Жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми.
При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад.
Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию.
Телевизор. Влияние на развитие маленьких детей. Плюсы и минусы, советы.
Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности.Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект.
Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему.
Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить.
Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни.
Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать.
Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Дети, воспитываемые телевизором, плохо выражают свои мысли, речь их бедна и однообразна, словарный запас мал. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.
Влияние телевизора (Как телевидение влияет на мозг?) — Роман Головин
У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.
Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.
Пути решения проблемы
Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.
— Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.
— Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.
— Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.
— Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.
— Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.
— Играйте с ребенком в подвижные игры.
Итак, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их.
Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной.
Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
Источник: www.prodlenka.org
Влияние телевизора на развитие детей
В последние несколько десятилетий телевизор стал неотъемлемой частью нашей жизни. С рождения ребенок уже с ним знаком. Большинство родителей используют телевизор, как фон для своих повседневных занятий. Во многих семьях он включен постоянно: и когда ребенок спит, и когда бодрствует. С возрастом многие родители не контролируют просмотр телевизора своими детьми, не зная, что это плохо для ребенка.
Как же влияет телевизор на развитие ребенка?
До трех лет вообще недопустимо ребенку смотреть телевизор и даже находиться близко с ним. В это время ребенок активно познает мир, все, что он увидит и услышит, откладывается в его памяти и отражается в дальнейшем на его поведении и отношении к миру. Когда ребенок еще лежит в кроватке, ему необходимо спокойствие и тишина.
Резкие звуки, мелькание, яркий свет из телевизора могут сделать ребенка нервным, раздражительным. Он будет вздрагивать и всего бояться. Но и с шести месяцев, когда малыш уже осознанно реагирует на предметы и звуки, когда его привлекают яркие картинки, тоже нежелательно разрешать ему смотреть телевизор. Даже детские передачи и мультики рассчитаны на детей с трех лет.
Телевизор привлекает детей, почти гипнотизирует. Это может затормозить развитие ребенка. Никакой пользы в этом возрасте он не принесет, только вред. Например, бездумное подражание поступкам героев мультиков.
Даже такой, казалось бы, безвредный современный мультфильм, как “Маша и медведь”, не подходит для просмотра маленькими детьми, у которых еще не сформировались основы поведения и базовые ценности. Дети в возрасте 2-4 лет копируют все поступки окружающих и поступки Маши из мультика не исключение, ведь ребенок не может еще разделять реальный мир и мир на экране. Подражая Маше, он может стать капризными неуправляемым, и перевоспитать его будет очень трудно.
Кроме того, частый просмотр картинок, постоянно движущихся на экране, может привести к психическим проблемам: задержке развития, замкнутости, пассивности. Это связано с тем, что в мозгу ребенка нарушаются естественные связи между движением глаз и общей двигательной активностью. Ребенок лишается возможности познавать мир, непосредственно с ним взаимодействуя, трогая и ощупывая.
После трех лет можно смотреть телевизор 20-30 минут в день. Лучше, если вы будете делать это вместе с ребенком, объясняя и комментируя происходящее на экране. Ни в коем случае не допускайте, чтобы телевизор заменил ребенку общение, подвижные игры, чтение. Даже познавательные детские передачи не развивают ребенка, а только дают информацию и расширяют кругозор.
Сказки, которые ребенок смотрит по телевизору, не развивают творческое воображение. Читать труднее, но при чтении, даже при слушании сказок воображение активно работает, и это одно из главных условий развития ребенка и его успешного обучения в школе.
К чему же может привести бесконтрольное сидение ребенка перед телевизором?
Кроме вреда для психики, это отрицательно сказывается и на его физическом развитии. Он меньше двигается, снижается острота зрения, могут появиться головные боли, расстройство сна, может снизиться зрение. Очень вредно для здоровья детей и излучение от телевизора.
Как же защитить от этого ребенка?
Одними запретами ничего не добьешься, ведь ребенок ведет себя так, как родители. Если родители постоянно смотрят все подряд, то так же будет делать и ребенок. Больше играйте с ребенком, читайте ему. Контролируйте, что и сколько он смотрит, никогда не разрешайте ему смотреть взрослые передачи и фильмы.
Источник: girafejournal.com
Роль телевидения в жизни семьи и ребенка
Современная жизнь невозможна без телевидения, в жизни семьи и ребенка фильмы и передачи, транслируемые по центральным и кабельным каналам, играют огромную роль. Но всегда ли просмотр телевизора полезен ребенку, особенно в дошкольном возрасте? Не пытаются ли родители, выкраивая для себя толику личного времени, переложить на масс-медиа воспитательные функции?
Телевидение выступает самым влиятельным средством коммуникации, участвующим в социальных изменениях, свидетелями которых мы являемся, но пройдут годы, прежде чем мы узнаем о его реальном воздействии на общество.
Во многих странах телевидение «идеологически ангажировано» и нацелено на продажу чего-либо. У него специфическая моральная ориентация, которая ставит родителей в очень сложное положение: к их принципам воспитания не проявляется уважение, к тому же телевидение встает на пути свободного выбора того, что они хотят смотреть. Так чего же от просмотра телевизора больше – пользы или вреда?
Родителям о влиянии телевидения на развитие детей
Дети учатся, когда обращают внимание на что-либо, потому что есть воля, которая решает, стоит ли ситуация, в которой они находятся, этого усилия. В действительности они «обращают внимание» в школе или детском саду менее 50 % времени, проведенного там. Дома процент, в зависимости от более или менее прямого присутствия их родителей, падает до 27 %. Но когда они смотрят телевизор, уровень внимания составляет приблизительно 95 %. Это показывает, что подходящего времени для обучения перед телевизором больше, чем в школе или семейном кругу. Эти статистические данные действительны для детей до 10 лет.
Два фактора изменяют эти цифры для старших детей:
- они предпочитают проводить время со своими друзьями или на улице;
- более высокие требования в школе: необходима большая концентрация внимания в классе и усилия для выполнения домашней работы, а это означает, что для телевидения остается меньше времени.
На каком уровне воспитания детей работает телевидение? Нет сомнения в ответе — в сфере воли. Оно стремится изменить желания людей.
Программ, посвященных единственной теме, например физике, истории или некоторым видам спорта, относительно немного, их прямая цель — представить зрелище.
С другой стороны, нам усердно навязывают нормы поведения и постоянно рассказывают об образе жизни, отношению к определенным ситуациям, хорошем или плохом поведении — все это действия воли перед лицом различных обстоятельств. И это поддерживается большинством программ. 80 % содержания новостей и программ о текущих событиях связано с поведением людей.
Рекламные объявления специально предназначены для того, чтобы побуждать к покупке или потреблению определенного продукта. Программы, так или иначе связанные с политикой в любом из ее аспектов, действуют подобным же образом.
Что касается этических или моральных задач программ, тут не нужно далеко ходить, чтобы обнаружить, что ТВ-индустрия преследует в основном финансовые и политические цели. Секс и удовольствие привлекательны, а уровень вседозволенности соответствует моральным и этическим ценностям людей, создающих телевизионные продукты. О каком же положительном влиянии телевидения на детей может идти речь в этом случае?
Проблема для родителей может быть решена в том случае, когда есть достаточно хороших каналов, чтобы иметь возможность выбирать с большей свободой.
Родители маленьких детей должны понимать, что если телевидение показывает нечто относящееся к сфере повседневности, оно предлагает образцы для подражания, сообщает через экран о том, что приемлемо, а что нет; и чем чаще эти сообщения повторяются, тем больше людей следует за ними — хорошо это или плохо.
У взрослых имеются критерии отбора, которые предупреждают их о том, что подходит, а что нет; они знают, что приемлемо и что следовало бы отклонить. Ребенок обычно не обладает этой проницательностью, и все, что он воспринимает, легко становится его собственным стандартом поведения. Размышляя о роли телевизора в жизни семьи, не забывайте, что ребенок постоянно принимает сообщения, оказывающие на них влияние, с того момента, как начинает учиться говорить.
Влияние телевидения на дошкольников: плюсы и минусы
Дети учатся за счет повторения и при наличии образца, который они могут копировать. Приблизительно до 12 лет дети сильно привязаны к тому, что повторяется, и это результат, казалось бы, естественного стремления учиться. Например, они зачарованы рекламными объявлениями, нетерпеливо ожидают их появления, знают их наизусть, вплоть до мельчайших деталей.
Говоря о влиянии просмотра телевизора на ребенка, плюсах и минусах всевозможных телепередач, нужно четко осознавать, что есть моменты, когда эффект повторения провоцируется подсознанием, которое продолжает напоминать о конкретном образе. Это повторяется чаще, чем необходимо, и таким образом впечатывается в сознание. Подобное явление возникает после сюжетов, которые произвели на нас впечатление непристойностью или жестокостью, или по каким-то причинам потрясли либо удивили нас. Одно является бесспорным: после того, как мы выключили телевизор, неважно, читаем ли мы что-то или лежим в кровати, этот сюжет всплывает снова и снова, и мы по-прежнему думаем о нем.
Будучи взрослыми, мы отклоняем что-то, что считаем нравственно недопустимым, но подсознание настойчиво возвращает образ, и отказаться от него нелегко.
Представьте, что в этой же ситуации происходит с ребенком, сила воли которого еще недостаточно развита и сильна, чтобы отклонить нравственно нежелательное, или чья совершенная чистота не предупреждает его, что ему не следует так поступать. Если телевидение в жизни ребенка займет слишком большое место, он станет вновь и вновь переживать увиденную сцену, пока она не будет навсегда запечатлена в его памяти, как и другая подобная информация. Это подсознательное обучение будет часто влиять на поведение ребенка в дальнейшем.
Стоит отметить и положительное влияние телевидения на дошкольников, ведь это прекрасный инструмент для передачи знаний и ценностей; и если они позитивны и соответствуют нормам морали, то телевидение — отличное средство воспитания.
Хорошо иметь оптимистический взгляд. Телевидение, используемое должным образом, может быть полезным.
Конечно, нельзя переложить процесс воспитания исключительно на телевизор, но жизненно важно вовлекать людей, имеющих здравые моральные принципы, в производство и продвижение программ хорошего качества и даже в создание новых телевизионных каналов.
При этом важно тщательно выбирать телевизионные программы и видеосюжеты для семейного просмотра, а также учить детей выборочно и умеренно использовать телевидение, так чтобы извлекать из них выгоду, а не вырабатывать привычку тратить на них время. Телевизор в жизни ребенка – это современные реалии, но он не должен выступать в роли главного воспитателя.
Источник: vkapuste.ru