пользой не применяла компьютерные разработки: при помощи компьютера возможности человека невероятно расширяются. Например, в медицине ПК применяют в качестве инструментов диагностики и лечения различных патологий. В архитектуре без пользы применения компьютеров сложно представить проектные работы.
- С помощью свойств глобальной сети компьютер позволяет, прежде всего, ускорять поиск полезной информации: достаточно ввести запрос в поисковую строку браузеров А использование специальных сервисов автоматического перевода позволяет получать быстрый доступ к большим объемам информации на всех языках мира.
- Неоценима польза компьютера и как инструмента передачи информации. К примеру, в СМИ публикация или подача в эфир новости с момента ее появления осуществляется за считаные минуты.
- Вместе с увеличением скорости распространения информации увеличивается и скорость жизни и необходимость организации работы, в связи с чем существует много полезных сервисов управления проектами, позволяющими выполнять текущие задачи как на предприятии, так и в быту.
- Компьютер также служит инструментом коммуникации и развлечения, позволяя людям:
- связываться и общаться на больших расстояниях в режиме реального времени;
- с пользой проводить досуг через доступ к любимой музыке, фильмам и играм;
- совершать покупки без посещения магазинов, заказывать туры и покупать билеты – прямо из дома;
- расширять социальные связи с помощью соцсетей, мессенджеров и других сервисов, что является особенно полезным для людей с ограниченными возможностями.
Чем вреден компьютер
Человечество научилось решать проблемы вреда воздействия электротока или электромагнитного излучения. Однако работа с компьютерной техникой бросает новые вызовы безопасности людей, которые связаны не только с физическим, но и с психическим здоровьем.
Вред или польза от компьютера и телевизора
Вред злоупотребления временем за монитором компьютера вне зависимости от того, подготовка ли это отчета по работе или отдых с помощью увлекательной игры, отрицательно влияет на качество жизни.
Проблемы экологичности стоят на первом месте при обсуждении вопроса вреда работы за компьютером.
Основные факторы рисков:
- Перенапряжение : кроме влияния мерцания мониторов на мышцы хрусталика, провоцирующего их чрезмерное напряжение и вред «сухих глаз», катаракты, воздействие излучений компьютера также сказывается на организме в целом и может проявляться в головных болях, бессоннице, перевозбуждении мозга.
- Проблемы с позвоночником . Длительное сидение в одной позе с неравномерным распределением нагрузок на мышцы и диски позвоночника несет вред заболевания сколиоза и остеохондроза, невралгий, а также нарушений работы органов всего организма.
- Тоннельный синдром . Однообразие работы мышц руки и кисти за клавиатурой или мышью компьютера приводит к возникновению болевых ощущений, онемения, отечности и покалывания кисти и пальцев.
- Гиподинамия . Отсутствие полезной двигательной активности провоцирует вялость, рассеянность, бессонницу, несет вред ослабления иммунитета.
- Зависимость . Замещение реальной жизни виртуальной из-за чрезмерного использования интернета для развлечения и общения грозит смещением ценностей и психологическими проблемами утраты смысла.
- Вред воздействия на детскую психику . Свободный доступ к материалам порнографического, агрессивного содержания, ненормативной лексики и прочее может серьезно сказаться на нормальном психическом развитии ребенка.
Рекомендуем к прочтению: Польза и вред катания на самокате
Польза и вред компьютера для детей
Высокие технологии увеличивают пользу применения компьютера для развития у детей дошкольного возраста:
- абстрактного и образного мышления;
- концентрации внимания и памяти;
- координации глаз и рук;
- творческих способностей – например, при сочинении собственных мелодий или рисовании с помощью мыши компьютера;
- познавательных способностей, помогая знакомству с окружающим миром.
Грамотный выбор развивающих игр для компьютера приносит детям пользу в развитии.
Компьютер все больше входит в учебный процесс, заменяя традиционные учебники, что очень удобно благодаря свойству электронных средств сжимать информацию, в отличие от привычных бумажных носителей, а польза интерактивных и мультимедийных возможностей позволяет школьникам, с одной стороны, увеличивать интерес к информации, а с другой, расслабляться и снимать вред воздействия факторов стресса.
В то же время неграмотное использование компьютера может привести ребенка к неспособности ориентироваться в информации и правильно организовывать время у монитора.
При постоянном сидении за компьютером польза этого уникального устройства оборачивается вредом здоровью:
- монитор может вызвать головную боль, ухудшить зрение и спровоцировать остеохондроз;
- компьютерные игры способны негативно повлиять на психическое равновесие детей, вызывая раздражительность и капризность – особенно если сюжет игры содержит элементы насилия и жестокости;
- чрезмерное увлечение социальными сетями и другими сервисами развлечения может грозить вредом компьютерной зависимости, ведущей к потере интереса к реальному миру.
Современным детям не нужны объяснения, какую пользу им несет компьютер: интуитивно они с компьютером на «ты», поскольку информационные технологии – это естественная среда их развития. Недаром они, в отличие от родителей, зачастую намного быстрее осваивают электронные средства.
И поэтому любые искусственные запреты на пользование компьютером принесут больше вреда, чем пользы. Однако польза влияния родителя незаменима в воспитании интересов ребенка, правильного отношения к предметам, в развитии навыков грамотной организации своего времени и структурирования ценностей, в которых значимость электронной машины не будет занимать ведущее место.
С какого возраста ребенка можно допускать к компьютеру
В первые годы жизни ребенок познает мир с помощью тактильных ощущений: ощупывая различные предметы, он пребывает в постоянном процессе познания их свойств. Компьютер для него является таким же предметом познания, к которому начинает проявляться интерес уже примерно с 2,5 лет. Поэтому серьезное «знакомство» с компьютером нужно начинать по завершении этого этапа развития, примерно с 4 – 5 лет.
Важным моментом будет подбор качественных развивающих игр: маркировка рекомендованного возраста обычно указывается на диске.
Сколько детям разрешается сидеть за компьютером
Рекомендации психологов и исследователей в области эргономики говорят о целесообразности регулировать времяпровождение ребенка у компьютера: до 5 лет общение с ПК нужно ограничить до 10 минут в день; к 6 – 7 годам — постепенно довести до 20 – 25 минут. А в период от 7 до 10 лет можно увеличить полезное время за компьютером до полутора часов, с перерывами каждые 15 – 20 минут.
Для этого может пригодиться полезная функция «родительского контроля».
Важно! Пользование Интернетом должно проходить под присмотром взрослого: не в роли контролера и ограничителя, а в качестве помощника по организации работы с информацией различных видов.
Правильная организация компьютерного места
Обсуждение пользы и вреда компьютера в первую очередь связано с вопросом правильной организации рабочего пространства. Создание условий для удобного положения тела за компьютером будет полезным для здоровья в целом:
- Монитор устанавливают в угол комнаты или так, чтобы задняя панель была развернута к стене.
- Для того чтобы избежать бликов, полезным будет повернуть монитор компьютера под прямым углом по отношению к источнику света. Освещение при этом нужно сделать комфортным. Лучи не должны попадать прямо в глаза, чтобы избегать вреда дополнительного напряжения зрения.
- Экран компьютера нужно разместить на линии глаз или ниже: длительное положение с приподнятой головой создает вред напряжения шейно-грудного отдела позвоночника. Оптимальным будет расстояние от монитора до глаз в 60 — 70 см: это дальше, чем в случае обычного чтения.
- Ждущий режим монитора следует использовать в оправданных случаях – но не постоянно.
- В офисе, рассчитанном на несколько рабочих мест, компьютеры располагают так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 1,5 – 2 м. При этом запрещено располагать компьютеры экранами напротив.
- Компьютер должен быть заземлен.
- Пространство под столом должно обеспечивать вытягивание ног, чтобы устранять вред усталости от длительного сидения.
- Кресло для компьютера должно обеспечивать естественное положение ног и поддержание спины прямой: ступни при этом располагаются на полу, а бедра находятся параллельно линии пола.
- Офисное кресло должно иметь спинку, свойства которой обеспечивают опору поясничному и грудному отделу позвоночника. При этом небольшая выпуклость спинки на уровне средних поясничных позвонков обеспечивает пользу их фиксации в правильном физиологическом изгибе. При отсутствии выпуклости для профилактики остеохондроза будет полезным использовать небольшую диванную подушку под спину.
- А плавающий наклон спинки кресла обеспечит такое изменение положения спины, которое принесет пользу в устранении напряжения от однообразной позы тела во время работы.
Рекомендуем к прочтению: Чем полезен увлажнитель воздуха
Правила работы за компьютером
Рисков для психического и физического здоровья действительно много, поэтому при работе с компьютером во избежание возможного вреда важно придерживаться техники безопасности.
- Первым делом следует обезопасить глаза от вреда воздействия монитора из-за того, что наше зрение имеет свойство улавливать самую мелкую пульсацию, мерцание, реагировать на синее излучение. Поэтому лучше использовать мониторы высокого разрешения, свободные от мерцания, а перед началом работы пользу принесет правильная настройка цветовой палитры, с тщательным подбором синего и красного спектра.
- При работе с текстами на бумаге нужно подвигать листы максимально близко к экрану: так снизится амплитуда частых движений головы и напряжение глаз от постоянного перевода взгляда.
- Важно соблюдать осанку: спину и шею нужно выпрямить, плечи расслабить, ноги удобно расположить на полу, а кисти с предплечьями держать на одной линии. Такое положение позволяет минимизировать вред для здоровья позвоночника от напряжения шеи и предплечий.
- Режим активности. Длительная работа на компьютере требует 10-минутных перерывов, делать которые будет полезным каждый час. Отдых лучше проводить активно: выполнить приседания, наклоны, разминку для рук и глаз. Примеры упражнений для глаз на снятие напряжения — движения вверх и вниз, справа налево, по кругу. Пользу принесет и смена фокуса: по 15 секунд смотреть то на дальний предмет, то на вытянутый указательный палец. Полезные свойства контрастных компрессов (холодный сменяется горячим) и примочек из чая и трав, в том числе и в виде кубиков льда, помогут также расслабить глаза после работы с монитором.
Важно! Пользу принесет и питание, богатое витамином А (бета-каротином).
- вентиляторы имеют свойство раздувать пыль, которая затем оседает на мониторе и поверхности;
- мышка и клавиатура служат источниками бактерий и требуют поэтому регулярной протирки специальными очищающими салфетками и антистатиками;
- после работы также нужно мыть руки.
Внимание! Работа сидячего характера требует уделять минимум 1 час в день прогулкам и физическим тренировкам.
Заключение
Польза и вред компьютера определяются разумным к нему отношением. Чтобы минимизировать риски для здоровья необходимо следовать правилам безопасности и регулировать частоту и время использования устройства.
Источник: poleznii-site.ru
Консультация «Телевизор и компьютер — вред или польза?!»
Многие дети очень любят смотреть телевизор и могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей все новые и новые картриджи. Обладатели компьютеров имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение или развлечения в сети Интернет.
Как относиться к этому? Держать или, наоборот, предоставить событиям
развиваться своим чередом, ссылаясь на то, что у каждого поколения свои
Для начала нужно учитывать, с каким именно ребенком мы имеем дело.
Сколько ему лет, пять или пятнадцать? Какой у него темперамент? Как у
него обстоят дела со здоровьем (в первую очередь нас интересует состояние
зрения и нервной системы? Ответив для себя на все эти вопросы, родители
вырабатывают для себя индивидуально приемлемую стратегию обращения с
«чудесами двадцатого века» и, по возможности, строго ее придерживаются.
Наверняка недопустима такая ситуация: сегодня у вас бойцовское
настроение и вы, поднимая на щит интересы ребенка, через полчаса после
начала занятий отгоняете его от телевизора или компьютера, призывая
поиграть, почитать книжку или помочь вам по хозяйству. А завтра к вам
пришла подруга, и, чтобы ребенок не мешал вашей высокоинтеллектуальной
беседе, вы сами отсылаете его к тому же (очень вредному вчера) экрану и в
течение трех часов не вспоминаете о нем. Это ошибка, бьющая не столько по
состоянию здоровья ребенка, сколько по процессу воспитания в целом. В
следующий раз, когда вы будете произносить свой монолог о вреде
компьютерных игр или непрерывного смотрения телевизора, ребенок вам
попросту не поверит.
Прикреплённые файлы:
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Современные игрушки: польза или вред?» «Современные игрушки – польза или вред» Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить игровой и развивающий потенциал? Как выбрать,.
Фотоотчёт «Газированные напитки — польза или вред?» В последнее время в связи с широким использованием консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться.
Исследовательский проект «Газированная вода — вред или польза» Детский – исследовательский проект «Газированная вода – вред или польза» Авторы проекта:дети подготовительной группы: Батов Тимофей,Воблая.
Консультация для родителей «Компьютерные игры: польза или вред?» Компьютерные игры: вред или польза? Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные.
Консультация для родителей «Чем заменить компьютер, телефон или телевизор?» Уважаемые родители! Если Вы хотите, чтобы общение ребёнка с компьютером, телефоном, телевизором было гармоничным; если Вам удалось «оторвать».
Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред? Как лечить детей от игровой зависимости?» Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред»? Наступил век современных технологий и в нашу жизнь.
Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Керимова Амина Какие мультфильмы показывать детям? За последние несколько.
Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер. Вред или польза?» Консультация для родителей. «Ребёнок и компьютер. Вред или польза» Аннотация: в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы.
Консультация «Компьютер и дети — польза или вред?» Жизнь человека в современном мире трудно представить без компьютера, многие дети начинают с ним знакомство еще в возрасте до трех лет. А.
Пластиковая бутылка польза или вред Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки» 1. Когда в 1869 году американец А. Хэйят получил пластическую массу, которую он назвал целлулоид,.
Источник: www.maam.ru
Новые технологии и их влияние на человека
Корж, В. А. Новые технологии и их влияние на человека / В. А. Корж, Р. А. Фунтиков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 10 (30). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/young/archive/30/1806/ (дата обращения: 13.05.2023).
Много технических чудес подарил нам минувший XX век, среди которых компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет, разнообразные гаджеты и множество других новых технологий. Мир продолжает совершенствоваться каждый день, изобретая и открывая что-то новое, и без этих достижений мы бы не продвинулись так далеко в различных сферах жизни. Учёные, исследователи, разработчики и дизайнеры со всего мира пытаются воплотить то, что упростит нашу жизнь и сделает ее интереснее.
Как и любая вещь в мире, новые технологии приносят как пользу, так и вред. Для начала рассмотрим, какие положительные стороны имеют новые технологии.
Во-первых, компьютер стал иметь важное значение в современном образовании. Электронные средства связи, благодаря простоте и доступности, могут позволить школьнику и студенту из любого отдаленного уголка земного шара получить информацию, которая раньше могла бы ему быть недоступна. Возможность оперативно найти ответ на интересующий вопрос, подготовить материалы для доклада или реферата — все это можно сделать сейчас всего лишь с помощью нескольких кликов, не выходя из дома.
Во-вторых, благодаря интернету, образование может быть не обязательно очным, ученики и студенты могут обучаться по программе своей школы или института, не выходя из дома, что может быть применено, если учащиеся по разным причинам не имеют возможности посещать занятия в школе. Более того, различные онлайн-школы и порталы, предлагающие возможность самостоятельно изучать материал, готовиться к экзаменам, совершенствовать свои знания иностранных языков приходят сегодня на помощь школьникам.
Кроме того, человеку не нужно искать нужный товар, заходя во множество магазинов города. Достаточно найти интересующий товар на сайте магазина, узнать его адрес и тогда уже отправляться за покупкой. Наконец, если у человека, заинтересованного покупкой товара, не так много времени на поездки, он может заказать товар, который ему доставят домой в выбранное время.
Но, как и любой объект, новые технологии имеют и оборотную сторону медали. Рассмотрим, в чём же негативные стороны в использовании таких технологий для человека.
Великому физику и математику XX века Альберту Эйнштейну приписывают фразу: «Когда технологии заменят живое общение, мы получим поколение идиотов».
Возможно такое время наступило, ведь технологии позволяют общаться с человеком, даже не видя его перед собой. С одной стороны, это имеет свои плюсы, ведь с современным темпом жизни весьма трудно найти время для встречи. Однако подавляющее большинство людей этим активно пользуются и вряд ли собираются менять что-то в своей жизни. Часть из них предпочтут общение по сети реальной встречи, даже при наличии свободного времени. При этом, общаясь «онлайн», мы перестаём видеть реакции собеседника — тон, мимику, скорость его речи, эмоциональность и т. д.
Но самое страшное, что люди становятся зависимыми от телефонов, компьютеров и прочей видеотехники (в том числе планшетов, приставок и т. д.). Университет Миссури провел исследование, в котором его участники решали две задачи-головоломки, одну при наличии айфона, другую — при невозможности отвечать на входящие звонки. Во втором случае исследователи позвонили на их телефоны.
Обнаружилось, что участники начинают испытывать тревогу, частота сердечных сокращений увеличивается, когда на их телефоны звонят, а они не могут принять входящий вызов. Соответственно, это влияет на умственные способности при решении тех или иных задач. Разумеется, это не является признаком зависимости, но позволяет проиллюстрировать, как использование телефона влияет на человека.
Кроме того, устройства, такие как компьютер, смартфон и планшет, без которых многие современные люди с трудом представляют повседневную жизнь, оказывают весьма негативное влияние и на организм пользователя. К основным вредным факторам, действующим на организм пользователя компьютера, смартфона или планшета, можно отнести следующие:
– длительное сидячее положение;
– воздействие на организм электромагнитного излучения, исходящего от экрана;
– утомление глаз и большая нагрузка на зрение;
– перегрузка спины, шеи, суставов кистей рук;
– сильный стресс при потере информации.
Меня заинтересовало то, как часто, для каких целей используют телефон ученики школы и есть ли среди них те, кто испытывает на своем самочувствии его влияние. Я провёл анкетирование среди учащихся школы, в которой я учусь (результаты опроса представлены ниже на диаграммах). В опросе приняли участие 93 человека (учащиеся пятого, шестого, седьмого, девятого и десятого классов).
Из них: 98 % имеют телефон, соответственно у 2 % телефона нет. 46 % из числа опрошенных используют телефон как для учебных целей, так и для игр и развлечений, 22 % — только для подготовки к занятиям, 25 % — только для игр и развлечений, 7 % дали другой ответ (рис. 1).
50 % респондентов ответили, что используют телефон в течение дня 1–2 часа, 25 % — 2–3 часа, 20 % — от получаса до 60 минут; были и другие варианты ответа, но они оказались менее популярными (рис. 2). У большинства опрошенных (57 %) имеется контроль со стороны взрослых, у 29 % контроль отсутствует, у 14 % — осуществляется иногда. 44 % респондентов редко испытывают влияние телефона на своем самочувствии, 39 % — не испытывают вообще, иногда — 12 %, часто — 5 % (рис. 3).
Рис. 1. Цель использования телефона
Рис. 2. Продолжительность использования телефона в течение дня
Рис. 3. Ощущение влияния на самочувствии
Поскольку наиболее значимой проблемой для школьников я считаю ту, что общение через интернет мешает личным встречам, я постарался ответить на вопрос, как сделать так, чтобы общение через интернет им не мешало.
Чтобы избавиться от зависимости от устройств, нужно постараться найти себе хобби, к примеру, начать заниматься спортом или больше времени проводить со своими друзьями.
Стоит попытаться найти положительную мотивацию и вдохновение от попытки улучшить жизнь, постараться проявить находчивость и креативно подойти к решению этой проблемы. Например, поспорить с другом, кто дольше продержится без использования мобильного устройства.
- Вершинин Алексей Евгеньевич, Авдонина Любовь Александровна Влияние сотовых телефонов на здоровье человека // Вестник ПензГУ. 2015. № 3 (11).
- Прохорова А. И. Влияние мобильного телефона на здоровье человека // Инновационная наука. 2018. № 1.
- Вред современных технологий 21-го века // Яндекс.Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/healthsoul/vred-sovremennyh-tehnologii-21go-veka-5be6ffbe0a47b500aab013bf (дата обращения: 18.11.2019).
Источник: moluch.ru