Виды:
1. Пассивный. На ЖК ячейу подавался потенциал. Они очень медленные. Использовались например в калькуляторах.
2. Активный TFT (на тонкопленочных транзисторах) на каждый пиксель подходит отдельное питание через транзистор, и отдельное управление на каждый транзистор. Время отклика намного меньше.
В матрице имеются строчные и столбцовые драйвера. Выводы их могут быть в виде ушей, могут располагаться непосредственно на стекле или на шлейфах.
Матрицей могут называть либо всю панель в сборе, либо только непосредственно матрицу.
Матрица разбита на пиксели. Условно пиксель это одна ячейка информации, состоящая из 3 субпикселей (синего, крсаного и зеленого).
Располагаться пиксели могут тремя разными способами:
1. Strip
2. Mosaic
3. Delta
Разрешение матрицы считают обычно в пикселях по вертикали и горизонтали.
Структура матрицы:
Технологии ЖК (LCD) матриц для современных мониторов
Эффект жидкого кристалла был открыт в 1888 году. Жидким кристаллом называют текучее вещество с кристаллической структурой. Жидкие кристаллы обладают уникальными оптическими свойствами, поэтому их используют при изготовлении матриц для жк-мониторов.
TN, VA и IPS матрицы в мониторах: в чем разница для обычного пользователя
Матрица — это основная деталь жк-монитора, которая непосредственно формирует изображение на экране. Качество изображения любого ЖК (LCD) монитора, в первую очередь, зависит от встроенной в него матрицы.
LCD — жидкокристаллический дисплей (ЖК).
Матрицы на основе жидких кристаллов используются не только в компьютерных мониторах, они широко применяются в различных электронных устройствах, таких как: телевизоры , фото-, видео- камеры, ноутбуки, планшеты, сканеры, смартфоны, телефоны, автомобильные навигаторы, электронные книги, плееры, часы, термометры и прочие.
Текстура LCD (ЖК) матрицы
TFT-матрицы
TFT-матрица — матрица на основе тонкоплёночных транзисторов.
В различных электронных устройствах применяются разные типы TFT-матриц. Компьютерные LCD (ЖК) мониторы, в том числе экраны ноутбуков, планшетов и смартфонов, как правило, комплектуются TFT-матрицами следующих типов: TN, VA, MVA, PVA, IPS, PLS. Все они управляется тонкоплёночными транзисторами (TFT) и отличаются друг от друга принципиальными технологическими решениями.
Каждый пиксель на экране управляется тремя транзисторами, соответствующими основным цветам RGB (красному, зеленому и синему). Если включен только один из этих трёх транзисторов образуется субпиксель. Так называемые «битые» пиксели появляются при выходе из строя этих транзисторов. На разных типах TFT-матриц битые пиксели выглядят по-разному, например на TN-матрицах они светятся, образуя белые точки, а на IPS-матрицах — чёрные.
TN и TN + film
TN-TFT — технология выполнения LCD (ЖК) матрицы, когда кристаллы, при отсутствии напряжения, поворачиваются друг к другу под углом 90° в горизонтальной плоскости между двумя пластинами. Кристаллы расположены по спирали, и в итоге при подаче максимального напряжения кристаллы поворачиваются таким образом, что при прохождении света через них образуются черные пиксели. Без напряжения — белые.
Качество цветопередачи матриц TN-TFT — довольно посредственное. На таких матрицах пиксели имеют неоднородное свечение, в результате чего искажаются цвета. Это особенно заметно при изменении угла наблюдения (особенно по вертикали). С другой стороны матрицы TN + film (Twisted Nematic + film), или просто TN — самые быстрые по отклику и дешевые в производстве.
LCD-мониторы, оснащённые TN-матрицами отлично подходят для работы с текстовыми документами, просмотра фильмов и компьютерных игр. Так же, TN-матрицы наиболее часто используются в мобильных и портативных устройствах из-за их малой энергоёмкости.
VA/MVA/PVA
Технология VA (сокр. от vertical alignment — вертикальное выравнивание) была разработана компанией Fujitsu. Жидкие кристаллы матрицы VA при выключенном напряжении выровнены перпендикулярно по отношению ко второму фильтру, то есть не пропускают свет. При приложении напряжения кристаллы поворачиваются на 90°, и на экране появляется светлая точка.
Наследницей технологии VA стала технология MVA (Multi-domain Vertical Alignment), также разработанная компанией Fujitsu как компромисс между TN и IPS технологиями. Горизонтальные и вертикальные углы обзора для матриц MVA составляют 160° (на современных моделях мониторов до 176—178°), при этом благодаря использованию технологий ускорения (RTC) эти матрицы не сильно отстают от TN+Film по времени отклика. Они значительно превышают характеристики последних по глубине цветов и точности их воспроизведения.
Достоинствами технологии MVA являются глубокий чёрный цвет (при перпендикулярном взгляде) и отсутствие как винтовой структуры кристаллов, так и двойного магнитного поля. Недостатки MVA в сравнении с S-IPS: пропадание деталей в тенях при перпендикулярном взгляде, зависимость цветового баланса изображения от угла зрения.
Аналогами MVA являются технологии:
- PVA (Patterned Vertical Alignment) от Samsung.
- Super PVA от Sony-Samsung (S-LCD).
- Super MVA от CMO.
- ASV (Advanced Super View), так же называется ASVA (Axially Symmetric Vertical Alignment) от Sharp
Матрицы типа *VA (MVA — Multi-domain Vertical Alignment, PVA — Patterned Vertical Alignment и их разновидности) характеризуются высокой контрастностью и достаточно хорошей цветопередачей.
Матрицы MVA/PVA считаются компромиссом между TN и IPS, как по стоимости, так и по потребительским свойствам.
IPS
Классические матрицы типа IPS (In-Plane Switching) к настоящему времени практически не встречаются в продаже. Их сменили различные модификации IPS-матриц. Все они, по сравнению с другими типами матриц, выдают наилучшую цветопередачу и имеют углы обзора 178° по горизонтали и по вертикали без видимых искажений цветов при уменьшении угла наблюдения. Проще говоря — картинка на таком мониторе не тускнеет если на нее смотреть справа, слева, сверху или снизу.
Технология IPS была разработана компанией Hitachi в 1996 году в первую очередь для устранения этих двух проблем – маленьких углов обзора и низкого качества цветопередачи.
IPS — технология выполнения матрицы жидкокристаллического (на тонкопленочных транзисторах) экрана, когда кристаллы расположены параллельно друг другу вдоль единой плоскости экрана, а не спирально (как у TN). При отсутствии напряжения молекулы жидких кристаллов не поворачиваются.
На практике самое важное отличие IPS-матрицы от TN-TFT-матрицы состоит в повышенном уровне контрастности за счет практически идеального отображения черного цвета. Картинка получается более четкой.
Мониторы и дисплеи, созданные на базе IPS-матриц, гораздо более энергоемкие. Это обусловлено высоким уровнем напряжения, требуемого для поворота массива кристаллов. IPS требуется время, чтобы повернуть весь массив параллельных кристаллов. Таким образом, при выполнении задач, где важна скорость прорисовки, гораздо выгоднее использовать матрицы TN. С другой стороны, в повседневном применении разницу во времени отклика человек не замечает.
Мониторы на IPS-матрицах, как правило, имеют маркировку «PRO» (профессиональный) и стоят немного дороже остальных. Их предпочитают использовать художники и графические дизайнеры. Многие производители мобильных устройств комплектуют свои гаджеты IPS-экранами. К примеру, дисплей Iphone 4 является жидкокристаллическим (LCD), управляется тонкоплёночными транзисторами (TFT), и в нём жидкие кристаллы поворачиваются в плоскости дисплея (IPS).
На базе IPS было разработано несколько технологий с улучшенными характеристиками:
- S-IPS (Super-IPS) — была разработана в 1998 году, как улучшенная технология стандартной IPS. Имеет улучшенную контрастность и меньшее время отклика (используется технология Overdrive), чем у оригинальной матрицы. В настоящее время не выпускается.
- AS-IPS (Advanced Super-IPS) — Была разработана в 2002 году. В сравнении с S-IPS матрицей, улучшена контрастность и прозрачность самой матрицы, что улучшает яркость.
- H-IPS (Horizontal IPS) — Появилась в 2007 году. Достигнута ещё большая контрастность и визуальная более однородная поверхность экрана (оптимизация белого цвета). Также дополнительно появилась технология Advanced True Wide Polarizer на основе поляризационной плёнки NEC, для достижения более широких углов обзора, исключения засветки при взгляде под углом. Используется в профессиональной работе с графикой.
- e-IPS (Enhanced IPS) (разновидность H-IPS) — 2009 год. Имеет более широкую апертуру для увеличения светопроницаемости при полностью открытых пикселях, что позволяет использовать более дешевые в производстве лампы подсветки, с более низким энергопотреблением. Улучшен диагональный угол обзора, время отклика уменьшено до 5 мс. Мониторы на матрицах E-IPS имеют стандартный цветовой охват.
- S-IPS II — схожа по характеристикам с E-IPS. Немного меньше glow (глоу) эффект. По сути не является производной H-IPS, а считается отдельным ответвлением.
- P-IPS (Professional IPS) (разновидность H-IPS) — Разработана в 2010 году. Обеспечивает 1,07 млрд цветов (30-битная глубина цвета). Больше возможных ориентаций для субпикселя (1024 против 256) и лучшая глубина true color-цветопередачи. Мониторы на матрицах P-IPS имеют расширенный цветовой охват.
- AH-IPS (Advanced High Performance IPS) — 2011 год. Улучшена цветопередача, увеличено разрешение и PPI, повышена яркость и понижено энергопотребление.
PLS
PLS-матрица (Plane-to-Line Switching) была разработана компанией Samsung как альтернатива IPS и впервые продемонстрирована в декабре 2010 года. Технология PLS базируется на схожих с IPS принципах построения матриц. PLS — матрицы имеют более выгодные характеристики в возможности размещать пиксели более плотно, в высокой светопропускаемости и яркости, а также чуть меньшее энергопотребление чем у IPS. Но есть у PLS и значительные минусы. Самая низкая контрастность среди ЖК матриц и цветовой охват не более sRGB.
Источник: varyag-nord.livejournal.com
Как выбрать монитор для фотографа
Редакция журнала fototips.ru попросила нашего друга, Алексея Фролова, профессионального фотографа и специалиста по калибровке мониторов рассказать о том как выбрать монитор.
Результат работы фотографа зависит от многих вещей, в том числе и от качества монитора, на котором обрабатываются снимки. Задача вашего дисплея — максимально достоверно передать цвета, свет, настроение кадра, задуманные и снятые фотографом. Отсюда — и особые требования, предъявляемые к характеристикам такого монитора.
Какой монитор для игр лучше — IPS, TN, или VA?
IPS предлагает наилучшее визуально качество с самые широкие углы обзора. TN в свою очередь уступает в характеристиках визуального отображения, но предлагает наилучшее время отклика и частоту обновления. VA находится между ними и совмещает качественную картинку и высокую производительность, однако в большинстве моделей время отклика отстает даже от IPS. Давайте обсудим мониторы по порядку.
При выборе монитора стоит учитывать несколько факторов: частота обновления, время отклика, контрастность, цветовую гамму и прочие характеристики.
Большинство из этих характеристик зависят от типа выбранной матрицы. Зная, что можно ожидать от видов панелей, вы значительно облегчите себе поиск идеального игрового монитора!
Сейчас я опишу вышеупомянутые виды экранов и сосредоточу внимание на их преимуществах и недостатках.
IPS мониторы
IPS — «In-Plane Switching» технология, созданная для увеличения углов обзора. Эта технология является основной для многих мониторов, телевизоров и смартфонов. Ее главными преимуществами являются широкие углы обзора, высокая контрастность и отличная цветопередача.
С другой стороны, IPS панели имеют ограничения, если речь заходит о частоте обновления, которая ограничена скоростью 4 мс. Модели, которые достигают частоты обновления в 144Гц, стоят дороже чем другие типы дисплеев.
TN мониторы
TN — «Twisted-Nematic», являются самым производительными экранами, с наилучшими показателями частоты и временем отклика. Панели 144 Гц стоят намного дешевле своих IPS аналогов, а игровые модели достигают частоты в 240Гц. Реальное время отклика доходить до значений в 1 мс.
Однако, как упоминал выше TN матрицы уступают остальным панелям в качестве картинки. Цвета выглядят довольно размытыми, а углы обзора узкие. Из-за этого они не подходят пользователям, которые хотят насладиться качеством картинки, но их любят геймеры за производительность. Также TN экраны не поддерживают HDR качество.
VA мониторы
VA – «Vertical Alignment» являются чем-то средним между IPS и TN. Их цветопередача и углы обзора приближены к IPS и превосходят по контрастности. К тому же некоторые дорогие модели мониторов предлагают время отклика в 1 мс и частоту обновления до 144 Гц.
Но доступные сейчас мониторы с VA дисплеями имеют большое время отклика, а в быстрых сценах игр и фильмов геймеров будут отвлекать шлейфы — знаете, когда динамические элементы в кадре тянутся или размазываются. Кроме этого еще встречаются проблемы с пересветом или помутнением подсветки, что довольно сильно заметно во время темных сцен. Каждую модель VA мониторов нужно тщательно просматривать в магазине перед приобретением, поэтому я не советую их покупать.
Что же выбрать?
Когда дело доходит до выбора лучшей ЖК панели, вы должны подумать о важности частоты обновления и времени отклика.
Что такое частота обновления?
Время обновления — измеряется в Герцах (Гц) и показывает сколько кадров в секунду может экран отобразить. Самые распространенные частоты на сегодня – 60 Гц и 144 Гц. Также существуют мониторы с частотой в 244 Гц, однако большинство людей не заметят разницу в сравнении со 144 Гц из-за малых различий при увеличении и так большой частоты обновления.
Более высокая частота означает увеличенную скорость отображения в играх, которая легко может превышать 60 кадров. Такая высокая производительность означает плавную и быструю картинку, что позволяет игрокам быстро реагировать на ситуацию и дает преимущество в играх. Особенно в динамичных играх.
Имейте ввиду, что для такого высокого ФПС вам понадобится мощная видеокарта!
Стоит упомянуть некоторые технологии интерполяции движения, множество из которых используют современные телевизоры. Например, Sony рекламирует модели телевизоров с частотой 400 Гц. благодаря технологии «Motionflow». Это просто космические показатели!
Для такого эффекта используется сопроцессор, который вставляет дополнительные кадры, сглаживая видео. Это хороший способ для плавного просмотра кино, однако совершенно не подходит для игр из-за чрезвычайно больших задержек в отображении кадров.
Время отклика пикселя, измеряемое в мс показывает сколько времени требуется пикселю, чтобы изменить свой цвет.
Подобно частоте обновления, быстрый отклик значительно влияет на производительность экрана. Высокое время отклика приводит к появлению размытия из-за неспособности пикселей быстро менять цвета.
Имейте ввиду, что некоторые люди не замечают разницу в несколько мс. Лучший способ убедится в правильном выборе – лично проверить его на практике. Добавим от себя, если вы имели опыт с игрой на мониторе с откликом в 1 мс, то разница с экраном в 4 мс будет не сильно заметно. В любом случае, малое время отклика сделает быстрые сцены в играх и фильмах максимально приятными.
Небольшой итог
И так, в конечном счете правильного ответа на вопрос «какая из технологий лучше», просто не существует. Все они имеют недостатки и преимущества.
Если вы ищете лучшую производительность за небольшие деньги, то ваш выбор – TN матрицы, которые являются самыми быстрыми и доступными в наше время.
IPS – идеальное решение для тех, кому необходимо максимальное качество картинки и не важна производительность. Конечно существуют и IPS панели с частотой в 144Гц, но стоят они дороже своих аналогов.
VA панели привлекательны для пользователей, которые хотят получить хорошую картинку и производительность по доступной цене. Но имейте ввиду, что VA матрицы не равны IPS по цветопередачи и не будут такими быстрыми как TN. К том уже у недорогих моделей наблюдаются проблемы с пересветом и шлейфами.
Если брать во внимание все вышесказанное, только вы можете решить, какая технология отвечает всем вашим потребностям.
Источник: ru.pickgamer.com