Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к компьютеру и телевизору. Конечно, удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел.
Конечно же, никто не отрицает значение телевизионных передач и для развлечения, и для расширения кругозора наших детей. Естественно, что нет никакого вреда от того, что ваш ребенок обучающую программу, но если он сидит полдня, не отходя от телевизора или компьютера, то ничего, кроме вреда это принести, не может, даже если сами по себе передачи и полезные.
Телевизор приучает нас к пассивному восприятию информации. Некоторые дети отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы и сказки, говоря, что это им неинтересно. Современное западное искусство деформирует психику ребенка. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения.
И первое, что хотелось бы отметить, это агрессивность героев. Главные герои мультфильмов или компьютерных игр калечат или убивают других персонажей, причем подробности детально раскрываются и многократно повторяются.
Чем опасен телевизор. Здоровый образ жизни
Что переживает ребенок, просматривая такой мультфильм? Последствиями просмотров такого мультфильма и компьютерных игр могут стать жестокость, безжалостность ребенка в реальной жизни.
«Воспитательный эффект» таких мультфильмов не заставит себя ждать, и первыми его почувствуют родители – в форме циничных высказываний, неприличных жестов, грубости и безжалостности. Дети, которые смотрят подряд все телевизионные передачи, особенно не предназначенные для их восприятия, например, телесериалы,
Недостаток творческой активности отмечается не только в игре, но и на занятиях. Родителям необходимо помнить о том, что смысл ярких вставок в транслируемых мультфильмах совсем в другом – в гипнотическом приучении детей к экрану. Подобранный ритм, мерцание, шум действуют на психику, маленький человек притягивается к экрану, «заглатывая» зачастую ненужную информацию.
Сам ребенок не может оторваться от него, а когда родители пытаются выключить «ящик», истошно кричит. За последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой).
Ведь их обучает не телевизор, а живой учитель, которого он и не способны услышать, а значит и понять. Дети так устроены, что лучше всего познают мир именно с помощью игр. Игра – источник удовольствия и вполне естественное времяпрепровождение для малыша. Компьютер в данном случае – чудесная
возможность совместить приятное с полезным. Ведь существует масса специальных игр, направленных на развитие интеллекта, памяти, моторики. Дети, проводящие по полчаса в результате имеют более устойчивую психику и лучше приспособлены к учебному процессу. Поэтому нерационально отказываться от благ цивилизации, полностью отгораживая ребенка от компьютерных игр.
Влияние телевизора на психическое и физическое развитие ребёнка. Воспитание детей. Мамина школа
Дело в том, что дети с трудом различают реальную жизнь и виртуальную. Регулярно играя в различные стрелялки», ребенок становится агрессивным и может считать насилие нормальной моделью поведения и даже способом решения проблем. Конечно, гангстерские игры наиболее деструктивно влияют на тех детей, которые и без того имеют склонность к агрессии.
Но и для остальных детей пользы от них немного. Кроме того, что родители должны следить за тем, в какие игры играет ребенок, они еще должны контролировать время, которое посвящается этому занятию. Даже в развивающие игры лучше не играть дольше часа в день.
Кроме того, длительное пребывание перед монитором негативно сказывается на многих функциях организма — зрении, костно-мышечном аппарате, высшей нервной деятельности и т.д. И тем не менее чрезмерное увлечение играми все же сказывается на психике – игроманы эмоционально неустойчивы, чрезмерно раздражительны и вспыльчивы. Им сложно адаптироваться в реальной жизни, окружающий мир становится скучным и неинтересным, а это становится причиной для ухудшения настроения и самочувствия. У детей появляются проблемы с учебой.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к тому, что дети перестают фантазировать. Они с трудом обобщают и анализируют информацию, хуже работают некоторые виды памяти. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правильно подобранные компьютерные игры в умеренных количествах не приносят никакого вреда, а могут оказаться полезными для развития важных навыков у ребенка – внимательности, усидчивости, сообразительности. Хотелось бы обратиться с большой просьбой к родителям.
Пожалуйста, обращайте внимание на игры ваших детей. Помните: не все мультфильмы и компьютерные игры рассчитаны на них. Не оставляйте ребенка одного в этом сложном мире информации.
Интересуйтесь, какие игры ему нравятся и почему? Помните, что предупредить эмоциональные нарушения ребенка гораздо легче, чем их потом исправить!
Источник: mcoip.ru
Влияние современного телевидения на жизнь школьников
материал на тему
Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Из незаметного для общества изобретения (катодной телескопии), сделанного 92 года назад 25 июля 1907 года, оно (телевидение) превратилось в огромного монстра, захватившего умы и души миллиардов людей на Земле.
Телевизор нередко называют «окном в мир». И действительно, десятки каналов, которые принимает телевизор, передают информацию практически обо всех событиях в мире. Это, фактически, самый любимый способ людей проводить время, к тому же это дешево.
Мы уже давно не замечаем, что телевизор, по сути, стал полноправным членом нашей семьи! Как только мы переступаем порог квартиры, тут же тянемся к пульту – а что там интересного? Часто он определяет уклад семьи, планирующей свои дела так, чтобы успеть посмотреть очередной сериал или «Поле Чудес». В компании с телевизором мы завтракаем, ужинаем, обсуждаем важные вопросы. Телевизор занимает почти всё наше свободное от учёбы и работы время, питает наши интересы, взгляды, убеждения.
Телевидение несет нам информацию, но порой ненужную, что иногда пагубно влияет на психику детей.
По статистике пятилетние малыши в среднем проводят у экрана по 4,5 часов в день. Психологи и врачи всего мира встревожены этой цифрой: уже доказано, что телевизор не только влияет на зрение, осанку, но и портит характер маленького телемана. Специалисты подсчитали: в среднем каждые 4 минуты на экране демонстрируются сцены насилия.
А детский мозг устроен так, что малыш, даже не глядя на экран, впитывает всю звуковую информацию. Более того, он непроизвольно выделяет из потока слов, долетающих до его ушей, именно ругательства и угрозы. А потом «неизвестно почему» может сказать маме: «Я тебя убью!», с кулаками наброситься на младшую сестренку или пнуть ногой любимую собаку.
Криминальная хроника занимает по проценту отведенного на нее эфирного времени в современном телевидении — второе место после рекламы. А по обилию криминальных сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться. На какой канал ни попадешь – обязательно про бандитов показывают. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
Что же нам преподносит современное детское телевидение? Посмотрите «мультики». Это сплошные «Том и Джерри», где весь юмор сосредоточен в расплющивании то Тома, то Джерри, таскании кота за хвост, в различных падениях и прочей «прищемиловке». В результате дети таскают своих домашних животных за хвост, загоняют друг друга под кровать и т. д.
Современные мультфильмы, похожи на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то Черепашки-Ниндзя – это скорее «крутые парни», которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево – опять жестокость, достижение даже благородных целей через полное уничтожение, подавление противника. Если Чебурашка с его друзьями – из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. И таких примеров слишком много.
В то же время есть прекрасные, добрые, поучительные, без сцен грубого насилия мультфильмы, которые воспитывают детей в духе общепринятых моральных принципов: не укради, будь терпим к окружающим, не обижай слабого, будь послушен, будь вежлив, будь аккуратен, цени дружбу, трудись и так далее, и так далее. Но их очень мало.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление . Телевидение “кодирует” поведение ребенка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы. Показывая насилие даже в «мультиках», оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения.
Поэтому, если уж выбирать мультфильмы, отдай предпочтение доброй советской анимации, или, по крайней мере, миролюбивому «Чипу и Дейлу». Но даже эти безобидные мультики нельзя смотреть подолгу.
Телевидение обладает огромной внушающей силой. Многие подсознательно верят всему, что им внушают с телеэкрана.
Самое, пожалуй, страшное – воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Если школьные программы построены таким образом, чтобы мы учились думать, телевидение сводит эти усилия на нет.
Сейчас дело дошло до того, что телевизор у детей заменяет папу, маму и физические упражнения. Получены данные, которые подтвердили опасения родителей. Наши школьники проводят за экраном телевизора больше времени, чем в школе. Телевизор побеждает так же и физическую активность. Вместо того чтобы играть в подвижные игры, школьники предпочитают телевизор и компьютерные игры.
Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом.
По итогам различных исследований более 70% учащихся не успевают выполнять все заданные на дом уроки, т.к. большую часть внешкольного времени у них занимает просмотр телепередач. После школы, как правило, любой школьник бежит к телевизору или компьютеру, чтобы посмотреть крутой боевик или мультфильм, телесериал, а не к письменному столу (уроки подождут). Тем не менее, влияние телевизора на детей очень сильно, ведь они склонны верить всему, что говорится с экрана. Телевизионное насилие особенно опасно для маленьких детей, в возрасте до 8 лет, потому что они не могут точно различить — где начинается реальная жизнь, а где кончается фантазия. Известны случаи, когда дети, после просмотра фильмов про Супермена, пытались летать, выпрыгивая из окон второго этажа.
Насилие в кино всегда зрелищно. Ребенок, для которого телевизор – безусловный авторитет, воспринимает бесчеловечное поведение экранных героев, как норму. Но не только агрессия становится последствием многих часов, проведенных у экрана. Телевизор мешает развитию мышления и творческих способностей школьников: они просто отвыкают думать!
Многие ребята могут сутками смотреть телевизор и на все замечания взрослых говорить, что они так отдыхают. Так ли это?
А ведь такой «отдых» вредит и даже очень. Вред этот разнообразный.
Еще у людей, проводящих много времени пред телевизором развивается состояние болезненно повышенной внушаемости. Как следствие ослабевает воля, понижается способность к анализу, страдает память, сон. Кроме того, длительное сидение производит застой крови, возникают нарушения позвоночника и кишечника. Облучение от кинескопа также не проходит бесследно.
Оно вызывает, особенно у детей, раздражительность, беспокойный сон, ухудшение общего самочувствия и ослабление физических сил. Безвозвратно уходит время, а оно так дорого.
Влияние телевизора на здоровье детей.
Невозможно оставить без внимания еще один не менее важный аспект проблемы «дети и телевидение» – это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений («клиповость»).
Излучение, хотя оно и не превышает допустимых норм, имеет накопительный эффект и при неумеренном сидении у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения и т. д. Мелькания яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга.
Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время сидения у телевизора, не смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама.
Как заявил главный педиатр Москвы Александр Румянцев, «к 18 годам, переходя во взрослую сеть здравоохранения, 30% россиян имеют хронические заболевания». Так, на первом месте, по мнению Румянцева, стоят проблемы с костно-мышечной системой: плоскостопие, нарушение осанки, искривление позвоночника, атрофия мышц. Это происходит потому, что большинство детей проводит свободное время не в подвижных играх, а у экранов телевизоров и компьютеров.
Роль зрительных нагрузок
Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора.
При просмотре телевизора, рассматривании мелких и движущихся изображений глаз находится в состоянии постоянного напряжения. Если такие нагрузки — чрезмерны, длительны, постоянны и не соответствуют возрасту ребенка, то через некоторое время это может привести к развитию близорукости.
Кроме того, яркая подсветка с экрана телевизора, особенно при сниженной освещенности в комнате, вредно влияет на зрительную систему. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает зрительное утомление, проявлением которого являются головная боль, резь, покраснение глаз и т.д.
Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13 не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов).
Телевизор нужно смотреть только в положении сидя; в вечернее время — с включенным дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Иначе создается большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы и приводит к зрительному утомлению, а это влияет и на общее состояние ребенка.
Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше двух метров.
Тип телевизора (обычный, «плоский», жидкокристаллический, плазменный) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка.
Ищем выход из ситуации.
Мы не можем полностью исключить телевизор из жизни, поэтому надо искать разумный компромисс. Правильно организованное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического и физического здоровья.
На Западе уже давно заговорили, что «образование» сегодня — это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации (СМИ). «Активную» — потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело брать из него, фильтровать по возможности все, что в нем найдется разумного, доброго и полезного.
Делу – время, потехе – час. Возможно один из способов решения этой задачи – составление распорядка дня. Определить время для прогулок на свежем воздухе, время для работ по дому – помощь маме, время для выполнения домашнего задания, время для развлечений. Посоветовавшись с взрослыми, выбрать хорошие телепередачи, фильмы, мультфильмы для просмотра, исключив ненужные.
Есть хорошие программы TV для школьников: «Умники и умницы», «Диалоги о животных», «Вокруг света», «Великие тайны и мифы XX века», «Кто умнее 5-классника», «Самый умный», «Галилео», и др. Значительная часть информации в этих передачах в большей или меньшей мере связана с основами тех наук, которые изучаются в школе.
А для развлечения есть много добрых, красочных мультфильмов с узнаваемыми героями, художественных фильмов, фильмов-сказок, сделанных с душой, которые положительно влияют на формирование духовных ценностей и весьма благоприятны для здоровья детей.
Так, с одной стороны, на телевидении мы видим преобладание насилия, мерзости, рекламы. С другой стороны, все-таки существуют образовательные программы, видеоматериалы, развивающие игры и программы, оказывающие помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, обогащения словарного запаса, открывая совершенно новые горизонты знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Роль и место телевидения в жизни младшего школьника»
В наш информационный век детям приходится сталкиваться с массой разнообразной информации, которая потоком обрушивается на неокрепшую детскую психику, формирую мировоззрение молодого поколения, его поз.
Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников.
Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
«Влияние современных форм медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения на охрану зрения и коррекцию отклонений в развитии»
Влияние современного телевидения на жизнь школьников
Как влияет современное телевидение на жизнь младшего школьника.
Доклад «Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся».
Доклад содержит информацию о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активизировать их в течение всего урока.
Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников
В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о.
Выступление по теме: «Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения»
Выступление по теме: «Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколенияhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/11/30/vliyanie-sovremennogo-televideniya-na-zhizn» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]
Влияние ИКТ на здоровье учащихся
Автор(ы): Халина Наталья Викторовна
Рубрика: Географические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2018» (апрель, 2018)
Количество просмотров статьи: 4285
Показать PDF версию Влияние ИКТ на здоровье учащихся
Халина Н.В.,
учитель первой категории,
учитель географии
г. Шебекино, Россия
Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.
Актуальность решения этой задачи сохраняется на протяжении всего времени массового обучения школьников с использованием средств ИКТ — вот уже более 20 лет. Надо сказать, что за эти годы исследователями выявлено большое количество факторов и рекомендаций, значимых с точки зрения внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение. Достаточно вспомнить несколько редакций санитарных норм и правил, касающихся проведения учебных занятий с использованием компьютерной и другой техники. При этом проблема корректного использования компьютеров в обучении до сих пор остается, поскольку работа школьников за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и зрительным напряжением.
Основная часть: Влияние ИКТ на здоровье учащихся
Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером ученик сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей — сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие — простатит и геморрой, болезни, лечение которых — процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). Существует огромное количество исследований электромагнитного поля сверхнизкой частоты, одни из которых доказывают, что этот вид излучения вреден для здоровья, а другие — обратное.
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.
В результате работа на компьютере серьезно перегружает глаза ребенка. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Главная причина — длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
Влияние компьютера на психику.
Компьютер влияет не только на физическое здоровье человека. В последние годы появляется все больше информации о так называемом синдроме «Интернет — зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей действительности. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях, что объясняет причины Интернет— зависимости. Например, компьютерная игра становится механизмом бегства определенной части детей и молодежи от реальности, постепенно у них развивается компьютерная игромания.
Признаки развития зависимости у ребенка:
Компьютерная зависимость — наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком этого является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий. Многих проблем в этой области удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал бы процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, выбирая наиболее удобные для него меры по обеспечению здоровьесбережения, а работал бы в строгих и четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды школы.
Правила и санитарные нормы работы за компьютером.
Ограничение времени работы на компьютере — важный фактор сохранения здоровья
Но так же влияет на состояние здоровья ,вследствие работы за ПК, комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Правильное расстояние до монитора — около желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз. Высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, либо стол должен быть высотой 725мм и иметь подставку для ног. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100 — 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. Оптимальное расстояние глаз от экрана видеомонитора —
Важное условие сохранения зрения — правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А.
Особенно полезен для зрения свежий воздух. Прогулки, ходьба на лыжах, коньки, игры в мяч способствуют лучшему кровообращению глаз и постоянному притоку к ним крови, обогащённой кислородом
Заключение
Меры здоровьесбережения при обучении с использованием средств ИКТ должны, с одной стороны, прорабатываться с учетом специфики дисциплин и психолого-возрастных особенностей обучаемых всех возрастных групп, с другой стороны, являться неотъемлемым звеном общей здоровьесберегающей среды школы.
Правила применения ИКТ на уроках
Информатизация образовательной сферы является одним из важнейших инструментов познания информационных технологий, использование которых дает педагогу дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
«Приведи в моем сознании, все по существу взаимосвязанные между собой предметы, в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе» И.Г. Песталоцци
Литература
- СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Опубликовано 16 марта 2011 г., Вступает в силу 1 сентября 2011 г.
- Базарный В.Ф. Методика здоровьясбережения
- Тимофеев С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях Методические рекомендации / Тимофеев С.П.// — Бнлгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2004 — С.153 −160
Источник: journalpro.ru