В каком году был телевизор квн

Сегодня на дворе 2001 год. Сегодняшний КВН так же не похож на КВН почти 40-летней давности, как непохожи первые телеприемники с линзой на современные «SONY» и «РANASONIC» с плоским экраном, квадрозвуком и прочими прибамбасами. И все же. С чего все началось?

1956 год. Как гром среди ясного неба XX Съезд КПСС. Разоблачен культ личности Сталина. Еще нет «Таганки» и «Современника», еще не звучат из всех окон песни Окуджавы и Высоцкого, но в стране уже повеяло свободой. Москва становится столицей Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Юные головы уже полны счастливыми надеждами, творческими прожектами, гениальными идеями.

1957г.

Сергей Муратов: На комсомольском собрании я встал и сказал: «Приближается фестиваль молодежи и студентов в Москве, а у нас на телевидении даже нет редакции, которая бы занималась программами для молодых!» Все дружно согласились, что такая редакция нужна: «Вот ты этим и займешься». Я и занялся. Так возникла редакция «Фестивальная».

А вы знали, что КВН изначально это не программа по телевизору, это сам телевизор?

Именно в это время я услышал о Мише Яковлеве, инженере электролампового завода. Мне сказали, что он сочиняет фразы. Что значит «фразы»? Ну, например: «У меня перестал болеть зуб, и я спокойно слез со стены». Меня поразил этот жанр.

Я решил: такой человек обязательно должен участвовать в телевизионных затеях.

Альберт Аксельрод: Вообще все это затеял Сергей Муратов.

Сергей Муратов: Все это придумал не я. Дело в том, что незадолго перед тем я познакомился с режиссером из Чехословакии Станиславом Страдом. Он рассказал, что ведет самую популярную в стране программу «ГГГ» -«Гадай, гадай, гадальщик». И мы придумали схожую по жанру и названию игру — «Вечер веселых вопросов». Так что славная традиция заимствовать телеидеи заложена была нами.

Михаил Яковлев: Первый сценарий «ВВВ» написали мы с Андреем Донатовым весной 1957 года. Редактором был Муратов, а ведущими — популярный композитор и замечательный острослов Никита Богословский и молодая актриса Маргарита Лифанова.

Отбирая для передачи номера студенческой художественной самодеятельности, мы впервые увидели тогда еще студента медицинского института Альберта Аксельрода и тогда еще студента факультета журналистики МГУ Марка Розовского. Увидели и сразу же в них влюбились. Было решено, что Богословский и Лифанова проведут только первое отделение передачи, создадут своеобразную рекламу «ВВВ». Вести второе отделение предоставили Аксельроду и Розовскому.

Марк Розовский: Замысел был такой: все входные билеты разрезались зигзагом пополам и тасовались, чтобы зрители искали свою «половину». И вроде бы мы с Аликом случайно нашли друг друга. Но я свой билет от волнения потерял и схватил какой-то другой. Мы перед камерой их сдвинули — не сходится! Короче, началось с маленького кикса.

Но прошло блестяще.

Альберт Аксельрод: Можно сказать, что в истории телевидения произошел знаменательный факт: впервые микрофон оказался в руках не только не профессионалов, но людей, официально ни за что не отвечающих. Передача произвела фурор. Родилась первая советская викторина.

Телевизор «КВН-49»: почему он действительно эпохальный? #87 Предметные истории

Ксения Маринина: До какой степени тогда выверялось каждое слово — сейчас невозможно вообразить. Хорошо помню одного диктора, которого в момент уволили за нечаянную оговорку. Эфир был только прямой. Если бы ведущий что-то ляпнул — нам всем не сносить головы.

Сергей Муратов: Это был дебют для всех. Игра шла не с командами, как позднее в КВНе, а со зрителями. Совершенно случайные люди вызывались на сцену при помощи разных трюков. Скажем, ведущий выстреливал в зал парашютиком — на кого опустится, тот выходит. Зрители впервые стали действующими лицами.

И не только те, кто в зале, но и сидящие у телевизора.

Михаил Яковлев: На первом эфире мы предложили: кто первый привезет три вещи: 7-й том Джека Лондона, фикус в горшке и черепаху, — тот победитель.

Сергей Муратов: Не черепаху, а керосинку. Приготовили три приза, а приехало человек двадцать. Пришлось как-то выходить из положения. На этих конкурсах с приездами мы и подорвались в третьей передаче.

Конкурс, из-за которого все произошло, был придуман Богословским еще во время подготовки второй программы: наградить того, кто руководствуется народной мудростью «готовь сани летом». Но приехать в тулупе, валенках и ушанке даже летом несложно. Найти самовар тоже не проблема. А мой приятель из Чехословакии предупреждал, что у них был печальный опыт с легким заданием для зрителей.

И я, предвидя будущие неприятности, тут же отмел идею Никиты Владимировича. Передача прошла без этого конкурса. А дальше я, как назло, уехал из Москвы в командировку.

Михаил Яковлев: Вдруг накануне эфира выясняется, что по какой-то причине сорвался центральный конкурс с приездом. И тут кто-то вспомнил о несостоявшемся замысле с шубами. Чтобы усложнить задание, мы ввели дополнительное ограничение: привезти с собой номер газеты от 31 декабря прошлого года. Но, объявляя условия конкурса, Богословский об этом ограничении забыл.

Ксения Маринина: Эта злополучная передача шла на третий день моей работы программным режиссером. В моем распоряжении был резерв — художественный фильм на случай нарушения хода трансляции. За него отвечал мальчик с ключами от сейфа. Но у него в тот вечер было свидание. Подходит он с жалобным лицом и говорит: «ВВВ — передача на целый вечер.

Можно мне уйти?» Я отпустила влюбленного мальчика, а он увез с собой ключи от сейфа.

Марк Розовский: И тут выходит Никита Владимирович Богословский и выдает конкурс, которого, как потом говорили, в сценарии не было. Надо было приехать в шубе и валенках. А уж валенки в нашей державе. Может, один Никита Владимирович их и не носил.

Михаил Яковлев: И началось. Больше всего были изумлены работники ГАИ: непонятно, почему в сентябре при теплой погоде, часов в восемь вечера в сторону Университета на Ленинских горах вдруг устремились толпы людей на велосипедах, на мотоциклах, в частных машинах, в такси, и все одеты по-зимнему!

Альберт Аксельрод: А вход в высотное здание МГУ только по удостоверениям. Об этом тоже как-то не подумали, когда предлагали конкурс. И вот началось столпотворение: приехавших не пропускают, всем жарко, каждый хочет быть первым.

Марк Розовский: Сначала мы очень веселились. Помню, одним из первых вбежал летчик из Норильска в унтах. Зал ему аплодировал, кричали, что надо дать премию. Но потом началось что-то несусветное. Толпа заполнила зал, ворвалась на сцену. Милиционеров у входа просто смели.

Кто-то ухватился за заднюю кулису, и она сорвалась.

Михаил Яковлев: Прорвались с выкриком: «Нас пригласил Богословский. » Когда на сцене стали появляться эти энтузиасты в шубах и валенках, со своего места вдруг встал секретарь комсомольской организации МГУ, красивый крепкий парень, и зычно провозгласил: «Комсомольцы, ко мне!» В ответ поднялась добрая половина зала, ребята ринулись на сцену восстанавливать порядок.

Ксения Маринина: Смотрю на мониторы — ничего не понимаю. Вижу ужас на лице Богословского, вижу, как на сцену врываются люди с самоварами, орут, толкаются — жуткое зрелище. Я прервала трансляцию, но резервного фильма то уже не было. И весь оставшийся вечер эфир был пустым. Как при путче.

Еще по теме:  Что такое life zoom на телевизоре

Никита Богословский: Нам с Севой Ларионовым пришлось уходить через какие-то двери с другой стороны, чтобы не быть растерзанными.

Из архивов ЦК КПСС: «Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения. Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н.С.Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа. «

Никита Богословский: Некоторое время после скандала было тревожно: посадят, не посадят. Снять то меня было неоткуда, разве что пожаловаться в Союз композиторов. Но радости, конечно, было мало. Но в общем-то я ко всему отнесся с юмором.

Марк Розовский: И все-таки мы считаем, что победили в этой истории. Диссидентами мы не были. Но сколько ни говори, что передача была шутливая, развлекательная, — это был маленький глоток свежего воздуха, прорвавшегося на ТВ.

Сергей Муратов: Ксения Маринина, которой ничего другого не оставалось, воспользовалась на той передаче единственной заставкой, бывшей у нее под рукой: «Перерыв по техническим причинам». Зрители решили, что это очередной розыгрыш: «Знаем мы ваши технические причины!» Долго хихикали. Но надпись все стояла. Последняя невольная шутка ВВВ. Перерыв «по техническим причинам» длился четыре года.

Михаил Яковлев: За это время образовалась новая молодежная редакция с новым составом. И вот однажды Елена Гальперина, энтузиастка этой новой редакции, нам сказала: «Ребята, не сделать ли нам что-то в духе ВВВ?»

Сергей Муратов: Я говорю: «Лена, ты что забыла, чем кончается этот дух?» — «Ничего, — отвечает Лена, — беру ответственность на себя». Ах, на себя. И мы собрались у Миши Яковлева на проспекте Мира. Опять втроем: Алик Аксельрод, Миша и я. Тогда и родился КВН. Нам хотелось, чтобы имя новой игры было сугубо телевизионным, а КВНом называлась тогда марка тогдашних телевизоров — солидных ящиков с крохотным экраном.

На фото: Отцы КВНа: М. Яковлев, А. Аксельрод, С. Муратов. Вместе с ними в студии редактор Е. Гальперина

по материалам статей к книге «Мы начинаем КВН».

КВН-история:

  • С чего все начиналось.
  • Старый КВН. 1961-71гг.
  • Как это все опять начиналось. 1986г.

Источник: kvn.ru

КВН-начало. Кто и как открывал Клуб весёлых и находчивых

55 лет назад, 8 ноября 1961 года вышла первая юмористическая передача КВН, которая целое десятилетие была одной из самых популярных на довольно унылом советском телевидении, а потом была на 15 лет закрыта по соображениям цензуры и возобновилась только в годы перестройки и гласности.

Детище хрущёвской оттепели

Первые юмористические программы на советском телевидении стали появляться уже в 1950-е годы. Прообразом КВН-а стала передача «Вечер весёлых вопросов», организованная журналистом Сергеем Муратовым по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик».

Телезрители в борьбе за призы должны были с юмором отвечать на вопросы ведущих — можно сказать это был первый «интерактив» в отечественном «зомбоящике». Передача шла в прямом эфире (опять же неслыханное дело для тех лет), но век её был недолог: всё сломалось неожиданным образом. На третьей передаче, транслировавшейся летом, был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках и с газетой за 31 декабря прошлого года. Но ведущий передачи, композитор Никита Богословский, по рассеянности забыл упомянуть о газете и потому в студию приехали и ворвались в студию толпы людей, смявших дежурных милиционеров на входе. Трансляцию этого «штурма» сразу же прекратили, а передачу прикрыли по закрытому постановлению самого ЦК КПСС.

Лишь через четыре года создателю «Вечера весёлых вопросов» Сергею Муратову удалось добиться выхода в свет новой программы — того самого КВН в формате соревнования двух студенческих команд. Первым ведущим КВН стал Альберт Аксельрод, в дальнейшем ставший как врачом-реаниматологом так и режиссёром театра и телевидения. В 1964 году он вместе с Муратовым покинул программу и с тех пор ведущим стал Александр Масляков, в те годы — студент МИИТ.

Финал сезона 1965-го года

Разумеется, даже в «оттепельные» 1960-е никак нельзя было шутить ни про первых лиц партии и государства, ни про коммунистическую идеологию, но совсем обойтись без иронии над теми или иными проявлениями советской действительности — например, того же вечного дефицита и ненавязчивого сервиса всё равно никак не получалось, а потому цензурный пресс на КВН год от года только усиливался. С какого-то момента передачи стали передавать не в прямой трансляции, а в записи и сомнительные с идеологической точки зрения шутки вырезали. Студентов даже заставляли бриться, чтобы наличие бороды не создавало ненужных аллюзий с Карлом Марксом или Фиделем Кастро. Но и в кастрированном виде передача продолжала раздражать тогдашнего руководителя советского телевидения, известного реакционера Сергея Лапина и всесильный КГБ. В конце-концов в 1971 году КВН просто закрыли на 15 лет — до 1986 года, когда над страной вновь подули ветры перемен.

KВН : как это начиналось (1961-1972)

Другие мои, кто-нить помнит из вас, что такое настоящий КВН? Помните хоть, как расшифровывается аббревиатура? Совершенно верно, «клуб веселых и находчивых».

Изначально — именно находчивых. Соревнования студенческих команд, оттачивающих чувство юмора, как сказали бы сейчас, в он-лайне. На сцене студенческих домов культуры и в прямом телевизионноим эфире.

Кстати, и аббревиатура-то с телевидения. Названия телевизорам на заре телевизионной эры давали, как самолетам (ILYUSHIN-62, TUPOLEV-154), по именам конструкторрв. Первый телевизор в СССР, КВН-49, создавался в 1949 году ленинградскими конструкторами Кенигсоном, Варшавским, Николаевским. В народе название сподобились расшифровывать так: купил, включил, не работает. Что не удивительно: собирали его уже не в городе Петра, а на родине опричников — в Александровской Слободе.

Некоторые из моих френдов еще помнят эту штуковину (выпускалась она до 1962 года). Во всяком случае когда я первый раз привел к Андрею Бильжо в клуб «Петрович» Машу Максимову и она увидела там телевизор КВН-49 (с приставной глицериновой линзой для увеличения экрана), поэтесса вспомнила, что в детстве у нее дома тоже такой стоял.

Так вот, студенческий КВН как раз и появился тогда, когда в каждом (или далеко не в каждом — ходили в гости «на телевизор»!) доме стоял КВН-49. Появился студенческий КВН в 1961 году. Предварительной записи студенческих встреч не было. Видеомагнитофоны, даже студийные, оставались непозволительной роскошью.

КВН был ярким зрелищем прямого эфира, наполненным экспромтом, бойким словом и искрометным юмором. Впрочем, и такой вид соревнований, как «домашнее задание», тоже присутствовал.

Не знаю, писали сатирики специально для КВН или студенты выдергивали цитаты, но знаменитая фраза Григория Горина «рояль в кустах» пошла в народ именно со сцены Телевизионного театра на площади Журавлева («Останкина» еще в помине не было). Кстати, Телевизионный театр — это бывший Дом культуры МЭЛЗ (Московский электроламповый завод, на станции «Электрозаводской», естественно). Если я не ошибаюсь, фраза про «рояль в кустах» прозвучала в домашнем задании Горьковской команды КВН, с финала сезона 1965/66 годов.

Еще по теме:  Как настроить каналы вручную на телевизоре

С закатом Хрущевской оттепели начался закат эпохи КВН. Сатира и свободомыслие уже были не в чести. Передачи стали предварительно записывать, потом — кромсать, а такие элементы соревнования, как «приветствие команд», «домашнее задание» стали проходить жесткую предварительную цензуру.

Начиналась эпоха застоя, в которую КВН уже не вписывался. Последним (перед похоронами КВН) был финал 1971/72 годов. Как-то так вышло, что в финал в тот год пробилась команда еще не уехавших одесских евреев (что не удивительно) и команда башкир (что было весьма удивительным). Поэтому результат финала был предопределен заранее — одесситы (команда Одесского института народного хозяйства) победила уфимскую (команду Башкирского университета) с разгромным счетом.

В 1972 году КВН был официально закрыт по всей стране специальным закрытым постановлением ЦК КПСС. Помню, отец моего однокашника по журфаку МГУ, Оськи Гальперина, руководивший региональной журналистской организацией и читавший не только газету «Правда», говорил мне осенью 1972 года об этом так:

— Сегодня в «Правде» между строк окончательно похоронили КВН!

КВН умирал долго и мучительно, в конвульсиях, оживая лишь раз в году, 1-го апреля. Именно в этот день участники последнего финала проводили свои «Юморины»: одесскую «Юморину» и ту, на которой соревновались студенты уфимских вузов, осколки уфимской сборной.

Связывает ли что-нибудь нынешний шоу-бизнес под названием КВН с соревнованием студенческих команд шестидесятых годов? Пожалуй, ничего не связывает, разве что Масляков. Правда, из пребывавшей долгие годы в летаргическом сне одесской команды (окуклившейся «Юморины») потом вылупилась команда одесских джентльменов, но где теперь джентльмены и где КВН?

Чемпионы КВН (1961-1972)

1961/1962 — Московский инженерно-строительный институт (МИСИ)

1962/1963 — Московский физико-технический институт (МФТИ)

1963/1964 — Московский горный институт (МГИ)

1964/1965 — Команда КВН г.Фрязино (Московская обл.)

1965/1966 — Команда КВН г.Горький

1966/1967 — Команды КВН г.Одесса и Московского медицинского института

1967/1968 — Команда КВН г.Баку

1968/1969 — Рижский институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА)

1969/1970 — Команда КВН г.Баку

1970/1971 — Белорусский политехнический институт (БПИ)

1971/1972 — Одесский институт народного хозяйства (ОИНХ)

Источник: dandorfman.livejournal.com

Телевизор квн с линзой с водой

Фотосайт о художественной фотографии

Творческий путь художника Георгия Семёновича Шелманова начался довольно поздно. Родившись в 1914 году, Шелманов лишь в 1950-м закончил Московский государственный художественный институт В. И. Сурикова. Вернувшись с фронта, он решил, что послевоенное время станет началом его новой жизни. Художник стремился показать и прошлое, и настоящее нашей страны.

Если дипломной работой стало полотно «Товарищ Сталин в подпольной типографии», то в дальнейшем большинство его картин посвящено быту советских людей. Одной из них стала «У телевизора. Новая передача», разошедшаяся по всей стране в виде художественной открытки.

На картине большая советская семья собралась перед массивной коробкой телеприёмника. Свет с экрана озаряет лица, взгляды которых впиваются в экран. На лицах детей ощущение чуда, да и по взрослым заметно, что сейчас их вряд ли оторвёшь от просмотра. Даже пожилая женщина, которую уже вряд ли трогают технические новинки, не остаётся равнодушной к происходящему на экране.

Перед нами всеобщая точка притяжения первой половины 1950-х годов – телевизор. Сейчас сохранившиеся аппараты тихо помалкивают в музейных витринах и на полках у коллекционеров. Включи сохранившийся аппарат, и экран снова загорится магическим светом. Правда, уже ничего не покажет. Просто потому, что теперь у нас просто нет аналогового вещания, под которое проектировали первые советские телевизоры, среди которых особое место отводится приёмнику марки «КВН».

Разработка телевизионного стандарта

«КВН» нельзя назвать первым советским телевизором. Ведь телевещание в Советском Союзе началось задолго до Великой Отечественной войны. Первым внедрили механическое телевещание. «С 1 октября в Москве, впервые в СССР, начинаются регулярные передачи движущихся изображений (телевидения) по радио.

Передачи организованы Московским радиовещательным узлом НКПиТ под руководством ВЭИ и будут происходить через радиостанцию МОСПС (волна 379 м) ежедневно с 24.00. до 0.30», — сообщал читателям в 1931 году первый октябрьский выпуск газеты «Известия». За образец приняли германский стандарт механической развёртки на 30 строк при кадровой частоте 12,5 кадров в секунду.

Понятное дело, что для просмотра телепередач требовался телеприёмник. Им стал первый советский серийный телевизор «Б-2», позаимствовавший для названия первую букву своего изобретателя – инженера А.Я. Брейтбарта. Это устройство скорее можно назвать приставкой к радио, так как оно подключалось в разрыв анодной цепи выходной лампы обычного средневолнового приемника.

Размер миниатюрного экрана из 30 строк составлял всего 16×12 мм, но линза увеличивала изображение до 30×40 мм. Ленинградский завод имени Козицкого (в то время носивший имя «Коминтерн») выпустил около трёх тысяч этих телевизоров. С 1937 года производство прекратили, но вещание для успевших купить этот аппарат продолжалось до апреля 1940 года.

Регулярное электронное телевещание в нашей стране стартовало в первый день сентября 1938 года. И тут всё очень зависело от места проживания, потому что стандарт ленинградского телецентра имел разложение на 240 строк, а московский – 343 строки. Поэтому для каждого сигнала требовалась своя конструкция.

Телевизоры «ВРК» (размер экрана 13×17,5 см), принимавшие ленинградский сигнал, распределялись по домах пионеров и дворцам культуры. Для Москвы выпускали телевизоры «ТК-1» (размер экрана 18×24 см), считающиеся первыми электронными телеприёмниками СССР. В их основе использована разработка компании RCA (США). До войны успели произвести около двух тысяч таких аппаратов.

Существовал также телевизор «17ТН-1», который умел принимать сигналы обоих телецентров. Тем не менее, решено было поменять систему вещания на более прогрессивную, используя немецкий стандарт: число строк 441, частота 25 кадров в секунду, чересстрочное разложение. В конце 1940 года принимается соответствующий ГОСТ, а с мая 1941 года телецентр Москвы закрывают на модернизацию, однако переходу на новую систему телевещания помешала война.

Разработка телевизора «КВН»

Несмотря на мировую войну, эволюция электроники шла быстрыми темпами. Поэтому и Советский Союз уже в 1944 году запланировал переход на стандарт разложения 625/50 (из 625 строк, указанных в обозначении, построением изображения заняты только 576). Активно идёт разработка чёрно-белых телевизоров нового поколения. В 1946 году в столице начался выпуск телевизоров «Москвич Т-1», а на заводе им.

Козицкого – «Ленинград Т-1». А ещё через пару лет в Городе на Неве появляется модель «Ленинград Т-2». В чём же тогда приоритет телевизора «КВН»? В том, что именно он стал первым советским массовым телевизором.

Революцию в деле производства телеприёмников произвела команда разработчиков, куда вошли Владимир Кенигсон, Натан Варшавский и Игорь Николаевский. Первоначально предложенная ими модель называлась «Т-1». Её разработка велась на базе Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения, поэтому в создании данного аппарата неоспорим вклад и главного инженера А.В.

Дубинина. В команде за создание приёмника отвечал Владимир Кенигсон, участвовавший в разработке довоенного телевизора «ВРК». Натан Варшавский, работавший инженером по радиотехнике, стал заместителем главного конструктора. До начала работы во ВНИИТ он успел пройти стажировку в фирме RCA, поэтому хорошо разбирался в конструкциях телеприёмников.

Сотрудничество тройки изобретателей распалось в 1952 году, когда в возрасте 49 лет скончался Владимир Кенигсон. Совместное творение разработчиков с конца 1947 года стало выпускаться на опытном заводе ВНИИТ. Оно успешно прошло испытания Межведомственной комиссией во главе с главным инженером Московского телецентра С.В. Новаковским, которая рекомендовала изделие к широкому производству. Первые буквы фамилий создателей образовали аббревиатуру «КВН», а «49» в имени телеприёмника означает год начала массового выпуска.

Еще по теме:  Пульт для телевизора rtv 03 инструкция по применению

Модели телевизора «КВН-49»

Первым выпуск телевизоров освоил Александровский радиозавод. Впоследствии к выпуску подключились такие предприятия, как Бакинский радиозавод, Воронежский завод «Электросигнал», Киевский завод «Маяк», Ленинградский завод «Россия», Московский радиозавод и Новгородский завод «Квант». Несколько моделей появились почти одновременно, так как заводы самостоятельно занимались усовершенствованием производимого устройства.

«КВН-49-1» является изначальной разработкой. В состав схемы входят 16 ламп и кинескопа ЛК-715-А (далее его заменили на 18ЛК1Б). Модель обеспечивала приём трёх телевизионных каналов в ультракоротком диапазоне волн. На экране высвечивалось изображение 140×105 мм. Звук обеспечивал динамик 1-ГД-1 мощностью 1 Вт.

В зависимости от типа электрической сети «КВН-49-1» мог работать от напряжения 110,127 и 220 В. Размеры 380×400×490 мм предусматривали размещение аппарата на столе или тумбе. Из 11 ручек управления четыре размещены на передней панели (контрастность, громкость, фокусировка и яркость, объединённая с выключателем питания). Весил «КВН-49-1» 29 килограмм. Существенной проблемой стал некачественный звук, включавший хрипы и фоновое гудение тока.

Модель «КВН-49-А» разработана в 1948 году и начала производиться серийно одновременно с «КВН-49-1». Больших отличий от предыдущей модели не имела, но при выпуске незначительно доработали электрическую схемы, а внутрь ставили кинескоп 18ЛК4Б. Дефект, сопутствующий фоновому звучанию, устранили, но при этом в звуковое сопровождение стали вклиниваться кадровые синхроимпульсы. Замена типа кинескопа не привела к улучшению, так как на многих аппаратах уже при недолгом использовании возникало ионное пятно, а затем шла потеря эмиссии.

В том же 1949 году начался выпуск модели «КВН-49-Б» (разработка 1948 года). Здесь схема подверглась существенной реконструкции (в числе прочего внедрили диодный дискриминатор, цепочку восстановления постоянной составляющей видеосигнала и минусовую шину смещения). Прекратились посторонние звуки из динамика, а потребляемая мощность снизилась. Изображение обеспечивал кинескоп 18ЛК5Б с ионным уловителем.

В 1952 году специалисты Московского радиозавода предложили значительно изменить схему, чтобы улучшить линейность развёртки по строкам и чёткость изображения на краях экрана кинескопа. Так появилась модель «КВН-49-4» (запуск в серийное производство с 1953 года). Конструкцию покинула ручка регулировки чувствительности. Нельзя говорить о каком-то одном типе кинескопа.

Сначала телевизор комплектовали лучевой трубкой 18ЛК5Б, затем ей на смену пришли 18ЛК7Б и 18ЛК15 с ионным уловителем. Здесь всё зависело от того, какой именно тип сумели доставить на завод снабженцы. Именно модель «КВН-49-4» и стала самой массовой для телевизора «КВН». Специалисты подсчитали, что четыре завода-производителя до 1962 года включительно выпустили примерно 1 300 000 штук «КВН-49-4».

Стоит отметить и две малотиражные модели. «КВН-49-4А», выпускавшийся с 1954 года, является детищем ещё одной модернизации. Изменилась электрическая схема и тип лучевой трубки. Но тот же завод при этом не останавливал производство стандартного «КВН-49-4». Ещё в одной модели, получившей название «КВН-49-М», количество ламп увеличили до семнадцати.

Для повышения напряжения анода кинескопа переработали блок строчной развёртки. Размер изображения используемой лучевой трубки 23ЛК1Б составлял 180×135 мм. Встречался и кинескоп 23ЛК1Б, обеспечивающий изображение 180×140 мм, который разработали уже для телевизоров следующего поколения. Общее количество телевизоров «КВН» всех моделей приближается к двум миллионам экземпляров (по другим сведениям, произвели более 2,5 миллиона таких телевизоров).

Телевизор «КВН-49» в эксплуатации

Первые телевизоры данного типа имели государственную цену 1200 рублей, а после модернизации стоимость снизили до 900 рублей. Учитывая, что инженер высшей категории тогда получал примерно шестьсот рублей в месяц, покупка телевизора была очень существенной для семейного бюджета.

На начальном этапе заводы не могли обеспечить пайку высокого качества, поэтому контакты на плате частенько размыкались, и телевизор переставал показывать. Из-за этого аппарат получил шуточную расшифровку аббревиатуры «Купил — Включил — Не работает» (или как вариант «Крутанул — Вертанул — Не работает»). Но, как отмечают мастера, если вручную пройтись по контактам, фиксируя хорошей пайкой ненадёжные места, проблемы в работе не исчезали на долгие годы. Однако мастера были не в каждой семье, поэтому зародилась традиция осторожно постукивать по стенке телевизора, ведь иногда это помогало ему включиться или вернуть чёткость изображения. От «КВН» такой способ «починки» перешёл и на другие советские телевизоры, появившиеся намного позже.

Разумеется, коллективный просмотр при столь маленьком размере экрана был затруднён. Для увеличения размера изображения использовалась дополнительная линза. Она походила на плоский аквариум, так как внутри была пустой. Её заполняли водой (рекомендовалась дистиллированная) или глицерином.

Заставшие «КВН» в эксплуатации вспоминают различные забавные случаи, связанные с этой линзой. Например, в неё заливали воду вместе с декоративными живыми рыбками, превращая в оригинальный аквариум. Просмотру это, конечно же, не помогало, но выглядело забавно (особенно, если не забывать, что телевизионное изображение было чёрно-белым).

Линза ещё и защищала от излучения электромагнитного поля, так как лучевая трубка сильно фонила (защитные экраны использовали, кстати, даже работавшие в начале 1990-х гг. с персональными компьютерами, изображение с которых выводилось на ЭЛТ-монитор). Поэтому передачи лучше было смотреть, соблюдая дистанцию, а не уткнувшись в малюсенький экранчик. Да и засиживаться долго было вредно для глаз ещё и по другой причине. «КВН-49» имел частоту кадров всего 50 Гц (у современных аппаратов она вдвое выше).

Большинство населения Советского Союза в бедные послевоенные годы не могло позволить себе покупку столь дорогого устройства. Однако выход был в коллективном хозяйстве. Телевизоры взяли на вооружение домовые комитеты, чьей задачей была обязанность по проведению работы с привлечением актива жильцов и в контакте с общественными организациями. В выделенном домкому помещении устанавливали купленные на общественные средства телеприёмники, и совместные просмотры устраивали для всего двора. Как и в довоенное время, телевизоры распространялись по домам пионеров, дворцам культуры, ленинским комнатам заводских и фабричных общежитий.

Но уже спешили на смену другие модели с большим размером экрана. Тот же Александровский радиозавод прекратил производство «КВН-49» с 1962 года, так как здесь начали выпускать унифицированные телевизоры типа «Рекорд». Когда же был выпущен последний «КВН»? Точный ответ вряд ли кому известен. Например, газета «Крымская правда» указывает, что «КВН-49» выпускали до 1967 года.

Большинство аппаратов безвестно сгинуло. Тем ценнее оставшиеся в строю. Цена рабочего телевизора хорошего состояния в заводской комплектации и с документами доходит до 100 000 рублей. Другое дело, что такую степень сохранности найти практически невозможно, ведь ряд радиодеталей давно выработал свой ресурс. Например, высыхают конденсаторы.

Поэтому большинство живых телеприёмников – это экземпляры, заботливо собранные из нескольких доноров, найденных в различных уголках огромной страны. Остаётся лишь с теплом вспоминать, насколько глубокий след оставил этот аппарат в советской послевоенной культуре. Даже реинкарнация передачи «Вечер весёлых вопросов» именно в честь марки телевизора обрела название «КВН» (хотя практически сразу ей придумали расшифровку-обоснование «Клуб весёлых и находчивых»), под которым она выходит в эфир и сейчас.

Источник: photogeos.ru

Оцените статью
Добавить комментарий