Давыдова А. А., Макаренко Т. А. Влияние телевидения на духовно-нравственное воспитание современных детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 140–142. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771043.htm.
Аннотация. Авторы поднимают тему о влиянии телевидения на формирование нравственности у детей. В статье даны данные анкетирования родителей с целью изучения их отношения к просмотру детьми телевизионных программ. Итог показал, что родители считают, что не нужно запрещать смотреть ТВ, но необходимо его лимитировать.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, телевидение
Полный текст статьи
Телевидение полностью поглотили жизнь современного человека. Без него мы уже не представляем себе семейных вечеров после работы, выходных и праздников. Исследование И.А. Полуэхтовой показывают, что 90% населения смотрит телевизор каждый день. В среднем на просмотр уходит до четырех часов в сутки.
Сегодня телевидение и интернет заменило общение, чтение книг, времяпрепровождение с друзьями и родными. Большинство людей рассматривают телевидение как передатчика информации и одновременно средство для развлечения [2].
Вред и польза телевидения для детей! Валид Фатихи.
Современные дети, предоставленные сами себе, с самых малых лет находятся в зависимости от всевозможных гаджетов, телепрограмм и мультфильмов. Многие родители, из-за недостатка времени или банального нежелания проводить время со своим ребенком отдают его на «воспитание» телевизору. Профессор Института психологии им. Л.С.
Выготского Анна Прихожан считает, «что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счет уровня криминальных сюжетов. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни» [3].
Как отмечают некоторые исследователи, огромный вред приносят не столько явные сцены жестокости и насилия в боевиках, сколько бесконечные ток-шоу. В них муссируются подробности человеческих отношений и поощряются агрессивные выражения у присутствующих в студии: крики, ругательства, оскорбления. «В результате, — утверждает профессор, доктор педагогических наук Марина Скуратовская, — у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно» [4].
С целью изучения родительского мнения по поводу просмотра их детьми телевизионных программ, было проведено анкетирование родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого была создана анкета из пяти вопросов и разослана в группы Wat’sApp. В опросе участвовали 27 родителей. Вопросы были следующие:
1. Устраивает ли Вас детский контент на телевидении? Если нет, то что бы хотелось изменить?
2. Ограничиваете ли вы своего ребёнка в просмотре телевизора? Если да, то какие передачи разрешаете ему смотреть?
3. Что в целом думаете о современных мультфильмах и фильмах для детей? Как они, на Ваш взгляд влияют на подсознание ребёнка?
Как телевидение влияет на мозг?
4. Что Вы думаете о том, что дети смотрят слишком много взрослых передач, где часто фигурируют насилие, нецензурная брать и т.д.?
5. Как уберечь ребёнка от взрослого контента на телевидении? Что лично Вы предпринимаете по этому поводу?
После обработки результатов выяснилось, что 70% родителей недовольны качеством детского контента на телевидении, считая, что современные мультфильмы слишком агрессивны, непонятны и направлены не на развитие детей, а только на их развлечение, но при этом они не ограничивают своих детей в просмотре программ. При ответе на последний вопрос 60% респондентов утверждали, что ограничивать ребенка и объяснять ему, что можно и полезно смотреть, а что нельзя просто необходимо.
Остальные 40% родителей ограничивают своих детей от излишнего влияния телевидения, позволяя им смотреть его лишь n-ное количество времени и тщательно выбирая, какие именно передачи будут допущены к просмотру. Удивительно, что только 20% из опрошенных сказали, что стараются всегда смотреть телевизор вместе со своими детьми и, таким образом, больше проводить с ними времени. Эти же родители утверждали, что ограничивать детей от каких-либо программ бессмысленно, ведь они все равно найдут способ их посмотреть. Лучше просто разнообразить их досуг.
Итак, после анализа результатов выяснилась очень неоднородная картина. 70% респондентов недовольны качеством детского контента, но никак не влияют на то, что смотрит их ребенок, те же семьдесят процентов считают, что ограничивать детей можно и нужно. И лишь двадцать процентов из числа опрошенных пытаются приучить своих детей к правильным передачам посредствам совместного их просмотра. Получается, что проблему детского телевидения осознают все родители, но правильно борются с ней единицы.
Сьюзен Джонсон, изучающей взаимодействие мозга и телевидения, считает, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка — тихое общение с матерью или отцом».
Так же Марина Скуратовская отмечает, что с широким распространением телевидения и интернета связана проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребенка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребенка [4].
Несомненно, проблема нравственного воспитания лежит на социуме и, в первую очередь, именно ближайшее окружение дает основы нравственного поведения ребенка [1,5]. Несомненно, интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. В данном информационным контексте взрослые перестают быть авторитетным источником знаний для ребенка. В результате часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью.
Список литературы
1. Макаренко Т.А. Применение проектов в воспитательной работе со школьниками с целью формирования нравственных качеств // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. — 2014. С. 514-518.
2. Полуэхтова Ирина Анатольевна Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян // ЗПУ. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-v-obschestvennom-mnenii-i-povsednevnoy-zhizni-rossiyan (дата обращения: 13.04.2017).
3. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста (Электрон. данн.) / Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 1(9). URL: http://psystudy.ru.
4. Скуратовская М.Л. Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков http://lazarev.org/ru/interesting/full_news/vliyanie_televideniya_i_interneta_na_razvitie_detej_i_podrostkov
5. Товарищева Ф.Д., Макаренко Т.А. Философско-антропологический подход к теории нравственного воспитания старшеклассников // Наука и школа. 2012. № 6. С. 133-135.
Источник: e-koncept.ru
Как гаджеты влияют на детский мозг и развитие ребенка
Как гаджеты влияют на детский мозг и развитие ребенка
21.03.2022 2508
Главный детский невролог Москвы Татьяна Батышева рассказала, сколько можно смотреть мультики в зависимости от возраста ребенка.
О вреде смартфонов мы все слушали. Но часто пренебрегаем советами и даем гаджеты малышам в тот момент, когда нам некогда. Или нет сил отказать в просьбе посмотреть мультики, нет времени уделить ему внимание, поиграть или прочитать сказку.
Маленькие дети быстро привыкают к такому виду досуга. Современные малыши управляются с гаджетами лучше, чем с карандашами и красками. Не умея читать, четырехлетние крохи, запросто устанавливают на телефон новые приложения. Но гордиться такими навыками не стоит, считает Заслуженный врач РФ.
Дети до 2 лет не должны подвергаться воздействию любого типа экрана (смартфоны, планшеты и мониторы компьютеров). Для детей в возрасте 2-4 лет экранное время ограничивается максимум одним часом в день, а для детей 5-10 лет — не более двух часов в день. Это выводы недавнего исследования Индийской академии педиатрии.
Зарубежные коллеги выявили четкую связь между увеличением количества проблем с физическим здоровьем, эмоциональным состоянием детей и популярностью гаджетов.
Моя практика невролога тоже подтверждает: чем больше малыш с рождения общается с цифровыми устройствами в ущерб реальной жизни, тем выше риски.
Как смартфоны влияют на детей
Регулярное использование гаджетов угнетающе действует на отделы мозга, отвечающие за образование новых нейронных связей.
— Ребенок может испытывать трудности с запоминанием фактов,
— труднее долго фокусироваться на одном предмете,
— ему сложнее испытывать эмоции.
А развивающий эффект даже самых умных добрых мультиков и приложений в раннем возрасте практически стремится к нулю, таковы особенности детского мозга.
Как сократить вред гаджетов для детей
1. Признайтесь себе: вы сами готовы к тому, чтобы выключить телевизор? Если мультики нужны прежде всего вам, взрослым, как передышка, то не стоит перекладывать ответственность на ребенка. Дело не в нем.
2. Введите ограничения, режим просмотра. Решите, сколько времени можно смотреть мультики за один раз, сколько раз в день? Расскажите ребенку о новых правилах и соблюдайте их очень педантично. Не ругайтесь, не обставляйте ситуацию как наказание. Лучше спокойно, но твердо объясните, что так — полезно для него самого.
3. Смиритесь с тем, что поначалу ребенок будет устраивать истерики, торговаться. Это не будет вечно. Не вступайте в споры, просто переждите.
4. Очень важный момент и, возможно, самый сложный: дайте ребенку альтернативу. Да, детям, которые не проводят время у экранов, нужно гораздо больше внимания на первых порах. Очень часто, если с самого детства с ними не играли, не читали, а включали гаджеты, они не умеют себя занять. У этих ребят слабо развито воображение, они с трудом общаются. И начинать придется буквально с азов.
5. Вам нужно будет показать, как играть, как рисовать и лепить, как замечать что-то интересное на простой прогулке. Это огромная внутренняя работа — и для ребенка, и для вас как личности.
⠀
Постепенно, когда ребенок освоит новые сценарии поведения, а гаджет не станет единственный легким ответом на вопрос, чем заняться, он начнет сам организовывать свое время. И это станет навыком, очень полезным в школьном возрасте и во взрослой жизни.
⠀
Именно сейчас в детстве вы можете научить ребенка строить собственный мир, быть творческим человеком, который использует гаджеты для своей пользы, а не зависит от них.
Источник: www.medargo.ru
«Влияние телевидения на развитие детей»
Как правило, ребята смотрят развлекательные фильмы, программы и мультфильмы. Такие неконтролируемые взрослыми просмотры нередко портят детей и приводят к нежелательным последствиям:
12 ноября 2021 Орел Мария Витальевна
Содержимое публикации
Памятка для родителей:
«Влияние телевидения на развитие детей»
Как правило, ребята смотрят развлекательные фильмы, программы и мультфильмы. Такие неконтролируемые взрослыми просмотры нередко портят детей и приводят к нежелательным последствиям:
Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми;
Под влиянием поведения и действий героев фильмов слабеет собственная энергия и творческая сила ребенка;
При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению;
Со временем в детском характере появляются ложь и скрытность, ребенок привыкает к пустому проведению времени и сидению перед экраном телевизора;
Итак, остановимся на некоторых рекомендациях о том, как привлечь телевидение на пользу детей:
Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для воспитания ребенка;
Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины;
Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья;
Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.
МАДОУ д/с «Теремок»
Ответственный по ОПР
Источник: www.art-talant.org